История архитектуры Москвы
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Периоды
[править] Со второй половины XVIII века до 1812 года
Становление классицизма в России принято связывать с приходом к власти имп. Екатерины II (1762). Её архит. политика в отношении М. отчасти компенсировала строит. затишье, начавшееся с петровского времени. Ко 2-й пол. 18 в. руинированное состояние Кремля, отсутствие каменной регулярной застройки и чётких границ города требовали срочных мероприятий. Учреждённая в 1762 Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы не способствовала кардинальным изменениям в градостроит. политике; в 1774 при этой комиссии был создан Отделённый, или Особый, деп-т (директор — П. Н. Кожин, гл. арх. — Н. Н. Легран) для разработки генплана развития «второй столицы». После согласования этого «прожектированного» плана с Екатериной II для его реализации был создан Каменный приказ (1775). Масштабные работы по урегулированию хаотичной застройки М. были направлены на преодоление её замкнутой ср.-век. системы и формирование регулярной сети кварталов. Согласно генплану, М. получала чёткие границы и новую структуру, на месте ветхих стен Белого города предполагалось проложить Бульварное кольцо с серией площадей на пересечении с осн. магистралями. Вдоль выпрямленного русла Неглинки проектировались кварталы сплошных фасадов, а создание Водоотводного канала позволяло контролировать уровень воды в Москве-реке. Предусматривалось дальнейшее развитие М. и деление её на 3 зоны: в пределах Белого города; «предместье», ограниченное Земляным валом, и выходящий за его границы «выгон». Выпрямление улиц сочеталось с подчёркиванием их прежней ориентации на церковные здания. Развивая сложившуюся структуру кольцевого и радиального направлений улиц, архитекторы стремились создать систему новых открытых пространств с ландшафтными зонами; отличит. чертой развития моск. архит. школы стало возникновение ансамблей улиц с разл. типами жилых и обществ. зданий, композиционно связанных с несколькими площадями.[1]
«Конфирмованный» план 1775, охватывающий благоустройство М. только в пределах Камер-Коллежского вала, фиксировал архит. произведения раннего классицизма — напр., здание Воспитательного дома на набережной Москвы-реки (1763-81, архитекторы К. И. Бланк, Ю. М. Фельтен и др.). Среди имп. заказов — строительство загородной резиденции Царицыно (арх. В. И. Баженов, затем М. Ф. Казаков) и Петровского подъездного дворца (Казаков); оба дворца отмечены модным тогда «псевдоготическим» духом. К наиболее значит. классицистич. постройкам Казакова в М. принадлежат (помимо здания Сената в Кремле) дом (дворец) генерал-губернатора гр. З. Г. Чернышёва (1778-82; перестроен в 1945), Колонный зал Дворянского (Благородного) собрания (1784), Бутырский тюремный замок (1784-92), Моск. ун-т на Моховой ул. (1786-93; реконструирован в 1817-19), Голицынская больница на Большой Калужской ул. (ныне Ленинский просп.; 1796—1801). Строгий классицизм в моск. архитектуре многообразен и представлен также зданиями воспитат., учебных, театральных, торговых, воен. заведений и т. д., отражавшими просветительские идеи эпохи. Составляя крупные архит. ансамбли, эти обществ. постройки формировали новый масштаб градостроит. ткани М.: здание Петровского театра (арх. Х. И. Розберг; не сохр.), ансамбль Кригскомиссариата на берегу Москвы-реки (1776-83, арх. Н. Н. Легран) — воен. комплекс, занявший целый квартал и оформлявший парадным фасадом гл. здания вид со стороны реки; проект Дж. Кваренги Старого гостиного двора (1789, осуществлён моск. архитекторами С. А. Кариным и И. А. Селеховым), Странноприимный дом графа Н. П. Шереметева на Большой Сухаревской пл., построенный (до 1803) арх. Е. С. Назаровым и завершённый Кваренги, — одно из лучших произведений моск. классицизма.[2]
Особого размаха строгий классицизм в М. достиг в храмовом строительстве, соединявшем новые и традиц. пространственные схемы. Первая церковь-ротонда рус. классицизма — ц. Филиппа Митрополита (1777-88) была построена С. А. Кариным по проекту М. Ф. Казакова(?). Мотив ротонды использован Казаковым также в проекте церкви в здании Голицынской больницы (1796—1801), в храме Вознесения на Гороховом поле (1788-93), ц. Космы и Дамиана на Маросейке (1791—1803) и др. В эпоху классицизма получает распространение 2-колоколенный тип храмов, прежде характерный для католич. церквей [церкви Сошествия Св. Духа на Лазаревском кладбище (1783-87, арх. Е. С. Назаров) и Успения на Могильцах (1791—1806, арх. Н. Н. Легран)]. Наиболее яркое выражение строгий классицизм нашёл в строительстве гор. усадеб; именно в эту эпоху в М. возникла и достигла расцвета культура классицистич. особняка. К кон. 18 — нач. 19 вв. выработалось неск. объёмно-планировочных типов гор. усадеб. В усадьбах первого типа гл. жилой дом вынесен на «красную линию» улицы, а весь комплекс служебных построек находится в глубине (дома М. П. Губина на Петровке, Р. Е. Татищева на Петровском бульваре, С. Б. Куракина на Новой Басманной ул.). В усадьбах второго типа дом располагается в глубине парадного двора и отделяется от улицы решёткой с парадными воротами (дома И. И. Барышникова на Мясницкой ул., А. К. Разумовского на Гороховом поле, И. И. Воронцова на Рождественке). Активно используется и схема «наугольного» дома, выходящего на 2 улицы и оформляющего угол между ними [дома с «наугольными» ротондами — И. И. Юшкова на Мясницкой ул. (арх. В. И. Баженов), В. П. Разумовской на Маросейке, А. К. Разумовского — Н. П. Шереметева на Воздвиженке]. Особое место среди частных построек М. кон. 18 в. занимает Дом Пашкова, одно из самых совершенных произведений рус. классицизма. Среди редких примеров сохранившихся интерьеров моск. жилого дома этой эпохи — знаменитые «Золотые комнаты» в усадьбе И. И. Демидова (1789-91, М. Ф. Казаков).[3]
Стиль моск. классицизма получил широкое распространение в подмосковных усадьбах, в том числе в принадлежавших графам Шереметевым Останкине и Кускове. Архитектура 1800-х гг. («допожарной М.») — наименее изученный период моск. классицизма; в эти годы работают воспитанники школы М. Ф. Казакова — Р. Р. Казаков, И. В. Еготов, А. Н. Бакарев и др. При сохранении общих тенденций архитектуры строгого классицизма появляются черты, характерные для наступающего нового стиля. Из обществ. построек этого десятилетия можно выделить ансамбль Гл. воен. госпиталя в Лефортове (1798—1802), созданный Еготовым [работал также в Китай-городе и в загородных резиденциях (ансамбль усадьбы Н. А. Дурасова Люблино, 1803, совм. с Р. Р. Казаковым; реконструкция усадьбы Царицыно и др.)].[4]
[править] С 1812 года до середины XIX века
Неповторимая архитектура «древней столицы» рубежа 18-19 вв. навсегда исчезла в пожаре 2-8(14-20).9.1812. Возрождённая из пепла, М. стала уже совершенно другим городом. Во время пожара выгорело 2/3 построек. После 1812 в архитектуре М. наступает эпоха ампира. В этот период разрабатывались и утверждались только парадные фасады, которые становились декорацией, скрывающей планировку зданий и нерегулярность дворовых фасадов. В 1813 была организована Комиссия для строения Москвы; здесь к 1817 был завершён проектный план развития М. Значит. роль в комиссии играл О. И. Бове, разработавший проект реконструкции центра с системой площадей вокруг Кремля и Китай-города. В должности гл. архитектора «фасадической части» он выполнил по собств. проекту реконструкцию Красной пл. с Торговыми рядами; создал Александровский сад (1819-22) на месте нижнего течения р. Неглинка вдоль Кремлёвской стены, Театральную пл. со зданием Большого Петровского театра (1821-24; перестроен); участвовал в оформлении Экзерциргауза (Манежа; 1825); возвёл Триумфальные ворота у Тверской заставы (1826-34), Градскую больницу на Большой Калужской ул. (1828-32). Из других его работ особенно значительна реконструкция церкви-ротонды в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке (1828-33).[5]
Значит. вклад в реконструкцию «послепожарной» М. внесли В. П. Стасов, Д. И. Жилярди, бр. А. Г. Григорьев и Д. Г. Григорьев, Е. Д. Тюрин и мн. др. Среди лучших работ Жилярди — перестроенное здание Моск. ун-та (1817-19), Екатерининский ин-т благородных девиц (1818-27), здания Ремесленного учебного заведения (1827-32) и Опекунского совета (1821-26, перестроено арх. М. Д. Быковским в 1846-49) Воспитательного дома. Одновременно он активно участвовал в усадебном строительстве в М.: дома П. М. Лунина на Никитском бульваре (1818-23) и С. С. Гагарина на Поварской ул. (1820-24), усадьба Усачёвых — Найдёновых на Земляном валу (1829-32); он же был автором строений в Кузьминках. С именем А. Г. Григорьева связывают моск. усадьбы Хрущёвых (1815-17) и Лопухиных (1817-22) на Пречистенке, и др. Тюрин, помимо благоустройства усадеб Царицыно, Нескучное, участвовал в реконструкции кремлёвских строений, а также Моск. ун-та, для которого он построил ц. Мц. Татианы. По его проекту в 1837-45 возведён грандиозный 5-главый собор в Елохове (см. Богоявленский патриарший собор) в русле позднего классицизма, но уже несущий в себе черты эклектизма.[6]
Для реконструкции М. Комиссия для строения разработала образцовые проекты, прежде всего — скромных домов с мезонинами, с лаконичной планировкой и небольшими палисадниками. Сама композиция 2-цветного фасада предельно упрощается; сочетание крупного портика с гладью стены, разделённой горизонтальными поэтажными тягами, определяет облик моск. «ампирного» дома. Плоскость фасада оживляется широким применением лепных деталей, введением арочных окон, расчленённых колонками или лопатками на 3 части под общим широким архивольтом с лепным фризом. Комиссия для строения Москвы регламентировала окраску зданий в светло-серые тона или светлые оттенки охры, их сочетание с белыми нарядными портиками или богато декорированными лентами фриза придавало небольшим особнякам монументальность.[7]
[править] С середины XIX века до 1917 года
К сер. XIX в. Москва приобрела стилистич. цельность, которой не ощущалось прежде. Центр. площади и гл. магистрали стали более просторными, а застройка кварталов более плотной. Сформировались Бульварное кольцо и Садовое кольцо, парадные обществ. и прогулочные зоны. Единые симметричные фасады возрождённой М. в центре дополняли классицистич. ансамбли 18 в., сохранившиеся на окраинах. Эта новая регулярная застройка в сочетании с зеленью садов, живописными уголками М., её храмами и монастырями создавала совершенно особый архит. облик города. С 1840-х гг. при сохранении прежнего масштаба 2-3-этажной застройки классицизм постепенно уступает место эклектизму, отмеченному в М. своеобразием. В качестве доминирующего стиля выступил русско-византийский стиль, неразрывно связанный с офиц. идеологией «народности». Именно в М., в соседстве с памятниками 15-17 вв., постройки этого стиля органично вошли в ансамбль города. Наиболее значительные из них связаны с именем К. А. Тона, возглавившего строительство ряда важных зданий в Московском Кремле и Христа Спасителя храма (1839-83), воздвигнутого в память победы в Отеч. войне 1812. Наряду с рус.-визант. стилем, в моск. архитектуре присутствовали и др. стилистич. направления — необарокко (дом А. Д. Черткова на Мясницкой ул., перестроенный в 1859—1863 А. В. Булгариным), неоренессанс [здание Николаевского ж.-д. вокзала (1844-51), ныне Ленинградский; по тому же проекту К. А. Тона, что и Московский вокзал в С.-Петербурге] и др. Доминантами гор. ансамбля оставались главы и колокольни храмов и монастырей.[8]
В 1870-90-е гг. идея реконструкции центра М. в формах «нац. стиля» реализуется в строительстве ряда зданий в русском стиле, основанном на переработке форм и мотивов 16-17 вв.; среди них — здания Политехнического музея (1875-77, архитекторы И. А. Монигетти, Н. А. Шохин; достраивалось в 1896 и 1907), характер пластич. обработки фасада которого воспроизводит приёмы декорации дерев. зодчества, и Исторического музея (1875-83, арх. В. О. Шервуд, инж. А. А. Семёнов). Со стороны Китай-города формирование ансамбля было завершено постройкой новых Верхних торговых рядов (1889-93, арх. А. Н. Померанцев, инж. В. Г. Шухов), представляющих собой комплекс из 3 пассажей, соединённых между собой переходами и скрытых за протяжёнными фасадами. Выдающимся памятником этого стиля в области частного строительства стал дом Н. В. Игумнова на Якиманке (1889-93, арх. Н. И. Поздеев).[9]
В пореформенный период урбанизация М. проходила форсированными темпами. В М. начался строит. бум: если в 1860-е гг. общее число строений в городе равнялось 18 тыс., то к исходу 19 в. — 74-75 тыс. Увеличивалась этажность застройки: в кон. 1890-х гг. в М. было св. 500 зданий, имевших 4 и более этажей. Стремительно сокращалась доля дерев. строений: уже в 1882 в границах Бульварного кольца их практически не осталось, а к нач. 20 в. дерев. застройка была полностью вытеснена к окраинам города, за пределы Садового кольца. Меняются и градостроит. принципы. С 1886 осуществляются меры по урегулированию застройки М.: выпрямление и расширение улиц, пробивка магистралей и т. д. Иерархич. различия между центром города и окраинами всё более нивелируются; вместо единственного центра развития М. появляется неск. очагов урбанизации. Новые ж.-д. вокзалы определили формирование транспортной сети города, вокруг них и ж.-д. станций группировались фабричные и заводские комплексы с казармами для рабочих. В историч. центре возводятся новые деловые и торговые здания и частные дома (в Китай-городе и др.) в разл. исторических стилях — неоренессанс (Междунар. банк на ул. Кузнецкий Мост, 1898, арх. С. С. Эйбушиц), неорококо (особняк М. И. Рекк на Пятницкой ул., 1897, арх. С. В. Шервуд), неоготики, придававшей моск. пейзажу романтич. оттенок (особняк З. Г. Морозовой на ул. Спиридоновка, 1893—1898, арх. Ф. О. Шехтель), экзотич. стиле «неомануэлино» (дом А. А. Морозова на Воздвиженке, 1894-99, арх. В. А. Мазырин) и др. Возводятся также многочисл. благотворительные, учебные и просветит. учреждения (училища, приюты, больницы), в архитектуре которых всецело господствует ордерная стилистика. В корпусах «Клинического городка» на Девичьем поле (проект под рук. арх. К. М. Быковского, 1886-94), Университетской б-ке (с 1896, Быковский), реконструиров. здании Строгановского уч-ща на Рождественке (1890-92, арх. С. У. Соловьёв) ордер предстаёт в ренессансной трактовке, повышенное внимание уделяется пластич. обработке плоскости фасада (бриллиантовый руст и т. д.). Принципиально иное решение демонстрирует здание Музея изящных искусств (ныне ГМИИ; 1898—1912, арх. Р. И. Клейн), выдержанное в типичной для музеев 19 в. стилистике неоклассицизма и включавшее прямые цитаты историч. памятников.[10]
Во 2-й пол. 19 в. в М. оказываются востребованными приёмы, направленные на увеличение полезной площади зданий и повышение их доходности (плотная застройка участка, группировка квартир вокруг лестничных клеток и т. д.). В 1900-10-х гг. дома в 5-8 этажей перестают быть редкостью, проектируются и строятся здания в 11-13 этажей, именуемые в прессе тех лет небоскрёбами, — 11-этажный дом в Большом Гнездниковском пер. (1912-13, арх. Э. Р. Нирнзее), 9-этажные доходные дома на Мясницкой ул. (1913, арх. Н. С. Курдюков) и др. Облик М. нач. 20 в. во многом определяется жилищным строительством — как массовым, так и индивидуальным. В 1900-е гг. с большим размахом возводились частные особняки: именно в них полнее всего реализовался стиль модерн с присущим ему стремлением к яркой индивидуальности и декоративной изысканности. К числу лучших его образцов принадлежат работы Л. Н. Кекушева и Ф. О. Шехтеля; последний также построил гостиницу «Боярский двор» на Старой пл. (1901-03), перестроил здание МХТ (1902). Крупнейшее здание модерна в М. — гостиница «Метрополь» (1899—1905, архитекторы В. Ф. Валькот, Кекушев и др.), фасады которой украшены майоликовыми панно по эскизам М. А. Врубеля и А. Я. Головина и скульптурным рельефом Н. А. Андреева. В нач. 20 в. наряду с модерном по-прежнему бытовал русский стиль, преим. в церковном зодчестве. Неорусский стиль, впитавший принципы формообразования, свойственные модерну, особенно распространился в старообрядческом храмостроении (арх. И. Е. Бондаренко); одним из признанных лидеров этого стиля был А. В. Щусев (собор Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители, 1908-12). Использование нац. форм в гражд. зодчестве проявилось в зданиях Ярославского (1902-04, арх. Шехтель) и Казанского (1913-40, арх. Щусев) вокзалов, также в доходном доме З. А. Перцовой на Пречистенской набережной (1904-07, по проекту худ. С. В. Малютина), где структура многоэтажного здания скрыта за живописной «теремной» декорацией. В архитектуре здания Ссудной казны в Настасьинском переулке (1913-16, арх. В. А. Покровский) «нац. стилистика» адаптирована к функциональным условиям совр. делового здания.[11]
На исходе 1900-х гг. в стилистике моск. архитектуры отмечается тенденция к преодолению былого декоративизма и форсированию структурного начала. В стиле т. н. рационального модерна работал Ф. О. Шехтель (типография П. П. Рябушинского «Утро России», 1907-09; дом Моск. купеческого об-ва на Новой пл., 1909-11). Но ещё более мощным потенциалом формирования единого архит. облика города обладал неоклассицизм 1910-х гг. (И. А. Иванов-Шиц, Шехтель, И. В. Жолтовский). После конкурса на здание «Музея 1812 года» (1910) русский ампир вошёл в творч. палитру моск. зодчих; его элементы присущи таким памятникам, как аудиторный корпус Московских высших женских курсов на Девичьем поле (1909-12, арх. С. У. Соловьёв, инж. В. Г. Шухов), доходный дом кн. С. А. Щербатова на Новинском бульваре (1911, арх. А. И. Таманян), Брянский вокзал (ныне Киевский вокзал; 1912-17, архитекторы И. И. Рерберг, В. К. Олтаржевский, инж. Шухов). Стремление к рационализации гор. быта порождает проекты жилых домов-комплексов, в которых объединяются жилые площади и вся необходимая инфраструктура (напр., доходный дом Строгановского уч-ща на Мясницкой ул., 1904-06, арх. Шехтель).[12]
С кон. 19 в. и особенно после 1905 Гор. дума проводила крупные градоустроит. работы. Территория М. прирастала фабричными окраинами, и в 1917 новой адм. границей города стала Окружная ж. д. (1903-08). Перед вокзалами формировались площади, имеющие большое градостроит. значение. В 1907-09 осуществлена программа засыпки прудов и забора под землю малых рек, благодаря чему возникли новые улицы (Новосущёвская, Новорязанская и др.). М., будучи торговым, финансовым и пром. центром России, застраивалась крупными зданиями банков, страховых компаний, торговых пассажей и доходных домов, училищ, больниц и т. д. Однако 1-я мировая война затормозила развитие М., а Окт. революция 1917 круто изменила судьбу города.[13]
[править] С 1991 года
Первым следствием перемен 1990-х гг. для архитектуры М. стало восстановление ряда разрушенных в годы сов. власти памятников: храма Христа Спасителя, Казанского собора, Иверской часовни и Воскресенских ворот на Красной пл. Одновременно на Манежной пл. велось строительство подземного торгового комплекса «Охотный ряд» (1995-97, архитекторы М. М. Посохин, Д. Л. Лукаев, скульптор З. К. Церетели) в русле постмодернизма. Реконструкция гостиницы «Балчуг» (1992, архитекторы В. В. Колосницын и др.) стала первым примером эклектичного «моск. стиля», следование которому до конца десятилетия было практически обязательным при строительстве в центре М. Образцами новой архитектуры могут служить жилой комплекс «Парк-Плейс» (1992, архитекторы Я. Б. Белопольский и др.) на Ленинском просп. и здание Инфобанка на просп. Вернадского (ныне банка «Славянский кредит»; 1998, архитекторы А. Л. Бавыкин, С. Н. Суетин).[14]
В 1999 разработан новый генплан развития М. до 2020, названный его создателями (во главе с арх. С. Б. Ткаченко) «генпланом возможностей». При либерализации экономики нужно было не только создать возможности для частного строительства, но и найти способ финансировать за счёт инвесторов муниципальные программы. Одним из следствий стала практика уплотняющей застройки. Ещё более пагубно на состоянии историч. ткани города сказалось отсутствие чётких норм: т. н. рядовые здания в массовом порядке надстраивались или сносились и заменялись либо приблизительными копиями, либо более крупными сооружениями в псевдоисторич. стилях. Подобная судьба постигла и мн. памятники архитектуры: охранное законодательство оказалось неспособно противостоять напору коммерч. интересов. Отсутствие продуманной программы распределения в городе объектов разл. назначения, ограничений на объём возводимых площадей в соответствии с существующей или запланированной инфраструктурой породило множество проблем, прежде всего транспортных. Важнейшим проектом 2000-х гг. было продолжающееся строительство комплекса небоскрёбов делового центра «Москва-Сити». К успехам градостроит. политики последних лет можно отнести осуществлённый вывод мн. пром. предприятий и освоение освобождённых ими территорий (комплекс «Даниловский форт», 2006-09, архитекторы С. А. Скуратов и др.) и благоустройство ряда старинных усадебных парков, а также долины Яузы с притоками. На территориях, присоединённых к М. в 1980-90-е гг., расположены усадьбы Виноградово, Знаменское-Садки, церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине (1672, перестроена в 1897), Рождества Христова в Черневе (между 1709 и 1722), Успения Богородицы (1823) и Свт. Николая (1826) в Косине, резиденция патриархов Московских и всея Руси и Преображенская ц. (1815-19) в Переделкине, дача С. Я. Левенсона в Новопеределкине (Ново-Переделкине; 1900-е гг., арх. Ф. О. Шехтель) и др. Достижения архитектуры М. 2000-х гг. в осн. связаны с узкой нишей «элитного» жилья и дорогих офисных зданий (постройки Скуратова и архит. бюро «Остоженка», и др.); редкий пример удачного проекта обществ. сооружения — здание Федерального арбитражного суда Моск. округа (2005-07, арх. В. И. Плоткин).[15]
С 2012 на расширившейся территории Москвы находятся мн. архит. памятники (с кон. 17 в.), в том числе Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь (1856; Троицкий собор, 1851-55), быв. Князь-Владимирский мон. в пос. Филимонки (1891, закрыт в 1920-е гг.; руины Троицкого собора, 1855-61), усадьбы Александрово в пос. Щапово (дом кон. 19 в., предположительно арх. Ф. О. Шехтель), Валуево, Вороново, Воскресенки в пос. Птичное (дом — ок. 1780), Изварино (гл. дом сер. 19 в.), Михайловское в дер. Новомихайловское (дом — 1776-84, арх. П. Р. Никитин или И. Е. Старов; пристройки 1880-х гг., арх. Н. В. Султанов), Остафьево, Роднево Д. И. Филиппова близ пос. Курилово (дом нач. 20 в., арх. Н. А. Эйхенвальд), Староникольское в пос. Первомайское (крестообразная в плане ц. Сошествия Св. Духа, 1709-10). Среди церквей кон. 17-18 вв.: бесстолпные одноглавые Рождества Христова в дер. Варварино (1689-92, неоготич. колокольня нач. 19 в.), Свт. Николая в с. Никольское (1692), Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Сальково (нач. 18 в.); типа «восьмерик на четверике» — Архангела Михаила в дер. Станиславль (1696), Троицы Живоначальной в пос. З-да Мосрентген (1696, перестроена в 1823), Св. Иоанна Богослова в с. Красное (1703-10; все в стиле московского барокко), Покровская ц. в дер. Юдановка (1722-26), Троицкая ц. в с. Васюнино (1735); барочная ц. Свт. Николая в с. Летово (1773-78) и др. Среди новейших построек — здание Моск. школы управления в Сколкове (2006—2010, арх. Д. Аджайе). С нач. 2000-х гг. возводятся объекты в инновационном центре «Сколково» (архитекторы Б. Бернаскони и др.).[16]