Архитектура Москвы в XVII веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Но­вый этап гра­до­строи­тель­ст­ва Москвы при­хо­дит­ся на цар­ст­во­ва­ние Бо­ри­са Фё­до­ро­ви­ча Го­ду­но­ва: ре­кон­ст­руи­ро­ва­лись крем­лёв­ские ук­ре­п­ле­ния, был вы­чи­щен Але­ви­зов ров по­строй­ки нач. 16 в. (про­хо­дил вдоль Крем­лёв­ской сте­ны по Крас­ной пл.), «зде­лан мост Ка­мен­ной з зуб­цы че­рез Не­глин­ну, про­тив Твер­ские ули­цы, и мель­ни­ца под ним», то есть по­лу­чил мо­ну­мен­таль­ное оформ­ле­ние один из гл. въез­дов на Крас­ную пл. — че­рез Вос­кре­сен­ские во­ро­та. Все эти но­вые эле­мен­ты моск. цен­тра хо­ро­шо вид­ны на из­вест­ном чер­те­же то­го вре­ме­ни, оза­глав­лен­ном «Крем­ле­на­град».[1]

По окон­ча­нии Смут­но­го вре­ме­ни вна­ча­ле про­во­ди­лись лишь вос­ста­но­вительные ра­бо­ты. Пол­но­стью сго­рев­ший внеш­ний по­яс ук­ре­п­ле­ний Москвы — Ско­ро­дом на­чал воз­ро­ж­дать­ся в 1618 году; бы­ла со­ору­же­на де­ревянная сте­на-ост­рог (1618 и 1633). В по­сле­дую­щие го­ды в чер­те За­мо­ск­во­ре­чья уст­рое­ны зем­ля­ные бас­тио­ны, а Ка­луж­ские и Сер­пу­хов­ские во­ро­та воз­ве­де­ны в кам­не. При­ни­ма­лись ме­ры и по упо­ря­до­чи­ва­нию в ря­до­вой за­строй­ке го­ро­да. По­сле по­жа­ра Ки­тай-го­ро­да (1626) царь Ми­ха­ил Фё­до­ро­вич по­ве­лел пе­ре­пи­сать и об­ме­рить все ули­цы, пе­ре­ул­ки и ту­пи­ки с тем, что­бы вер­нуть им ши­ри­ну, ко­то­рая бы­ла «до мо­с­ков­ско­го ра­зо­ре­нья». В 1629 от силь­но­го по­жа­ра по­стра­дал Бе­лый го­род, по­сле че­го в нём так­же бы­ли рас­ши­ре­ны ули­цы. Зем­ля­ной го­род об­нов­лял­ся по ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча в 1659; вос­ста­нав­ли­ва­лись ка­мен­ные ук­ре­п­ле­ния Бе­ло­го го­ро­да, Ки­тай-го­ро­да и Крем­ля.[2]

Ряд церк­вей был по­стро­ен во ис­пол­не­ние обе­тов, дан­ных во вре­мя борь­бы за ос­во­бо­ж­де­ние М. и Рос­сии от ино­пле­мен­ни­ков и пре­кра­ще­ния смуты внутри го­су­дар­ст­ва. К это­му кру­гу от­но­сят­ся со­бор-ре­ли­к­ва­рий для Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, воз­двиг­ну­тый на Крас­ной пл. ца­рём Ми­хаи­лом Фё­до­ро­ви­чем, ц. Вве­де­ния на Сре­тен­ке (по­строе­на в нач. 16 в., по­сле 1612 ре­кон­ст­руи­ро­ва­на на сред­ст­ва кн. Д. М. По­жар­ско­го; сне­се­на в 1924-25) и де­рев. шат­ро­вая По­кров­ская ц., воз­ве­дён­ная По­жар­ским в его за­го­род­ном име­нии — Мед­вед­ко­ве (за­ло­же­на в 1619, пе­ре­строе­на в кам­не до 1642). В 1620—1680-е гг. крем­лёв­ские баш­ни бы­ли над­строе­ны ка­мен­ны­ми ша­тра­ми; в 1680-е гг. сте­ны и баш­ни вы­бе­ле­ны из­ве­стью, что при­да­ло им бо́льшую цель­ность и уси­ли­ло до­ми­ни­рую­щую роль Крем­ля в струк­ту­ре го­ро­да. Так за­вер­ши­лось соз­да­ние яр­ко­го ар­хит. об­раза свя­щен­ной ци­та­де­ли М., об­рам­лён­ной «ко­ро­ной» из стен и лёг­ких строй­ных ба­шен, поч­ти со­всем ут­ра­тив­ших преж­ний су­ро­вый кре­по­ст­ной дух. Ка­мен­ные шат­ро­вые над­строй­ки по­лу­чи­ли и не­ко­то­рые др. баш­ни го­ро­да (Вос­кре­сен­ские 2-про­лёт­ные во­ро­та, слу­жив­шие гл. въез­дом в Ки­тай-го­род; ярус­ная 2-шат­ро­вая баш­ня, оформ­ляв­шая въезд на Все­хсвят­ский ка­мен­ный мост, ве­ду­щий в За­мо­ск­во­ре­чье).[3]

В 17 в. за­строй­ка внут­ри Зем­ля­но­го го­ро­да уп­лот­ни­лась, за его пре­де­ла­ми про­дол­жа­ли воз­ни­кать и раз­ви­вать­ся мно­го­числ. сло­бо­ды; для кон. 17 в. наи­бо­лее круп­ные по­се­ле­ния, свя­зан­ные с М., фик­си­ру­ют­ся до Твер­ских во­рот (ныне Пушкинская пл.) и совр. ул. Гру­зин­ский Вал на се­ве­ро-за­па­де, до рай­она совр. улиц Боль­шая и Сред­няя Пе­ре­яс­лав­ские, Боль­шая Поч­то­вая и др. на се­ве­ре и се­ве­ро-вос­то­ке, до улиц Школь­ная, Биб­лио­теч­ная, Марк­си­ст­ская, Во­рон­цов­ская, Боль­шие Ка­мен­щи­ки на юго-вос­то­ке. Рос­кошь цар­ской ре­зи­ден­ции (Крем­ля) ото­бра­жа­лась и в ар­хи­тек­ту­ре бо­га­тых уса­деб, ка­зён­ных дво­ров, мо­на­сты­рей, да­же при­ход­ских хра­мов. Цар­ские ре­зи­ден­ции воз­дви­га­лись и в при­го­ро­дах М. — де­рев. дво­рец Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча в с. Ко­ло­мен­ское (1667-70; ра­зо­бран в 1768, вос­соз­дан в 2007-10 на но­вом ме­сте по ис­то­рич. чер­те­жам, но с при­ме­не­ни­ем совр. тех­но­ло­гий), двор­цы в сё­лах Алек­се­ев­ское (1670-е гг.), Во­робь­ё­во (кон. 17 в.), Из­май­ло­во (сер. — 2-я пол. 17 в.), где бы­ли по­строе­ны так­же крас­но­кир­пич­ный с бе­лы­ми рез­ны­ми де­та­ля­ми, ук­ра­шен­ный по­ли­хром­ны­ми из­раз­ца­ми 5-гла­вый По­кров­ский со­бор (к 1679) и ц. Ио­а­са­фа Ца­ре­ви­ча (1687-88; сне­се­на).[4]

Осо­бый раз­мах и рос­кошь при­су­щи и объ­ек­там гос. на­зна­че­ния (Но­вый гос­ти­ный двор в Ки­тай-го­ро­де, 1665, перестраивался с 1789; го­су­да­ре­вы дво­ры — Пе­чат­ный, Пу­шеч­ный, Ко­ню­шен­ный, Ха­мов­ные и др.). Ок­ру­жён­ные ка­мен­ны­ми сте­на­ми, они вре­зались в ткань ря­до­вой по­сад­ской за­строй­ки, как и мо­на­стыр­ские ком­плек­сы. В не­ко­то­рых мо­на­сты­рях (напр., в Но­во­де­вичь­ем) на­ча­ли воз­во­дить вы­со­кие ко­ло­коль­ни; всё бо­лее за­мет­на ста­ла тен­ден­ция к гео­мет­рич. ре­гу­ляр­но­сти по­строе­ния (Дон­ской мон., по­лу­чив­ший пра­виль­ную квад­рат­ную фор­му с со­бо­ром в сре­дин­ной точ­ке). К сер. 17 в. скла­ды­ва­ет­ся но­вый тип при­ход­ско­го хра­ма — бес­столп­ная цер­ковь с сомк­ну­тым сво­дом, сна­ру­жи увен­чан­ным де­ко­ра­тив­ным 5-гла­ви­ем, во­дру­жён­ным на «гор­ку» ко­кош­ни­ков, с пыш­ным де­ко­ром, в том числе из­раз­цо­вым; час­то ря­дом воз­во­ди­лась шат­ро­вая ко­ло­коль­ня. Сре­ди та­ких по­стро­ек — церк­ви Трои­цы в Ни­кит­ни­ках (1631-53), Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы в Пу­тин­ках (1649-52), Ни­ко­лы на Бер­се­нев­ке (1656-57), Гри­го­рия Нео­ке­са­рий­ско­го на По­лян­ке (1662-79), Ни­ко­лы в Пы­жах (1670-72; по др. све­де­ни­ям, 1647-57), Ад­риа­на и На­та­лии в Ме­щан­ской сло­бо­де (1672; сне­се­на в 1936), Ни­ко­лы в Ха­мов­ни­ках (1679—1682). В по­след­ней тре­ти 17 в. по­яв­ля­ют­ся хра­мы в сти­ле на­рыш­кин­ско­го барокко, для ко­то­рых час­то ха­рак­тер­ны цен­трич. ком­по­зи­ция («вось­ме­рик на чет­ве­ри­ке») и бо­га­тый де­кор с обиль­ным, но ещё не очень стро­гим при­ме­не­ни­ем ор­дер­ных форм. Сре­ди них — ц. Вос­кре­се­ния в Ка­да­шах (1687—1713), ц. Ни­ко­ла Боль­шой Крест близ Иль­ин­ских во­рот (1680-е гг.; сне­се­на в 1933), по­стро­ен­ная на сред­ст­ва боя­ри­на Л. К. На­рыш­ки­на ц. По­кро­ва в Фи­лях (1690-93) и но­ва­тор­ская по ар­хит. фор­ме ц. Ус­пе­ния на По­кров­ке (1696-99; сне­се­на в 1935—1936). Уни­каль­ный па­мят­ник зод­че­ст­ва это­го вре­ме­ни — Свя­тые во­ро­та Кру­тиц­ко­го по­дво­рья.[5]

История архитектуры Москвы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Личные инструменты