Архитектура Москвы в XVII веке
Материал из Documentation.
Новый этап градостроительства Москвы приходится на царствование Бориса Фёдоровича Годунова: реконструировались кремлёвские укрепления, был вычищен Алевизов ров постройки нач. 16 в. (проходил вдоль Кремлёвской стены по Красной пл.), «зделан мост Каменной з зубцы через Неглинну, против Тверские улицы, и мельница под ним», то есть получил монументальное оформление один из гл. въездов на Красную пл. — через Воскресенские ворота. Все эти новые элементы моск. центра хорошо видны на известном чертеже того времени, озаглавленном «Кремленаград».[1]
По окончании Смутного времени вначале проводились лишь восстановительные работы. Полностью сгоревший внешний пояс укреплений Москвы — Скородом начал возрождаться в 1618 году; была сооружена деревянная стена-острог (1618 и 1633). В последующие годы в черте Замоскворечья устроены земляные бастионы, а Калужские и Серпуховские ворота возведены в камне. Принимались меры и по упорядочиванию в рядовой застройке города. После пожара Китай-города (1626) царь Михаил Фёдорович повелел переписать и обмерить все улицы, переулки и тупики с тем, чтобы вернуть им ширину, которая была «до московского разоренья». В 1629 от сильного пожара пострадал Белый город, после чего в нём также были расширены улицы. Земляной город обновлялся по указу царя Алексея Михайловича в 1659; восстанавливались каменные укрепления Белого города, Китай-города и Кремля.[2]
Ряд церквей был построен во исполнение обетов, данных во время борьбы за освобождение М. и России от иноплеменников и прекращения смуты внутри государства. К этому кругу относятся собор-реликварий для Казанской иконы Божией Матери, воздвигнутый на Красной пл. царём Михаилом Фёдоровичем, ц. Введения на Сретенке (построена в нач. 16 в., после 1612 реконструирована на средства кн. Д. М. Пожарского; снесена в 1924-25) и дерев. шатровая Покровская ц., возведённая Пожарским в его загородном имении — Медведкове (заложена в 1619, перестроена в камне до 1642). В 1620—1680-е гг. кремлёвские башни были надстроены каменными шатрами; в 1680-е гг. стены и башни выбелены известью, что придало им бо́льшую цельность и усилило доминирующую роль Кремля в структуре города. Так завершилось создание яркого архит. образа священной цитадели М., обрамлённой «короной» из стен и лёгких стройных башен, почти совсем утративших прежний суровый крепостной дух. Каменные шатровые надстройки получили и некоторые др. башни города (Воскресенские 2-пролётные ворота, служившие гл. въездом в Китай-город; ярусная 2-шатровая башня, оформлявшая въезд на Всехсвятский каменный мост, ведущий в Замоскворечье).[3]
В 17 в. застройка внутри Земляного города уплотнилась, за его пределами продолжали возникать и развиваться многочисл. слободы; для кон. 17 в. наиболее крупные поселения, связанные с М., фиксируются до Тверских ворот (ныне Пушкинская пл.) и совр. ул. Грузинский Вал на северо-западе, до района совр. улиц Большая и Средняя Переяславские, Большая Почтовая и др. на севере и северо-востоке, до улиц Школьная, Библиотечная, Марксистская, Воронцовская, Большие Каменщики на юго-востоке. Роскошь царской резиденции (Кремля) отображалась и в архитектуре богатых усадеб, казённых дворов, монастырей, даже приходских храмов. Царские резиденции воздвигались и в пригородах М. — дерев. дворец Алексея Михайловича в с. Коломенское (1667-70; разобран в 1768, воссоздан в 2007-10 на новом месте по историч. чертежам, но с применением совр. технологий), дворцы в сёлах Алексеевское (1670-е гг.), Воробьёво (кон. 17 в.), Измайлово (сер. — 2-я пол. 17 в.), где были построены также краснокирпичный с белыми резными деталями, украшенный полихромными изразцами 5-главый Покровский собор (к 1679) и ц. Иоасафа Царевича (1687-88; снесена).[4]
Особый размах и роскошь присущи и объектам гос. назначения (Новый гостиный двор в Китай-городе, 1665, перестраивался с 1789; государевы дворы — Печатный, Пушечный, Конюшенный, Хамовные и др.). Окружённые каменными стенами, они врезались в ткань рядовой посадской застройки, как и монастырские комплексы. В некоторых монастырях (напр., в Новодевичьем) начали возводить высокие колокольни; всё более заметна стала тенденция к геометрич. регулярности построения (Донской мон., получивший правильную квадратную форму с собором в срединной точке). К сер. 17 в. складывается новый тип приходского храма — бесстолпная церковь с сомкнутым сводом, снаружи увенчанным декоративным 5-главием, водружённым на «горку» кокошников, с пышным декором, в том числе изразцовым; часто рядом возводилась шатровая колокольня. Среди таких построек — церкви Троицы в Никитниках (1631-53), Рождества Богородицы в Путинках (1649-52), Николы на Берсеневке (1656-57), Григория Неокесарийского на Полянке (1662-79), Николы в Пыжах (1670-72; по др. сведениям, 1647-57), Адриана и Наталии в Мещанской слободе (1672; снесена в 1936), Николы в Хамовниках (1679—1682). В последней трети 17 в. появляются храмы в стиле нарышкинского барокко, для которых часто характерны центрич. композиция («восьмерик на четверике») и богатый декор с обильным, но ещё не очень строгим применением ордерных форм. Среди них — ц. Воскресения в Кадашах (1687—1713), ц. Никола Большой Крест близ Ильинских ворот (1680-е гг.; снесена в 1933), построенная на средства боярина Л. К. Нарышкина ц. Покрова в Филях (1690-93) и новаторская по архит. форме ц. Успения на Покровке (1696-99; снесена в 1935—1936). Уникальный памятник зодчества этого времени — Святые ворота Крутицкого подворья.[5]