Архитектура Москвы в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Периоды

[править] 1918—1932 годы

Вско­ре по­сле то­го как в мар­те 1918 М. бы­ла объ­яв­ле­на сто­ли­цей РСФСР, на­ча­лась под­го­тов­ка пла­на её ре­кон­ст­рук­ции. Раз­ра­бо­тан­ный в 1918-23 под рук. А. В. Щусева план «Но­вая Москва» пред­по­ла­гал рас­чи­ст­ку го­ро­да от хао­тич­ной за­строй­ки 2-й пол. 19 — нач. 20 вв., вы­яв­ле­ние ис­то­рич. пла­ни­ров­ки и её раз­ви­тие в со­от­вет­ст­вии с совр. ну­ж­да­ми. Он пре­ду­смат­ри­вал зна­чит. уп­лот­не­ние улич­но-до­рож­ной се­ти: за­мы­ка­ние Буль­вар­но­го коль­ца в За­мо­ск­во­ре­чье, соз­да­ние но­вых транс­порт­ных по­лу­ко­лец и ко­лец, про­клад­ку хор­до­вых и ря­да но­вых ра­ди­аль­ных ма­ги­ст­ра­лей, в чис­ле ко­то­рых бы­ла на­ме­че­на трас­са бу­ду­ще­го Но­во­го Ар­ба­та. Сре­ди др. идей это­го пла­на, по­вли­яв­ших на даль­ней­шее раз­ви­тие М., — оп­ре­де­ле­ние мес­та для гл. гру­зо­во­го пор­та (по­стро­ен­ный позд­нее Юж. порт) и кон­цен­тра­ция пром-сти в юж. час­ти М., раз­ме­ще­ние об­ще­го­род­ско­го спор­тив­но­го цен­тра в рай­оне Во­робь­ё­вых гор, а так­же со­зда­ние 3 «зе­лё­ных клинь­ев», ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ли дос­туп све­же­го воз­ду­ха в центр го­ро­да. На про­тя­же­нии 1920-х гг. раз­ви­вал­ся и по­яс по­сёл­ков-са­дов, из ко­то­рых со­хра­нил­ся толь­ко Со­кол. Из за­пла­ни­ро­ван­ных ан­самб­лей был реа­ли­зо­ван лишь ком­плекс Всерос. с.-х. и кус­тар­но-пром. вы­став­ки (1923), на ос­но­ве ко­то­ро­го впо­след­ст­вии был соз­дан Центр. парк куль­ту­ры и от­ды­ха им. Горь­ко­го, но б. ч. эле­мен­тов пла­на «Но­вая Мо­ск­ва» пе­ре­шла в Схе­му ма­ги­ст­ралей и зе­лёных на­са­ж­де­ний но­во­го пла­на — «Боль­шая Москва» (1921-25, инж. С. С. Шес­та­ков и др.). Этот план был рас­счи­тан на дли­тель­ную пер­спек­ти­ву и пред­по­ла­гал рас­ши­ре­ние са­мо­го го­ро­да и раз­ви­тие его свя­зей с при­ле­гаю­щи­ми тер­ри­то­рия­ми по ме­ре рос­та на­се­ле­ния: до 4 млн чел. к 1945 и 6 млн чел. к 1960. Пред­ла­га­лось соз­дать во­круг М. 2 коль­ца го­ро­дов-спут­ни­ков, а су­ще­ст­вую­щую тер­ри­то­рию М. пре­вра­тить в Центр. гор. зо­ну. 1-я Ок­руж­ная ж. д., пе­ре­дав свои функ­ции 2-й Ок­руж­ной, рас­по­ло­жен­ной на рас­стоя­нии 27-30 км от цен­тра, ос­во­бо­ж­да­лась для пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок и пре­вра­ща­лась в зо­ну со­сре­до­то­че­ния ву­зов­ских и на­уч. го­род­ков, боль­нич­ных и са­на­тор­ных ком­плек­сов, а так­же по­сёл­ков-са­дов для мас­со­во­го рас­се­ле­ния жи­те­лей. Раз­ветв­лён­ная транс­порт­ная сеть (по пла­ну «Боль­шая Мо­ск­ва») с её сис­те­мой дуб­лё­ров осн. ма­ги­ст­ра­лей (ра­ди­аль­ных и коль­це­вых) и хор­до­вых и сег­мент­ных свя­зок оп­ре­де­ля­ла мес­та для но­во­го строи­тель­ст­ва. В цен­тре по Крем­лёв­ско­му (во­круг Крем­ля и Ки­тай-го­ро­да) и Куз­нец­ко­му по­лу­коль­цам ста­ли воз­во­дить­ся но­вые адм. и об­ществ. зда­ния с ар­хит. ак­цен­та­ми в точ­ках пе­ре­се­че­ния с наи­бо­лее зна­чи­мы­ми ра­ди­аль­ны­ми ма­ги­ст­ра­ля­ми и их дуб­лё­ра­ми. При­ня­тое для цен­тра М. ог­ра­ни­че­ние вы­со­ты но­вой за­строй­ки 5 эта­жа­ми за­ста­ви­ло от­ка­зать­ся от за­яв­лен­ных в про­ек­тах ба­шен над зда­ния­ми Гос­тор­га на Мяс­ниц­кой ул. (1925-27, арх. Б. М. Ве­ли­ков­ский), газ. «Из­вес­тия» на Стра­ст­ной (ны­не Пуш­кин­ской) пл. (1925-27, арх. Г. Б. Бар­хин), Ин-та В. И. Ле­ни­на на Со­вет­ской (ны­не Твер­ской) пл. (1925-27, арх. С. Е. Чер­ны­шёв; ны­не Рос. гос. ар­хив со­ци­аль­но-по­ли­тич. ис­то­рии), что сни­зи­ло их вы­ра­зи­тель­ность. Для рас­се­ле­ния слу­жа­щих бы­ли пред­на­зна­че­ны до­пол­нит. коль­ца и по­лу­коль­ца ме­ж­ду Куз­нец­ким по­лу­коль­цом и Буль­вар­ным коль­цом, а так­же ме­ж­ду Буль­вар­ным коль­цом и Са­до­вым коль­цом. По этим вто­ро­сте­пен­ным трас­сам раз­мес­ти­лись коо­пе­ра­тив­ные жи­лые до­ма (2-я пол. 1920-х — нач. 1930-х гг.). Круп­ней­шим жи­лым ком­плек­сом это­го вре­ме­ни стал дом ВЦИК и СНК (т. н. Дом на на­бе­реж­ной; 1928-31, арх. Б. М. Ио­фан при участии Д. М. Иофа­на). На не­осу­ще­ст­в­лён­ное Но­вое буль­вар­ное коль­цо бы­ли ори­ен­ти­ро­ва­ны клуб за­во­да «Кау­чук» (1927-29, арх. К. С. Мель­ников), Крас­но­пре­снен­ский уни­вер­маг (1927, ар­хи­тек­то­ры бр. Вес­ни­ны), клуб им. Зуе­ва (1927-29, арх. И. А. Го­ло­сов; стек­лян­ный ци­линдр дол­жен был от­ме­чать пе­ре­крё­сток Но­во­го буль­вар­но­го коль­ца с пла­ни­ро­вав­шей­ся ра­ди­аль­ной трас­сой от ул. Боль­шая Дмит­ров­ка в Коп­те­во), хле­бо­за­вод на Пре­снен­ском Ва­лу (1932, инж. Г. П. Мар­са­ков) и ряд др. со­ору­же­ний и ком­плек­сов. Круп­ные на­уч. и ву­зов­ские го­род­ки на­ча­ли стро­ить­ся ме­ж­ду Но­вым буль­вар­ным коль­цом и Пар­ко­вым коль­цом, с при­вяз­кой к стан­ци­ям Ок­руж­ной и внут­ри­го­род­ских уча­ст­ков ра­ди­аль­ных же­лез­ных до­рог. Ком­плек­сы сту­денч. об­ще­жи­тий (1929-31) воз­ник­ли во Все­хсвят­ском, в До­ро­го­ми­ло­ве и Ле­фор­то­ве, где на мес­те быв. Ан­нен­гоф­ской ро­щи был спла­ни­ро­ван 1-й сов. нау­ко­град, объ­е­ди­няв­ший ком­плек­сы Элек­тро­тех­нич. и Энер­ге­тич. ин-тов (1929-30), Ин-та свя­зи (1931-36) и Центр. аэ­ро­гид­ро­ди­на­мич. ин-та (1924-31) на др. бе­ре­гу Яу­зы. По­лу­чил раз­ви­тие ан­самбль Ти­ми­ря­зев­ской с.-х. ака­де­мии (1927-31). Бы­ли осу­ще­ст­в­ле­ны и др. но­ва­тор­ские про­ек­ты 2-й пол. 1920-х гг., в том числе до­мов-ком­мун и ра­бо­чих клу­бов, так­же един­ствен­ная в СССР по­ст­рой­ка франц. арх. Ле Кор­бю­зье (зда­ние Цен­тро­сою­за, 1928-36, при уча­стии Н. Я. Кол­ли).[1]

[править] 1933—1953 годы

Ко­нец эпо­хе ар­хит. аван­гардизма по­ло­жи­ло про­воз­гла­ше­ние в 1933 году кур­са на «ос­вое­ние клас­сич. на­сле­дия», пер­вым при­ме­ром во­пло­ще­ния ко­то­ро­го стал дом на Мо­хо­вой ул. (1932-34, арх. И. В. Жолтовский). По­во­рот­ным пунк­том в раз­ви­тии М. и эво­лю­ции ар­хит. сти­ля ста­ло ут­вер­жде­ние в 1934 про­ек­та Двор­ца Со­ве­тов (ар­хи­тек­то­ры Б. М. Иофан, В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх) в ви­де увен­чан­ной скульп­ту­рой В. И. Ле­ни­на мно­го­ярус­ной баш­ни, вы­рас­таю­щей из вы­со­ко­го пря­мо­уголь­но­го сти­ло­ба­та (об­щая выс. св. 400 м). Имен­но это зда­ние, на­хо­дясь ещё в ста­дии про­ек­ти­ро­ва­ния, слу­жи­ло аб­со­лют­ной гра­до­стро­ит. и сти­ле­вой до­ми­нан­той в ре­аль­но строя­щем­ся го­ро­де. При­ня­тый в 1935 ген­план ре­кон­ст­рук­ции М. (ар­хи­тек­то­ры В. Н. Се­мё­нов, С. Е. Чер­ны­шёв) пред­по­ла­гал соз­да­ние в те­че­ние 10 лет ве­ли­че­ст­вен­но­го го­ро­да-ан­самб­ля. Тер­ри­то­рия М. уве­ли­чи­ва­лась с 28,5 до 60 тыс. га, при­чём осн. на­прав­ле­ни­ем раз­ви­тия бы­ло вы­бра­но юго-за­пад­ное. Что­бы Дво­рец Со­ве­тов был ви­ден да­же с ок­ра­ин, вся но­вая за­строй­ка долж­на бы­ла гар­мо­ни­ро­вать с его ар­хи­тек­ту­рой. Осн. пла­ни­ро­воч­ной еди­ни­цей стал круп­ный (7-15 га) квар­тал, за­стро­ен­ный 7-10-этаж­ны­ми до­ма­ми. Эти но­вые квар­та­лы пе­ре­кры­ли мно­же­ст­во су­ще­ст­вую­щих пе­ре­ул­ков, вклю­чая на­ме­чен­ные трас­сы дуб­лё­ров; улич­но-до­рож­ная сеть ста­ла бо­лее чёт­кой и раз­ре­жен­ной. Для ус­ко­ре­ния соз­да­ния об­раза со­циа­ли­стич. сто­ли­цы строи­тель­ст­во бы­ло со­сре­до­то­че­но на гл. ма­ги­ст­ра­лях: ул. Горь­ко­го (ны­не Твер­ская) и Ле­нин­град­ском просп., ули­цах Боль­шая По­лян­ка, Боль­шая Ка­луж­ская (ны­не Ле­нин­ский просп.) и 1-я Ме­щан­ская (ны­не просп. Ми­ра), ко­то­рые спрям­ля­лись и рас­ши­ря­лись. Осо­бую роль об­ре­та­ло Са­до­вое коль­цо, ос­во­бо­ж­дав­шее­ся от буль­ва­ров и тор­це­вых зда­ний (в том числе Су­ха­ре­вой баш­ни и Крас­ных во­рот). Оно пре­вра­ща­лось в не­пре­рыв­ную па­рад­ную ма­ги­ст­раль, дос­ти­гав­шую ши­ри­ны 120 м; на пе­ре­се­че­ни­ях с ра­ди­аль­ны­ми ули­ца­ми соз­да­ва­лись об­шир­ные пло­ща­ди, от­ме­чен­ные вер­ти­каль­ны­ми до­ми­нан­та­ми. Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось так­же оформ­ле­нию и за­строй­ке на­бе­реж­ных Мо­ск­вы-ре­ки, став­шей пол­но­вод­ной по­сле пус­ка ка­на­ла име­ни Мо­ск­вы в 1937; строи­лись но­вые мос­ты (Боль­шой Ка­мен­ный мост, 1936-38, ар­хи­тек­то­ры В. А. Щу­ко, В. Г. Гельф­рейх, М. А. Мин­кус, инж. Н. Я. Кал­мы­ков, и др.). Важ­ной ча­стью ген­пла­на 1935 бы­ло строи­тель­ст­во мет­ро­по­ли­те­на, на­чав­шее­ся ещё в 1933. Сре­ди луч­ших ар­хит. со­ору­же­ний — стан­ции мет­ро «Кро­пот­кин­ская» (1935) и «Мая­ков­ская» (1938-39, обе — арх. А. Н. Душ­кин), вы­полнен­ные в сти­ле ар де­ко, Сев. реч­ной вокзал (1937, арх. А. М. Рух­ля­дев и др.), шлюз на Яу­зе (1937-39, арх. Г. П. Гольц). В со­от­вет­ст­вии с пла­ном бы­ли соз­да­ны Цент­раль­ный и рай­он­ные пар­ки куль­ту­ры и от­ды­ха, а так­же ан­самбль ВСХВ (1939-41). Од­на­ко реа­ли­за­ция ген­пла­на шла с от­ста­ва­ни­ем: к 1940 б. ч. круп­ных про­ек­тов ос­та­ва­лась не­осу­ще­ст­в­лён­ной. То­таль­ный снос церк­вей по осн. ули­цам и пло­ща­дям М. ни­чем не был ком­пен­си­ро­ван, так как тог­да не воз­ник­ло ни од­но­го зна­чи­мо­го ан­самб­ля, за ис­клю­че­ни­ем зда­ния ЦТКА с пл. Ком­му­ны (ныне Суворов­ская пл.; 1934-40, ар­хи­тек­то­ры К. С. Ала­бян, В. Н. Сим­бир­цев). Из ог­ром­но­го ка­ре Нар­ком­во­ен­мо­ра, ко­то­рое долж­но бы­ло пре­об­ра­зить про­стран­ст­во Ар­бат­ской пл., ли­шён­ное сто­яв­ших на ней хра­мов, был по­стро­ен лишь вто­ро­сте­пен­ный кор­пус с баш­ней (1934-38, ар­хи­тек­то­ры Л. В. Руд­нев, В. О. Мунц). Ни­чем не увен­ча­лось пла­то Ле­нин­ских гор, и прак­ти­че­ски не бы­ло на­ча­то ос­вое­ние юго-зап. рай­она, где по ген­пла­ну в сво­бод­но рас­ки­ну­тых и про­ни­зан­ных зе­ле­нью квар­та­лах пред­по­ла­га­лось рас­се­лить 1,5 млн мо­ск­ви­чей. Все эти за­да­чи пе­ре­шли в от­кор­рек­ти­ро­ван­ный в 1945 ва­ри­ант ген­пла­на. Мн. но­во­строй­ки, воз­ве­де­ние ко­то­рых бы­ло пре­рва­но вой­ной, при за­вер­ше­нии об­ре­ли иные сти­ле­вые чер­ты, ус­лов­но на­зы­вае­мые «ста­лин­ским ам­пи­ром» (или «сти­лем три­умф»). Его по­бед­ная сти­ли­сти­ка опи­ра­лась на на­сле­дие Древ­не­го Ри­ма, фор­мы др.-рус. зод­че­ст­ва и ар­хи­тек­ту­ры рус. клас­си­циз­ма, осо­бен­но им­пер­ско­го С.-Пе­тер­бур­га. Пре­ж­де все­го но­вые сти­ли­стич. чер­ты про­яви­лись в ар­хи­тек­ту­ре мет­ро, строи­тель­ст­во ко­то­ро­го во­зоб­но­ви­лось в 1943.[2]

Апо­ге­ем по­сле­во­ен­но­го сти­ля, впи­тав­ше­го чер­ты и фор­мы ев­роп., амер. и др.-рус. ар­хи­тек­ту­ры, был ве­нок вы­сот­ных зда­ний, опоя­сав­ших центр М.: жи­лой дом на Ко­тель­ни­че­ской на­бережной (1938—1940, 1948-52, ар­хи­тек­то­ры Д. Н. Чечулин, А. К. Ро­стковский, инж. Л. М. Гохман), адм. зда­ние на Смо­лен­ской-Сен­ной пл. (1948-52, ар­хи­тек­то­ры В. Г. Гельф­рейх, М. А. Мин­кус, инж. Г. М. Ли­ма­нов­ский), жи­лой дом на Куд­рин­ской пл. (1948-54, ар­хи­тек­то­ры М. В. По­со­хин, А. А. Мндо­янц, инж. М. Н. Во­хом­ский), гос­ти­ни­ца «Ле­нин­град­ская» на Ка­лан­чёв­ской ул. (1949-52, ар­хи­тек­то­ры Л. М. По­ля­ков, А. Б. Бо­рец­кий), ком­плекс МГУ на Ле­нин­ских го­рах (пер­во­на­чаль­но про­ек­ти­ро­вал­ся как гос­ти­ни­ца; 1949-53, ар­хи­тек­то­ры Л. В. Руд­нев, С. Е. Чер­ны­шёв, П. В. Аб­ро­си­мов, А. Ф. Хря­ков, В. Н. На­со­нов), адм. и жи­лое зда­ние у Крас­ных во­рот (1949-52, ар­хи­тек­то­ры А. Н. Душ­кин, Б. С. Ме­зен­цев, инж. В. М. Аб­ра­мов), гос­ти­ни­ца «Ук­раи­на» (1949-52, ар­хи­тек­то­ры А. Г. Морд­ви­нов и др., инж. П. А. Кра­силь­ни­ков). Они долж­ны бы­ли соз­дать в го­ро­де но­вую сис­те­му ви­зу­аль­ных ори­ен­ти­ров. Зда­нию на Ле­нин­ских го­рах пред­на­зна­ча­лась роль гра­до­стро­ит. до­ми­нан­ты но­во­го Юго-Зап. р-на; за­ду­ман­ная Б. М. Ио­фа­ном (1948) и раз­ви­тая Руд­не­вым пла­ни­ров­ка пре­ду­смат­рива­ла 3-осе­вое по­строе­ние ан­самб­ля. На про­ек­ти­ро­ва­нии осн. за­строй­ки Юго-Зап. р-на по­сле воз­ве­де­ния спорт­ком­плек­са в Луж­ни­ках со­сре­до­то­чил­ся А. В. Вла­сов (1950-55).[3]

[править] 1954—1990 годы

За­вер­ше­ние со­ору­же­ния вы­сот­ных зда­ний и об­нов­лён­но­го ан­самб­ля ВСХВ при­шлось на вре­мя сме­ны вла­сти в СССР. Уже в но­яб. 1954 Н. С. Хру­щёв объ­я­вил борь­бу с «ар­хит. из­ли­ше­ст­ва­ми», пе­ре­ход на ин­ду­ст­ри­аль­ные ме­то­ды строи­тель­ст­ва и, как след­ст­вие, из­ме­не­ние язы­ка ар­хи­тек­ту­ры. В 1954 бы­ла по­став­ле­на за­да­ча в ко­рот­кие сро­ки раз­ре­шить ост­рей­ший жи­лищ­ный кри­зис (след­ст­вие «уп­лот­не­ний» и не­дос­та­точ­но­го строи­тель­ст­ва но­во­го жи­лья за го­ды ин­ду­ст­риа­ли­за­ции), пе­ре­се­лив лю­дей из ком­му­на­лок, под­ва­лов и ба­ра­ков в не­боль­шие, но от­дель­ные квар­ти­ры. На ок­раи­нах долж­но бы­ло на­чать­ся мас­со­вое строи­тель­ст­во жи­лья по ти­по­вым про­ек­там, рас­счи­тан­но­го на срок служ­бы 20-25 лет. При­ори­тет эко­но­мич. по­ка­за­те­лей над эс­те­тич. тре­бо­ва­ния­ми при­вёл к по­пыт­кам во­об­ще «от­ме­нить» ар­хи­тек­ту­ру, но в ито­ге за­ста­вил об­ра­тить­ся как к на­сле­дию функ­цио­на­лиз­ма 1920-х гг., так и к совр. за­ру­беж­но­му опы­ту. К вос­то­ку от Ле­нин­ско­го просп. на зем­лях дер. Че­рё­муш­ки в 1956-58 был вы­стро­ен экс­пе­ри­мен­таль­ный 9-й квар­тал (ав­то­ры Н. А. Ос­тер­ман, С. В. Ля­щен­ко, Г. П. Пав­ло­ва и др.) с 4- и 9-этаж­ны­ми блоч­ны­ми до­ма­ми. На сме­ну квар­та­лу с пе­ри­мет­раль­ной за­строй­кой при­шла но­вая пла­ни­ро­воч­ная кон­цеп­ция мик­ро­рай­она, вклю­чаю­ще­го не­об­хо­ди­мую со­ци­аль­ную ин­фра­струк­ту­ру. Мик­ро­рай­оны груп­пи­ру­ют­ся в рай­он, в об­ществ. цен­тре ко­то­ро­го, при­вязан­ном к транс­порт­но­му уз­лу, со­сре­до­то­че­ны пред­при­ятия об­слу­жи­ва­ния (уни­вер­маг, ки­но­те­атр, биб­лио­те­ка, по­ли­кли­ни­ка и т. п.).[4]

Но­вая кон­цеп­ция раз­ви­тия М. по­требо­ва­ла зна­чит. рас­ши­ре­ния тер­ри­то­рии — с 325 км2 до 885 км2; в 1960 адм. гра­ни­цей М. ста­но­вит­ся Коль­це­вая ав­то­до­ро­га. С из­ме­не­ни­ем гра­ниц М. на её тер­ри­то­рии ока­за­лись, по­ми­мо быв. с. Ко­ло­мен­ское и ре­зи­ден­ции Ца­ри­цы­но, мн. па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры: быв. Ни­ко­ло-Пе­ре­рвин­ский мо­на­стырь, церк­ви с кон. 16 в. (Тро­иц­кие в Хо­ро­шё­ве, Конь­ко­ве, Тро­ице-Лы­ко­ве, Свиб­ло­ве; Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы в Веш­ня­ках, Свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба в Зю­зи­не, Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла в Тро­па­рё­ве, Свт. Ни­ко­лая в Трое­ку­ро­ве, ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» в Пе­ро­ве и др.), усадь­бы Ал­туфь­е­во, Брат­це­во, Во­рон­цо­во, Кузь­мин­ки, Кус­ко­во, Люб­ли­но, По­кров­ское-Стреш­не­во, Уз­кое, Че­рё­муш­ки-Зна­мен­ское, Ясе­не­во и др.[5]

Го­род был раз­де­лён на 8 пла­ни­ро­воч­ных зон, в ка­ж­дой из ко­то­рых соз­да­ва­лись не­об­хо­ди­мые пред­при­ятия об­слу­жи­ва­ния и уч­ре­ж­де­ния куль­ту­ры. Вме­сте с ис­торич. ядром об­ществ. цен­тры рай­онов фор­ми­ро­ва­ли «сис­те­му гор. цен­тра», рас­сре­до­то­чен­ную в про­стран­ст­ве, но от­ме­чен­ную ско­ор­ди­ни­ро­ван­ным рас­пре­де­ле­ни­ем взаи­мо­до­пол­няю­щих функ­ций. Транс­порт­ные свя­зи долж­ны бы­ли обес­пе­чи­вать­ся так­же 3-м коль­цом и 8 хор­до­вы­ми ма­ги­ст­ра­ля­ми, од­на­ко про­клад­ка этих трасс тре­бо­ва­ла сно­са зна­чит. чис­ла со­ору­же­ний, а по­то­му осу­ще­ст­в­ле­но бы­ло толь­ко 3-е коль­цо (мно­го позд­нее, с про­клад­кой тон­не­ля под Ле­фор­то­вым).[6]

В кон. 1950-х — 1960-х гг. сов. ар­хи­тек­ту­ра со­хра­ня­ла стрем­ле­ние к экс­пе­ри­мен­ту, к соз­да­нию но­вых форм и ти­по­ло­гий, к ос­вое­нию тех­но­ло­гич. ре­ше­ний, до тех пор не при­ме­няв­ших­ся в СССР (напр., на­вес­ные стек­лян­ные фа­са­ды). Яр­кие при­ме­ры об­ра­ще­ния на но­вом эта­пе к опы­ту эпо­хи аван­гар­да — ком­плекс Двор­ца пио­не­ров на Ле­нин­ских го­рах (1959-62, ар­хи­тек­то­ры В. С. Еге­рев, В. С. Ку­ба­сов, Ф. А. Но­ви­ков, Б. В. Па­луй, И. А. По­кров­ский, М. Н. Ха­жа­кян, инж. Ю. И. Ио­нов) и Дом Но­во­го бы­та (1969, арх. Н. А. Ос­тер­ман). Но­ва­тор­ское кон­ст­рук­тив­ное ре­ше­ние бы­ло най­де­но для ки­но­те­ат­ра «Рос­сия» (ны­не «Пуш­кин­ский») на Пуш­кин­ской пл. (1961, ар­хи­тек­то­ры Ю. Н. Ше­вер­дя­ев, Д. С. Со­ло­пов, Э. А. Гад­жин­ская). Вы­даю­щее­ся дос­ти­же­ние ин­же­нер­ной мыс­ли — Ос­тан­кин­ская те­ле­баш­ня (1960-67, инж. Н. В. Ни­ки­тин, ар­хи­тек­то­ры Л. И. Ба­та­лов, Д. И. Бур­дин). Зна­ко­вым ан­самб­лем эпо­хи ста­ла за­строй­ка ул. Но­вый Ар­бат (проект 1962, реа­ли­зо­ван в 1964—1969, ар­хи­тек­то­ры М. В. По­со­хин, А. А. Мндо­янц, Г. В. Ма­ка­ре­вич, Б. И. Тхор и др.), прив­нёс­шая в центр М. не­со­раз­мер­ный ему мас­штаб и яв­но мо­дер­ни­ст­скую ар­хи­тек­ту­ру. При оп­ре­де­лён­ных эс­те­тич. дос­то­ин­ст­вах (осо­бен­но в за­мы­каю­щем про­спект зда­нии СЭВ, про­ект 1963, строи­лось до 1970; ны­не зда­ние Пра­ви­тель­ст­ва М.) Но­вый Ар­бат был вос­при­нят как ино­род­ное вклю­че­ние, раз­ру­шаю­щее ис­то­рич. центр. Наряду с сооружением Двор­ца съез­дов в Крем­ле (1959-61, ар­хи­тек­то­ры М. В. По­со­хин, Мндо­янц и др.), гос­ти­ниц «Рос­сия» в За­ря­дье (1964-70, кон­це­рт­ный зал — 1971, ар­хи­тек­то­ры Д. Н. Че­чу­лин и др., сне­се­на в 2006) и «Ин­ту­рист» на ул. Горького (ныне Твер­ская ул.; 1970, ар­хи­тек­то­ры В. Л. Вос­кре­сен­ский и др., сне­се­на в 2002) Но­вый Ар­бат стал на­гляд­ным при­ме­ром ра­ди­каль­ной ре­кон­ст­рук­ции цен­тра. С нач. 1970-х гг. проявилась тен­ден­ция к бо­лее бе­реж­но­му от­но­ше­нию к ис­то­рич. сре­де, вве­де­нию вы­сот­но­го ли­ми­та в пре­де­лах Са­до­во­го коль­ца, ус­та­нов­ле­нию об­шир­ных ох­ран­ных зон и ук­ре­п­ле­нию сис­те­мы ох­ра­ны па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры.[7]

Эко­но­мич. стаг­на­ция 1970-80-х гг. при­ве­ла к сни­же­нию тем­пов строи­тель­ст­ва, в ре­зуль­та­те че­го мн. про­ек­ты реа­ли­зо­вы­ва­лись в ис­ка­жён­ном ви­де, как, напр., но­вое зда­ние ГТГ и Центр. до­ма ху­дож­ни­ка (1965-79, ар­хи­тек­то­ры Н. П. Су­ко­ян, Ю. Н. Ше­вер­дя­ев). Во­зоб­ла­дав­шая тен­ден­ция к тя­же­ло­вес­ной мо­ну­мен­таль­но­сти от­ра­зи­лась в зда­нии СМ РСФСР (ны­не Дом Пра­ви­тель­ст­ва РФ) на Крас­но­пре­снен­ской на­бе­реж­ной (1965-79, ар­хи­тек­то­ры Д. Н. Че­чу­лин и др.). К до­сти­жени­ям это­го пе­рио­да мож­но от­не­сти, напр., ан­самбль н.-и. ин­сти­ту­тов, сфор­ми­ро­вав­ший­ся у стан­ции мет­ро «Проф­со­юз­ная», а так­же объ­ек­ты, по­стро­ен­ные к Олим­пий­ским иг­рам 1980 (ве­ло­трек в Кры­лат­ском, 1979, архи­тек­то­ры Н. И. Во­ро­ни­на и др.). Важ­ным про­ек­том, зая­вив­шим о при­хо­де в М. пост­мо­дер­низ­ма, ста­ла ре­кон­ст­рук­ция ул. Ар­бат (проект 1974-79, реа­ли­за­ция 1982-86, ар­хи­тек­то­ры А. Э. Гут­нов, З. В. Ха­ри­то­но­ва), пре­вра­тив­шая его в пе­ше­ход­ную ули­цу. В 1989 опуб­ли­ко­ван про­ект но­во­го ген­пла­на, раз­ра­бо­тан­ный под рук. Л. В. Ва­ва­ки­на и пред­по­ла­гав­ший пре­кра­ще­ние экс­тен­сив­но­го рос­та М., ре­кон­ст­рук­цию уже ос­во­ен­ных тер­ри­то­рий, вы­ве­де­ние из го­ро­да ря­да пром. пред­при­ятий, про­ве­де­ние сис­тем­ной реа­би­ли­та­ции ис­то­рич. цен­тра. В этом ген­пла­не бы­ло на­ме­че­но ме­сто но­во­го де­ло­во­го рай­она М. — бу­ду­ще­го «Мо­сква-Сити».[8]

История архитектуры Москвы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Личные инструменты