Архитектура Москвы в XX веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Периоды
[править] 1918—1932 годы
Вскоре после того как в марте 1918 М. была объявлена столицей РСФСР, началась подготовка плана её реконструкции. Разработанный в 1918-23 под рук. А. В. Щусева план «Новая Москва» предполагал расчистку города от хаотичной застройки 2-й пол. 19 — нач. 20 вв., выявление историч. планировки и её развитие в соответствии с совр. нуждами. Он предусматривал значит. уплотнение улично-дорожной сети: замыкание Бульварного кольца в Замоскворечье, создание новых транспортных полуколец и колец, прокладку хордовых и ряда новых радиальных магистралей, в числе которых была намечена трасса будущего Нового Арбата. Среди др. идей этого плана, повлиявших на дальнейшее развитие М., — определение места для гл. грузового порта (построенный позднее Юж. порт) и концентрация пром-сти в юж. части М., размещение общегородского спортивного центра в районе Воробьёвых гор, а также создание 3 «зелёных клиньев», которые обеспечивали доступ свежего воздуха в центр города. На протяжении 1920-х гг. развивался и пояс посёлков-садов, из которых сохранился только Сокол. Из запланированных ансамблей был реализован лишь комплекс Всерос. с.-х. и кустарно-пром. выставки (1923), на основе которого впоследствии был создан Центр. парк культуры и отдыха им. Горького, но б. ч. элементов плана «Новая Москва» перешла в Схему магистралей и зелёных насаждений нового плана — «Большая Москва» (1921-25, инж. С. С. Шестаков и др.). Этот план был рассчитан на длительную перспективу и предполагал расширение самого города и развитие его связей с прилегающими территориями по мере роста населения: до 4 млн чел. к 1945 и 6 млн чел. к 1960. Предлагалось создать вокруг М. 2 кольца городов-спутников, а существующую территорию М. превратить в Центр. гор. зону. 1-я Окружная ж. д., передав свои функции 2-й Окружной, расположенной на расстоянии 27-30 км от центра, освобождалась для пассажирских перевозок и превращалась в зону сосредоточения вузовских и науч. городков, больничных и санаторных комплексов, а также посёлков-садов для массового расселения жителей. Разветвлённая транспортная сеть (по плану «Большая Москва») с её системой дублёров осн. магистралей (радиальных и кольцевых) и хордовых и сегментных связок определяла места для нового строительства. В центре по Кремлёвскому (вокруг Кремля и Китай-города) и Кузнецкому полукольцам стали возводиться новые адм. и обществ. здания с архит. акцентами в точках пересечения с наиболее значимыми радиальными магистралями и их дублёрами. Принятое для центра М. ограничение высоты новой застройки 5 этажами заставило отказаться от заявленных в проектах башен над зданиями Госторга на Мясницкой ул. (1925-27, арх. Б. М. Великовский), газ. «Известия» на Страстной (ныне Пушкинской) пл. (1925-27, арх. Г. Б. Бархин), Ин-та В. И. Ленина на Советской (ныне Тверской) пл. (1925-27, арх. С. Е. Чернышёв; ныне Рос. гос. архив социально-политич. истории), что снизило их выразительность. Для расселения служащих были предназначены дополнит. кольца и полукольца между Кузнецким полукольцом и Бульварным кольцом, а также между Бульварным кольцом и Садовым кольцом. По этим второстепенным трассам разместились кооперативные жилые дома (2-я пол. 1920-х — нач. 1930-х гг.). Крупнейшим жилым комплексом этого времени стал дом ВЦИК и СНК (т. н. Дом на набережной; 1928-31, арх. Б. М. Иофан при участии Д. М. Иофана). На неосуществлённое Новое бульварное кольцо были ориентированы клуб завода «Каучук» (1927-29, арх. К. С. Мельников), Краснопресненский универмаг (1927, архитекторы бр. Веснины), клуб им. Зуева (1927-29, арх. И. А. Голосов; стеклянный цилиндр должен был отмечать перекрёсток Нового бульварного кольца с планировавшейся радиальной трассой от ул. Большая Дмитровка в Коптево), хлебозавод на Пресненском Валу (1932, инж. Г. П. Марсаков) и ряд др. сооружений и комплексов. Крупные науч. и вузовские городки начали строиться между Новым бульварным кольцом и Парковым кольцом, с привязкой к станциям Окружной и внутригородских участков радиальных железных дорог. Комплексы студенч. общежитий (1929-31) возникли во Всехсвятском, в Дорогомилове и Лефортове, где на месте быв. Анненгофской рощи был спланирован 1-й сов. наукоград, объединявший комплексы Электротехнич. и Энергетич. ин-тов (1929-30), Ин-та связи (1931-36) и Центр. аэрогидродинамич. ин-та (1924-31) на др. берегу Яузы. Получил развитие ансамбль Тимирязевской с.-х. академии (1927-31). Были осуществлены и др. новаторские проекты 2-й пол. 1920-х гг., в том числе домов-коммун и рабочих клубов, также единственная в СССР постройка франц. арх. Ле Корбюзье (здание Центросоюза, 1928-36, при участии Н. Я. Колли).[1]
[править] 1933—1953 годы
Конец эпохе архит. авангардизма положило провозглашение в 1933 году курса на «освоение классич. наследия», первым примером воплощения которого стал дом на Моховой ул. (1932-34, арх. И. В. Жолтовский). Поворотным пунктом в развитии М. и эволюции архит. стиля стало утверждение в 1934 проекта Дворца Советов (архитекторы Б. М. Иофан, В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх) в виде увенчанной скульптурой В. И. Ленина многоярусной башни, вырастающей из высокого прямоугольного стилобата (общая выс. св. 400 м). Именно это здание, находясь ещё в стадии проектирования, служило абсолютной градостроит. и стилевой доминантой в реально строящемся городе. Принятый в 1935 генплан реконструкции М. (архитекторы В. Н. Семёнов, С. Е. Чернышёв) предполагал создание в течение 10 лет величественного города-ансамбля. Территория М. увеличивалась с 28,5 до 60 тыс. га, причём осн. направлением развития было выбрано юго-западное. Чтобы Дворец Советов был виден даже с окраин, вся новая застройка должна была гармонировать с его архитектурой. Осн. планировочной единицей стал крупный (7-15 га) квартал, застроенный 7-10-этажными домами. Эти новые кварталы перекрыли множество существующих переулков, включая намеченные трассы дублёров; улично-дорожная сеть стала более чёткой и разреженной. Для ускорения создания образа социалистич. столицы строительство было сосредоточено на гл. магистралях: ул. Горького (ныне Тверская) и Ленинградском просп., улицах Большая Полянка, Большая Калужская (ныне Ленинский просп.) и 1-я Мещанская (ныне просп. Мира), которые спрямлялись и расширялись. Особую роль обретало Садовое кольцо, освобождавшееся от бульваров и торцевых зданий (в том числе Сухаревой башни и Красных ворот). Оно превращалось в непрерывную парадную магистраль, достигавшую ширины 120 м; на пересечениях с радиальными улицами создавались обширные площади, отмеченные вертикальными доминантами. Большое внимание уделялось также оформлению и застройке набережных Москвы-реки, ставшей полноводной после пуска канала имени Москвы в 1937; строились новые мосты (Большой Каменный мост, 1936-38, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус, инж. Н. Я. Калмыков, и др.). Важной частью генплана 1935 было строительство метрополитена, начавшееся ещё в 1933. Среди лучших архит. сооружений — станции метро «Кропоткинская» (1935) и «Маяковская» (1938-39, обе — арх. А. Н. Душкин), выполненные в стиле ар деко, Сев. речной вокзал (1937, арх. А. М. Рухлядев и др.), шлюз на Яузе (1937-39, арх. Г. П. Гольц). В соответствии с планом были созданы Центральный и районные парки культуры и отдыха, а также ансамбль ВСХВ (1939-41). Однако реализация генплана шла с отставанием: к 1940 б. ч. крупных проектов оставалась неосуществлённой. Тотальный снос церквей по осн. улицам и площадям М. ничем не был компенсирован, так как тогда не возникло ни одного значимого ансамбля, за исключением здания ЦТКА с пл. Коммуны (ныне Суворовская пл.; 1934-40, архитекторы К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев). Из огромного каре Наркомвоенмора, которое должно было преобразить пространство Арбатской пл., лишённое стоявших на ней храмов, был построен лишь второстепенный корпус с башней (1934-38, архитекторы Л. В. Руднев, В. О. Мунц). Ничем не увенчалось плато Ленинских гор, и практически не было начато освоение юго-зап. района, где по генплану в свободно раскинутых и пронизанных зеленью кварталах предполагалось расселить 1,5 млн москвичей. Все эти задачи перешли в откорректированный в 1945 вариант генплана. Мн. новостройки, возведение которых было прервано войной, при завершении обрели иные стилевые черты, условно называемые «сталинским ампиром» (или «стилем триумф»). Его победная стилистика опиралась на наследие Древнего Рима, формы др.-рус. зодчества и архитектуры рус. классицизма, особенно имперского С.-Петербурга. Прежде всего новые стилистич. черты проявились в архитектуре метро, строительство которого возобновилось в 1943.[2]
Апогеем послевоенного стиля, впитавшего черты и формы европ., амер. и др.-рус. архитектуры, был венок высотных зданий, опоясавших центр М.: жилой дом на Котельнической набережной (1938—1940, 1948-52, архитекторы Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инж. Л. М. Гохман), адм. здание на Смоленской-Сенной пл. (1948-52, архитекторы В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус, инж. Г. М. Лимановский), жилой дом на Кудринской пл. (1948-54, архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, инж. М. Н. Вохомский), гостиница «Ленинградская» на Каланчёвской ул. (1949-52, архитекторы Л. М. Поляков, А. Б. Борецкий), комплекс МГУ на Ленинских горах (первоначально проектировался как гостиница; 1949-53, архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов), адм. и жилое здание у Красных ворот (1949-52, архитекторы А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев, инж. В. М. Абрамов), гостиница «Украина» (1949-52, архитекторы А. Г. Мордвинов и др., инж. П. А. Красильников). Они должны были создать в городе новую систему визуальных ориентиров. Зданию на Ленинских горах предназначалась роль градостроит. доминанты нового Юго-Зап. р-на; задуманная Б. М. Иофаном (1948) и развитая Рудневым планировка предусматривала 3-осевое построение ансамбля. На проектировании осн. застройки Юго-Зап. р-на после возведения спорткомплекса в Лужниках сосредоточился А. В. Власов (1950-55).[3]
[править] 1954—1990 годы
Завершение сооружения высотных зданий и обновлённого ансамбля ВСХВ пришлось на время смены власти в СССР. Уже в нояб. 1954 Н. С. Хрущёв объявил борьбу с «архит. излишествами», переход на индустриальные методы строительства и, как следствие, изменение языка архитектуры. В 1954 была поставлена задача в короткие сроки разрешить острейший жилищный кризис (следствие «уплотнений» и недостаточного строительства нового жилья за годы индустриализации), переселив людей из коммуналок, подвалов и бараков в небольшие, но отдельные квартиры. На окраинах должно было начаться массовое строительство жилья по типовым проектам, рассчитанного на срок службы 20-25 лет. Приоритет экономич. показателей над эстетич. требованиями привёл к попыткам вообще «отменить» архитектуру, но в итоге заставил обратиться как к наследию функционализма 1920-х гг., так и к совр. зарубежному опыту. К востоку от Ленинского просп. на землях дер. Черёмушки в 1956-58 был выстроен экспериментальный 9-й квартал (авторы Н. А. Остерман, С. В. Лященко, Г. П. Павлова и др.) с 4- и 9-этажными блочными домами. На смену кварталу с периметральной застройкой пришла новая планировочная концепция микрорайона, включающего необходимую социальную инфраструктуру. Микрорайоны группируются в район, в обществ. центре которого, привязанном к транспортному узлу, сосредоточены предприятия обслуживания (универмаг, кинотеатр, библиотека, поликлиника и т. п.).[4]
Новая концепция развития М. потребовала значит. расширения территории — с 325 км2 до 885 км2; в 1960 адм. границей М. становится Кольцевая автодорога. С изменением границ М. на её территории оказались, помимо быв. с. Коломенское и резиденции Царицыно, мн. памятники архитектуры: быв. Николо-Перервинский монастырь, церкви с кон. 16 в. (Троицкие в Хорошёве, Конькове, Троице-Лыкове, Свиблове; Успения Богородицы в Вешняках, Святых Бориса и Глеба в Зюзине, Архангела Михаила в Тропарёве, Свт. Николая в Троекурове, иконы Божией Матери «Знамение» в Перове и др.), усадьбы Алтуфьево, Братцево, Воронцово, Кузьминки, Кусково, Люблино, Покровское-Стрешнево, Узкое, Черёмушки-Знаменское, Ясенево и др.[5]
Город был разделён на 8 планировочных зон, в каждой из которых создавались необходимые предприятия обслуживания и учреждения культуры. Вместе с историч. ядром обществ. центры районов формировали «систему гор. центра», рассредоточенную в пространстве, но отмеченную скоординированным распределением взаимодополняющих функций. Транспортные связи должны были обеспечиваться также 3-м кольцом и 8 хордовыми магистралями, однако прокладка этих трасс требовала сноса значит. числа сооружений, а потому осуществлено было только 3-е кольцо (много позднее, с прокладкой тоннеля под Лефортовым).[6]
В кон. 1950-х — 1960-х гг. сов. архитектура сохраняла стремление к эксперименту, к созданию новых форм и типологий, к освоению технологич. решений, до тех пор не применявшихся в СССР (напр., навесные стеклянные фасады). Яркие примеры обращения на новом этапе к опыту эпохи авангарда — комплекс Дворца пионеров на Ленинских горах (1959-62, архитекторы В. С. Егерев, В. С. Кубасов, Ф. А. Новиков, Б. В. Палуй, И. А. Покровский, М. Н. Хажакян, инж. Ю. И. Ионов) и Дом Нового быта (1969, арх. Н. А. Остерман). Новаторское конструктивное решение было найдено для кинотеатра «Россия» (ныне «Пушкинский») на Пушкинской пл. (1961, архитекторы Ю. Н. Шевердяев, Д. С. Солопов, Э. А. Гаджинская). Выдающееся достижение инженерной мысли — Останкинская телебашня (1960-67, инж. Н. В. Никитин, архитекторы Л. И. Баталов, Д. И. Бурдин). Знаковым ансамблем эпохи стала застройка ул. Новый Арбат (проект 1962, реализован в 1964—1969, архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Г. В. Макаревич, Б. И. Тхор и др.), привнёсшая в центр М. несоразмерный ему масштаб и явно модернистскую архитектуру. При определённых эстетич. достоинствах (особенно в замыкающем проспект здании СЭВ, проект 1963, строилось до 1970; ныне здание Правительства М.) Новый Арбат был воспринят как инородное включение, разрушающее историч. центр. Наряду с сооружением Дворца съездов в Кремле (1959-61, архитекторы М. В. Посохин, Мндоянц и др.), гостиниц «Россия» в Зарядье (1964-70, концертный зал — 1971, архитекторы Д. Н. Чечулин и др., снесена в 2006) и «Интурист» на ул. Горького (ныне Тверская ул.; 1970, архитекторы В. Л. Воскресенский и др., снесена в 2002) Новый Арбат стал наглядным примером радикальной реконструкции центра. С нач. 1970-х гг. проявилась тенденция к более бережному отношению к историч. среде, введению высотного лимита в пределах Садового кольца, установлению обширных охранных зон и укреплению системы охраны памятников архитектуры.[7]
Экономич. стагнация 1970-80-х гг. привела к снижению темпов строительства, в результате чего мн. проекты реализовывались в искажённом виде, как, напр., новое здание ГТГ и Центр. дома художника (1965-79, архитекторы Н. П. Сукоян, Ю. Н. Шевердяев). Возобладавшая тенденция к тяжеловесной монументальности отразилась в здании СМ РСФСР (ныне Дом Правительства РФ) на Краснопресненской набережной (1965-79, архитекторы Д. Н. Чечулин и др.). К достижениям этого периода можно отнести, напр., ансамбль н.-и. институтов, сформировавшийся у станции метро «Профсоюзная», а также объекты, построенные к Олимпийским играм 1980 (велотрек в Крылатском, 1979, архитекторы Н. И. Воронина и др.). Важным проектом, заявившим о приходе в М. постмодернизма, стала реконструкция ул. Арбат (проект 1974-79, реализация 1982-86, архитекторы А. Э. Гутнов, З. В. Харитонова), превратившая его в пешеходную улицу. В 1989 опубликован проект нового генплана, разработанный под рук. Л. В. Вавакина и предполагавший прекращение экстенсивного роста М., реконструкцию уже освоенных территорий, выведение из города ряда пром. предприятий, проведение системной реабилитации историч. центра. В этом генплане было намечено место нового делового района М. — будущего «Москва-Сити».[8]