Изменения в Крыму после присоединения к России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Новый терминал аэропорта «Симферополь»
Новый терминал аэропорта «Симферополь»

После присоединения Крымского полуострова к России, произошедшего в марте 2014 года, в Крыму произошли значительные изменения.

Содержание

[править] Экономика

Подробнее см. также: Экономика Крыма

[править] Промышленность

Подробнее см. также: Промышленность Крыма

[править] Судостроение

Подробнее см. также: Судостроение Крыма

После присоединения Крыма к России крымские судостроительные заводы «Залив» и «Море» получили значительное количество заказов. Так, на заводе «Залив» к июлю 2017 года в постройке находились минимум 16 кораблей и судов для военных и гражданских заказчиков, что представляло собой беспрецедентно высокий уровень загрузки этого предприятия по сравнению с «украинскими» временами.[1]

[править] Электроэнергетика

Подробнее см. также: Электроэнергетика Крыма

Энергосистема Крыма во времена вхождения его в состав Украины всегда была дефицитной. Порядка 70-80 % электроэнергии шло с Украины (от Запорожской ТЭС, Запорожской АЭС, из энергосистемы Николаевской области).[2]

В настоящее время электроэнергетика Крыма полностью независима от Украины. Потребность полуострова в электричестве покрывается за счёт собственной генерации и перетоков со стороны Краснодарского края. Это стало возможным благодаря строительству энергомоста через Керченский пролив. Первые две нитки энергомоста были введены в эксплуатацию в декабре 2015 года, третья и четвёртая — в апреле-мае 2016 года.

Началось строительство новых ТЭС (Таврической и Балаклавской) суммарной проектной мощностью 940 МВт. В октябре 2018 года состоялись запуски первых энергоблоков ТЭС, 18 марта 2019 года электростанции были введены в эксплуатацию на полную мощность.

[править] Растениеводство

Подробнее см. также: Растениеводство Крыма

В связи с возникшим дефицитом воды произошла замена посевных культур — от влагозависимых на засухоустойчивые.[3]

Значительно выросло производство зерна. Если в 2013 году его урожай составил 607 тыс. тонн,[4] то в 2015 году — 1,4 млн тонн.[5]

[править] Транспорт

Подробнее см. также: Транспорт Крыма

[править] Воздушный транспорт

Подробнее см. также: Воздушный транспорт Крыма

Резко увеличился пассажиропоток в Симферопольском аэропорту, единственном в Крыму. Если раньше в низкий сезон здесь в день осуществлялось лишь десяток с небольшим рейсов, а в высокий сезон — чуть больше 20, то сейчас количество рейсов возросло в разы — летом 2014 года цифра вообще уходила за сотню рейсов в день.[6]

По итогам 2014 года общее число пассажиров, обслуживаемых аэропортом «Симферополь», увеличилось по сравнению с предыдущим годом в 2,4 раза и составило 2,8 млн пассажиров.[7] В 2015 году рост пассажиропотока продолжился и составил свыше 5 млн.[8] В 2016 году аэропорт обслужил более 5,2 млн человек, установив тем самым рекорд в современной истории аэропорта.[9]

В настоящее время Симферопольский аэропорт занимает 6-е место среди аэропортов России по числу обслуживаемых пассажиров.

Прямые международные рейсы из Симферопольского аэропорта перестали выполняться, вылеты осуществляются только в российские города.[10]

16 апреля 2018 года был открыт новый терминал аэропорта «Симферополь» (его строительство началось в 2016 году).

[править] Автомобильный транспорт

В крымских городах начали обновлять парк муниципального пассажирского транспорта.[11]

Примерно с середины мая 2014 года в Крыму начали перерегистрацию автотранспорта на российскую вместе с заменой прав. Замена бесплатная. Сначала выдавали московскую серию 777-регион с буквенными кодами х-000-Ех, то есть двухбуквенная серия начиналась с буквы Е. Примерно с середины лета 2014 года 777 регион выдавать перестали. Теперь Крым имеет 82 код региона, а Севастополь — 92-й.[12]

Начались работы по строительству автомобильно-железнодорожного моста, призванного связать Крым с «материковой» частью России. 16 мая 2018 года в 5:30 было открыто автомобильное движение по мосту для автомобилей массой не более 3,5 тонн. В ночь на 1 октября 2018 года на мосту открылось движение для грузовиков.

Началось строительство 4-полосной федеральной автомобильной трассы «Таврида» от Керчи до Севастополя. 29 декабря 2018 года было открыто движение по первому участку трассы «Таврида».

[править] Железнодорожный транспорт

В «наследство» от Украины «Крымской железной дороге» (КЖД) достались сильно изношенная инфраструктура и подвижной состав. Так, у КЖД было всего два пассажирских электровоза ЧС2 — и те с 100-процентным истекшим сроком годности. Годных пассажирских тепловозов и электровозов не было совсем. А имевщиеся магистральные электровозы серии ВЛ8 не подлежали эксплуатации после 2020 года.[13]

Было разорвано железнодорожное сообщение Крыма с Украиной.

Началось строительство автомобильно-железнодорожного моста через Керченский пролив. Железнодорожная часть Крымского моста введена в эксплуатацию 23 декабря 2019 года, в результате была обеспчена связь железнодорожной сети Крыма с остальной частью России.

К открытию железнодорожного движения через Керченский пролив Росимущество приобрело 166 пассажирских вагонов дальнего следования и 10 локомотивов для их передачи «Крымской железной дороге». Все закупленные вагоны и локомотивы построены в 2017—2018 годах.[14]

[править] Трубопроводный транспорт

В декабре 2016 года газотранспортная система Крыма была присоединена к Единой системе газоснабжения России[15] с помощью газопровода, проложенного через Керченский пролив.

[править] Связь

Подробнее см. также: Связь в Крыму

[править] Сотовая связь

После присоединения Крыма к России на полуострове продолжали работать украинские операторы. Весной 2014 года было анонсировано создание местного оператора. Так появился «К-Телеком», который работает под брендом Win Mobile. В июле 2014 года украинские сети начали жёстко выдавливать с рынка. Сначала на двое суток прекратил работать МТС-Украина, имевший наибольшую базу абонентов в Крыму. Правда работоспособность сети удалось восстановить довольно быстро посредством технического роуминга у того же «К-Телеком». Затем в Крыму была полностью прекращена деятельность оператора «Киевстар», после этого окончательно остановила работу МТС-Украина, а затем и Life.[16]

Население Крыма перешло на сим-карты с российскими номерами +7.[17]

[править] Фиксированная связь

Севастополь полностью перешёл на российские телефонные коды в сентябре 2014 года, код города 8692. 7 мая 2015 года фиксированная связь в Крыму также перешла на российский телефонный код (8365).[18]

[править] Мобильный интернет

По состоянию на 2014 год технологически Крым отставал от других регионов России. В то время как во многих городах России уже тогда были запущены сети четвёртого поколения LTE, на полуострове подавляющее большинство использовали сети второго поколения GSM, которые рассчитаны на голосовую связь и не могут обеспечить приемлемую скорость передачи данных.[19] После присоединения Крыма к России была проведена модернизация инфраструктуры и осуществлено внедрение современных технологий.

Крымский оператор «К-телеком» осуществил внедрение связи 3G и 4G. При Украине эти частоты были заняты военными, поэтому связь третьего и четвёртого поколения в Крыму (как и во всей Украине) отсутствовала. Первые четыре базовые станции стандарта LTE (4G) «К-телеком» создал в феврале 2015 года. К июню 2015 года, по информации Роскомнадзора, в Симферополе уже установлено по четыре базовых станций 3G и 4G, в Керчи — пять станций 4G и 37 — 3G, в Севастополе — 15 станций 4G и 41 — 3G.[20]

[править] Розничная торговля

Подробнее см. также: Розничная торговля в Крыму

Украинские товары из магазинов исчезают и постепенно заменяются российскими.[21]

Цены на автомобильный бензин снизились на 20 % по сравнению с тем, что были при украинской власти.[22]

Были введены жёсткие меры по регулированию алкогольного рынка. Запрещена продажа спиртного в позднее время. Трудности с получением лицензии на торговлю алкоголем значительно сократили число точек, где можно купить что-нибудь крепче пива.[23]

[править] Финансы

Подробнее см. также: Финансы в Крыму

[править] Валюта

До присоединения единственным средством платежа была украинская гривна.

С 1 июня 2014 года единственной официальной валютой Крыма стал российский рубль.[24]

[править] Банковская система

Подробнее см. также: Банковская система Крыма

Банковская система изменилась радикально, банки Украины прекратили деятельность в Крыму, вместо них работают российские. Крупнейшим банком Крыма стал «Российский национальный коммерческий банк».

[править] Финансы населения

Подробнее см. также: Финансы населения Крыма

В январе 2015 года компанией GfK Ukraine было проведён социологический опрос жителей Крыма. На вопрос «Как изменилось ваше материальное положение за последний год?» респонденты ответили следующим образом:[25]

  • Значительно улучшилось — 21 %;
  • Скорее улучшилось — 30 %;
  • Практически не изменилось — 35 %;
  • Скорее ухудшилось — 8 %;
  • Значительно ухудшилось — 5 %.

К 1 января 2015 года пенсии в Крыму были пересчитаны в соответствии с российским законодательством.[26]

[править] Туризм

Подробнее см. также: Туризм в Крыму

До присоединения к России основную массу туристического потока в Крыму составляли граждане Украины.[27]

В 2014 году произошла просадка по численности туристов из-за сокращения потока с Украины, но при этом значительно выросло число туристов из России.[28][29]

Самой серьёзной проблемой для направления туристического потока стал транспорт. До мая 2018 года попасть в Крым россияне могли лишь двумя способами — самолётом в Симферополь и при помощи Керченской паромной переправы. Раньше значительная часть туристов приезжала поездами и на своих автомобилях транзитом через восточную Украину. Сегодня путь через Украину для граждан России и других стран (кроме граждан Украины) фактически закрыт.[30]

Благодаря запуску автомобильного движения по Крымскому мосту в мае 2018 года российские туристы получили возможность попасть в Крым автомобильным транспортом.

Ввод в строй железнодорожной части Крымского моста позволит туристам попасть в Крым и по железной дороге.

[править] Национализация

В Крыму произошла частичная национализация предприятий.

Были национализированы практически все объекты, принадлежавшие когда-то как украинскому государству, так и украинской олигархии.[31] В частности, был национализирован Севастопольский морской завод, ранее принадлежавший Петру Порошенко.[32]

[править] Язык

В городском оформлении Севастополя практически исчезли надписи на украинском языке. Очень редко ещё можно встретить старые рекламные вывески и надписи на украинском. Город говорит на русском языке и при отмене обязательного использования украинского языка, который здесь пытались насаждать, ломая Севастополь через колено, украинский язык просто исчез за ненадобностью. Хотя никакого специального запрета на украинский нет, им практически никто не пользуется за ненадобностью.[33]

Фильмы в кинотеатрах перестали дублировать на украинский язык.[34]

В госучреждениях документооборот был переведён полностью на русский язык, обязательное заполнение документов на украинском исчезло.[35]

[править] Школьное образование

В школах больше не преподают историю в её «украинском» варианте. Блогер Colonelcassad отмечал: «Из школ пропала „чудесная украинская история“, никто теперь не кормит людей опусами про героев УПА, казаков-подводников и древних украинских верблюдов. Об этом периоде сейчас вспоминают с улыбками при упоминании трипольских черепков, Иисуса с Прикарпатья и боевых характерников.»[36]

[править] Символика и памятники

После массовой ликвидации украинской символики весной 2014 года, в плане символов не осталось практически ничего, что напоминало бы об Украине. Найти в Крыму и тем более в Севастополе украинский флаг или герб, нетривиальная задача, даже если специально этим озаботиться.[37]

Украинские памятники из Севастополя исчезли, их аккуратно вывезли и отправили на Украину.[38]

[править] Телевидение

Из местного телевещания практически пропали украинские каналы, хотя в кабельных сетях они по-прежнему присутствуют.[39]

[править] Силовые структуры

[править] Вооружённые силы

В военном плане Крым резко усилился. Группировка Вооружённых сил России здесь разрослась уже до 20-25 тыс. человек. Появились новые самолёты, новые средства ПВО (модернизированные комплексы С-300 и т. п.), различная техника, которой раньше в Крыму не наблюдалась. Раньше переброску техники на полуостров нужно было согласовывать с Киевом, а теперь можно привозить что угодно.[40][41]

Основные силы развёрнуты севернее Симферополя и прикрывают Крым от возможных провокаций украинской армии на Перекопе (номенклатура вооружений российской группировки весьма широкая). Одно время украинские власти даже стягивали туда войска (включая танки, артиллерию и РСЗО), но сейчас соотношение сил такое, что украинская сторона минирует мосты, ставит минные поля и готовится к обороне, ибо если кто и может там наступать, так это армия России (тем более что большую часть тяжёлого вооружения Украина утащила с Перекопа на Донбасс). Сейчас по Крыму приводят в порядок военную инфраструктуру и улучшают логистику, обеспечивая развёрнутую группировку.[42]

Севастополь стал более военным, часто можно теперь увидеть военные патрули, передвижения колонн, полёты боевых самолётов.[43]

В Крыму были развёрнуты береговые ракетные комплексы с противокорабельной ракетой Яхонт/Оникс «Бастион». При этом комплексы видно с моря и это сделано с определенным умыслом. В марте 2015 года Путин заявил: «„Бастион“ — это оборонительный комплекс, который защищает берег, защищает территорию. Он ни на кого не нападает, но это эффективное, современное, высокоточное оружие. Пока такого оружия ни у кого нет. Это, пожалуй, самый эффективный береговой комплекс в мире на сегодняшний день. Да, и в какой-то момент мы для того, чтобы было понятно, что Крым надежно защищён, перебросили туда эти береговые комплексы „Бастион“.»[44]

В марте 2015 года главнокомандующий объединёнными Вооружёнными силами НАТО в Европе Филип Бридлав заявил: «Россия размещает там [в Крыму] очень продвинутые силы: авиацию, военно-морские силы. Мы видим очень качественные ракетные системы „земля-воздух“, которые покрывают радиус в 40 % Чёрного моря, мы видим крылатые ракеты, которые покрывают радиус почти всего Чёрного моря.»[45]

ВМФ

Двух военно-морских флотов теперь в Севастополе нет, базируется один — российский.[46]

Флот за год после присоединения Крыма прогнали через ремонтные мощности (судоремонт работал на полную) и стараются поддерживать в максимальной готовности к выполнению разных задач (это как патрулирование, так и походы в Средиземное море).[47]

Флот активно пополняется новыми кораблями. Так, в 2016–2018 годах в Севастополь прибыли три фрегата проекта 11356: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», в 2018 году в состав ЧФ вошли два малых ракетных корабля проекта 21631 «Орехово-Зуево» и «Вышний Волочек» с ракетами «Калибр». Если в 2014 году в состав ЧФ России входила только одна подводная лодка «Алроса», то в 2019 их стало уже семь — добавились корабли проекта 6363. Хотя де-юре местом базирования четвёртой бригады подводных лодок является Новороссийск, по факту подлодки стоят на своем историческом месте в Южной бухте города Севастополя.[48]

[править] Морская погранохрана

На смену кораблям и катерам Морской охраны Украины, построенным ещё во времена СССР, пришли новейшие пограничные сторожевые корабли и катера Береговой охраны ФСБ России, построенные в 2014 году.[49]

[править] Государственный аппарат

Из власти города Севастополя пропали практически все, кто когда-то составлял местную элиту. В отличие от Крыма, в Севастополе прошла более радикальная кадровая революция, которой активно способствовал Алексей Чалый. В руководстве города много новых лиц, как местных, так и из России, начиная с губернатора Меняйло.[50]

[править] Здравоохранение

До присоединения Крыма к России здравоохранение на полуострове не развивалось в последние годы, оставаясь на уровне технологий и стандартов советского времени. По результатам инвентаризации местных больниц выяснилось, что средний возраст оборудования составляет примерно 30 лет, а наиболее сложными проблемами являются совершенно устаревшая диагностика и нехватка современных лекарственных препаратов.[51]

После присоединения Крыма к России, была принята Государственная программа модернизации здравоохранения Республики Крым на 2014—2015 годы.[52] Она предусматривала ремонт в 16 медучреждениях, закупку 6,2 тыс. единиц медицинского оборудования и информатизацию учреждений здравоохранения. На это из бюджета было выделено 4,7 млрд рублей.[53]

Программа модернизации была реализована. В частности, для Севастополя в 2014 году было закуплено 429 единиц медицинского оборудования на 802 млн рублей, в том числе компьютерный томограф, ангиограф, рентгеновское оборудование и УЗИ, оборудование для физиотерапии и реабилитации, лабораторное, хирургическое и другое оборудование.[54]

[править] Преступность

Уровень криминала в Севастополе снизился, силовые органы постепенно перешли на российские стандарты. Снижение уровня криминала не в последнюю очередь связана с жёсткими мерами регулирования алкогольного рынка. Запрет на продажу спиртного в позднее время резко сократил количество пьяных на улицах и связанных с пьянством преступлений.[55]

[править] Коррупция

Сотрудники госавтоинспекции теперь гораздо меньше берут взятки и соответственно отмазаться водителям стало сложнее.[56]

[править] Гражданство

Подавляющая часть жителей Крымского полуострова получили российские паспорта, официально став гражданами России. По состоянию на 20 января 2015 года жителям Крымского федерального округа оформлено более 1,9 млн российских паспортов.[57]

[править] Водоснабжение

Осенью 2014 года власти Украины ограничили возможность поставок воды в Крым по Северо-Крымскому каналу.[58]

[править] Часовой пояс

30 марта 2014 года Крым перешёл на московское время, вместо использовавшегося раньше киевского.[59]

[править] Ссылки

[править] Видео

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. На заводе «Залив» в Керчи заложено очередное малое гидрографическое судно проекта 19910. 2 июля 2017
  2. [1]
  3. Глава Крыма: ситуация в сельском хозяйстве республики стабилизируется. 20 февраля 2016
  4. Производство зерна в Крыму призвали довести до 3 млн тонн в год. 17 октября 2014
  5. Аграрии Крыма собрали 1,4 млн тонн зерна — почти в два раза больше потребности. 23 октября 2015
  6. КрымНаш, что изменилось за 8 месяцев. 11 ноября 2014
  7. Республика Крым: макроэкономическое обозрение за 2014 год
  8. Аэропорт Симферополя обогнал Сочи. 19 сентября 2015
  9. [2]
  10. КрымНаш, что изменилось за 8 месяцев. 11 ноября 2014
  11. КрымНаш, что изменилось за 8 месяцев. 11 ноября 2014
  12. КрымНаш, что изменилось за 8 месяцев. 11 ноября 2014
  13. [3]
  14. [4]
  15. [5]
  16. КрымНаш, что изменилось за 8 месяцев. 11 ноября 2014
  17. КрымНаш, что изменилось за 8 месяцев. 11 ноября 2014
  18. Крым перешел на российский телефонный код. 7 мая 2015
  19. Телекоммуникации в Крыму
  20. Связанные одной сетью. В Крыму на 40 процентов увеличилось число телеком-операторов. 11 июня 2015
  21. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  22. КрымНаш, что изменилось за 8 месяцев. 11 ноября 2014
  23. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  24. Более 40 украинских банков ушло из Крыма за год. 3 апреля 2015
  25. Социально-политические настроения жителей Крыма. Исследование проведенное GfK Ukraine по заказу компании Berta Communications при поддержке Canada Fund for Local Initiatives. 16-22 января 2015
  26. Вместе с Россией. Министр по делам Крыма рассказал, как изменилась жизнь на полуострове. 28 января 2015
  27. КрымНаш, что изменилось за 8 месяцев. 11 ноября 2014
  28. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  29. КрымНаш, что изменилось за 8 месяцев. 11 ноября 2014
  30. КрымНаш, что изменилось за 8 месяцев. 11 ноября 2014
  31. Крым между Украиной и Россией. 17 марта 2015
  32. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  33. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  34. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  35. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  36. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  37. Жизнь после «Крым-Наш!» — Часть № 1. 20 августа 2015
  38. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  39. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  40. Жизнь после «Крым-Наш!» — Часть № 1. 20 августа 2015
  41. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  42. Жизнь после «Крым-Наш!» — Часть № 1. 20 августа 2015
  43. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  44. Путин заявил, что сделал из Крыма крепость. 16 марта 2015
  45. РФ превратила Крым в плацдарм для дальнейшего применения силы — Бридлав. 9 марта 2015
  46. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  47. Жизнь после «Крым-Наш!» — Часть № 1. 20 августа 2015
  48. Крымский бастион: как изменилась военная инфраструктура полуострова. 15 марта 2018
  49. Балаклава — было и стало. 9 июля 2015
  50. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  51. Анализ экономического положения, угроз и перспектив развития Крыма после присоединения к России Информационно-аналитический доклад // Фонд «Национальная энергетическая безопасность», март 2015
  52. Программа модернизации здравоохранения Республики Крым принята в новой редакции. 7 июля 2015
  53. В Крыму заработало более 50 % медоборудования по программе модернизации. 21 февраля 2016
  54. Осмотр городской больницы № 1 имени Н. И. Пирогова в Севастополе. 18 августа 2015
  55. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  56. Севастополь. Год спустя. 18 марта 2015
  57. Вместе с Россией. Министр по делам Крыма рассказал, как изменилась жизнь на полуострове. 28 января 2015
  58. Крым между Украиной и Россией. 17 марта 2015
  59. Какие перемены произошли в жизни крымчан после присоединения к РФ
  60. [6]
  61. [7]
  62. [8]
Крым с 2014 года
Крупнейшие стройки  Автодорога «Таврида» (вторая очередь) * Вторая взлётно-посадочная полоса аэропорта «Симферополь»
Завершённые стройки  Энергомост из Краснодарского края в Крым (декабрь 2015 года) • Газопровод из Краснодарского края в Крым (декабрь 2016 года) • Новый терминал аэропорта «Симферополь» (апрель 2018 года) • Автомобильный мост через Керченский пролив (май 2018 года) • Автодорога «Таврида» (первая очередь, декабрь 2018 года) • Таврическая ТЭС (март 2019 года) • Балаклавская ТЭС (март 2019 года) • Железнодорожный мост через Керченский пролив (декабрь 2019 года)
Прочее  Изменения в Крыму после присоединения к России
Личные инструменты