Железнодорожный транспорт необщего пользования в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Железнодорожный транспорт необщего пользования в России — один из видов железнодорожного транспорта России.

Типичной промышленной железной дорогой является Норильская (изолирована от единой железнодорожной сети страны; перевозит главным образом руды, строительные материалы, отработанную породу и топливо), по которой курсируют в том числе и пассажирские поезда, перевозящие рабочих из Норильска и близлежащих посёлков на рудники и заводы. Обширной сетью подъездных железных дорог обладают комбинаты полного цикла чёрной металлургии [Магнитогорский, «Северсталь» (Череповецкий), Новолипецкий, Нижнетагильский, «Мечел» (Челябинский), Новокузнецкий, «Уральская сталь» (бывший Орско-Халиловский), Оскольский электрометаллургический], крупные предприятия цветной металлургии (Норильский горно-металлургический комбинат, Братский, Красноярский Саяногорский, Хакасский, Иркутский и др. алюминиевые заводы), угольные разрезы и шахты (в Кузбассе, Южно-Якутском бассейне и др.), горно-обогатительные комбинаты (железорудные — Лебединский и Стойленский в Белгородской области, Михайловский в Курской области, Качканарский в Свердловской области, Костомукшский в Республике Карелия; «Апатит» в Мурманской области, и др.), нефтегазовые промыслы (в Западной Сибири, Поволжье, на Урале и др.), крупные машиностроительные заводы (Ижорский, Кировский, «Уралмашзавод», ГАЗ, КамАЗ, ВАЗ и др.), лесопромышленные комплексы (в Братске, Усть-Илимске, Сыктывкаре и др.), погрузочно-разгрузочные комплексы и терминалы в морских и речных портах (Санкт-Петербург, Новороссийск и др.), крупные ТЭС и АЭС.[1]

Содержание

[править] Дороги

Эксплуатационная длина железнодорожных подъездных путей — 36 тыс. км (2017).[2]

[править] Виды грузов

Основная часть грузов — производственные (сырьё, топливо, полуфабрикаты и готовая продукция) и вспомогательные, которые перемещаются между цехами, складами и подразделениями предприятий.[3]

[править] Грузовые вагоны

Из общего числа грузовых вагонов 25 % принадлежат предприятиям чёрной металлургии, 9 % — угольной промышленности, 5 % — цветной металлургии; 2/3 всех вагонов — думпкары (вагон-платформа с автоматизированной выгрузкой; используется для перевозки сыпучих грузов), остальные — хопперы (саморазгружающийся бункерный вагон; для сыпучих грузов, в том числе железорудного агломерата и окатышей), цистерны (для перевозки жидких грузов — кислоты, пека, сжиженных газов), шлаковозы и чугуновозы.[4]

[править] Показатели

[править] Объём грузоперевозок

К 2017 по сравнению с 1980-ми гг. железнодорожный транспорт предприятий сократил объёмы перевозок примерно вдвое (с 6,4 млрд до 3,0 млрд т).[5]

[править] Количество предприятий

Количество предприятий, имеющих собственное железнодорожное хозяйство: св. 7 тыс. — в нач. 2010-х гг.; 10,5 тыс. — в нач. 2000-х гг.; 12,5 тыс. — в кон. 1990-х гг.; св. 30 тыс. — в кон. 1980-х гг.[6]

Личные инструменты