Железнодорожный транспорт во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Появление железных дорог было обусловлено двумя макроизобретениями: выплавкой с использованием кокса (а не древесного угля) относительно дешёвого чугуна (и в значительном количестве) и появлением парового двигателя, который затем, в результате микроизобретений, был усовершенствован до уровня, позволявшего использовать его на транспорте.[1]
Первые металлические рельсы, которые и сделали рельсовые дороги железными, были изготовлены для старейшего британского металлургического завода в Колбрукдейле в 1767 году. В течение десяти лет во всей заводской рельсовой системе, протяженность которой составляла 16 миль, деревянные рельсы были заменены железными. Таким образом, появилась первая в мире железная дорога.[2]
Развитие железнодорожного транспорта стало одним из ключевых факторов ускорения роста мировой экономики в XIX веке.[3]
1803 год — создание железной дороги общего пользования на конной тяге (Великобритания).[4]
1807 год — создание первой железной дороги, на которой были организованы регулярные пассажирские перевозки (Великобритания).[5]
Первой в мире железной дорогой общего пользования с паровой тягой была дорога Стоктон — Дарлингтон протяжённостью 18 км, открытая в 1825 году.[6]
Были открыты первые ж.-д. линии в США (1830), Франции (1832), Бельгии и королевстве Бавария (1835).[7]
1846 год — установление стандарта ширины колеи 1435 мм (Великобритания).[8]
С сер. XIX века железнодорожное строительство развернулось во многих странах.[9]
1879 год — запуск первой внутризаводской электрической железнодорожной линии (Франция).[10]
1895 год — применение электрической тяги на магистральном железнодорожном транспорте (США).[11]
В 1913 году протяжённость мировой железнодорожной сети превысила 1,1 млн км, а доля в суммарном мировом грузообороте составила 32,5 % в том числе во внутреннем сообщении — более 72 %.[12]
До начала Первой мировой войны железнодорожное строительство осуществлялось очень высокими темпами.[13]
В 1930-е годы мировой железнодорожный транспорт вошёл во вторую фазу своей эволюции, для которой характерно, прежде всего, не расширение сети (нередко она даже сокращалась), а всемерная интенсификация.[14]
Основой интенсификации деятельности железнодорожного транспорта в середине XX века стало внедрение технических инноваций — тепловозной и электрической тяги, новых типов грузовых вагонов, позволяющих кардинально повысить их грузоподъемность, новых систем сигнализации и связи.[15]
Конец XX века во всём мире прошёл под знаком реформирования железнодорожного транспорта.[16]
Содержание |
[править] Железные дороги
В течение первого, начального этапа развития железных дорог, с 1825 по 1860 год в мире было построено около 110 тыс. км железнодорожных линий. А в течение следующего десятилетия, к 1870 г., ещё более 100 тыс. км, что почти удвоило железнодорожную сеть.[17]
С 1840 года по 1913 год протяжённость мировой сети железных дорог выросла в 122,4 раза.[18]
После Первой мировой войны расширение железнодорожной сети продолжалось, но уже меньшими темпами.[19]
Протяжённость мировой железнодорожной сети достигла в 1930-х годах уровня 1,3 млн км.[20]
К началу Второй мировой войны мировая железнодорожная сеть составляла около 1,3 млн км.[21]
В 1950-е — 1960-е годы протяжённость мировой железнодорожной сети стала сокращаться.[22]
[править] Железнодорожные перевозки
Абсолютные объёмы железнодорожных перевозок в мире продолжали динамично расти до начала 1970-х годов, но затем они стали сокращаться.[23]
[править] Виды транспорта
[править] Грузовой
Доля железнодорожного транспорта в мировом грузообороте к 1937 г. сократилась до 25,3 % (в том числе во внутреннем сообщении — до 56,6 %), а к 1950 г. — до 20,6 % (во внутреннем сообщении — до 37,4 %). В дальнейшем эта тенденция сохранилась.[24]
[править] Регионы
[править] Азия
[править] Япония
Первая в мире высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) была построена в Японии в 1964 году.[25]
[править] Америка
[править] США
До начала 1840-х годов железные дороги рассматривались в США как вспомогательные пути сообщения к каналам.
[править] Европа
[править] Великобритания
Открытие железнодорожной линии хозяйственного значения (от крупного порта Ливерпуль до центра хлопчатобумажной промышленности Манчестера) состоялось в 1829 году.
[править] Франция
В 1859 году правительство Франции гарантировало дивиденды железнодорожных компаний.
[править] Швеция
В Швеции важным шагом стало решение 1854 года о том, что государство должно нести ответственность за строительство и управление магистральными железными дорогами.[26]