Железнодорожный транспорт во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Появление железных дорог было обусловлено двумя макроизобретениями: выплавкой с использованием кокса (а не древесного угля) относительно дешёвого чугуна (и в значительном количестве) и появлением парового двигателя, который затем, в результате микроизобретений, был усовершенствован до уровня, позволявшего использовать его на транспорте.[1]

Первые металлические рельсы, которые и сделали рельсовые дороги железными, были изготовлены для старейшего британского металлургического завода в Колбрукдейле в 1767 году. В течение десяти лет во всей заводской рельсовой системе, протяженность которой составляла 16 миль, деревянные рельсы были заменены железными. Таким образом, появилась первая в мире железная дорога.[2]

Развитие железнодорожного транспорта стало одним из ключевых факторов ускорения роста мировой экономики в XIX веке.[3]

1803 год — создание железной дороги общего пользования на конной тяге (Великобритания).[4]

1807 год — создание первой железной дороги, на которой были организованы регулярные пассажирские перевозки (Великобритания).[5]

Первой в мире железной дорогой общего пользования с паровой тягой была дорога Стоктон — Дарлингтон протяжённостью 18 км, открытая в 1825 году.[6]

Бы­ли от­кры­ты пер­вые ж.-д. ли­нии в США (1830), Фран­ции (1832), Бель­гии и ко­ро­лев­ст­ве Ба­ва­рия (1835).[7]

1846 год — установление стандарта ширины колеи 1435 мм (Великобритания).[8]

С сер. XIX века железнодорожное строи­тель­ст­во раз­вер­ну­лось во мно­гих стра­нах.[9]

1879 год — запуск первой внутризаводской электрической железнодорожной линии (Франция).[10]

1895 год — применение электрической тяги на магистральном железнодорожном транспорте (США).[11]

В 1913 году протяжённость мировой железнодорожной сети превысила 1,1 млн км, а доля в суммарном мировом грузообороте составила 32,5 % в том числе во внутреннем сообщении — более 72 %.[12]

До начала Первой мировой войны железнодорожное строительство осуществлялось очень высокими темпами.[13]

В 1930-е годы мировой железнодорожный транспорт вошёл во вторую фазу своей эволюции, для которой характерно, прежде всего, не расширение сети (нередко она даже сокращалась), а всемерная интенсификация.[14]

Основой интенсификации деятельности железнодорожного транспорта в середине XX века стало внедрение технических инноваций — тепловозной и электрической тяги, новых типов грузовых вагонов, позволяющих кардинально повысить их грузоподъемность, новых систем сигнализации и связи.[15]

Конец XX века во всём мире прошёл под знаком реформирования железнодорожного транспорта.[16]

Содержание

[править] Железные дороги

В течение первого, начального этапа развития железных дорог, с 1825 по 1860 год в мире было построено около 110 тыс. км железнодорожных линий. А в течение следующего десятилетия, к 1870 г., ещё более 100 тыс. км, что почти удвоило железнодорожную сеть.[17]

С 1840 года по 1913 год протяжённость мировой сети железных дорог выросла в 122,4 раза.[18]

После Первой мировой войны расширение железнодорожной сети продолжалось, но уже меньшими темпами.[19]

Протяжённость мировой железнодорожной сети достигла в 1930-х годах уровня 1,3 млн км.[20]

К началу Второй мировой войны мировая железнодорожная сеть составляла около 1,3 млн км.[21]

В 1950-е — 1960-е годы протяжённость мировой железнодорожной сети стала сокращаться.[22]

[править] Железнодорожные перевозки

Абсолютные объёмы железнодорожных перевозок в мире продолжали динамично расти до начала 1970-х годов, но затем они стали сокращаться.[23]

[править] Виды транспорта

[править] Грузовой

Доля железнодорожного транспорта в мировом грузообороте к 1937 г. сократилась до 25,3 % (в том числе во внутреннем сообщении — до 56,6 %), а к 1950 г. — до 20,6 % (во внутреннем сообщении — до 37,4 %). В дальнейшем эта тенденция сохранилась.[24]

[править] Регионы

[править] Азия

[править] Япония

Первая в мире высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) была построена в Японии в 1964 году.[25]

[править] Америка

[править] США

До начала 1840-х годов железные дороги рассматривались в США как вспомогательные пути сообщения к каналам.

[править] Европа

[править] Великобритания

Открытие железнодорожной линии хозяйственного значения (от крупного порта Ливерпуль до центра хлопчатобумажной промышленности Манчестера) состоялось в 1829 году.

[править] Франция

В 1859 году правительство Франции гарантировало дивиденды железнодорожных компаний.

[править] Швеция

В Швеции важным шагом стало решение 1854 года о том, что государство должно нести ответственность за строительство и управление магистральными железными дорогами.[26]

Личные инструменты