Деятельность компании Siemens в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

В феврале 2009 года, в разгар кризиса, Siemens провел выездное заседание правления в России, где было принято решение о масштабных инвестициях на российском рынке. «Эта стратегия себя оправдала. Сейчас на выходе из кризиса у нас уже есть уникальные производственные мощности», — сказал в сентябре 2010 года Дитрих Меллер.[1]

В сентябре 2010 года отмечалось, что в 2010 году Сименсом реализован и начат целый ряд инвестиционных проектов по локализации производства высокотехнологичной продукции в России. Речь идет как о совместных предприятиях с российскими компаниями, так и о строительстве собственных предприятий.[2]

В сентябре 2010 года отмечалось, что Siemens в России держится на трёх китах. Во-первых, это сотрудничество с «Газпромом», которое перешло к газовому монополисту в «наследство» с советской газотранспортной системой. Второй генеральный партнер германского концерна в России — ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Ставка на энергетику — это третий кит Siemens в России.[3]

В сентябре 2010 года вице-президент компании Siemens, глава Siemens в России и Центральной Азии Дитрих Меллер заявил, что инвестиции Сименса в российские проекты в ближайшие год-два достигнут 400 млн евро. Он уточнил, что это суммарная оценка средств, которые вложил или вложит Siemens в текущие проекты и проекты, которые будут реализованы в ближайшие один-два года.[4]

В 2010 году Siemens получил от проектов в России доходы в размере 1,2 млрд евро.[5]

В октябре 2011 года отмечалось, что портфель российских заказов Сименса сейчас составляет около 2,6 млрд евро.[6]

В октябре 2011 года председатель правления Siemens AG Петер Лешер заявил, что Siemens в ближайшие три года намерен реализовать в России инвестиционные проекты общей стоимостью более 1 млрд евро. «Мы приняли решение массированно расширять нашу деятельность в России, и поэтому хотим локализовать самые современные технологии Siemens в РФ, для чего разработали обширную программу. Сейчас в России начинается новое инвестиционное наступление, и Siemens будет его активным участником», — сказал Лешер.[7]

Содержание

[править] Сотрудничество с «Газпромом»

Сотрудничество Сименса с «Газпромом» перешло к газовому монополисту в «наследство» с советской газотранспортной системой. Весной 2010 года, например, немцы создали в Перми совместное производство с компанией «Искра-Авигаз» компрессоров мощностью от 6 до 32 МВт для газотурбинных установок «Газпрома». По словам генерального директора российской компании Виктора Пыхтеева, к концу 2010 года будет подготовлено здание для приема германского оборудования, в 2011 году начнется сборка компрессоров, а в 2012—2013 годах — полное освоение производства мощностью 60 компрессоров в год. При этом германская сторона осуществляет поставку технологии изготовления компрессоров, непрерывный срок службы которых 200 тыс. часов (10 лет) и оборудования для их производства, российская же сторона предоставляет производственную площадку.[8]

«Компания Siemens приняла очень важное решение: полностью передает всю технологию производства. Это не отверточная сборка! Передача ноу-хау позволит российским партнерам не только заниматься тиражированием продукта, но и создавать собственные продукты, адаптируемые под требования клиентов, которые будут приходить на рынок. Один из основных потребителей — „Газпром“, однако продукцию можно будет использовать и нефтяникам, и химикам, и переработчикам», — заметил по этому поводу член правления «Газпрома» Олег Аксютин. «Российский газовый рынок очень перспективен, газовые месторождения на территории страны занимают около 15 % всех мировых запасов. Создавая это предприятие, мы намерены формировать спрос на газовые компрессоры», — с тем же энтузиазмом ответствовал исполнительный директор дивизиона «Нефть и газ» Siemens AG Том Блэйдс.[9]

[править] Сотрудничество с РЖД

РЖД является одним из генеральных партнёров Сименса в России. Дело не только в том, что Siemens поставил и обслуживает в России самый знаменитый на сегодня отечественный скоростной поезд «Сапсан», а гости и участники Олимпиады-2014 в Сочи будут ездить на германских скоростных электричках. Летом 2010 года Siemens и группа «Синара» создали в Свердловской области на базе бывшего Уральского завода железнодорожного машиностроения совместное предприятие «Уральские локомотивы», которое будет производить грузовые двухсекционные электровозы типа 2ЭС10 с немецкими асинхронными тяговыми двигателями. Контракт с РЖД общей стоимостью 42 млрд рублей предусматривает поставку до 2016 года 221 такого локомотива. Первая машина должна быть предъявлена заказчику в конце 2010 года. Кроме того, немцы рассчитывают, что на российских железных дорогах найдет спрос и электротехническая продукция концерна, которую тот намерен производить на своем трансформаторном заводе в Воронежской области, в частности, тяговые подстанции.[10]

Этот завод стоимостью 1,5 млрд рублей Siemens начал строить осенью 2010 года. Его мощность составит до 100 единиц трансформаторного оборудования в год напряжением до 220 кВ (класс распределительных сетей), однако топ-менеджеры германской компании заявили, что активно изучают возможность расширения ассортимента продукции завода вплоть до трансформаторов напряжением до 500 кВ (класс магистральных сетей). Первая продукция нового трансформаторного завода ожидается в конце 2011 года. Он будет полностью интегрирован в глобальную технологическую и производственную сеть Siemens. «В настоящее время мир вступает в новую электрическую эру, которая характеризуется все более возрастающим спросом на электроэнергию. Работая в России, Siemens предлагает передовые технологии и продукты, позволяющие дать достойные ответы на подобные вызовы. Именно такую продукцию будет выпускать наш трансформаторный завод в Воронежской области», — заявил на церемонии закладки первого камня в фундамент завода директор департамента передачи энергии сектора энергетики Siemens AG Удо Нихаге.[11]

Кроме того, по словам немцев, новый трансформаторный завод послужит основой для будущего производственного кластера Siemens в Воронежской области. В его состав также войдут предприятия по выпуску высоковольтного оборудования и комплектных распределительных устройств с элегазовой изоляцией (КРУЭ). Оба эти производства будут организованы на базе предприятия «Siemens — высоковольтные аппараты». Германский концерн рассчитывает, что продукция этого кластера будет хорошо покупаться государственными энергокомпаниями: Федеральной сетевой компанией (ФСК), Холдингом МРСК, а также генкомпаниями, промышленными предприятиями и использоваться для реализации российских и межгосударственных инфраструктурных проектов.[12]

В июне 2011 года РЖД принципиально договорились с тандемом Siemens — группа «Синара» о покупке в ближайшие 10 лет еще 1,2 тыс. вагонов скоростных пригородных электропоездов Desiro (в России — «Ласточка») на сумму более 2 млрд евро. Но при этом немцы должны локализовать на совместном с русскими заводе в Верхней Пышме уже 80 % производства «Ласточек».[13]

[править] Электроэнергетика

Электротехническое оборудование Сименса начало активно использоваться российскими энергетиками ещё при РАО «ЕЭС России». Сейчас этот процесс продолжается уже на уровне правопреемников энергохолдинга. Дитрих Меллер заявил в сентябре 2010 года, что его концерн обсуждает совместный проект в сфере энергетического машиностроения с самым амбициозным государственным энергохолдингом «Интер РАО». «„Интер РАО“ — исключительно интересная компания, интересный партнер. Мы находимся сейчас в переговорах о сотрудничестве. Стать стратегическим поставщиком для нее — очень привлекательная перспектива», — подчеркнул Меллер, отказавшись сообщить подробности под предлогом того, что переговоры только начались.[14]

Правда, их суть очевидна — «Интер РАО» намерена интенсивно строить и модернизировать тепловые электростанции как в России, так и за рубежом. Естественно немцам хотелось бы плотнее вписаться в этот процесс в качестве поставщика оборудования или даже генерального подрядчика. Тем более что с другим амбициозным отечественным госэнергохолдингом «РусГидро» у Siemens уже отношения завязались. Летом 2010 года российская гидроэнергетическая компания, госкорпорация «Ростехнологии» и Siemens заключили соглашение о создании совместного предприятия по производству и сборке компонентов ветровых турбин для российского рынка. Кроме того, оно будет отвечать за продажи и обслуживание ветровых турбин Siemens в России и ряде других стран. По условиям соглашения, «РусГидро» будет заниматься проектированием и строительством ветропарков «под ключ», «Ростехнологии» — курировать вопросы, связанные с производством комплектующих, а Siemens предоставит российским компаниям права на свою интеллектуальную собственность, разработки в сфере ветроэнергетики, организует подготовку и обучение персонала и создаст консультационную службу по эксплуатации совместным предприятием ветроэнергетических установок.[15]

В частности, рассматривается возможность сооружения таких заводов, как производство лопастей ветроэлектростанций (будет принадлежать Siemens), производство гондол ветроэлектростанций (СП Siemens и «Ростехнологии»), производство комплектующих и башен ветроэлектростанций (предприятия «Ростехнологий» по лицензионным соглашениям с Siemens). По словам Дитриха Меллера, концепция этого проекта и схема распределения долей партнеров в каждом из производств должны быть подготовлены до конца года. Предварительно стороны договорились, что в рамках партнерства будут выпускать оборудование для ветростанций на 1-3 МВт единичной мощности. Объем выпуска продукции за пять лет будет доведен до 250—500 МВт.[16]

Но пока на тендер по строительству Дальневосточной ветряной электростанции (ДВЭС), которую «РусГидро» намерено возвести в Приморском крае на островах Русский и Попова, Siemens идет один, без российских партнеров. Его основными конкурентами станут японские компании Mitsui и J-Power, с которыми «РусГидро» уже подписало меморандум о взаимопонимании по реализации этого проекта. В тот момент предполагалось, что после изучения ветропотенциала этой территории японские компании выступят соинвесторами строительства ветропарка мощностью 36 МВт, общая стоимость которого оценивается в 3 млрд рублей, с долей до 50 %. Однако затем в «РусГидро» прошлой осенью был практически полностью сменен топ-менеджмент (компанию возглавила команда управленцев «Интер РАО» во главе с Евгением Додом), и сейчас у Siemens есть неплохие шансы побороться за контракт на сооружение ДВЭС, благо что опыта ему не занимать — в некоторых странах Европы энергия ветра обеспечивает до половины их потребностей в электричестве.[17]

В нашей стране в силу географических, климатических и экономических особенностей ветроэнергетика особой популярностью не пользуется — мало ветра, зато много природного газа как топлива для электростанций. Но предварительные исследования показывают, что в ряде регионов: Приморском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Краснодарском крае — строительство и эксплуатация ветропарков может стать рентабельным.[18]

В октябре 2011 года отмечалось, что Сименс намерен в ближайшие три года вложить в России в производство оборудования для электроэнергетики более 700 млн евро. 115 млн евро, например, будет вложено в развитие электротехнического кластера в Воронежской области, где в конце этого года немцы намерены запустить производство трансформаторов классом до 220 кВ (класс распределительных сетей). 120 млн евро планируется вложить в производство в России ветроэнергетических установок, которые Siemens договорился делать с государственной корпорацией «Ростехнологии» и госэнергохолдингом «Русгидро». Еще 275 млн евро будет вложено в совместное предприятие с «Силмашем» по изготовлению и сервису на территории России больших газовых турбин. У Siemens большой опыт создания таких агрегатов, поэтому летом этого года немецкий и российский машиностроительные концерны договорились создать совместное предприятие в Санкт-Петербурге на условиях 65 % — Siemens, 35 % — «Силмаш».[19]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. http://ns3.raexpert.ru/2010/09/29/Siemens/
  2. http://ns3.raexpert.ru/2010/09/29/Siemens/
  3. http://ns3.raexpert.ru/2010/09/29/Siemens/
  4. http://ns3.raexpert.ru/2010/09/29/Siemens/
  5. http://expert.ru/2011/10/18/s-uporom-na-energetiku/
  6. http://expert.ru/2011/10/18/s-uporom-na-energetiku/
  7. http://expert.ru/2011/10/18/s-uporom-na-energetiku/
  8. http://ns3.raexpert.ru/2010/09/29/Siemens/
  9. http://ns3.raexpert.ru/2010/09/29/Siemens/
  10. http://ns3.raexpert.ru/2010/09/29/Siemens/
  11. http://ns3.raexpert.ru/2010/09/29/Siemens/
  12. http://ns3.raexpert.ru/2010/09/29/Siemens/
  13. http://expert.ru/2011/10/18/s-uporom-na-energetiku/
  14. http://ns3.raexpert.ru/2010/09/29/Siemens/
  15. http://ns3.raexpert.ru/2010/09/29/Siemens/
  16. http://ns3.raexpert.ru/2010/09/29/Siemens/
  17. http://ns3.raexpert.ru/2010/09/29/Siemens/
  18. http://ns3.raexpert.ru/2010/09/29/Siemens/
  19. http://expert.ru/2011/10/18/s-uporom-na-energetiku/
Личные инструменты