Гражданское машиностроение России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Виды техники

[править] Ракеты-носители

Март 1966 года — Разработаны эскизные проекты РН «Циклон-2» и «Циклон-2А» с ЖРД РД-261 и РД-262.

Декабрь 1974 года — Разработан эскизный проект РН «Зенит».

Февраль 1977 года — Разработан эскизный проект РН «Зенит» с ЖРД РД-171 и РД-120 в моноблочном варианте.

[править] Самолёты

[править] Илья Муромец

В 1916 году проводились испытания самолета И. И. Сикорского «Илья Муромец».

[править] У-1

В 1923 году петроградский ГАЗ № 3 приступил к серийному изготовлению учебного самолета У-1.

[править] Ту-104

1955 год. Рейсы начал совершать пассажирский самолет Ту-104, до 1958 года — единственный в мире эксплуатируемый реактивный лайнер.[1]

[править] Ту-144

1968 год. Совершен первый в мире коммерческий полет сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.[2]

[править] Ан-225

1988 год. Первый рейс совершил самый большой в мире транспортный самолет — Ан-225 («Мрия»). Грузоподъемность около 250 тонн.[3]

[править] Ту-204

Самолёт Ту-204-100 сертифицирован в 1996 году.[4]

В начале 1996 года серийный Ту-204 совершил первый рейс с пассажирами.[5]

Самолёт Ту-204-100С сертифицирован в 1997 году.[6]

Самолёт Ту-204-120 сертифицирован в 1997 году.[7]

Самолёт Ту-204-120С сертифицирован в 1998 году.[8]

[править] Ту-334

В феврале 1999 года совершил полёт первый Ту-334-100.[9]

[править] Вертолёты

1968 год. Совершил первые полеты самый тяжелый вертолет в мире — В-12 (Ми-12). Установил рекорд грузоподъемности — 44 205 кг.[10]

[править] Двигатели для ракет-носителей

[править] МД-185

11 октября 1980 года — Подписан приказ МОМ о разработке эскизного проекта семейства однокамерных ЖРД МД-185 для первой ступени РН «Зенит» и «Энергия».

[править] РД-0120

В 1970—1980-х годах был разработан кислородно-водородный ЖРД РД-0120, используемый в качестве маршевого двигателя второй ступени РН «Энергия». Для создания высокоэнергетического двигателя, работающего на криогенных компонентах топлива, потребовались решение целого ряда научных, конструкторских и технологических проблем, организация нового производства, новой экспериментальной базы. Высокая надёжность двигателя подтверждена более чем 800 огневыми испытаниями с суммарной наработкой около 170000 с, в том числе двумя летными испытаниями в составе РН «Энергия» и в составе ракетно-космической системы «Энергия-Буран».[11]

[править] РД-0124

С 1993 г. проводилась разработка кислородно-керосинового ЖРД РД-0124 (14Д23).[12]

В 1998 г. КБХА проработало и определило возможность использования двигателя РД0124 (РД0124А) для второй ступени ракетно-космического комплекса «Ангара».[13]

[править] РД-0124А

С 1998 г. ведутся работы по созданию двигателя РД-0124А.[14]

[править] РД-0146

В 1997 г. по ТЗ ГКНПЦ им. М. В. Хруничева КБХА приступило к разработке кислородно-водородного двигателя РД-0146 для КВРБ перспективных вариантов РН «Протон» и «Ангара».[15]

[править] РД-0750

В 1993—1998 годах на КБХА в инициативном порядке проведен большой объем проектных, расчетно-исследовательских и экспериментальных работ по созданию трехкомпонентного двухрежимного двигателя на базе двигателя РД0120. В результате проведенных работ впервые в практике создания ЖРД был разработан трехкомпонентный двухрежимный газогенератор. Последним этапом работ была сборка экспериментального двигателя-демонстратора РД-0750Д и его огневые испытания.[16]

[править] РД-107А

В 1993 году началась разработка двигателя РД-107А.[17]

[править] РД-108А

В 1993 году началась разработка двигателя РД-108А.[18]

[править] РД-134

В 1993 году был разработан двигатель РД-134. Предназначался для 2 ступени РН «Русь».[19]

[править] РД-146

В 1992 году был разработан двигатель РД-146. Предназначался для 2 ступени РН «Енисей».[20]

[править] РД-161

В 1995 году был разработан двигатель РД-161.[21]

[править] РД-161П

В 1993 году был разработан двигатель РД-161П.[22]

[править] РД-170

Ракетный двигатель РД-180
Ракетный двигатель РД-180

1976 год. Начало работ по созданию ракетного двигателя РД-170.[23]

1992 г. — Официально подтверждена возможность десятикратного полетного использования ЖРД РД-170.[24]

[править] РД-171

28 марта 1999 г. — Успешно проведен первый испытательный запуск РН «Зенит» с ЖРД РД-171 и РД-120 по программе «Морской старт» с плавучей платформы.[25]

С 1999 года эксплуатация двигателей РД-171 продолжается в составе РН «Зенит 3SL» по программе «Морской старт».[26]

[править] РД-180

В 1994 году началась разработка двигателя РД-180.[27] Разработка РД-180 велась в сотрудничестве с компанией «Пратт-Уитни» (США), с которой НПО Энергомаш в 1992 году заключило Соглашение о совместном маркетинге и лицензировании двигателей НПО Энергомаш в США.[28]

Проект двухкамерного двигателя РД-180 стал в январе 1996 года победителем конкурса по разработке и поставке двигателей для модернизированной РН «Атлас II» компании «Локхид Мартин» (США).[29]

15 ноября 1996 г. — Проведено первое огневое испытание ЖРД РД-180, разрабатываемого для первой ступени американской РН «Атлас IIAR», на стенде НПО ЭНЕРГОМАШ в Химках.[30]

В ноябре 1996 г. были начаты огневые испытания двигателя РД-180.[31]

В 1997 году НПО Энергомаш создало совместное предприятие «РД АМРОСС» по маркетингу и реализации двигателей РД-180.[32]

29 июля 1998 г. — Проведено первое огневое испытание ЖРД РД-180 в составе ступени РН «Атлас III» компании Локхид Мартин на стенде Центра Маршалла в Хантсвилле, США.[33]

2 января 1999 г. — Первый серийный двигатель РД-180 отправлен в США.[34]

31 март а 1999 г. — Завершение сертификационных испытаний ЖРД РД-180.[35]

В 1999 года завершилась разработка двигателя РД-180.[36]

24 мая 2000 г. — Впервые в истории выполнен запуск американской РН с российским двигателем. РН «Атлас IIIА» стартовала с двигателем РД-180.[37][38]

[править] РД-191

Ракетный двигатель РД-191
Ракетный двигатель РД-191

В 1999 году началась разработка двигателя РД-191.[39]

В течение 1999 г. была выпущена конструкторская документация на РД-191.[40]

Март 1999 г. — Изготовлен макет двигателя РД-191 для РН «Ангара».[41]

В 2000 г. начата автономная отработка агрегатов двигателя РД-191.[42]

[править] РД-253

1961—1965 годы — создание РД-253 с использованием эффективной «замкнутой» схемы для первой ступени РН «Протон».

[править] РД-270

22 октября 1965 года — Решение МОМ о выполнении в ОКБ-456 предэскизного проекта РД-270 в связи с предложением Главных конструкторов В. Н. Челомея, В. П. Глушко, В. П. Бармина и В. И. Кузнецова.

[править] РД-275

В 1993 году завершилась разработка двигателя РД-275.[43]

11 октября 1995 г. — Первое летное испытание РН «Протон» с двигателями РД-275 — модернизированным вариантом двигателя РД-253.[44]

[править] РД-861

Проектирование двигателя РД861 для третьей ступени РН «Циклон-3» было начато в 1966 г.

[править] Самолётные двигатели

[править] АШ-62ИР

В 1938 году создан двигатель АШ-62ИР.

[править] ПС‑90А

В 1992 году двигатель ПС‑90А был сертифицирован на соответствие требованиям НЛГС-3 1985 года.

[править] Д-436ТП

В 2000 году на УМПО освоено серийное производство турбореактивного двухконтурного двигателя Д-436ТП конструкции Ф. М. Муравченко для самолёта-амфибии Бе-200.[45]

[править] Газотурбинные приводы

[править] АЛ-31СТ

С 1994 года УМПО изготавливает наземный газотурбинный привод АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций, разработанный ОКБ им. Люльки на базе реактивного двухконтурного двигателя АЛ-31Ф.[46]

[править] АЭС

1954 год. В Обнинске дала ток первая в мире атомная электростанция.[47]

[править] Циклотрон

1937 год. В Радиевом институте в Ленинграде запущен первый в Европе циклотрон.[48]

[править] Установки управляемого термоядерного синтеза

1954 год. В СССР испытан «Токамак» — первая в мире установка для управляемого термоядерного синтеза. На ней была достигнута рекордная температура плазмы — 10 миллионов градусов.[49]

[править] Синхрофазотроны

1957 год. В Дубне создан первый в мире синхрофазотрон.[50]

[править] Телескопы

1976 год. В Нижнем Архызе на Кавказе установлен крупнейший в мире «Большой телескоп азимутальный» (БТА), способный видеть звезды до 26-й величины.[51]

[править] Космические аппараты

1957 год. Запущен первый в мире искусственный спутник Земли.[52]

1959 год. На Луну спущен аппарат, предоставивший землянам первый в истории снимок обратной стороны Луны.[53]

1964 год. Полет первого многоместного космического корабля.[54]

1966 год. Станция «Луна-9» впервые в мире совершает мягкую посадку на поверхности Луны в Океане Бурь.[55]

1971 год. Создана одномодульная космическая станция «Салют».[56]

1986 год. В космосе смонтирована многомодульная станция «Мир».[57]

1988 год. Полет совершил «Буран» — многоразовая космическая система.[58]

[править] Суда

20 ноября 1953 года — Постановление правительства о проектировании и строительстве первого атомного ледокола. Научные руководители — И. В. Курчатов, А. П. Александров.[59]

5 декабря 1957 года — Спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин».[60][61]

1957 год. Стал стартовым для судов на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Комета» и других.[62]

31 декабря 1959 года — Постановление правительства о принятии атомного ледокола «Ленин» в опытную эксплуатацию.[63]

1 марта 1968 года — Принято постановление Правительства СССР о строительстве атомного ледокола «Сибирь».[64]

Июль 1971 года — На верфи Балтийского завода заложен атомный ледокол «Арктика». Мощность двигательной установки — 75000 лошадиных сил, водоизмещение — 23460 тонн, максимальная скорость хода — 23 узла.[65]

1971 год. Спущено на воду самое крупное в мире научно-исследовательское судно — «Космонавт Юрий Гагарин». Водоизмещение 45 тысяч тонн.[66]

Июнь 1975 года — Атомный ледокол «Арктика» вышел в первую навигацию.[67]

23 февраля 1976 года — Спущен на воду атомный ледокол «Сибирь».[68]

17 августа 1977 года — Впервые в истории мореплавания атомный ледокол «Арктика», преодолев мощный ледовый покров Северного Ледовитого океана, достиг Северного полюса.[69]

Ноябрь 1983 года — Со стапелей Балтийского завода спущен на воду атомный ледокол «Россия».[70]

[править] Средства связи

В 1934 г. поставили на серийное производство трехканальную аппаратуру высокочастотного телефонирования СМТ-34, работавшую на расстоянии до 2000 км.

В 1937 г. на линии Москва — Ленинград прошли испытания макетов стационарной ЗАС ЕС-2, разработанной на заводе «Красная Заря», а в сентябре того же года ввели в постоянную эксплуатацию. С этого времени в Советском Союзе началось серийное производство аппаратуры ЗАС.

В 1938 г. была разработана аппаратура С-1 повышенной стойкости и ЕИС-3 для засекречивания радиотелефонных каналов.

В 1938 году для засекречивания телеграмм на заводе им. Кулакова создали шифрующий аппарат С-308.

1957 год. Создан первый в мире опытный переносной мобильный телефон с радиусом действия 20 — 30 км. Аппарат вместе с источником питания весил около 0,5 кг.[71]

1963 год. Заработала первая национальная система мобильной связи в СССР — «Алтай». К 1970 году она действовала в 114 городах.[72]

[править] Вычислительная техника

1958 год. Введена в эксплуатацию ЭВМ М-20 — самая быстродействующая электронно-вычислительная машина в мире.[73]

1966 год. Эру БЭСМ — больших электронно-вычислительных машин, а фактически — советских суперкомпьютеров — увенчала БЭСМ-6. Ее производительность была на уровне самой быстродействующей американской CDC-6600 при меньшем числе транзисторов.[74]

1975 год. Совместным советско-американским космическим полетом «Союз — Аполлон» с нашей стороны управлял комплекс на базе БЭСМ-4, которую выпускали с 1965 года.[75]

1978 год. Началась эпоха ЭВМ «Эльбрус».[76]

[править] Автомобили

В апреле 1932 г. началось серийное производство автомобилей ГАЗ-АА на новом автозаводе, построенном под Горьким.

В 1932 г. Ярославский завод наладил производство автомобиля ЯГ-10 с двумя задними ведущими мостами, выходившего серийно до 1934 г.

На Московском автозаводе с декабря 1933 г. стали выпускать трехосный автомобиль ЗИС-6.

С 1934 г. трехосную машину ГАЗ-ААА начал выпускать и Горьковский автозавод.

Первым полноприводным (4х4) автомобилем стал пятиместный легковой ГАЗ-61, созданный конструктором В. А. Грачевым в 1939 г.

[править] Энергетические ядерные реакторы

[править] Первая АЭС в Обнинске

16 мая 1949 года постановление Правительства определило начало работ по созданию первой атомной электростанции.[77]

В качестве места строительства первой АЭС был определён город Обнинск, а в её создании ключевую роль играли Лаборатория «В» (ГНЦ «Физико-энергетический институт») и Лаборатория № 2 (РНЦ «Курчатовский институт»). Научным руководителем работ по созданию первой АЭС был назначен И. В. Курчатов, главным конструктором реактора — Н. А. Доллежаль. Проект АЭС разрабатывал проектный институт ГСПИ-12 (г. Москва).[78]

27 июня 1954 года — Пуск в г. Обнинске первой в мире атомной электростанции.[79]

[править] АМБ-100

26 апреля 1964 года — Дал промышленный ток первый реактор Белоярской АЭС. Мощность первого энергоблока АМБ-100 с реактором на тепловых нейтронах канального типа составила 100 МВт.[80]

[править] ВВЭР-210

Направление энергетических реакторов с водой под давлением — ВВЭР получило первичный импульс от разработки энергетической реакторной установки для подводной лодки, который представлял один из рассматривавшихся в этих целях типов ядерных реакторов. Идея схемы этого реактора была предложена в РНЦ «Курчатовский институт» С. М. Файнбергом.[81]

Начало работ над проектом реактора ВВЭР относится к 1954 году, а в 1955 году ОКБ «Гидропресс» приступило к его разработке. Научное руководство разработкой осуществляли И. В. Курчатов и А. П. Александров.[82]

30 сентября 1964 года — Пущен первый энергоблок Нововоронежской АЭС ВВЭР-210. На станции использовался реактор корпусного типа, топливом служил слабообогащенный уран, теплоносителем — вода под давлением.[83]

[править] БН-600

В 1963 году были начаты работы по созданию промышленного энергетического реактора на быстрых нейтронах БН-600. В качестве места для его размещения была выбрана площадка Белоярской АЭС.[84]

В 1968 году начато строительство нового реактора на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-600 в качестве третьего блока Белоярской АЭС. Электрическая мощность реактора — 600 МВт, тепловая мощность — 1480 МВт. Этот реактор был выведен на проектный уровень мощности в конце 1981 года. Реактор БН-600 использует для своей работы не МОХ-топливо, а урановое топливо с достаточно высоким содержанием U-235 (около 20 %).[85]

[править] АМБ-200

1 декабря 1969 года — Введен в эксплуатацию второй энергоблок АМБ-200 Белоярской АЭС мощностью 200 МВт.[86]

[править] ВВЭР-365

14 апреля 1970 года — Введен в эксплуатацию второй энергоблок ВВЭР-365 Нововоронежской АЭС.[87]

[править] ВВЭР-440

Декабрь 1971 года — Пущен третий энергоблок с реактором ВВЭР-440 Ново-Воронежской АЭС.[88]

[править] БН-350

15 июля 1973 года — В г. Шевченко (ныне г. Актау, Казахстан) на Мангышлакском энергетическом заводе осуществлен пуск многоцелевой АЭС с реактором корпусного типа на быстрых ней¬тронах БН-350. Электрическая мощность АЭС — 350 МВт, тепловая мощность — 1000 МВт. Наряду с выработкой электроэнергии АЭС производила пар для опреснения около 120000 куби¬ческих метров морской воды в сутки.[89]

[править] РБМК-1000

Разработку реактора РБМК-1000 возглавлял Н. А. Доллежаль. Научное руководство проектом осуществляли А. П. Александров и С. М. Фейнберг. Эти реакторы явились одной из основ ядерной энергетики СССР.[90]

Первая модификация реакторов РБМК-1000 была реализована по проекту 1968 года.[91]

12 сентября 1973 года — Осуществлен физический пуск реактора первого энергоблока Ленинградской АЭС РБМК-1000. 23 декабря первый блок ЛАЭС принят в эксплуатацию.[92]

Вторую модификацию реактора РБМК-1000 представляют первые два блока Курской и Чернобыльской АЭС, пущенные в 1975—1979 годах.[93]

Третья модификация реактора РБМК-1000 — третий и четвёртый блоки Ленинградской АЭС, пущенные в 1979—1981 годах, разработанные с учетом новых требований безопасности.[94]

Четвертая модификация реактора РБМК-1000 — третий и четвёртый блоки Курской, Чернобыльской и первые два блока Смоленской АЭС, пущенные в 1978—1983 годах. Основным отличием этой группы блоков является наличие в системе локализации аварий бассейна-барботера под реактором.[95]

Пятая модификация реактора РБМК-1000 — третий блок Смоленской АЭС, имеющий наиболее плотные боксы локализации аварии и упрощенную конструкцию бассейна-барботера.[96]

Слабым звеном в российских проектах атомных станций была автоматизированная система управления технологическими процессами. На реакторах типа РБМК-1000 её, по существу, не было. Этот реактор не мог быть автоматизирован из-за отсутствия механизации приводов для нескольких тысяч регуляторов расхода воды в каналах.[97]

Общее количество электроэнергии, произведённое на 11 энергоблоках России с реакторами РБМК-1000, составило на 2001 год 1300 ТВт*час. Электроэнерговыработка реакторов РБМК-1000 на Украине составила 283 ТВт*час.[98]

[править] ЭГП-6

11 января 1974 года — На самой северной в мире Билибинской ТЭЦ на Чукотке пущен первый энергоблок ЭГП-6.[99]

[править] БН-600

Апрель 1980 года — Введен в эксплуатацию третий энергоблок БН-600 Белоярской АЭС.[100]

[править] ВВЭР-1000

Сентябрь 1980 года — Введён в эксплуатацию пятый энергоблок ВВЭР-1000 Нововоронежской АЭС.[101]

[править] РБМК-1500

РБМК-1500 — модификация реактора РБМК-1000 с повышенной электрической мощностью.[102]

1982 год — Пущен первый энергоблок Игналинской АЭС (Литва) с реактором РБМК-1500 с усовершенствованным уран-графитовым реактором канального типа. Электрическая мощность реактора — 1500 МВт, тепловая мощность — 4800 МВт.[103]

[править] Радиоизотопные генераторы

1965 год — На ЭМЗ «Авангард» (г. Саров) при участии сотрудников ВНИИНМ изготовлены два полониевых тепловых блока «Орион» (12000-17000 Кюри, 18 Вт(эл)), успешно использованные на спутниках «Космос-84» и «Космос-90».[104]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. История — Самолеты
  5. История — Самолеты
  6. История — Самолеты
  7. История — Самолеты
  8. История — Самолеты
  9. История — Самолеты
  10. [4]
  11. История
  12. История
  13. История
  14. История
  15. История
  16. История
  17. Двигатели
  18. Двигатели
  19. Двигатели
  20. Двигатели
  21. Двигатели
  22. Двигатели
  23. [5]
  24. Памятные даты
  25. Памятные даты
  26. История
  27. Двигатели
  28. История
  29. История
  30. Памятные даты
  31. История
  32. История
  33. Памятные даты
  34. Памятные даты
  35. Памятные даты
  36. Двигатели
  37. История
  38. Памятные даты
  39. Двигатели
  40. История
  41. Памятные даты
  42. История
  43. Двигатели
  44. Памятные даты
  45. История предприятия
  46. История предприятия
  47. [6]
  48. [7]
  49. [8]
  50. [9]
  51. [10]
  52. [11]
  53. [12]
  54. [13]
  55. [14]
  56. [15]
  57. [16]
  58. [17]
  59. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  60. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  61. [18]
  62. [19]
  63. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  64. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  65. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  66. [20]
  67. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  68. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  69. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  70. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  71. [21]
  72. [22]
  73. [23]
  74. [24]
  75. [25]
  76. [26]
  77. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  78. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  79. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  80. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  81. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  82. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  83. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  84. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  85. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  86. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  87. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  88. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  89. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  90. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  91. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  92. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  93. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  94. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  95. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  96. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  97. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  98. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  99. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  100. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  101. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  102. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  103. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  104. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
Личные инструменты