Гражданское машиностроение России в XX веке
Материал из Documentation.
[править] Виды техники
[править] Ракеты-носители
Март 1966 года — Разработаны эскизные проекты РН «Циклон-2» и «Циклон-2А» с ЖРД РД-261 и РД-262.
Декабрь 1974 года — Разработан эскизный проект РН «Зенит».
Февраль 1977 года — Разработан эскизный проект РН «Зенит» с ЖРД РД-171 и РД-120 в моноблочном варианте.
[править] Самолёты
[править] Илья Муромец
В 1916 году проводились испытания самолета И. И. Сикорского «Илья Муромец».
[править] У-1
В 1923 году петроградский ГАЗ № 3 приступил к серийному изготовлению учебного самолета У-1.
[править] Ту-104
1955 год. Рейсы начал совершать пассажирский самолет Ту-104, до 1958 года — единственный в мире эксплуатируемый реактивный лайнер.[1]
[править] Ту-144
1968 год. Совершен первый в мире коммерческий полет сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.[2]
[править] Ан-225
1988 год. Первый рейс совершил самый большой в мире транспортный самолет — Ан-225 («Мрия»). Грузоподъемность около 250 тонн.[3]
[править] Ту-204
Самолёт Ту-204-100 сертифицирован в 1996 году.[4]
В начале 1996 года серийный Ту-204 совершил первый рейс с пассажирами.[5]
Самолёт Ту-204-100С сертифицирован в 1997 году.[6]
Самолёт Ту-204-120 сертифицирован в 1997 году.[7]
Самолёт Ту-204-120С сертифицирован в 1998 году.[8]
[править] Ту-334
В феврале 1999 года совершил полёт первый Ту-334-100.[9]
[править] Вертолёты
1968 год. Совершил первые полеты самый тяжелый вертолет в мире — В-12 (Ми-12). Установил рекорд грузоподъемности — 44 205 кг.[10]
[править] Двигатели для ракет-носителей
[править] МД-185
11 октября 1980 года — Подписан приказ МОМ о разработке эскизного проекта семейства однокамерных ЖРД МД-185 для первой ступени РН «Зенит» и «Энергия».
[править] РД-0120
В 1970—1980-х годах был разработан кислородно-водородный ЖРД РД-0120, используемый в качестве маршевого двигателя второй ступени РН «Энергия». Для создания высокоэнергетического двигателя, работающего на криогенных компонентах топлива, потребовались решение целого ряда научных, конструкторских и технологических проблем, организация нового производства, новой экспериментальной базы. Высокая надёжность двигателя подтверждена более чем 800 огневыми испытаниями с суммарной наработкой около 170000 с, в том числе двумя летными испытаниями в составе РН «Энергия» и в составе ракетно-космической системы «Энергия-Буран».[11]
[править] РД-0124
С 1993 г. проводилась разработка кислородно-керосинового ЖРД РД-0124 (14Д23).[12]
В 1998 г. КБХА проработало и определило возможность использования двигателя РД0124 (РД0124А) для второй ступени ракетно-космического комплекса «Ангара».[13]
[править] РД-0124А
С 1998 г. ведутся работы по созданию двигателя РД-0124А.[14]
[править] РД-0146
В 1997 г. по ТЗ ГКНПЦ им. М. В. Хруничева КБХА приступило к разработке кислородно-водородного двигателя РД-0146 для КВРБ перспективных вариантов РН «Протон» и «Ангара».[15]
[править] РД-0750
В 1993—1998 годах на КБХА в инициативном порядке проведен большой объем проектных, расчетно-исследовательских и экспериментальных работ по созданию трехкомпонентного двухрежимного двигателя на базе двигателя РД0120. В результате проведенных работ впервые в практике создания ЖРД был разработан трехкомпонентный двухрежимный газогенератор. Последним этапом работ была сборка экспериментального двигателя-демонстратора РД-0750Д и его огневые испытания.[16]
[править] РД-107А
В 1993 году началась разработка двигателя РД-107А.[17]
[править] РД-108А
В 1993 году началась разработка двигателя РД-108А.[18]
[править] РД-134
В 1993 году был разработан двигатель РД-134. Предназначался для 2 ступени РН «Русь».[19]
[править] РД-146
В 1992 году был разработан двигатель РД-146. Предназначался для 2 ступени РН «Енисей».[20]
[править] РД-161
В 1995 году был разработан двигатель РД-161.[21]
[править] РД-161П
В 1993 году был разработан двигатель РД-161П.[22]
[править] РД-170

1976 год. Начало работ по созданию ракетного двигателя РД-170.[23]
1992 г. — Официально подтверждена возможность десятикратного полетного использования ЖРД РД-170.[24]
[править] РД-171
28 марта 1999 г. — Успешно проведен первый испытательный запуск РН «Зенит» с ЖРД РД-171 и РД-120 по программе «Морской старт» с плавучей платформы.[25]
С 1999 года эксплуатация двигателей РД-171 продолжается в составе РН «Зенит 3SL» по программе «Морской старт».[26]
[править] РД-180
В 1994 году началась разработка двигателя РД-180.[27] Разработка РД-180 велась в сотрудничестве с компанией «Пратт-Уитни» (США), с которой НПО Энергомаш в 1992 году заключило Соглашение о совместном маркетинге и лицензировании двигателей НПО Энергомаш в США.[28]
Проект двухкамерного двигателя РД-180 стал в январе 1996 года победителем конкурса по разработке и поставке двигателей для модернизированной РН «Атлас II» компании «Локхид Мартин» (США).[29]
15 ноября 1996 г. — Проведено первое огневое испытание ЖРД РД-180, разрабатываемого для первой ступени американской РН «Атлас IIAR», на стенде НПО ЭНЕРГОМАШ в Химках.[30]
В ноябре 1996 г. были начаты огневые испытания двигателя РД-180.[31]
В 1997 году НПО Энергомаш создало совместное предприятие «РД АМРОСС» по маркетингу и реализации двигателей РД-180.[32]
29 июля 1998 г. — Проведено первое огневое испытание ЖРД РД-180 в составе ступени РН «Атлас III» компании Локхид Мартин на стенде Центра Маршалла в Хантсвилле, США.[33]
2 января 1999 г. — Первый серийный двигатель РД-180 отправлен в США.[34]
31 март а 1999 г. — Завершение сертификационных испытаний ЖРД РД-180.[35]
В 1999 года завершилась разработка двигателя РД-180.[36]
24 мая 2000 г. — Впервые в истории выполнен запуск американской РН с российским двигателем. РН «Атлас IIIА» стартовала с двигателем РД-180.[37][38]
[править] РД-191

В 1999 году началась разработка двигателя РД-191.[39]
В течение 1999 г. была выпущена конструкторская документация на РД-191.[40]
Март 1999 г. — Изготовлен макет двигателя РД-191 для РН «Ангара».[41]
В 2000 г. начата автономная отработка агрегатов двигателя РД-191.[42]
[править] РД-253
1961—1965 годы — создание РД-253 с использованием эффективной «замкнутой» схемы для первой ступени РН «Протон».
[править] РД-270
22 октября 1965 года — Решение МОМ о выполнении в ОКБ-456 предэскизного проекта РД-270 в связи с предложением Главных конструкторов В. Н. Челомея, В. П. Глушко, В. П. Бармина и В. И. Кузнецова.
[править] РД-275
В 1993 году завершилась разработка двигателя РД-275.[43]
11 октября 1995 г. — Первое летное испытание РН «Протон» с двигателями РД-275 — модернизированным вариантом двигателя РД-253.[44]
[править] РД-861
Проектирование двигателя РД861 для третьей ступени РН «Циклон-3» было начато в 1966 г.
[править] Самолётные двигатели
[править] АШ-62ИР
В 1938 году создан двигатель АШ-62ИР.
[править] ПС‑90А
В 1992 году двигатель ПС‑90А был сертифицирован на соответствие требованиям НЛГС-3 1985 года.
[править] Д-436ТП
В 2000 году на УМПО освоено серийное производство турбореактивного двухконтурного двигателя Д-436ТП конструкции Ф. М. Муравченко для самолёта-амфибии Бе-200.[45]
[править] Газотурбинные приводы
[править] АЛ-31СТ
С 1994 года УМПО изготавливает наземный газотурбинный привод АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций, разработанный ОКБ им. Люльки на базе реактивного двухконтурного двигателя АЛ-31Ф.[46]
[править] АЭС
1954 год. В Обнинске дала ток первая в мире атомная электростанция.[47]
[править] Циклотрон
1937 год. В Радиевом институте в Ленинграде запущен первый в Европе циклотрон.[48]
[править] Установки управляемого термоядерного синтеза
1954 год. В СССР испытан «Токамак» — первая в мире установка для управляемого термоядерного синтеза. На ней была достигнута рекордная температура плазмы — 10 миллионов градусов.[49]
[править] Синхрофазотроны
1957 год. В Дубне создан первый в мире синхрофазотрон.[50]
[править] Телескопы
1976 год. В Нижнем Архызе на Кавказе установлен крупнейший в мире «Большой телескоп азимутальный» (БТА), способный видеть звезды до 26-й величины.[51]
[править] Космические аппараты
1957 год. Запущен первый в мире искусственный спутник Земли.[52]
1959 год. На Луну спущен аппарат, предоставивший землянам первый в истории снимок обратной стороны Луны.[53]
1964 год. Полет первого многоместного космического корабля.[54]
1966 год. Станция «Луна-9» впервые в мире совершает мягкую посадку на поверхности Луны в Океане Бурь.[55]
1971 год. Создана одномодульная космическая станция «Салют».[56]
1986 год. В космосе смонтирована многомодульная станция «Мир».[57]
1988 год. Полет совершил «Буран» — многоразовая космическая система.[58]
[править] Суда
20 ноября 1953 года — Постановление правительства о проектировании и строительстве первого атомного ледокола. Научные руководители — И. В. Курчатов, А. П. Александров.[59]
5 декабря 1957 года — Спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин».[60][61]
1957 год. Стал стартовым для судов на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Комета» и других.[62]
31 декабря 1959 года — Постановление правительства о принятии атомного ледокола «Ленин» в опытную эксплуатацию.[63]
1 марта 1968 года — Принято постановление Правительства СССР о строительстве атомного ледокола «Сибирь».[64]
Июль 1971 года — На верфи Балтийского завода заложен атомный ледокол «Арктика». Мощность двигательной установки — 75000 лошадиных сил, водоизмещение — 23460 тонн, максимальная скорость хода — 23 узла.[65]
1971 год. Спущено на воду самое крупное в мире научно-исследовательское судно — «Космонавт Юрий Гагарин». Водоизмещение 45 тысяч тонн.[66]
Июнь 1975 года — Атомный ледокол «Арктика» вышел в первую навигацию.[67]
23 февраля 1976 года — Спущен на воду атомный ледокол «Сибирь».[68]
17 августа 1977 года — Впервые в истории мореплавания атомный ледокол «Арктика», преодолев мощный ледовый покров Северного Ледовитого океана, достиг Северного полюса.[69]
Ноябрь 1983 года — Со стапелей Балтийского завода спущен на воду атомный ледокол «Россия».[70]
[править] Средства связи
В 1934 г. поставили на серийное производство трехканальную аппаратуру высокочастотного телефонирования СМТ-34, работавшую на расстоянии до 2000 км.
В 1937 г. на линии Москва — Ленинград прошли испытания макетов стационарной ЗАС ЕС-2, разработанной на заводе «Красная Заря», а в сентябре того же года ввели в постоянную эксплуатацию. С этого времени в Советском Союзе началось серийное производство аппаратуры ЗАС.
В 1938 г. была разработана аппаратура С-1 повышенной стойкости и ЕИС-3 для засекречивания радиотелефонных каналов.
В 1938 году для засекречивания телеграмм на заводе им. Кулакова создали шифрующий аппарат С-308.
1957 год. Создан первый в мире опытный переносной мобильный телефон с радиусом действия 20 — 30 км. Аппарат вместе с источником питания весил около 0,5 кг.[71]
1963 год. Заработала первая национальная система мобильной связи в СССР — «Алтай». К 1970 году она действовала в 114 городах.[72]
[править] Вычислительная техника
1958 год. Введена в эксплуатацию ЭВМ М-20 — самая быстродействующая электронно-вычислительная машина в мире.[73]
1966 год. Эру БЭСМ — больших электронно-вычислительных машин, а фактически — советских суперкомпьютеров — увенчала БЭСМ-6. Ее производительность была на уровне самой быстродействующей американской CDC-6600 при меньшем числе транзисторов.[74]
1975 год. Совместным советско-американским космическим полетом «Союз — Аполлон» с нашей стороны управлял комплекс на базе БЭСМ-4, которую выпускали с 1965 года.[75]
1978 год. Началась эпоха ЭВМ «Эльбрус».[76]
[править] Автомобили
В апреле 1932 г. началось серийное производство автомобилей ГАЗ-АА на новом автозаводе, построенном под Горьким.
В 1932 г. Ярославский завод наладил производство автомобиля ЯГ-10 с двумя задними ведущими мостами, выходившего серийно до 1934 г.
На Московском автозаводе с декабря 1933 г. стали выпускать трехосный автомобиль ЗИС-6.
С 1934 г. трехосную машину ГАЗ-ААА начал выпускать и Горьковский автозавод.
Первым полноприводным (4х4) автомобилем стал пятиместный легковой ГАЗ-61, созданный конструктором В. А. Грачевым в 1939 г.
[править] Энергетические ядерные реакторы
[править] Первая АЭС в Обнинске
16 мая 1949 года постановление Правительства определило начало работ по созданию первой атомной электростанции.[77]
В качестве места строительства первой АЭС был определён город Обнинск, а в её создании ключевую роль играли Лаборатория «В» (ГНЦ «Физико-энергетический институт») и Лаборатория № 2 (РНЦ «Курчатовский институт»). Научным руководителем работ по созданию первой АЭС был назначен И. В. Курчатов, главным конструктором реактора — Н. А. Доллежаль. Проект АЭС разрабатывал проектный институт ГСПИ-12 (г. Москва).[78]
27 июня 1954 года — Пуск в г. Обнинске первой в мире атомной электростанции.[79]
[править] АМБ-100
26 апреля 1964 года — Дал промышленный ток первый реактор Белоярской АЭС. Мощность первого энергоблока АМБ-100 с реактором на тепловых нейтронах канального типа составила 100 МВт.[80]
[править] ВВЭР-210
Направление энергетических реакторов с водой под давлением — ВВЭР получило первичный импульс от разработки энергетической реакторной установки для подводной лодки, который представлял один из рассматривавшихся в этих целях типов ядерных реакторов. Идея схемы этого реактора была предложена в РНЦ «Курчатовский институт» С. М. Файнбергом.[81]
Начало работ над проектом реактора ВВЭР относится к 1954 году, а в 1955 году ОКБ «Гидропресс» приступило к его разработке. Научное руководство разработкой осуществляли И. В. Курчатов и А. П. Александров.[82]
30 сентября 1964 года — Пущен первый энергоблок Нововоронежской АЭС ВВЭР-210. На станции использовался реактор корпусного типа, топливом служил слабообогащенный уран, теплоносителем — вода под давлением.[83]
[править] БН-600
В 1963 году были начаты работы по созданию промышленного энергетического реактора на быстрых нейтронах БН-600. В качестве места для его размещения была выбрана площадка Белоярской АЭС.[84]
В 1968 году начато строительство нового реактора на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-600 в качестве третьего блока Белоярской АЭС. Электрическая мощность реактора — 600 МВт, тепловая мощность — 1480 МВт. Этот реактор был выведен на проектный уровень мощности в конце 1981 года. Реактор БН-600 использует для своей работы не МОХ-топливо, а урановое топливо с достаточно высоким содержанием U-235 (около 20 %).[85]
[править] АМБ-200
1 декабря 1969 года — Введен в эксплуатацию второй энергоблок АМБ-200 Белоярской АЭС мощностью 200 МВт.[86]
[править] ВВЭР-365
14 апреля 1970 года — Введен в эксплуатацию второй энергоблок ВВЭР-365 Нововоронежской АЭС.[87]
[править] ВВЭР-440
Декабрь 1971 года — Пущен третий энергоблок с реактором ВВЭР-440 Ново-Воронежской АЭС.[88]
[править] БН-350
15 июля 1973 года — В г. Шевченко (ныне г. Актау, Казахстан) на Мангышлакском энергетическом заводе осуществлен пуск многоцелевой АЭС с реактором корпусного типа на быстрых ней¬тронах БН-350. Электрическая мощность АЭС — 350 МВт, тепловая мощность — 1000 МВт. Наряду с выработкой электроэнергии АЭС производила пар для опреснения около 120000 куби¬ческих метров морской воды в сутки.[89]
[править] РБМК-1000
Разработку реактора РБМК-1000 возглавлял Н. А. Доллежаль. Научное руководство проектом осуществляли А. П. Александров и С. М. Фейнберг. Эти реакторы явились одной из основ ядерной энергетики СССР.[90]
Первая модификация реакторов РБМК-1000 была реализована по проекту 1968 года.[91]
12 сентября 1973 года — Осуществлен физический пуск реактора первого энергоблока Ленинградской АЭС РБМК-1000. 23 декабря первый блок ЛАЭС принят в эксплуатацию.[92]
Вторую модификацию реактора РБМК-1000 представляют первые два блока Курской и Чернобыльской АЭС, пущенные в 1975—1979 годах.[93]
Третья модификация реактора РБМК-1000 — третий и четвёртый блоки Ленинградской АЭС, пущенные в 1979—1981 годах, разработанные с учетом новых требований безопасности.[94]
Четвертая модификация реактора РБМК-1000 — третий и четвёртый блоки Курской, Чернобыльской и первые два блока Смоленской АЭС, пущенные в 1978—1983 годах. Основным отличием этой группы блоков является наличие в системе локализации аварий бассейна-барботера под реактором.[95]
Пятая модификация реактора РБМК-1000 — третий блок Смоленской АЭС, имеющий наиболее плотные боксы локализации аварии и упрощенную конструкцию бассейна-барботера.[96]
Слабым звеном в российских проектах атомных станций была автоматизированная система управления технологическими процессами. На реакторах типа РБМК-1000 её, по существу, не было. Этот реактор не мог быть автоматизирован из-за отсутствия механизации приводов для нескольких тысяч регуляторов расхода воды в каналах.[97]
Общее количество электроэнергии, произведённое на 11 энергоблоках России с реакторами РБМК-1000, составило на 2001 год 1300 ТВт*час. Электроэнерговыработка реакторов РБМК-1000 на Украине составила 283 ТВт*час.[98]
[править] ЭГП-6
11 января 1974 года — На самой северной в мире Билибинской ТЭЦ на Чукотке пущен первый энергоблок ЭГП-6.[99]
[править] БН-600
Апрель 1980 года — Введен в эксплуатацию третий энергоблок БН-600 Белоярской АЭС.[100]
[править] ВВЭР-1000
Сентябрь 1980 года — Введён в эксплуатацию пятый энергоблок ВВЭР-1000 Нововоронежской АЭС.[101]
[править] РБМК-1500
РБМК-1500 — модификация реактора РБМК-1000 с повышенной электрической мощностью.[102]
1982 год — Пущен первый энергоблок Игналинской АЭС (Литва) с реактором РБМК-1500 с усовершенствованным уран-графитовым реактором канального типа. Электрическая мощность реактора — 1500 МВт, тепловая мощность — 4800 МВт.[103]
[править] Радиоизотопные генераторы
1965 год — На ЭМЗ «Авангард» (г. Саров) при участии сотрудников ВНИИНМ изготовлены два полониевых тепловых блока «Орион» (12000-17000 Кюри, 18 Вт(эл)), успешно использованные на спутниках «Космос-84» и «Космос-90».[104]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ История — Самолеты
- ↑ История — Самолеты
- ↑ История — Самолеты
- ↑ История — Самолеты
- ↑ История — Самолеты
- ↑ История — Самолеты
- ↑ [4]
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ Двигатели
- ↑ Двигатели
- ↑ Двигатели
- ↑ Двигатели
- ↑ Двигатели
- ↑ Двигатели
- ↑ [5]
- ↑ Памятные даты
- ↑ Памятные даты
- ↑ История
- ↑ Двигатели
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ Памятные даты
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ Памятные даты
- ↑ Памятные даты
- ↑ Памятные даты
- ↑ Двигатели
- ↑ История
- ↑ Памятные даты
- ↑ Двигатели
- ↑ История
- ↑ Памятные даты
- ↑ История
- ↑ Двигатели
- ↑ Памятные даты
- ↑ История предприятия
- ↑ История предприятия
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ [20]
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.