Германия во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Содержание
|
[править] Внутренняя политика
В апреле 1871 года Бисмарк добился принятия конституции, закрепившей федеративно-монархич. структуру нового государства, верховную власть в нём императора и политическое господство юнкерства и буржуазии.[1]
[править] Экономика
[править] Национальные счета
Национальный доход Германии в 1918—1919 гг. составлял 50 % от уровня 1913 г.[2]
[править] Промышленность
В 1918 г. объем промышленного производства в Германии составлял 57 % от уровня 1913 г.[3]
К 1929 г. промышленное производство Германии выросло на 8 % по сравнению с довоенным уровнем.[4]
[править] Обрабатывающая промышленность
[править] Машиностроение
[править] Автомобильная промышленность
В 1900 году производство автомобилей в Германии достигло около 1000 в год.[5]
В 1933 г. состоялась встреча Адольфа Гитлера с Якобом Верлином (Jacob Werlin), представителем «Даймлер-Бенц», и Фердинандом Порше (инженером и конструктором), на которой Гитлер выдвинул проект создания дешевого «народного» автомобиля стоимостью до 1000 рейхсмарок. Сама идея изначально принадлежала Порше. Так появился проект «Фольксваген», воплощенный в жизнь.[6]
В 1939 г. завод «Фольксваген» перестал выпускать свой «Жук», заменив его военной модификацией «Кюбельваген».[7]
В 1940 г. компания «Адам Опель АГ» была национализирована. В годы Второй мировой войны «Опель» поставил вермахту более половины всех грузовиков, эксплуатировавшихся в нем.[8]
[править] Оборонная промышленность
Учитывая первые, в целом удачные для вермахта результаты боевых действий, Гитлер 14 июля 1941 года издал директиву, касавшуюся дальнейшего выпуска вооружения и других материальных средств, в которой предписал, в частности, «осуществить сокращение производства вооружения и оснащения» за исключением танков, тяжелых противотанковых пушек, боеприпасов для них и тягачей, «дополнительной боевой техники и оснащения для экспедиционных войск». Реализация этой директивы Гитлера обернулась крайне негативными для вермахта последствиями.[9]
За декабрь 1944 года на германских заводах было собрано 218 тыс. винтовок, что почти в два раза превысило среднемесячное производство 1941 года.[10]
[править] Танковое двигателестроение
В 1935 г. фирма «Майбах» приступила к производству танковых карбюраторных двигателей типа HL-38 мощностью 95 л. с. (70 кВт). Это был автомобильный тип двигателя, приспособленный для танка.[11]
[править] Металлургия
Металлургию Германии Герман Геринг в приказном порядке перевёл с более качественной и дешёвой шведской руды на германскую.[12]
[править] Химическая промышленность
В 1925 г. в результате слияния химических компаний рождается знаменитый химический трест «ИГ Фарбениндустри».[13]
В Германии в 1935 г. 12,8 % серной кислоты (в моногидрате) производилось на заводах мощностью 12,2 тыс. т и ниже.[14]
Герман Геринг обязал химическую промышленность Германии строить заводы по производству искусственного горючего и заменителя каучука.[15]
[править] Добыча полезных ископаемых
Герман Геринг заставил горную промышленность Германии поддерживать откровенно убыточные шахты.[16]
[править] Строительство
[править] Жилищное строительство
24 апреля 1950 г. — Закон о жилищном строительстве.[17]
17 марта 1952 г. — Закон о премиях на строительство жилья.[18]
[править] Государственная политика
С 1960 г. в ФРГ действует Строительный кодекс, основной источник права планирования строительства.[19]
[править] Сухопутный транспорт
[править] Рельсовый транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
В 1882 году на железных дорогах в Берлине были выделены внутригородские участки с отдельными тарифами: если пассажиры обычных составов на паровой тяге платили за километр пути, то здесь предполагалось оплачивать поездку по количеству станций. К началу XX века с такой системой оплаты функционировали как минимум две паровозные линии — кольцевая Ringbahn и пересекающая город с востока на запад Stadtbahn.[20]
В 1924 году первая электрифицированная 25‑километровая линия связала Берлин и город Бернау.[21]
Бренд S‑Bahn появился в 1930 году.[22]
К началу Второй мировой войны Берлин подошел с 300 км линий «городских поездов», причем на многих остановках можно было пересесть на столичный метрополитен — U‑Bahn.[23]
Мюнхенские «городские поезда» были запущены к Олимпиаде 1972 года.[24]
S‑Bahn во Франкфурте был запущен в 1978 году.[25]
[править] Метро
Берлинский метрополитен был открыт в 1902 году.[26]
Метрополитен Гамбурга был открыт в феврале 1912 года.[27]
14 мая 1945 года — Первая линия берлинского метро после войны снова введена в эксплуатацию в Нойкёльне между Германплац и Лейнештрассе.[28]
[править] Автомобильные дороги
Гитлер, став рейхсканцлером, организовал строительство автобанов.
[править] Связь
[править] Радио
Если в 1932 году радиопередачи в Германии принимали четыре миллиона человек, то к 1939 году это цифра увеличилась более чем в три раза. Своего пика она достигла в 1943 году: 16 миллионов немцев ежемесячно платили взнос в государственную казну за пользование радио — 2 рейхсмарки.[29]
К 1939 году Геббельс подчинил себе полностью всю радиослужбу Германии.[30]
[править] Финансы
В 1923 году в Германии была проведена денежная реформа.[31]
[править] Инвестиции
За годы Первой мировой войны практически не происходило обновления основных фондов в разных отраслях экономики Германии, что привело к падению производительности труда и сокращению объемов производства.[32]
[править] Иностранные инвестиции
Иностранных инвестиции в Германию с 1929 г. стали резко снижаться, а в 1932 г. в связи с отменой плана Юнга почти перестали поступать.[33]
[править] Трудовые ресурсы
В Германии до прихода к власти гитлеровского режима существовали три крупных профсоюзных объединения: Немецкая всеобщая конфедерация труда, наиболее мощная из всех, Независимая всеобщая конфедерация труда, насчитывавшая 4,5 млн членов, и, наконец, христианские профсоюзы, имевшие в своих рядах 1250 тыс. человек. Немецкие профсоюзы считались в то время самыми сильными в мире: в профсоюзных организациях состояло 85 % общего числа работающих по найму.[34]
В 1935 году в Германии был издан декрет о принудительной трудовой повинности для юношей, а в 1938 году он был распространён на всё население.
В 1940 году Германия крайне нуждалась в квалифицированной рабочей силе, поскольку много рабочих призвали в Вермахт.
[править] Безработица
В Германии безработица пошла на спад во второй половине 1980-х гг.[35]
[править] Внешнеэкономические отношения
[править] Внешняя торговля
Для поддержания баланса между импортом и экспортом Германии Ялмар Шахт придумал систему так называемых «счетов АСКИ». АСКИ расшифровывалось как «особые счета для внутренних расчетов с иностранцами». Система действовала так: зарубежной компании разрешали ввезти в Германию определённое количество какого-либо товара при условии, что эта компания согласится получить платёж в форме кредита в немецкой валюте, который будет положен на особый счёт в немецком банке. Деньги с этого счёта могли быть использованы только на закупку германских товаров и только для вывоза в ту страну, откуда фирма-импортер завозила свои товары. С помощью подобных мер Шахт привязал к Германии экономику менее развитых стран Юго-Восточной Европы, прежде всего Венгрии и Румынии (но также и Турции), которые в условиях мирового экономического кризиса просто не могли найти другого рынка сбыта кроме Германии.[36]
[править] Внешнефинансовые отношения
В 1929 году в Париже состоялась конференция, на которой обсуждался вопрос о репарациях. Немецкую делегацию возглавлял Ялмар Шахт, который настойчиво пытался объяснить Западу, что нельзя одновременно препятствовать росту германской экономики и требовать, чтобы эта экономика расплачивалась за кайзеровские грехи. В итоге западные державы пошли на уступки. Специальная комиссия, возглавляемая американцем Оуэном Юнгом, выработала план, согласно которому снижалась общая сумма репараций. Теперь от Германии требовалось всего лишь $8 млрд, которые предстояло уплатить за 58 лет и 6 месяцев. Шахт поначалу полностью поддержал план Юнга, но вскоре отступился от него под давлением общественного мнения: немцам вовсе не хотелось оставаться в кабале до 1988 года. В марте 1930 года рейхстаг принял план Юнга.[37]
[править] Государственная политика
В августе 1934 года Ялмар Шахт получил вдобавок портфель рейхсминистра экономики, а в 1935 году также стал генеральным уполномоченным по вопросам военной экономики, что сделало его полновластным «экономическим диктатором» страны.[38]
В 1936 году в Германии был принят четырёхлетний план, основной задачей которого были обеспечение экономической независимости Германии от импорта и ускоренное развитие тех отраслей, которые составляют базу военной промышленности.[39]
Реализацию четырёхлетнего плана поручили Герману Герингу.[40]
Выступая перед промышленниками в конце 1936 года, Герман Геринг объявил: «Либеральная эпоха имеет капиталистические методы. Эпоха национал-социализма нуждается в своих собственных экономических методах, так же как в таковых нуждается эпоха большевизма.»[41]
Гитлер говорил: «Если частные компании не справятся с четырёхлетним планом, государство возьмёт их под контроль».[42]
[править] Наука
В конце 1938 года два немецких химика, Отто Хан (Otto Hahn) и Фриц Штрассман (Fritz Straßmann), открыли процесс деления ядер, при котором атомное ядро расщепляется на два или три ядра и при этом высвобождается огромное количество энергии. Физики поняли, что, используя эту энергию, можно изготовить мощную ядерную бомбу, способную уничтожить целые города. Ради ее создания был образован так называемый «Урановый союз» (Uranverein), который поддерживался крупной промышленностью и военными лоббистами. К делу привлекли крупных ученых-ядерщиков.[43]
[править] Блага
[править] Машиностроительная продукция
[править] Автомобили
В 1895 году в Германии существовало несколько десятков автомобилей.[44]
В 1900 году парк автомобилей в Германии достиг 2 тыс. единиц.[45]
[править] Баллистические ракеты
Первой серийной управляемой баллистической ракетой стала немецкая V-2 («Фау-2»), впервые запущенная в 1942 г.[46]
[править] Вооружения
[править] Боеприпасы
Выпуск подавляющего большинства боеприпасов в Германии по сравнению с июнем 1941 г. многократно уменьшился (например, для 81-мм минометов — со 100,0 тыс. штук до 20,0 тыс. в январе 1942 г., для 150-мм тяжелых пехотных орудий — с 45,0 тыс. до 10,0 тыс. в феврале 1942 г., для 150-мм тяжелых полевых гаубиц — с 212,0 тыс. до 39,0 тыс. в октябре 1941 г.). Расход же, напротив, резко возрос и превысил производство (чего ранее не было), нередко в десятки раз (например, для 81-мм минометов — в 32 раза в январе 1942 г., для 150-мм тяжелых пехотных орудий — в 7 раз в феврале 1942 г., для 150-мм тяжелых полевых гаубиц — в 11 раз в октябре 1941 г.). В совокупности это привело к сокращению запасов боеприпасов в Германии, причём минимальный уровень запасов пришелся на весну-начало лета 1942 года.[47]
[править] Танки
В 1917 году был выпущен германский танк A.7V.[48]
В мае 1925 года была подготовлена спецификация на первый немецкий танк, разработанный после Первой мировой войны. Он носил обозначение Armeewagen 20.
В 1934 году был выпущен германский танк Т-1.[49]
В 1935 году был выпущен германский танк Т-1А.[50]
[править] Танковые двигатели
Созданный в 1938 году 12-цилиндровый карбюраторный двигатель HL-120 мощностью 300 л.с. (220 кВт) оставался до 1943 года основным танковым двигателем и устанавливался в танки T-III, T-IV и самоходное орудие «Фердинанд».[51]
Фирмой «Майбах» были созданы 12-цилиндровые карбюраторные двигатели для тяжелых танков: в 1942 г. — двигатель HL-210 мощностью 650 л. с. (475 кВт) и в 1943 г. — HL-230 мощностью 700 л. с. (515 кВт). Двигатель HL-210 отличался высокой степенью форсирования. Он стал основным двигателем для танков T-V («Пантера») и T-VI («Тигр»). Двигатель HL-230 был выбран также для танков TV, T-VI и машин на их базе, но не нашел широкого применения.[52]
[править] Пища
Голод начался в Германии в 1916 году.[53]
[править] Городское население
За период 1871—1895 гг. население немецких городов возросло с 14 до 24 млн.[54]
[править] Спорт
[править] Футбол
В 1974 году чемпионат мира прошел в ФРГ с 13 июня по 7 июля.[55]
Матчи проводились в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Дортмунде, Дюссельдорфе, Ганновере, Штутгарте, Гельзенкирхене.[56]
Участники: Заир (Африка); Австралия (Азия); Болгария, ГДР, Италия, Нидерланды, Польша, ФРГ, Шотландия, Швеция, Югославия (Европа); Гаити (Северная и Центральная Америка); Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили (Южная Америка) — 16 команд, разбитых в первом раунде на четыре группы.[57]
Сборные, занявшие первые и вторые места в своих группах, во втором раунде сформировали две группы по четыре команды (круговая система). Победители данных групп вышли в финал, а команды, занявшие вторые места, разыграли бронзовые медали.[58]
В финале команда ФРГ победила голландцев со счетом 2:1, третье место заняли поляки.[59]
Лучший бомбардир: Гжегож Лято (Польша), 7 голов. Лучший молодой игрок: Владислав Жмуда (Польша).[60]
[править] Олимпийские игры
Берлин был выбран местом проведения Олимпийских игр в 1931 г. В 1936 г. была проведена Олимпиада в Берлине.[61]
[править] Жильё
15 марта 1951 г. — Закон о жилой собственности.[62]
14 декабря 1970 г. — Закон об оплате жилья.[63]
С 1999 г. в ФРГ действует программа «Социальный город».[64]
[править] Внешняя политика
Образование Германской империи оказало существенное влияние на расстановку политических сил в Европе, изменило рамочные условия международных отношений на континенте. Немецкое национальное государство не скрывало претензий на великодержавный статус.
[править] Регионы
[править] Пруссия
Веймарская коалиция, состоявшая из социал-демократического большинства, представителей католических кругов и леволиберальной Немецкой демократической партии (ДДП), в Пруссии правила до 1932 года.[65]
11 июля 1932 года рейхсминистр внутренних дел Германии Вильгельм барон фон Гайль потребовал назначить в Пруссию рейхскомиссара.[66]
Указ Рейхспрезидента о восстановлении общественной безопасности и порядка на территории Пруссии от 20 июля 1932 года основывался на праве Рейхспрезидента принять чрезвычайное постановление, которым он обладал согласно ст. 48 Конституции Веймарской республики. Рейхспрезидент назначил рейхсканцлера Франца фон Папена рейскомиссаром Пруссии и предоставил ему полномочия по смещению прусских министров и возложению их обязанностей на других лиц. 20 июля 1932 года Папен сместил правящего премъер-министра Пруссии, социал-демократа Отто Брауна, и главу прусской полиции, министра внутренних дел Карла Северинга (СПД), заменив их своими доверенными лицами. Так новым министром внутренних дел Пруссии он назначил обер-бургомистра Эссена, Франца Брахта.[67]
4 февраля 1933 года прусский ландтаг был распущен специальным декретом.[68]
[править] Ссылки
- 100(0) ключевых документов по германской истории в 20 веке
- Две любопытные электоральные карты Германии
- Мюнхен-1938: Падение в бездну Второй мировой / под общей ред. В. Ю. Крашенинниковой; отв. ред. О. Г. Назаров. — М.: Кучково поле, 2018