Строительство федеральных автомобильных дорог России в XXI веке
Материал из Documentation.
Строительство федеральных автомобильных дорог России в XXI веке — одно из основных направлений строительства автодорог России в XXI веке.
В 2011 году в России было построено 300 км федеральных автодорог.
В 2019 году было завершено строительство и реконструкция 567 км автомобильных дорог федерального значения, в том числе 188,5 км автомобильных дорог федерального значения на условиях государственно-частного партнёрства.[1]
По сообщению Росавтодора, по итогам 2020 года на федеральных автомобильных трассах осуществлен ввод в эксплуатацию 238,62 км автодорог после строительства и реконструкции, из них в рамках федерального проекта «Морские порты России» — 43,71 км, в рамках федерального проекта «Коммуникации между центрами экономического роста» — 194,91 км. Кроме того, в составе введённых участков построили и реконструировали более 6 тыс. пог. м искусственных сооружений.[2][3]
По сообщению Росавтодора, в 2022 году на федеральной сети автодорог после строительства и реконструкции был введён в эксплуатацию 21 объект общей протяжённостью 231,9 км.[4]
Содержание |
[править] Эксплуатирующие организации
[править] Росавтодор
В 2014 году на федеральных автомобильных дорогах, находящихся в управлении Росавтодора, по завершении строительства и реконструкции осуществлен ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 581,7 км, что на 20 % больше, чем в 2013 году, и в 2,2 раза больше, чем в 2012 году. В составе этих объектов построены и реконструированы 25735,2 пог. м. искусственных сооружений, что в 1,7 раза больше, чем в 2013 году, и в 2,1 раза больше, чем в 2012 году.[5]
В 2015 году на федеральных автомобильных дорогах, находящихся в управлении Росавтодора, по завершении строительства и реконструкции осуществлен ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 369,1 км. В составе этих объектов построены и реконструированы 11773,9 пог. м. искусственных сооружений.[6]
В 2016 году на федеральных автомобильных дорогах, находящихся в управлении Росавтодора, по завершении строительства и реконструкции осуществлен ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 213,97 км. В составе этих объектов построены и реконструированы 4643,48 пог. м. искусственных сооружений.[7]
В 2017 году на федеральных автомобильных дорогах, находящихся в управлении Росавтодора, по завершении строительства и реконструкции осуществлен ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 230,7 км. В составе этих объектов построены и реконструированы 9373 пог. м. искусственных сооружений.[8]
[править] Отдельные дороги
[править] Амур
В 2010 году продолжалось строительство автодороги «Амур».[9]
Строительство федеральной автомобильной дороги «Амур» было завершено в сентябре 2010 года.[10]
[править] Восток
Строительство федеральной автотрассы М-12 стало одним из самых масштабных инфраструктурных проектов России. Его реализация велась по национальному проекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».[11]
Решение о прокладке новой скоростной федеральной дороги М-12 Москва — Казань было принято в 2019 году.[12]
Строительство М-12 началось в июле 2020 года.[13]
В январе 2021 года было сообщено, что в Нижегородской области началось строительство федеральной трассы М-12 Москва — Казань.[14]
7 августа 2022 года было сообщено, что премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении дополнительно 50 млрд рублей на строительство федеральной трассы М-12 Москва — Казань.[15]
По состоянию на сентябрь 2022 года продолжалось строительство федеральной скоростной трассы М-12. На тот момент на стройке М-12 было задействовано 30 тыс. рабочих и 9 тыс. единиц техники.[16]
В августе 2023 года было сообщено, что строительство федеральной трассы М-12 от Москвы до Казани почти завершено.[17]
[править] Нева
13 апреля 2004 года появилось президентское поручение «Об организации работ по строительству скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург».[18]
Решение о строительстве скоростной автотрассы Москва — Санкт-Петербург (федеральная дорога М-11) было принято в 2006 году.[19]
В 2008 году началось строительство участка 15-58 км автодороги М-11.[20]
Строительство скоростной автотрассы Москва — Санкт-Петербург (федеральная дорога М-11) стартовало в 2010 году.[21]
По состоянию на октябрь 2014 года велось строительство новой скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург.[22]
В 2014 году был построен участок 258—334 км автодороги М-11.[23]
17 июня 2015 года началось строительство участка 543—684 км автодороги М-11.[24]
В 2016 году началось строительство участка 58-149 км автодороги М-11.[25]
В 2017 году был построен участок 208—258 км автодороги М-11.[26]
13 ноября 2019 года было сообщено о завершении строительства трассы М-11.[27]
Таким образом, в 2019 году было завершено строительство федеральной высокоскоростной трассы М-11 «Москва — Санкт-Петербург» общей протяжённостью 669 км, соединяющей между собой два крупнейших мегаполиса России, принимающей на себя, прежде всего, транзитное движение транспорта, что стало важнейшим шагом к формированию транспортных коридоров «Север — Юг», «Запад — Восток» и «Европа — Западный Китай».[28]
[править] Территории
[править] ЦФО
[править] ЦКАД
В конце августа 2014 года «Стройгазконсалтинг» приступил к строительству первого пускового комплекса первого строительного участка Центральной кольцевой автомобильной дороги.[29][30]
По состоянию на октябрь 2014 года велось строительство ЦКАД.[31]
В 2015 году на ЦКАД начались активные строительные работы на первоочередных участках.[32]
В мае 2019 года Председателем Правительства России утверждён сетевой план-график мероприятий по реализации проекта строительства ЦКАД.
[править] ЮФО
[править] Краснодар — Керчь
В январе 2021 года Росавтодор согласовал строительство нового участка автодороги А-289 в Краснодарском крае.[33]
1 июля 2021 года в хуторе Белый (Темрюкский район Краснодарского края) прошла церемония закладки памятного камня. Торжественное мероприятие дало старт строительству первого этапа новой федеральной трассы А-289 Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — автомобильная дорога А-290 Новороссийск — Керчь.[34]
[править] Таврида
Строительство федеральной четырёхполосной автотрассы «Таврида» велось с 2017 года. Торжественная церемония закладки памятного камня, давшая старт строительству, состоялась 12 мая 2017 года в Белогорском районе Крыма. В церемонии приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов (ныне вице-губернатор Санкт-Петербурга), глава Республики Крым Сергей Аксенов, руководитель Росавтодора Роман Старовойт.[35][36]
По состоянию на декабрь 2017 года строительство федеральной трассы «Таврида» на Крымском полуострове от Керчи до Севастополя было выполнено на 24 %.[37]
12 августа 2020 года представитель Росавтодора рассказал журналистам, что строительство трассы «Таврида» завершено на 95 %.[38]
По состоянию на февраль 2022 года продолжалось строительство 8-го участка «Тавриды» в Севастополе.[39]
[править] СКФО
[править] Дагестан
22 ноября 2023 года было сообщено, что дорожники приступили к строительству федеральной автодороги в объезд Хасавюрта в Дагестане.[40]
[править] Ставропольский край
[править] Минеральные Воды — Кисловодск
В 2022 году завершили реконструкцию 30-километрового участка трассы А-157 Минеральные Воды — Кисловодск в Ставропольском крае, соединяющей международный аэропорт имени М. Ю. Лермонтова с городами-курортами Кавказских Минеральных Вод ‒ Железноводском, Ессентуками и Кисловодском. Дорога является транзитным коридором с выходом на Военно-Сухумскую дорогу в Карачаево-Черкесии. После ввода реконструированного участка автомобильная дорога Минеральные Воды — Кисловодск стала четырёхполосной на всем протяжении.[41]
[править] УФО
[править] Екатеринбург — Тюмень
В апреле 2019 года было сообщено, что ФКУ «Уралуправтодор» и ООО «Гео-проект» подписали контракт на разработку проекта строительства и реконструкции участков федеральной трассы Р-351 Екатеринбург—Тюмень с 35 по 104 км.[42]
По состоянию на февраль 2020 года велась реконструкция автодороги Екатеринбург — Тюмень.[43]
[править] ДФО
[править] Колыма — Анадырь
В январе 2012 года было сообщено о начале строительства федеральной автодороги Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь.[44]
[править] Показатели
Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения в России (тыс. км):[45]
- 2010 год: 0,4119
- 2017 год: 0,3474
- 2018 год: 0,5604
В 2005 году было введено в эксплуатацию 169 км федеральных автодорог, в 2006 году — 418 км, в 2007 году — 415 км.[46]
[править] Росавтодор
Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения в России, находящихся в управлении Росавтодора (тыс. км):
[править] Дороги общего пользования
Ввод в действие автомобильных дорог общего пользования федерального значения в России (тыс. км):[51]
- 2010 год: 0,6831
- 2015 год: 0,2771
- 2016 год: 0,2638
- 2017 год: 0,2669
- 2018 год: 0,3653
- 2019 год: 0,6110
Ввод в действие автомобильных дорог с твёрдым покрытием общего пользования федерального значения в России (тыс. км):[52]
- 2001 год: 0,25811
- 2004 год: 0,46412
- 2008 год: 0,58721