Электробусный транспорт Москвы в XXI веке
Материал из Documentation.
Москва с 2018 года стала проводить курс на постепенный перевод городских наземных маршрутов на электробусы.[1]
Первый регулярный маршрут электробусов запустили в Москве 1 сентября 2018 года.[2]
В сентябре 2021 года Сергей Собянин заявил: «Мы активно приближаемся уже к тысяче электробусов. Они прошли не одну зиму и показали себя нормально. Каждый год эффективность батарей увеличивается, продолжительность работы растет, себестоимость уменьшается. Мы видим, что это перспективная история. Мы перестали закупать дизельные автобусы. Сейчас закупаем только электробусы. Москва — один из первых городов мира, который принял это решение.»[3]
Содержание |
[править] Подвижной состав
В августе 2016 года «Мосгортранс» вывел на маршрут электробус российского производства «КамАЗ-6282».
Электробус, разработанный на базе автобуса «ЛиАЗ», за время тестовой эксплуатации в Москве на реальных пассажирских маршрутах с января по июль 2017 г. прошел более 13 500 км. Средний суточный пробег составил 220 км с двумя подзарядками, на одной подзарядке запас хода составил 100 км с учетом работы системы отопления в холодное и кондиционера в жаркое время года.[4]
В октябре 2017 года отмечалось, что за 2,5 года Москва протестировала несколько моделей электробусов: «ЛиАЗ-6274» поколения 1 и 2 (Россия), «Камаз-6282» (Россия), «Белкоммунмаш 43303А» (Белоруссия), «БКМ E433 Vitovt Max Electro» (Белоруссия), Linkker 13 (Финляндия), Yutong (Китай). И обозначила общие желаемые характеристики машин. Так, минимальный пробег без зарядки должен составлять 40 км (при нагрузке 100 %, учитывая включённое отопление или климат-контроль), минимальное время оперирования в сутки — до 20 часов, продолжительность зарядки до 100 % на маршруте — 18 минут, в парке ночью — 90 минут, включение в комплект поставки ультрабыстрых зарядных станций и прочее.[5]
В 2017 году «Мосгортранс» объявил конкурс на закупку 300 электробусов и 98 станций зарядки.[6]
Москва закупает электробусы по контрактам жизненного цикла с 2018 года.[7]
В мае 2018 года правительство Москвы провело два первых аукциона на поставку электробусов. Победителями стали крупнейшие российские автопроизводители — «КамАЗ» и «Группа ГАЗ». С каждым из них ГУП «Мосгортранс» заключило контракт на поставку 100 электробусов, 15-летнее сервисное обслуживание и установку в общей сложности 62 ультрабыстрых зарядных станций.[8]
В мае 2019 года глава департамента транспорта столицы Максим Ликсутов рассказал журналистам, что Москва является лидером в Европе по количеству электробусов на городских маршрутах.[9]
По состоянию на октябрь 2019 года в Москве на линиях работали более 220 электробусов.[10]
В ноябре 2019 года было сообщено, что Департамент по конкурентной политике Москвы объявил два конкурса на поставку 300 электробусов для нужд «Мосгортранса» на 17 млрд рублей.[11]
По состоянию на декабрь 2019 года пассажиров в Москве обслуживают около 300 электробусов.[12]
В январе 2020 года Мосгортранс заключил с «КамАЗом» очередной контракт на поставку электробусов.
8 октября 2020 года в Москве состоялось торжественное мероприятие по случаю выхода на линию 500-го электробуса, поступившего в парк ГУП «Мосгортранс».[13][14]
По итогам 2020 года в Москву было поставлено 300 новых электробусов.[15]
По состоянию на апрель 2021 года Москва являлась крупнейшим оператором электробусов в Европе.[16]
По состоянию на апрель 2021 года в Москве работали около 600 электробусов.[17]
В мае 2021 года было сообщено, что «КамАЗ» заключил очередной, четвертый по счету контракт на поставку электробусов в адрес ГУП «Мосгортранс». По условиям заключенного договора «КамАЗ» должен поставить Москве в общей сложности 350 электробусов «КамАЗ-6282». Также в четвертый контракт включено 15-летнее обслуживание переданной техники.[18]
17 августа 2021 года на улицы Москвы вышел 700-й электробус.[19]
В октябре 2021 года было сообщено, что юбилейный 800-й электробус заработал в Москве.[20]
28 декабря 2021 года в Москве в первый рейс вышел 1000-й электробус.[21]
С 2022 года в Москву стали поставлять электробусы улучшенной комплектации:[22]
- могут проехать около 80 км на одном заряде
- в салонах установлены электрические отопители
- увеличен передний маршрутоуказатель, номер отображается ярче и лучше виден издалека
- напольное покрытие в салоне более износостойкое
- в салоне появилась адаптивная система освещения
По состоянию на 2 января 2023 года в Москве было 1050 электробусов.[23]
[править] Электробусные парки
[править] Красная Пахра
Строительство электробусного парка вблизи деревни Красная Пахра площадью свыше 20 тыс. м2 началось в мае 2021 года и завершилось в июне 2022-го. Финансирование строительства осуществлялось в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы.[24]
В июле 2022 года открылся электробусный парк «Красная Пахра» в Новой Москве.[25][26]
[править] Митино
6 июля 2023 года ГУП «Мосгортранс» проинформировал об открытии в Северо-Западном административном округе (СЗАО) второго в России электробусного парка «Митино». Мощности парка рассчитаны на 300 электробусов большого класса при наличии 210 зарядных устройств. Общая площадь составила 94 тыс. м2.[27]
[править] Салтыковка
25 декабря 2023 года Собянин сообщил об открытии электробусного парка «Салтыковка» в районе Новокосино, рассчитанный на 100 машин.[28]
[править] Маршруты
С 25 марта 2020 года сеть обслуживания электробусами в Москве расширилась на два маршрута.[29]
В Москве электробусы с 27 апреля 2020 года вышли на 24-й по счёту маршрут — им стал автобусный № 76 «ВДНХ (южн.) — метро „Владыкино“».[30]
По состоянию на октябрь 2020 года электробусы в Москве обслуживали 36 маршрутов.[31]
26 октября 2020 года число электробусных маршрутов в Москве увеличилось до 38.[32]
По состоянию на 17 августа 2021 года электробусы в Москве обслуживают 56 маршрутов.[33]
[править] Оплата проезда
С 1 октября 2018 года в электробусах Москвы начало действовать единое тарифное меню Московского транспорта и все льготы.[34]
[править] Показатели
[править] Перевозки пассажиров
Объём перевозок пассажиров электробусами в Москве за всё время эксплуатации (млн человек):
- Сентябрь 2019 года: более 11[35]
- Октябрь 2019 года: более 16[36]
- Февраль 2020 года: более 30[37]
- 1 сентября 2020 года: более 47[38]
- Апрель 2021 года: 85[39]
- 1 сентября 2021 года: около 111[40]
Больше 117 млн пассажиров перевезли электробусы в Москве в 2022 году.[41]
[править] Прочее
К концу 2019 года 300 электробусов работали на 18 маршрутах наземного транспорта Москвы.[42]
По состоянию на март 2023 года в Москве работали 1055 электробусов, которые ходили по 79 маршрутам.[43]