Экономические отношения России с Китаем в XXI веке
Материал из Documentation.
В июне 2004 года правительство Хабаровского края и полномочное представительство Президента РФ в ДФО, при поддержке Министерства экономического развития торговли РФ, совместно устроили в Хабаровске Первый Российско-Китайский инвестиционный форум, в работе которого приняли участие около 500 российских и китайских политиков, бизнесменов, журналистов. В ходе его работы российские и китайские бизнесмены подписали договоров, соглашений и протоколов о намерениях на сумму около $3 млрд.[1]
В июне 2004 года все 10 субъектов Дальневосточного федерального округа приняли участие в 15-ой Харбинской торгово-экономической ярмарке. В составе делегации было 430 представителей предприятий и организаций, деловых кругов субъектов Дальнего Востока. Общая выставочная площадь экспозиции Дальневосточного федерального округа на ярмарке составляла 774 кв. метра. Субъектами федерации округа было отобрано для представления на ярмарке 64 инвестиционных проекта.[2]
В марте 2014 года «Спортмастер» стал одним из первых российских ритейлеров, который вышел на рынок Китая.[3]
В марте 2016 года Фонд Шелкового пути приобрел 9,9 % в проекте «НОВАТЭКа» «Ямал-СПГ» в дополнение к тем 20 %, которые в 2013 году купила китайская корпорация CNPC.[4]
В июле 2017 года между Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Банком развития Китая было подписано соглашение о создании совместного российско-китайского фонда объемом 68 млрд юаней (около $10 млрд).[5]
В июне 2018 года был создан Китайско-российский фонд с целевым капиталом в 5 млрд юаней (около $750 млн).[6]
15 июня 2018 года правительство России одобрило соглашение с Китаем о совместной разработке Ключевского золоторудного месторождения в Забайкальском крае.[7]
8 сентября 2018 года Китайско-люксембургский инвестиционный фонд Generations Fund и Фонд развития Дальнего Востока подписали соглашение, согласно которому китайская сторона вложит более $1 млрд в дальневосточные проекты российского агрохолдинга «Русагро» ($600 млн) и Находкинского завода минеральных удобрений — НЗМУ ($440 млн).[8]
В рамках 1-го российско-китайского энергетического форума (ноябрь 2018 года) «Роснефть» подписала ряд контрактов с китайскими компаниями. Один из них — на поставку в течение года 2,4 млн тонн нефти Китайской национальной химической корпорации (через ВСТО и порт Козьмино). Другой контракт — с Beijing Gas — предусматривает совместное строительство и эксплуатацию в России 170 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).[9]
В ноябре 2018 года АО «ОКБМ Африкантов» и CNNC подписали исполнительные контракты по проекту строительства демонстрационного реактора на быстрых нейтронах CFR-600 в юго-восточной провинции Фуцзянь.[10]
7 июня 2019 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) «Новатэк» и «Совкомфлот», китайская Cosco Shipping и Фонд Шелкового пути заключили соглашение о создании совместного предприятия на базе компании «Морской арктический транспорт» для круглогодичной навигации по Северному морскому пути.[11]
22 июля 2019 года ПАО «Новатэк» заключило сделку по продаже 20 % доли участия в проекте строительства завода по сжижению природного газа «Арктик СПГ — 2» двум китайским корпорациям (по 10 %) — CNPC и CNOOC (China National Offshore Oil Corporation).[12]
5 сентября 2019 года Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ), Корпорация развития Дальнего Востока и ООО «Степь X Молоко» (дочерняя структура АФК «Система») заключили с китайскими компаниями Mengniu Dairy Group и Zhongding Dairy Farming соглашение о сотрудничестве в строительстве животноводческого комплекса по производству коровьего молока мощностью 500 тыс. тонн в год в Приморском крае.[13]
В июне 2020 года СИБУР и Sinopec подписали акционерное соглашение по проекту Амурского ГХК, расширив достигнутые годом ранее договоренности.[14]
Содержание |
[править] Торговля
В 2017 году торговый оборот (экспорт + импорт) России и Китая составлял около $80 млрд, в 2019 уже 110 млрд, в 2021 — почти 150 млрд и новый рекорд в 2022 — свыше 185 млрд торгового оборота (экспорт — 112 млрд, импорт — 73 млрд).[15]
[править] Транспорт
В 2015 году главы России и Китая подписали договор о сотрудничестве для создания Экономического пояса Шёлкового пути, который включает в себя и транспортное сообщение.[16]
[править] Железнодорожный транспорт
ВСМ Москва — Пекин продвигалась как прорывной двусторонний проект как минимум с конца 2000-х годов, и в 2015 году перекочевала в список флагманских инициатив сотрудничества тогдашнего первого вице-премьера Игоря Шувалова. К 2017 году проект трансформировался в высокоскоростную магистраль «Евразия», в западной части удлинившуюся от Москвы до Берлина. К концу марта 2019 года история достигла логического завершения: Владимир Путин не поддержал строительство ключевого участка магистрали Москва — Нижний Новгород, предпочтя ей автодорогу.[17]
[править] Трансграничный мост
Соглашение о совместном строительстве российско-китайского трансграничного железнодорожного моста Нижнеленинское — Тунцзян было подписано в октябре 2008 года. Китайская сторона начала строительство своей части в июне 2014 года. Строительство моста с российской стороны началось в июне 2016 года. Российские строители 2 апреля 2019 года официально объявили о завершении стыковки российско-китайского трансграничного железнодорожного моста Нижнеленинское — Тунцзян.[18]
Российские инвестиции в создание моста составили около 9 млрд рублей, китайские — 2,64 млрд юаней.[19]
27 апреля 2022 года было сообщено, что первый в России трансграничный железнодорожный мост через реку Амур в Китай Нижнеленинское — Тунцзян открылся в Еврейской автономной области.[20]
Железнодорожный мостовой переход через реку Амур Нижнеленинское (Еврейская автономная область) — Тунцзян (провинция Хэйлунцзян, КНР) был введён в эксплуатацию в ноябре 2022 года.[21]
[править] Грузовые перевозки
Для экспорта сибирского зерна в КНР в 2015 году было объявлено о строительстве первого зернового железнодорожного терминала на крупнейшем российско-китайском погранпереходе в поселке Забайкальск.[22]
8 июня 2018 года был подписан меморандум об организации скоростных и высокоскоростных грузовых железнодорожных трансграничных перевозок в сообщении Китай — Россия — Европа.[23]
По данным «РЖД», по итогам 2023 года железнодорожные перевозки между Россией и Китаем увеличились на 36 % к уровню 2022 года и достигли рекордных 161 млн тонн.[24]
[править] Транзит Китая через Россию
По данным Китайской железнодорожной корпорации, в 2018 году через территорию России, Белоруссии и Казахстана прошло около 270 тыс. TEU-контейнеров, направляющихся из Китая в Европу (73 % от общего числа направляющихся в Европу по железной дороге контейнеров). Число составов, идущих по этому маршруту, выросло с 58 штук в 2014 году до 4650 в 2018 году. Рост — более чем в 80 раз, только в 2018 году — на 34 %.[25]
Доход от китайского транзита в 2018 году в «РЖД» оценили в 6 млрд рублей (около $92 млн).[26]
[править] Автомобильный транспорт
В конце декабря 2016 года прошла торжественная церемония начала строительства трансграничного автомобильного моста Благовещенск — Хэйхэ.[27][28]
31 мая 2019 года состоялось соединение трансграничного автомобильного моста Благовещенск — Хэйхэ. В церемонии стыковки с российской стороны принял участие вице-премьер правительства России, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, министр России по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, губернатор Приамурья Василий Орлов, директор филиала компании с ограниченной ответственностью по развитию и строительству моста «Амур Хэйлунцзян» Евгений Корольков. С китайской стороны — заместитель председателя Всекитайского комитета Народного политического и консультативного совета (ВК НПКСК) Шао Хун.[29]
29 ноября 2019 года было сообщено, что в Благовещенске завершено строительство моста в Китай через реку Амур.[30]
10 июня 2022 года Россия и Китай открыли трансграничный автомобильный мост Благовещенск — Хэйхэ.[31]
[править] Нефтепроводный транспорт
В 2011 году от нефтепровода ВСТО было построено ответвление — от Сковородино до нефтеперекачивающей китайской станции Мохэ близ российской границы и далее до города Дацин (северо-восточная провинция Хэйлунцзян).[32]
[править] Воздушный транспорт
23 марта 2017 — Международный аэропорт Шереметьево стал первым аэропортом России, подтвердившим соответствие требованиям программы China Friendly, разработанной туристической ассоциацией «Мир без границ». Программа направлена на обеспечение высоких стандартов обслуживания и комфортного пребывания пассажиров из КНР в России.[33]
6 июля 2017 — Китайская авиакомпания Beijing Capital Airlines начала полеты из Циндао в Москву в аэропорт Шереметьево.[34]
29 сентября 2017 года — Шереметьево и China Southern Airlines открыли маршрут Москва — Шэньчжэнь.[35]
5 июня 2018 — Air China открыла второй ежедневный рейс из Пекина в аэропорт Шереметьево.[36]
9 июля 2018 — Tianjin Airlines открыла новое направление из Хух-Хото в Шереметьево, который стал первым прямым рейсом из Международного аэропорта Байта в Европу.[37]
С 1 февраля 2020 года между Россией и Китаем авиасообщение осуществляют только «Аэрофлот» и четыре китайские компании.[38]
[править] Канатные дороги
В сентябре 2016 года было сообщено, что Китай приступил к строительству своего участка канатной дороги Благовещенск — Хэйхэ через реку Амур.[39]
[править] Финансы
В 2014 году Россия и Китай подписали трёхлетнее своп-соглашение на 150 млрд юаней ($24,5 млрд), открывшее взаимный доступ к национальным валютам без необходимости приобретать её на открытом рынке.[40]
[править] Туризм
[править] Туристы Китая в России
По итогам 2005 года в России побывало 770 тыс. китайских туристов.
По официальным данным, число въехавших из Китая в Россию туристов увеличилось с 2014 года почти вдвое, с 874 тыс. человек до 1,6 млн человек в 2018 году.[41]
По итогам 2017 года Россию посетили 1,478 миллиона туристов из КНР (за 2016 год — 1,289 миллиона человек). Китай с туристическими целями в 2017 году посетили 2,003 миллиона россиян (за 2016 год — 1,676 миллиона россиян).[42]
2 млн человек из Китая посетили Россию в 2019 году и потратили больше, чем путешественники из какой-либо другой страны.[43]
По данным АТОР, в 2019 году в Россию с туристическими целями приехали 1,5 млн граждан Китая, из них по безвизовому каналу — 1,2 млн (из них 750 тыс. приехали в Москву и Санкт-Петербург).[44]
[править] Инвестиции
Межправительственная российско-китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству была создана в 2014 году по инициативе глав государств.[45]
[править] Инвестиции России в Китай
В 2006—2016 годах в китайской провинции Хэнань был построен алюминиевый комбинат «Юйлянь» (производство холодного и горячего алюминиевого проката — 1 млн тонн в год). Российские инвестиции в этот проект составили $3,4 млрд (инвестор — компания «Ви холдинг»).[46]
Объём накопленных прямых российских инвестиций в Китае в 2017 году, согласно данным Министерства коммерции КНР, составил порядка $1 млрд.[47]
[править] Инвестиции Китая в Россию
В 2009 году объём прямых инвестиций Китая в Россию увеличился в три раза по сравнению с 2008 годом.[48]
[править] Строительство
[править] Строительство Россией АЭС в Китае
В Китае в течение 2022 года структуры «Росатома» установили ловушки расплава на блоках № 3 АЭС «Сюйдапу» и № 7 Тяньваньской АЭС (оба строились с реакторами ВВЭР-1200).[49]
[править] Сюйдапу
8 июня 2018 года «Атомстройэкспорт» и китайская корпорация CNNC подписали протокол о сотрудничестве, а также рамочный контракт о сооружении 3-го и 4-го энергоблоков АЭС «Сюйдапу». Генеральный контракт на возведение этих блоков был подписан 5 июня 2019 года.[50]
В 2022 году перешло в активную стадию строительство на четвёртом блоке АЭС «Сюйдапу», где состоялась заливка первого бетона.[51]
[править] Тяньваньская АЭС
7 марта 2019 года был подписан генеральный контракт на сооружение 7-го и 8-го энергоблоков Тяньваньской АЭС с реакторами ВВЭР-1200, которые относятся к новейшему поколению 3+.[52]
[править] Строительство Китаем метро в России
В январе 2017 года компания CRCC Rus (российское подразделение китайской China Railway Construction Corporation Limited, CRCC) и «Мосинжпроект» подписали соглашение о строительстве трех станций Московского метрополитена — «Аминьевское шоссе», «Проспект Вернадского» (обе станции на Большой кольцевой линии) и «Мичуринский проспект» (открыта 30 августа 2018 года). Сумма контракта составила 22,98 млрд рублей.[53]
[править] Компании Китая в России
[править] Beijing Gas
В июне 2017 года «Роснефть» продала компании Beijing Gas 20 % акций «Верхнечонскнефтегаза» за $1,1 млрд.[54]
[править] Chery Automobile
В октябре 2023 года отмечалось: «[После 24 февраля 2022 года] благодаря уходу западных марок с российского рынка китайский государственный производитель [Chery Automobile] увеличил продажи легковых автомобилей [в России] на 31 %, до 53 700. Из-за роста средней цены на автомобили „Чери Автомобили Рус“ нарастил выручку в 2,4 раза и заработал рекордную прибыль 29,8 млрд рублей. Для сравнения: годом ранее, в 2021-м, прибыль российской „дочки“ Chery Automobile была менее 2 млрд рублей.»[55]
[править] China Railway Construction Corporation
Российское подразделение China Railway Construction Corporation (CRCC) было создано в 2016 году в Москве, с 2017-го оно начало активно работать на строительстве Московского метро (например, на Юго-Западном участке БКЛ «Проспект Вернадского» — «Кунцевская»).[56]
[править] Geely
За 2022 год российская «дочка» Geely заработала прибыль 16,7 млрд рублей, в 2021 году у нее был убыток 335 млн рублей. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за I полугодие 2023 года Geely продала 25 900 автомобилей — в три раза больше, чем годом ранее.[57]
[править] Great Wall
В 2019 году производство автомобилей Haval открылось в Тульской области.[58]
В сентябре 2020 года Минпромторг России заключил специальный инвестиционный контракт (СПИК) с российской «дочкой» китайского автоконцерна Great Wall «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус».[59]
В 2022 году в России было продано 35 300 автомобилей марок Haval и Great Wall, а суммарная прибыль «Хавейл Мотор Рус» (дистрибьютор) и «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» (завод) превысила 28 млрд рублей.[60]
В 2023 году бизнес Great Wall Motor продолжил увеличиваться: за восемь месяцев продано 69 700 автомобилей Haval, Tank и Great Wall.[61]
[править] Haier
Продукция Haier впервые появилась в России в 2007 году, в 2018 году был открыт первый фирменный магазин в Москве. В 2019 году Haier открыла индустриальный парк в Набережных Челнах в Татарстане. Первым объектом парка стал завод по производству стиральных машин мощностью 500 000 единиц в год.[62]
[править] Hisense
В октябре 2023 года отмечалось: «[После 24 февраля 2022 года] уход [с российского рынка] американской корпорации Whirlpool и приостановка продаж [в России] южнокорейскими производителями Samsung и LG способствовали росту продаж китайского холдинга Hisense Group. На российском рынке он представлен тремя брендами — материнским Hisense (бытовая техника и электроника), словенским Gorenje (бытовая техника) и шведским ASKO (бытовая техника).»[63]
[править] Inspur
Российское представительство Inspur — дочерняя компания «Инспур ру», была зарегистрирована в Москве в августе 2014 г.[64]
В начале 2015 г. Inspur заключила партнерские отношения с крупными российскими партнерами Merlion, «Марвел-Дистрибуция» и «Крок».[65]
[править] Sinopec
В январе 2017 года Sinopec приобрела 10 % компании СИБУР.[66]
[править] Регионы России
[править] СЗФО
[править] Санкт-Петербург
В 2014 году правительство Санкт-Петербурга подписало соглашение с китайской фирмой «Хуа Бао» на строительство крупного выставочного центра «Дружба» стоимостью $1 млрд. Для него была выделена территория на юго-западе Санкт-Петербурга.[67]
[править] Показатели
[править] Инвестиции
По данным Минкоммерции КНР, китайские прямые инвестиции в России за 2010 год увеличились на 43,8 % и составили 594 млн долл. против 410 млн долл. в 2009 г.[68]
По данным Министерства коммерции КНР, общий объем китайских прямых инвестиций в России к началу 2013 г. достиг 3 млрд 581 млн долл.[69]
[править] Ссылки на видео
Отношения России с Китаем в XXI веке | |
---|---|
2000-е | 2001 • 2002 • 2003 • 2004 • 2005 • 2006 • 2007 • 2008 • 2009 |
2010-е | 2010 • 2011 • 2012 • 2013 • 2014 • 2015 • 2016 • 2017 • 2018 • 2019 |
2020-е | 2020 • 2021 • 2022 • 2023 • 2024 • 2025 • 2026 • 2027 • 2028 • 2029 |
2030-е | 2030 • 2031 • 2032 • 2033 • 2034 • 2035 • 2036 • 2037 • 2038 • 2039 |
2040-е | 2040 • 2041 • 2042 • 2043 • 2044 • 2045 • 2046 • 2047 • 2048 • 2049 |
2050-е | 2050 • 2051 • 2052 • 2053 • 2054 • 2055 • 2056 • 2057 • 2058 • 2059 |
2060-е | 2060 • 2061 • 2062 • 2063 • 2064 • 2065 • 2066 • 2067 • 2068 • 2069 |
2070-е | 2070 • 2071 • 2072 • 2073 • 2074 • 2075 • 2076 • 2077 • 2078 • 2079 |
2080-е | 2080 • 2081 • 2082 • 2083 • 2084 • 2085 • 2086 • 2087 • 2088 • 2089 |
2090-е | 2090 • 2091 • 2092 • 2093 • 2094 • 2095 • 2096 • 2097 • 2098 • 2099 |
2100-е | 2100 |
Экономика | Торговля (Экспорт из России, Импорт в Россию) • Инвестиции • Финансы • Туризм |
Темы | Авиация • Космос • Ядерная сфера |