Экономика Подольска и его окрестностей во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



На оставшихся свободными после эвакуации производственных площадях началось производство мин и снарядов, ручных гранат, аккумуляторов для танков и автомашин, саперных лопат, надолбов и ежей, организован пошив шинелей, телогреек, белья, налажен ремонт танков и другой боевой техники.[1]

Содержание

[править] Отрасли

[править] Промышленность

В 1917 году товариществом «Износков, Зуккау и К°» на­ча­то сроч­ное строи­тель­ст­во афи­нер­но­го за­во­да (по вто­рич­ной пе­ре­ра­бот­ке цвет­но­го ме­тал­ла; пу­щен в 1920-х годах; ны­не «Русские алюминиевые сплавы»).[2]

13 мая 1919 года Совет Обороны, заслушав доклад В. И. Ленина «О патронах», принял экстренные меры по улучшению продовольственного положения рабочих подольских заводов, поручив «обеспечить безусловное и фактическое получение всеми подольскими рабочими классового пайка в размере московского».[3]

Валовая продукция промышленности Подольска и района выросла в 1937 году по сравнению с 1932 годом на 280 %.[4]

Заводы цементный, известковый, огнеупорный в 1946 году увеличили производство в 5 и более раз по сравнению с предыдущим годом.[5]

30 октября 1970 года промышленные предприятия Подольска и Подольского района досрочно выполнили план пятилетки. Подольчане дали сверхплановой продукции на 124 млн рублей. Прирост был обеспечен за счёт повышения производительности труда.[6]

[править] Обрабатывающая промышленность

В 1873 году начала работать писчебумажная фабрика в Дубровицах.[7]

В 1918 году заводы «Зингер», цементный, снарядный были национализированы, а кабельный и меднопрокатный секвестированы.[8]

23 сентября 1918 г. СНК постановил выделить свыше 13 млн руб. на достройку цехов меднопрокатного и кабельного заводов.[9]

1 июня 1920 года Совет Труда и Обороны принял постановление о включении подольских патронного, паровозоремонтного и оптического заводов, на которых было занято 9222 рабочих, в число 40 предприятий республики, переводимых на коллективное снабжение.[10]

В 1942 году вступили в строй действующих завод аккумуляторных баков и цех по производству электрокабеля (позже он назывался завод «Винилпровод»), положивший начало кабельному заводу им. Готвальда.[11]

Были построены заводы химико-металлургический (1954), крупных эмальпроводов (1956).[12]

[править] Машиностроение

В 1900 году «Зингер» покупает участок земли в Подольске для строительства завода по производству швейных машин и частей к ним. Выпускать продукцию завод стал в 1902 году.[13]

Число рабочих на заводе «Зингер» к 1914 году превышало 5 тыс. человек.[14]

В 1915 году на­ча­лось стро­и­тель­ст­во круп­но­го ка­бель­но­го за­во­да Московского товарищества мед­нопро­кат­ных и ка­бель­ных за­во­дов (не за­вер­ше­но; в 1919—1920 годах на его ба­зе соз­дан за­вод «Па­ро­ре­монт»).[15]

10 июня 1918 года Малый Совнарком постановил: «Отпустить ВСНХ для отдела металла ссуду из средств Государственного казначейства 3 100 000 руб. для арендуемого правительством завода компании „Зингер“ сроком на три месяца». Постановление подписал В. И. Ленин.[16]

В 1918 году подольский завод «Компании Зингер» был национализирован и выпуск бытовых швейных машин был остановлен. Их производство возобновилось только в 1924 году под маркой «Госшвеймашина».[17]

20 октября 1941 года очень сильно бомбили ЗиО и корпуса механического завода.[18]

[править] Железнодорожное машиностроение

КЭС изготовлял железнодорожные вагоны-платформы, узкоколейные паровозы, различные электровозы.[19]

[править] Кабельная промышленность

С 12.02.1942 по приказу Народного комиссариата электротехнической промышленности Подольский завод «Винилпровод» стал филиалом Московского завода «Электропровод», освоил выпуск проводов в пластмассовой изоляции. В декабре 1942 года «Винилпровод» становится Подольским кабельным заводом N 683.[20]

В 1971 году Подольскому кабельному заводу, активно сотрудничавшему с заводом «Кабло-Кладно», присвоено имя первого рабочего президента Чехословакии Клемента Готвальда.[21]

[править] Оборонная промышленность

В 1915 году шестиэтажный корпус завода «Зингер» был отдан в аренду «Земгору» и в нём было организовано производство снарядов.[22]

Постановлением от 5 декабря 1918 года на патронном (бывший снарядный) заводе в целях увеличения производства была введена премиальная система оплаты труда, рабочие освобождались от призыва в армию.[23]

30 декабря 1936 года основан Новоподольский завод № 188 по производству патронов.[24]

Рабочие завода им. Орджоникидзе построили бронепоезд «Подольский рабочий».[25]

В начале 1942 года на заводе имени Орджоникидзе закончился монтаж нового оборудования, и предприятие начало серийный выпуск оборонной продукции. За четыре года было освоено 19 новых номенклатур изделий. Здесь делали бронированные корпуса для танков, а также для штурмовика Ил-2.[26]

[править] Производство швейных машин

В июле 1946 года механический завод приступил к сборке первой пробной партии швейных машин, а в последующие месяцы быстрыми темпами наращивал производство. В августе 1946 года со сборочного конвейера сошло 550 машин, а в декабре 1946 года — 5800.[27]

Завод им. Калинина увеличил выпуск бытовых швейных машин с 501 тыс. шт. в 1950 г. до 1554 тыс. шт. в 1955 г., дав за пятую пятилетку более 5,2 млн бытовых и 209,5 тыс. промышленных швейных машин.[28]

[править] Производство аккумуляторов

В 1935 году открыт «Подольский аккумуляторный завод» — крупнейший в СССР производитель аккумуляторных батарей.[29]

Аккумуляторы с маркой ПАЗ поступали на крупнейшие автомобильные и тракторные заводы СССР.[30]

[править] Производство мотоциклов

Механический завод стал выпускать мотоциклы.[31]

[править] Производство нефтеаппаратуры

В феврале 1946 года завод им. Орджоникидзе изготовил первые 20 тонн нефтеаппаратуры.[32]

[править] Климовский машиностроительный завод

С 1926 по 1941 годы Климовский машиностроительный завод выпустил 28 тыс. ткацких станков, 17,5 тыс. ремизово-подъёмных кареток, 6 тыс. различных машин.[33]

[править] Промышленность строительных материалов

В 1871 году для строительства цементной фабрики и кирпичного завода вблизи Подольска была создана компания «Губонин, Пороховщиков и Ко», основателями которой стали два московских предпринимателя и мецената: владелец каменоломен на правобережье Пахры в Добрятинской волости Подольского уезда П. И. Губонин и архитектор-строитель А. А. Пороховщиков. В 1875 году, после завершения строительства заводов на выкупленном А. А. Пороховщиковым участке земли площадью 36 га в деревне Выползово, компания была преобразована в «Московское акционерное общество для производства цемента и других строительных материалов и торговли ими». В этом же году была получена первая продукция АО: портландцемент, романский цемент, известь, обожженный кирпич. Несмотря на убыточность заводов в первые годы их существования, к концу XIX века состояние дел в акционерном обществе значительно улучшилось, а производство строительных материалов на заводах выросло в 17 раз.

[править] Цементная промышленность

В 1871—1874 годах близ Подольска, в дер. Выползово (ныне в черте Подольска), П. И. Губониным и А. А. Порохов­щи­ко­вым основан первый в России цемент­ный завод (ныне «Подольск-Цемент»).[34]

В 1925 году начались подготовительные работы к пуску цементного завода, а с 12 марта 1926 года завод вошёл в ряды действующих.[35]

За высокие производственные показатели экспериментальный цементный завод в 1973 году награждён орденом Октябрьской Революции.[36]

[править] Пищевая промышленность
[править] Пивоваренная промышленность

В 1849 году Пётр Кананыкин построил на левом берегу Пахры пивоваренный завод.[37]

[править] Лёгкая промышленность
[править] Текстильная промышленность

В 1864 году была построена суконная фабрика в с. Стрелкове.[38]

[править] Предприятия
[править] Завод им. Орджоникидзе

После принятия на XVI конференции ВКП(б) (23-29 апреля 1929 года) первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1929—1932 годы) завод приступил к освоению и выпуску новых видов продукции.[39]

В 1930 году перед заводом «Пароремонт» правительством ставится задача освоить производство нефтеаппаратуры, шахтных электровозов. Завод полностью реконструировали, провели переподготовку рабочих, техников, инженеров. Сюда направили группу коммунистов и комсомольцев. В 1931 году завод был отнесён к числу ударных строек, установлено его первоочередное снабжение материалами и электрооборудованием. Новостройке оказывали помощь ЦК ВКДЦб), председатель ВСНХ Серго Орджоникидзе, московские заводы. На заводе сооружался ударными темпами первый в СССР крекинговый корпус. 1 мая 1931 года коллектив завода рапортовал о выпуске первого советского крекинга. Завод стал называться крекинг-электровозостроительным (КЭС).[40]

За четыре года первой пятилетки завод отремонтировал 321 паровоз, изготовил первые 3583 тонн нефтеаппаратуры и 39 электровозов.[41]

Завод им. Орджоникидзе, подняв выработку на одного рабочего с 23,8 тыс. руб. в первой пятилетке до 68,9 тыс. во второй, увеличил выпуск валовой продукции почти в 5 раз и отправил на новостройки СССР 14,2 тыс. т нефтеаппаратуры, 1036 рудничных электровозов, 505 узкоколейных паровозов и много другой продукции.[42]

8 апреля 1939 года по просьбе рабочих заводу было присвоено имя наркома тяжёлой промышленности Григория Константиновича Орджоникидзе (1886—1937), он стал называться Подольский крекинго-электровозостроительный завод им. Орджоникидзе.[43]

9 октября 1941 года ГКО принимает постановление № 752сс (26). Оно предусматривало, что в ходе эвакуации три завода — КИМ, № 37 и Подольский завод имени Орджоникидзе — сливались в один. Для размещения этого нового завода предназначался Ташкентский завод сельскохозяйственного машиностроения. Оборудование, пригодное только для нефтяного машиностроения, вывозилось с Подольского завода в Свердловск на завод «Металлист». Оборудование и кадры Коломенского завода, занятые в танковом производстве, следовало вывезти в г. Киров на завод «Имени 1 мая». Эвакуацию Коломенского завода, КИМ и нефтяного производства из Подольска следовало начать немедленно.[44]

19 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «Об эвакуации заводов № 37, КИМ и Подольского». Во изменение постановления ГКО от 9 октября 1941 года заводы № 37, КИМ и Подольский завод эвакуировались в г. Свердловск.[45]

За годы Великой Отечественной войны на заводе им. Орджоникидзе был освоен выпуск 19 видов военной продукции. Здесь ремонтировались танки Т-34, самолёты Ил-2.[46]

Коллективу завода им. Орджоникидзе 12 раз присуждалось переходящее Красное знамя ГКО.[47]

Завод им. Орджоникидзе за семилетку увеличил выпуск продукции в 2,2 раза, отправив теплоэлектростанциям СССР 173 котла большой мощности.[48]

За успешное завершение семилетки коллектив завода им. Орджоникидзе был награждён орденом Ленина.[49]

[править] Механический завод

Механический завод получил правительственное задание по изготовлению для Каширской электростанции бункерных решеток, чугунного литья. Для выполнения задания на заводе недоставало угля. В. И. Ленин 8 августа 1921 г. передал Главтопу телефонограмму: «Предлагаю в течение 3 дней предоставить в распоряжение Подольского завода 1000 пудов литейного кокса для выполнения заказов Каширстроя. Исполнение донести». Беспокоясь за выполнение заказа, 30 сентября 1921 года Ленин телеграфирует: «Подольск, заводоуправление бывш. „Зингер“ Меншикову. Под Вашей личной ответственностью предлагаю Вам исполнить переданный Вашему заводоуправлению заказ для нужд Каширстроя к 10 октября в количестве по указанию Каширстроя. Председатель Совнаркома Ленин».[50]

С 1 октября 1923 года механический завод был передан тресту Госшвеймашина.[51]

Число работающих на механическом заводе выросло с 1300 человек в 1922/23 г. до 5271 в 1927/28 г., валовая продукция завода увеличилась в 13 раз, а выпуск швейных машин возрос с 52,4 тыс. в 1924/25 г. до 275,3 тыс. в 1927/28 г.[52]

На механическом заводе в июле 1929 года в соревновании участвовало 2368 рабочих.[53]

В годы второй пятилетки на механическом заводе развернулась работа по совершенствованию производства.[54]

В феврале 1942 года завод им. Калинина получил сотни единиц оборудования из осажденного Ленинграда и Ижевска, наладив во всевозрастающих размерах производство военной продукции. Только с марта по октябрь 1942 года оно увеличилось более чем в 5 раз, а в 1943 году производство по сравнению с 1942 годом удвоилось.[55]

Коллектив завода им. Калинина в августе 1943 года завоевал переходящее Красное знамя ЦК ВКП(б) и удерживал его в течение восьми месяцев.[56]

10 мая 1944 года за успешное выполнение правительственных заданий по освоению новых видов оборонной продукции завод им. Калинина был награждён орденом Трудового Красного Знамени.[57]

В 1981 году вьетнамским орденом «Дружба» награждён завод им. Калинина.[58]

[править] Подольский экспериментально-механический завод

В 1963—1966 годах Василий Серафимович Пестов — директор Подольского экспериментально-механического завода «Стройиндустрия». В этот период без остановки производства была проведена реконструкция предприятия, обеспечено строительство заводских объектов соцкультбыта.[59]

[править] Химико-металлургический завод

На химико-металлургическом заводе в 1967 году поощрительный фонд вырос по сравнению с 1965 г. более чем в 2,5 раза, а отчисления на социально-культурные мероприятия и жилищное строительство — в 3,5 раза.[60]

[править] Добыча полезных ископаемых

[править] Известняк

В Подольском уезде, а со второй половины XIX века — и в самом Подольске, добывали известняк, который использовался для строительства и производства цемента.

По состоянию на 1955 год в окрестностях Подольска во многих пунктах производилась добыча известняка.[61]

[править] Строительство

[править] Жилищное строительство

Жилой дом купца Солодкова (адрес в настоящее время — Подольск ул. Карла Маркса, д. 33) построен в конце XIX века с элементами неорусского стиля.

[править] Транспорт

[править] Сухопутный транспорт

Рос­ту Подольска спо­соб­ст­во­ва­ла по­строй­ка Брест-Ли­тов­ско­го (Вар­шав­ско­го) шос­се (1844—1847 годы; ны­не ав­то­до­ро­га По­дольск — Ка­луж­ское шос­се).[62]

[править] Рельсовый транспорт
[править] Железнодорожный транспорт

Одним из важнейших факторов формирования и развития города Подольска как крупного промышленного центра стало проведение железной дороги от Москвы до Курска, которая прошла по территории Подольского уезда и получила станцию в Подольске.

При проведении Московско-Курской железной дороги в 1865 году был устроен участок от Москвы до Подольска.

На железнодорожной станции Подольск было построено здание вокзала: обычная бревенчатая изба с четырьмя окнами по фасаду (в 1889 году его заменили каменным).[63]

В 1932 году вошёл в строй новый железнодорожный мост через Пахру.[64]

В 1938 году начала функционировать железнодорожная станция «48-й км» (в сентябре 1960 году переименована в станцию «Весенняя»).[65]

[править] Мосты

Важным событием стало строительство моста через Пахру. Изначально мост был наплавным. В зимнее время он разбирался (грузы перемещались по льду), а в период половодья использовался паром. В 1844—1845 годах началась разработка однопролётного моста, а в 1862 году военный министр России Д. А. Малютин высказался о необходимости строительства постоянного моста. В 1864 году был построен деревянный мост через Пахру, однако он простоял около года, после чего обрушился. Новый мост был отстроен военными инженерами уже по системе американского инженера Гау, благодаря чему мост просуществовал 60 лет. Новый мост был выполнен из деревянных несущих ферм, закреплённых на береговых бетонных опорах. В 1869 году над мостом была сооружена крытая галерея.

Постоянный однопролётный мост через Пахру был крытым, а проезд по нему — платным. В длину 62 м, в ширину 11 м.[66]

В 1932 году был построен новый бетонный мост через Пахру по проекту инженера Уланова. Силуэт моста через реку Пахру попал на герб Подольска, утверждённый в 1970 году.[67]

[править] Улицы
[править] Революционный проспект

Благодаря появлению железнодорожной станции в Подольске одной из первых была замощена Бронницкая улица (позже переименована в Революционный проспект), ведущая от железнодорожного вокзала к центру Подольска.

[править] Связь

[править] СМИ

[править] Газеты

В июле 1931 года на Подольском крекинго-электровозостроительном заводе (так именовался тогда ЗиО) вышел в свет первый номер заводской многотиражной газеты «Кэсовец».[68]

[править] Торговля

На территории, прилегающей к Троицкому собору, были сооружены торговые ряды.

Личные инструменты