Цены в России в 1990-х годах
Материал из Documentation.
В начале 1990-х годов либерализация цен привела не к ожидавшейся нормализации финансовых соотношений в экономике, а, наоборот, спровоцировала чрезвычайно мощную и продолжительную инфляционную волну. Попытка сдержать инфляцию путём сжатия денежной массы породила вал всеобщих неплатежей в экономике, массовый переход к бартерным и взаимозачетным трансакциям, а также стала одной из главных причин разрыва связей между финансовым и реальным секторами российской экономики.[1]
В 1992 году потребительские цены выросли в 26 раз. В 1993 году цены выросли в 9 раз. Вплоть до кризиса 1998 года инфляция постепенно снижалась: в 1994 году потребительские цены выросли в 3,1 раза, в 1995 году — в 2,3 раза, в 1996 году — на 21,8 %, в 1997 году — уже только на 11 %. Финансовый кризис 1998 года привёл к новому всплеску инфляции: 84 % в 1998 г., 36,5 % в 1999 году.[2]
Содержание |
[править] Ценовые пропорции между товарами
В 1991 году, когда контроль за ценами в обрабатывающих отраслях, а затем и в розничной торговле, был значительно ослаблен, за один год цены на энергоносители «отстали» от остальных оптовых цен на 30 %.[3]
Быстрый рост цен начался осенью 1991 г., когда стала очевидной неизбежность радикальных преобразований. Однако цены топлива были законодательно ограничены и внешняя торговля еще контролировал ась достаточно жестко. Инфляция развивалась под действием избыточных сбережений населения, и продукция сырьевых отраслей дорожала существенно медленнее потребительских благ.[4]
С января 1992 г. были освобождены от централизованного контроля цены на все товары, кроме энергоносителей. Цены энергоносителей оставались регулируемыми и были повышены в 5 раз. Не имея опыта управления ценами и информации о величине спроса и его зависимости от цен, предприятия стали повышать цены быстрыми темпами. Так, уже за первый же месяц — январь 1992 г. цены на промышленную продукцию повысились примерно в 5 раз. (то есть в той же степени, как были повышены цены на энергоносители).[5]
Резкое опережение роста цен на сырье по сравнению с ценами конечной продукции было характерно для 1992—1993 годов. Скачок относительного уровня цен на сырье и энергию произошел в 1992 г., сразу же после либерализации. В 1993 г. цены на продукцию пищевой и даже легкой промышленности росли несколько быстрее, чем топливной. Однако восстановить прежние соотношения эти отрасли не могли из-за недостатка спроса, вызванного конкуренцией импортных товаров. Поэтому они были вынуждены сворачивать производство.[6]
К декабрю 1993 года цены на сырье значительно выросли по отношению к ценам потребительских благ в сравнении с декабрем 1990 года. К концу 1994 года темпы роста цен в разных отраслях сблизились, а экономический спад замедлился.[7]
В России после шоковой либерализации быстрое изменение ценовых пропорций происходило, по крайней мере, в течение двух лет, а быстрая инфляция, сопровождавшаяся кризисом неплатежей и ростом бартера, продолжалась вплоть до кризиса 1998 года.[8]
[править] Антиинфляционная политика
В России 1992 года стандартная политика подавления инфляции за счёт сдерживания роста денежной массы при неразвитой системе безналичных расчетов, отсутствии рынка капитала и не работающем законе о банкротстве привела к возникновению ловушки неплатежей и вытеснению денежного обмена бартерным.[9]
Антиинфляционная политика государства являлась одной из основных причин экономического спада в России в начале 1990-х годов.[10]
Основными элементами правительственной стратегии борьбы с инфляцией в России являлись:[11]
- жесткое рационирование кредита под оборотные средства или поддержание высокой ставки по кредитам;
- задержка выплат из бюджета, влекущая за собой высокую задолженность государства и цепочку неплатежей;
- понижение курса доллара в реальном выражении по отношению к ценам отечественных товаров, ведущее к увеличению импорта потребительских благ и вытеснению отечественных товаров;
- сокращение дефицита государственного бюджета;
- развитие рынкa сравнительно высокодоходных государственных краткосрочных обязательств; при отсутствии индексации оборотных средств это ведет к их отвлечению на спекулятивные операции.
Принято считать, что либеральная кредитная политика, увеличивая массу денег в экономике, подстегивает инфляцию. Поэтому в течение всего периода реформ правительство стремил ось ограничивать объём кредитных ресурсов. В 1992—1993 гг. реальная ставка процента была отрицательной и рост кредитов сдерживался путем прямого рационирования. По мнению ряда авторов, это привело к дефициту платежных средств и явилось одной из причин кризиса неплатежей и трансформационной рецессии.[12]
Откладывание платежей из бюджета стало обычной практикой. За счет роста цен при этом достигается сокращение реальных расходов. В результате систематического применения этого метода государство оказалось одним из главных инициаторов неплатежей. В сентябре 1994 г. доля просроченной задолженности бюджета в общем объёме просроченной дебиторской задолженности составила 21 %. Отсрочка платежей позволяет сократить темпы инфляции, но вызывает дезорганизацию производства и углубление спада.[13]
Опыт реформ начала 1990-х годов в России показал, что попытки стабилизации в условиях неразвитой рыночной инфраструктуры и политической нестабильности не приводят к успеху. Временно замедляя рост цен, они затрудняют нормальное течение производственного процесса из-за нехватки денежных ресурсов, порождают волну неплатежей и бартеризацию экономики, способствуют вытеснению отечественных товаров импортом, стимулируют отвлечение оборотных средств на финансирование спекулятивных операций.[14]
Такая политика не может быть последовательной. Неизбежные отступления от нее приводят к сильным колебаниям темпов инфляции, к неравномерности роста цен по видам продуктов и регионам. Вследствие этого правильный прогноз ценовых изменений экономическими агентами оказывается невозможным. Хорошо известно, что не рост цен сам по себе, а его неравномерность и непрогнозируемость способствуют, рецессии. Уменьшение темпов инфляции может нанести не меньший вред, чем их увеличение, ибо бьет по должникам: они обнаруживают, что не в состоянии оплачивать кредиты, взятые под высокие проценты в расчете на несостоявшееся удорожание их продукции.[15]
Сильные колебания темпов инфляции так же, как постоянные изменения налогового законодательства, правил валютного регулирования, несвоевременность платежей из бюджета и т. п., создают атмосферу неуверенности, способствуют формированию высоких инфляционных ожиданий и ухудшению экономической конъюнктуры. Эти факторы в сочетании с дефицитом кредитных. ресурсов породили глубочайший кризис инвестиционной активности в России.[16]
Политика подавления инфляции любой ценой, которая проводилась в России правительством в течение многих лет в 1990-е годы, была глубоко ошибочной, вред от инфляции скорее всего был бы меньше, чем вред от подавления инфляции за счёт дискредитации самого правительства. Ведь стремясь сократить рост денежной массы, правительство отказывалось от своих обязательств, и в результате этого сложилась обстановка полного недоверия к правительственным решениям.[17]
[править] Показатели
Индексы розничных цен на товары в государственной и кооперативной торговли в СССР (% к предыдущему году):
- 1990 год: 105[18]
В 1994 году рост цен в России составил 220 %.[19]
[править] Примечания
- ↑ Анализ взаимосвязей экономической политики государства и поведения предприятий в условиях кризисов шокового типа
- ↑ Инфляция — структурная проблема российской экономики
- ↑ Волконский В. А. «Драма духовной истории: внеэкономические основания экономического кризиса». Раздел 4 // М., «Наука», 2002
- ↑ Полтерович В. М.Трансформационный спад в России // Экономика и математические методы, 1996, Т.32, № 1, p.54-69
- ↑ Волконский В. А. «Драма духовной истории: внеэкономические основания экономического кризиса». Раздел 4 // М., «Наука», 2002
- ↑ Полтерович В. М.Трансформационный спад в России // Экономика и математические методы, 1996, Т.32, № 1, p.54-69
- ↑ Полтерович В. М.Трансформационный спад в России // Экономика и математические методы, 1996, Т.32, № 1, p.54-69
- ↑ Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России, 2008, № 1(40)
- ↑ Полтерович В. М.Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. № 3.
- ↑ Полтерович В. М.Трансформационный спад в России // Экономика и математические методы, 1996, Т.32, № 1, p.54-69
- ↑ Полтерович В. М.Трансформационный спад в России // Экономика и математические методы, 1996, Т.32, № 1, p.54-69
- ↑ Полтерович В. М.Трансформационный спад в России // Экономика и математические методы, 1996, Т.32, № 1, p.54-69
- ↑ Полтерович В. М.Трансформационный спад в России // Экономика и математические методы, 1996, Т.32, № 1, p.54-69
- ↑ Полтерович В. М.Трансформационный спад в России // Экономика и математические методы, 1996, Т.32, № 1, p.54-69
- ↑ Полтерович В. М.Трансформационный спад в России // Экономика и математические методы, 1996, Т.32, № 1, p.54-69
- ↑ Полтерович В. М.Трансформационный спад в России // Экономика и математические методы, 1996, Т.32, № 1, p.54-69
- ↑ Полтерович В. М. Корень проблемы — неэффективность государства // Экономическая наука современной России, № 1 (5), 2000 г.
- ↑ Народное хозяйство СССР в 1990 г. Статистический ежегодник. Цены и тарифы
- ↑ Полтерович В. М.Трансформационный спад в России // Экономика и математические методы, 1996, Т.32, № 1, p.54-69