Хронология внедрения новых технологий в оборонной промышленности России
Материал из Documentation.
Первые испытания отечественного автоматического стрелкового оружия проводились в 1905 г. в Офицерской стрелковой школе под руководством Н. М. Филатова.[1]
К 1926 г. А. Д. Швецов на «Моторе» создал первый советский авиадвигатель — поршневой двигатель (ПД) М-11 мощностью 80,9 кВт.[2]
В 1927 г. на вооружение поступил первый советский танк МС-1 (Т-18).[3]
В 1934 г. поступил на вооружение прибор управления артиллерийским зенитным огнём ПУАЗО-2, в котором впервые применялась электрическая синхронная передача выработанных данных для стрельбы с прибора на пушку.[4]
В 1936 г. появился первый в мире миноискатель — индукционный зонд (ИЗ), разработанный Б. Я. Кудымовым.[5]
С 1939 г. начали выпускать танки БТ-7М, на которых впервые в истории мирового танкостроения установили специальный танковый дизель.[6]
Конструкторским бюро С. В. Ильюшина накануне Великой Отечественной войны был создан специальный тип самолёта — штурмовик Ил-2, который не имел аналога в мире. Штурмовик — это тихоходный по сравнению с истребителем самолет, оптимизированный для полета на предельно малой высоте — бреющий полет. Самолет имел хорошо бронированный корпус.[7]
Перед Великой Отечественной войной на вооружение приняли первую систему полевой реактивной артиллерии БМ-13.[8]
Уникальным для своего времени оружием являлся 125-мм ампуломёт образца 1941 г.[9]
В конце 1941 г. был создан БА-64, который стал первым советским серийным колесным бронеавтомобилем.[10]
Дивизионная артиллерия в начале 1942 г. получила новую 76-мм пушку образца 1942 г. (ЗИС-3). Это было первое в мире артиллерийское орудие, собираемое на конвейере, даже без привлечения высококвалифицированного персонала, с использованием дешевых заменителей высококачественных материалов, без критичной потери боевых и эксплуатационных свойств. Впервые для такого калибра был применен ствол-моноблок. На изготовление ЗИС-3 затрачивалось почти в 3 раза меньше времени, чем для ее предшественницы, а стоимость была сокращена на треть.[11]
В начале 1944 года А. И. Алиханов, по-видимому, впервые в СССР рассмотрел вопрос о возможности создания средств противодействия атомному оружию. В записке от 4 января 1944 года, представленной И. В. Курчатову, в качестве такого способа он предлагал облучение атомного заряда, работающего на принципе сближения, сильным потоком нейтронов, что вызовет преждевременное нейтронное инициирование заряда и снижение его энерговыделения на несколько порядков.[12]
Тяжёлая 100-мм полевая пушка БС-3, являющаяся адаптацией морского орудия Б-34 для сухопутного применения, была разработана и принята на вооружение в мае 1944 г. При этом был внедрен ряд новых разработок, получивших широкое распространение в последующем. В этой пушке впервые было применено торсионное подрессоривание, которое наряду с гидропневматическим уравновешивающим механизмом обеспечивало легкость и компактность узлов пушки.[13]
МиГ-9 — первый советский турбореактивный истребитель, поднявшийся в воздух. Разработан в ОКБ Микояна и Гуревича, первый полёт совершил 24 апреля 1946 года.[14]
3 марта 1949 года — Постановление Правительства СССР о создании первого серийного завода по производству атомного оружия (ныне ЭМЗ «Авангард», г. Саров).[15]
29 августа 1949 года — Испытание первой атомной бомбы РДС-1 (7 часов утра местного времени, 4 часа утра московского времени).[16]
1950 год — Принятие на вооружение первой баллистической ракеты Р-1 (SS-1a Scunner).[17]
18 октября 1951 года — Проведено первое ядерное испытание со сбросом ядерной бомбы РДС-3 с самолёта.[18]
12 августа 1953 года — Испытание первой советской одностадийной термоядерной бомбы РДС-6с. Изделие РДС-6 с было выполнено в виде транспортабельной бомбы, совместимой со средствами доставки, то есть явилось первым в мире образцом термоядерного оружия.[19]
1954 год — В ходе ядерных испытаний в СССР была впервые проведена проверка работы ядерного заряда с внешним источником нейтронного инициирования — импульсным нейтронным источником. Результаты испытания подтвердили преимущества этого способа, который позволял инициировать цепную реакцию в оптимальный момент.[20]
В соответствии с постановлением Правительства от 10 апреля 1954 года, разработка ракеты Р-5М была начата в ОКБ-1. Эта система была первой баллистической ракетой с ядерным боевым оснащением.[21]
20 мая 1954 года — Постановление правительства о создании первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 (SS-6 Sapwood).[22]
Февраль 1955 года — Начало лётных испытаний первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ на ракетном испытательном полигоне Капустин Яр.[23]
8 марта 1955 года — Пуск в Лаборатории «В» ядерного реактора для первой атомной подводной лодки.[24]
22 ноября 1955 года — Первое испытание мощного двухстадийного термоядерного заряда РДС-37 в СССР.[25]
1956 год — Развертывание первой советской баллистической ракеты средней дальности Р-5М (SS-3 Shyster).[26]
2 февраля 1956 года в ходе летных испытаний баллистической ракеты Р-5М было проведено первое натурное испытание ракетно-ядерного оружия. Пуск ракеты Р-5М осуществлялся с полигона МО «Капустин Яр», а в месте приземления ракет (боевое поле вблизи города Аральск) был осуществлен наземный ядерный взрыв небольшой мощности (0,3 кт). Уменьшение уровня энерговыделения боевого оснащения ракеты было осуществлено из соображе¬ний безопасности.[27]
9 августа 1957 года — Спущена на воду первая атомная подводная лодка «Проекта-627».[28]
Август 1957 года — Успешное испытание в СССР первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 (SS-6 Sapwood).[29]
17 декабря 1958 года — Принятие в опытную эксплуатацию первой советской атомной подводной лодки.[30]
1959 год — Создана первая отечественная крылатая ракета конструкции В. Н. Челомея, стартующая с подводной лодки.[31]
12 сентября 1960 года — Принята на вооружение первая советская МБР Р-7 (SS-6 Sapwood).[32]
27 октября 1961 года — С Ракетного испытательного полигона «Капустин Яр» в ракетном пуске осуществлен первый космический ядерный взрыв СССР.[33]
15 июля 1963 года — Приняты на вооружение модификация РСД Р-14У и МБР Р-16У, впервые размещённые в шахтных пусковых установках.[34]
1963 год — Создан первый отечественный самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36. Авиаконструктор А. С. Яковлев.[35]
1965 год — Создан первый отечественный широкофюзеляжный транспортный самолёт Ан-22 «Антей». Авиаконструктор О. К. Антонов.[36]
1966 год — Построен первый отечественный самолёт с изменяемой в полёте стреловидностью крыла Су-22И. Авиаконструктор П. О. Сухой.[37]
1967 год — Создание ракеты Р-36 — первой тяжёлой МБР.[38]
18 декабря 1968 года — Принята на вооружение первая твердотопливная МБР РТ-2 (SS-13 Savage).[39]
1968 год — Создан первый отечественный ракетный противолодочный комплекс РПК-1 «Вихрь» конструкции Н. П. Мазурова.[40]
1968 год — Создан первый отечественный переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела» с самонаводящейся ракетой конструкции С. П. Непобедимого.[41]
7 сентября 1969 года — Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР принято решение о строительстве первого в СССР атомного надводного корабля для ВМФ СССР.[42]
1969 год — Построен первый отечественный боевой корабль на воздушной подушке — десантный корабль «Зубр».[43]
1969 год — Построена первая в мире титановая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами.[44]
26 сентября 1970 года — Принята на вооружение модификация МБР УР-100У, впервые оснащенная РГЧ (без индивидуального наведения на цель).[45]
1972 год — Осуществлён запуск первого отечественного космического аппарата системы предупреждения о ракетном нападении («Космос-520»).[46]
4 января 1974 года — Принята на вооружение модернизация БРПЛ Р-27У, впервые оснащенная РГЧ (без индивидуального наведения).[47]
12 марта 1974 года — Принята на вооружение первая межконтинентальная БРПЛ Р-29 (комплекс Д-9, SS-N-8 Sawfly).[48]
1975 год — Первая МБР с РГЧ индивидуального наведения.[49]
21 февраля 1976 года — Поставлена на боевое дежурство первая МБР с мобильной грунтовой пусковой установкой «Темп-2С» (SS-X-16 Sinner).[50]
Сентябрь 1980 года — Принята в опытную эксплуатацию первая твердотопливная БРПЛ Р-31 (комплекс Д-11, SS-N-17 Snipe).[51]
1981 год — В состав ВМФ СССР принят первый авианесущий атомный крейсер «Киров».[52]
1984 год — Построена глубоководная титановая подводная лодка К-278, впервые в мире достигшая рабочей глубины погружения 1000 м.[53]
1988 год — Впервые реализован мобильный грунтовый способ базирования МБР.[54]
1989 год — Впервые реализован мобильный железнодорожный способ базирования МБР.[55]
[править] Примечания
- ↑ Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил
- ↑ Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил
- ↑ Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий
- ↑ Реактивный самолёт // Русская Википедия
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Хронология достижений в истории отечественной техники
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Хронология достижений в истории отечественной техники
- ↑ Хронология достижений в истории отечественной техники
- ↑ Хронология достижений в истории отечественной техники
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Хронология достижений в истории отечественной техники
- ↑ Хронология достижений в истории отечественной техники
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Хронология достижений в истории отечественной техники
- ↑ Хронология достижений в истории отечественной техники
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Хронология достижений в истории отечественной техники
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Хронология достижений в истории отечественной техники
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.