К-278

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



К-278 («Комсомолец») — советская атомная подводная лодка. Предназначена для борьбы с подводными лодками противника и охраны своих кораблей. Ее корпус был изготовлен из титана, а конструкция была рассчитана на рабочую глубину погружения 1000 м (её предельная глубина по расчетам составляла 1250 м). Эта подводная лодка являлась головной из лодок такого типа, и при условии успешной её опытной эксплуатации планировалось принять решение о строительстве серии таких лодок.

Уже в период ходовых испытаний она погружалась на 1040 м, установив абсолютный рекорд по глубине для боевых кораблей подводного плавания. Подводная лодка была передана на Северный флот в августе 1984 г. для проверки работы оборудования на больших глубинах и подготовки ее основного и сменного экипажей. За пять лет службы в составе объединения подводных кораблей подводная лодка К-278 с основным составом команды неоднократно погружалась на глубину 1000 м, за что получила почетное звание «отличный корабль» и наименование «Комсомолец».

В апреле 1989 года в результате аварии в 180 км юго-западнее острова Медвежий АПЛ «Комсомолец» затонула.

[править] Хронология аварии

28 февраля 1989 года со сменным экипажем подводная лодка вышла в очередное автономное плавание. Она следовала в Норвежское море на глубине 386 м со скоростью 6-8 узлов, и боевая смена несла вахту в обычном режиме.

7 апреля в 11 часов возник пожар в кормовом отсеке подводной лодки. В аварийном отсеке была применена объемная химическая система пожаротушения. Но система оказалась бессильной перед разбушевавшимся огнем. От резкого повышения температуры нарушилась герметизация трубопровода высокого давления, и огонь перекинулся в другой отсек. В это время сработала автоматическая защита реактора. Одновременно заклинило вертикальный руль, повредилась межотсечная связь и система шланговых дыхательных аппаратов, в результате чего часть экипажа получила отравление. В 11 час. 16 мин. после продувания цистерн главного балласта лодка всплыла в надводное положение. Экипаж лодки заглушил реактор. С лодки неоднократно передавали установленный сигнал об аварии, но в местах приема он был неразборчивым. Разборчивый сигнал был принят на берегу только в 12 час. 19 мин., и с этого момента стали приниматься меры по оказанию помощи и спасению лодки и ее экипажа. Из города Северодвинска вышел отряд кораблей в составе спасательного судна, подводных лодок и спасательного буксира. В район аварии вылетел самолет Ил-38 с задачей обнаружения лодки, поддержания устойчивой связи с береговыми командными пунктами и наведения кораблей и судов, находившихся вблизи района аварии лодки, к месту аварии. Затем вылетели еще два самолета. К месту аварии лодки направились гидрографическое судно «Колтуев», рыболовецкая плавбаза «Алексей Хлобыстов» и траулер СРТ-6121. Экипажу подводной лодки удалось локализовать пожар в кормовом отсеке и загерметизировать другие отсеки. Но через окна от выгоревших кабельных тросов и других прогаров в корпусе в подводную лодку стала поступать вода, которая распространялась по смежным отсекам. Лодка стала постепенно кормой вниз уходить в воду. Большая часть экипажа была выведена наверх на свежий воздух, и им была оказана врачом возможная помощь. Люди поднимались наверх без гидрокомбинезонов, будучи уверенными, что судно может долго находиться на плаву. Видя, что подводная лодка продолжает кормой опускаться вниз, командир лодки приказал всем членам экипажа покинуть отсеки и спускать спасательные плоты на воду. Сам он вновь спустился в лодку, чтобы предупредить оставшихся в ней пятерых подводников, которые продолжали борьбу за живучесть субмарины. Спасательные плоты лодки были тяжелыми, с большим трудом был спущен один плот, затем успели выдернуть из корпуса лодки второй плот, который держался на лине. При погружении подводной лодки линь оборвался, плот всплыл в перевернутом виде и его унесло в море, а у моряков уже не осталось сил вернуть его — борьба с огнем и ледяная вода отняли последние силы. С самолетов увидели, что с лодки спущен спасательный плот, и сбросили контейнер с надувной шлюпкой, но ее отнесло в сторону от лодки. В 17 час. 08 мин. подводная лодка потеряла продольную устойчивость и затонула у берегов Норвегии на глубине 1685 м. Единственный спасательный плот, рассчитанный на 20 человек, был переполнен людьми, некоторые моряки вынуждены были пла129 вать рядом в ледяной воде. Плот постоянно накрывало волнами, многие подводники, находившиеся на нем, теряли сознание от холода. Остававшиеся в подводной лодке 5 подводников с помощью всплывающей камеры, которая отделилась от лодки на глубине 300—400 м, всплыли на поверхность недалеко от спасательного плота. Из-за разности давления внутри всплывающей камеры и на поверхности моря у нее сорвало с защелки верхний люк. Через этот люк был выброшен в море один матрос, который тотчас погиб. Всплывающая камера оказалась почти наполовину в воде, ее стали накрывать волны, отчего она перевернулась и, набрав воды, ушла на дно с четырьмя подводниками. Рыболовецкая плавбаза «Алексей Хлобыстров» подошла к обессиленным морякам через 1 час 12 мин. после гибели подводной лодки. 30 спасенным морякам на плавбазе незамедлительно была оказана помощь, но 3 подводника умерли от переохлаждения. Кроме спасенных моряков, было поднято из воды 19 тел погибших. 10 моряков погибли непосредственно на подводной лодке. Всего из 69 членов экипажа погибли 42 человека. В процессе борьбы за живучесть подводной лодки экипаж полностью заглушил реактор и тем самым обеспечил радиационную безопасность. На лодке в торпедных аппаратных находились 2 ядерные торпеды, 2 ракеты и 2 торпеды с обычными головными частями, но они не были на боевом взводе. Кроме них на стеллажах 1-го отсека были размещены запасные 10 торпед и 6 ракет с обычными головными частями. Под воздействием гидростатического давления, а также взрывных процессов, зафиксированных на борту подводной лодки после ее затопления, на стеллажах 1-го отсека торпеды и ракеты с обычными боеголовками разрушились.

В процессе экспедиционных работ в 1990—1995 годах с помощью двух обитаемых глубоководных аппаратов «Мир» было тщательно обследовано состояние подводной лодки К-278, осуществлен контроль радиоактивности и радиационно- экологический мониторинг окружающей среды. В ходе этих работ были получены необходимые данные по гидрологии и геофизике района нахождения затонувшей подводной лодки. Были выполнены подводно-технические работы по локализации утечки радиоактивных материалов, содержавшихся в ядерных боеприпасах. С помощью установленных долговременных донных станций в районе затонувшей лодки осуществляется постоянный контроль за окружающей подводной средой в районе затопления, эти показания периодически снимаются для анализа изменения обстановки.

[править] Ссылки

[править] Примечания

Личные инструменты