Харьковское государственное авиационное производственное предприятие

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) — самолётостроительная компания Украины.

Одно из старейших самолётостроительных предприятий Украины, работает на авиационном рынке более 85 лет. ХГАПП сегодня — объединение нескольких заводов, обеспечивающее полный цикл работ по серийному производству, доработке и техническому обслуживанию в процессе эксплуатации произведенных самолетов.[1]

По состоянию на апрель 2016 года завод работает неполным составом, основная часть работников — в вынужденном отпуске. Выполняются небольшие заказы. Сокращенный рабочий график был введён в феврале 2015 года.[2]

Содержание

[править] Производственная деятельность

ХГАПП находится в упадке уже длительное время. С 2010 по 2014 годы ХГАПП сдавало по одному самолёту в год, построив за этот период пять самолетов Ан-74Т/ТК-200 — по два для Пограничной службы Казахстана и ВВС Туркмении, и один для ВВС Египта. В 2015 году завод не сдал ни одного самолета.[3]

По состоянию на апрель 2016 года на ХГАПП в относительно высокой степени готовности находятся один Ан-74ТК-300 (заказчик неясен) и два Ан-74Т/ТК-200 (считается, что один из них строится для ВВС Египта), однако неясно, способно ли ХГАПП осуществить их достройку без внешнего финансирования.[4]

Последний самолёт Ан-140 был построен на ХГАПП в 2005 году, а с 2010 года прекращены поставки в Иран комплектующих для этих самолётов. С 2014 года, видимо, прекращены и поставки комплектующих для постройки Ан-140 и на завод «Авиакор» в Самаре.[5]

[править] Продукция

Сегодня предприятие предлагает рынку региональные пассажирские самолеты Ан-140-100 и различные модификации многоцелевого самолёта Ан-74 и очень лёгкий самолёт ХАЗ-30.[6]

[править] Собственник

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 15.06.2015 г. № 393 ХГАПП вошло в состав концерна «Укроборонпром».[7]

[править] Структура

ХГАПП включает в себя Харьковский авиационный завод и завод по изготовлению товаров народного потребления «Сокольники» на основной производственной площадке в г. Харькове, а также заводы ТОРА (г. Харьков), ЧАТЗ (г. Чугуев), КМЗ (г. Конотоп).[8]

[править] Недостроенные самолёты

По состоянию на январь 2019 года на ХГАПП в Харькове в различной степени готовности находились 11 недостроенных самолётов Ан-74ТК-200 и Ан-74ТК-300 (изначально строившихся в основном по заказам Египта и Казахстана), в том числе в относительно высокой готовности — два Ан-74ТК-200 и один Ан-74ТК-300.[9]

[править] Сотрудники

В июне 2021 года генеральный директор ХГАПП Александр Кривоконь заявил, что на ГП «Харьковское государственное авиационное производственное предприятие» официально работают 1580 человек, однако более тысячи из них уже давно не появляются на заводе.[10]

[править] Долги по зарплатам

В феврале 2018 года был сообщено, что ХГАПП утвердило график погашения задолженности по зарплате и другим выплатам. Руководство предприятия обещает погасить долги перед сотрудниками в 2023 году.[11]

[править] История

Павел Науменко руководил ХГАПП в 2002—2007 годах.[12]

Средняя зарплата на ХГАПП к концу 2004 года поднялась до 705 грн. (свыше $130) в месяц.[13]

Осенью 2014 года ХГАПП объявило дефолт на 440 млн грн.[14]

В 2015 году ХГАПП выведено из состава госконцерна «Антонов» и передано в госконцерн «Укроборонпром».[15]

В феврале 2017 года отмечалось: «Рабочая неделя на предприятии <…> [ХГАПП] длится с понедельника по вторник. Цеха не отапливаются, электричество отключено, людей нет.»[16]

В феврале 2017 года генеральным директором ХГАПП был назначен А. Кривоконь, который в прошлом работал директором Харьковского тракторного завода, а также на руководящих должностях на «Южмашзаводе» и ГП «Завод имени Малышева». Он привел на завод команду менеджеров, ранее работавших в машиностроительной и металлургических отраслях Украины.[17]

В августе 2017 года на ремонт в ХГАППе был поставлен Ан-74 из Туркмении.[18]

В 2017 году ХГАПП отправил в Египет отремонтированный Ан-74, который проходил техническое обслуживание по заказу Министерства обороны Египта.[19]

В марте 2018 года Сергей Меренков отмечал: «Сейчас ХГАПП выживает за счёт поставки запчастей и работ по периодическому обслуживанию ранее выпущенных Ан-74».[20]

20 октября 2021 года Комитет по экономическому развитию ВР одобрил проект закона по приватизации ХАЗа.[21]

[править] Оценки

Оценка авиаконструктора Анатолия Вовнянко (март 2019 года): «ХГАПП с 2015 года полностью остановил производственную деятельность, имеет миллиардные долги, большинство специалистов давно уволились. Сейчас проводит только техническое обслуживания единичных самолётов Ан-74 с привлечением сторонних специалистов. <…> ХГАПП уже никогда не будет производить самолёты.»[22]

[править] Показатели

[править] Самолёты

Поставки заказчикам новых самолётов производства ХГАПП:[23]

  • 2000 год: 1 шт
  • 2001 год: 1 шт
  • 2002 год: 3 шт
  • 2003 год: 4 шт
  • 2004 год: 6 шт
  • 2005 год: 4 шт
  • 2006 год: 1 шт
  • 2007 год: 0 шт
  • 2008 год: 0 шт
  • 2009 год: 1 шт
  • 2010 год: 2 шт
  • 2011 год: 1 шт
  • 2012 год: 2 шт
  • 2013 год: 1 шт
  • 2014 год: 1 шт
  • 2015 год: 0 шт
  • 2016 год: 0 шт

[править] Заработная плата

Долг ХГАПП по заработной плате по состоянию на 19 ноября 2016 года составил 120 млн грн.[24]

[править] Ссылки

[править] Официальный сайт

[править] Реестры самолётов

[править] Видео

[править] ЖЖ

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Справка
  2. Харьковский авиационный завод простаивает второй год. 14 апреля 2016
  3. Харьковский авиационный завод простаивает второй год. 14 апреля 2016
  4. Харьковский авиационный завод простаивает второй год. 14 апреля 2016
  5. Харьковский авиационный завод простаивает второй год. 14 апреля 2016
  6. Справка
  7. Справка
  8. Справка
  9. [1]
  10. [2]
  11. [3]
  12. [4]
  13. [5]
  14. [6]
  15. [7]
  16. [8]
  17. [9]
  18. [10]
  19. [11]
  20. [12]
  21. [13]
  22. Конструктор Ан-225: Авиастроение в Украине умерло. 8 марта 2019
  23. О «бедном» чиновнике замолвите слово
  24. [14]
Личные инструменты