Фотий

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Фотий (Φώτιος) (ок. 820 — ок. 893) — пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, ви­зант. бо­го­слов, ри­тор, свя­ти­тель.[1]

[править] Биография

Про­ис­хо­дил из выс­ших кру­гов ви­зант. об­ще­ст­ва, при­дер­жи­вав­ших­ся ико­но­по­чи­та­ния, пле­мян­ник свт. Та­ра­сия Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. По­лу­чил пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, уча­ст­во­вал в ди­пло­ма­тич. по­соль­ст­вах к ара­бам (838, 845 и 855), слу­жил про­тоа­сик­ри­том (1-м сек­ре­та­рём) им­пе­ра­то­ра.[2]

Имп. Михаил III, сме­стив пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Иг­на­тия, 25.12.858 по­ста­вил Фотия пат­ри­ар­хом. Сме­ще­ние Иг­на­тия и бы­строе про­хо­ж­де­ние Фотия всех сту­пе­ней цер­ков­ной ие­рар­хии — от ми­ря­ни­на до пат­ри­ар­ха, вы­зва­ли цер­ков­ный кон­фликт. По­сле об­ра­ще­ния сто­рон­ни­ков Иг­на­тия па­па Рим­ский Ни­ко­лай I в 863 от­лу­чил Фотия от Церк­ви, что ста­ло при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния рас­ко­ла ме­ж­ду вост. и зап. церк­ва­ми — т. н. Фо­тие­вой схиз­мы. В на­ча­ле сент. 867 года на Со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле Фотий от­лу­чил па­пу Ни­ко­лая от Церк­ви и осу­дил лат. уче­ние об ис­хо­ж­де­нии Св. Ду­ха от Сы­на и ряд об­ря­до­вых осо­бен­но­стей Западной церк­ви. По­сле убий­ст­ва имп. Ми­хаи­ла (23.9.867), при­хо­да к вла­сти имп. Ва­си­лия Ма­ке­до­ня­ни­на и воз­вра­ще­ния на пат­ри­ар­ше­ст­во Иг­на­тия Фотий был вско­ре низ­ло­жен и со­слан, на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре 869—870 пре­дан ана­фе­ме, а все по­став­лен­ные им епи­ско­пы низ­ло­же­ны. Ок. 875 Фотия вер­ну­ли из ссыл­ки и по­ру­чи­ли вос­пи­та­ние сы­но­вей им­пе­ра­то­ра, а по­сле смер­ти Иг­на­тия (877) он сно­ва за­нял пат­риар­ший пре­стол, на Со­бо­ре 879—880 был реа­би­ли­ти­ро­ван. Фотий спо­соб­ст­во­вал рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ст­ва сре­ди сла­вян, ок. 865 кре­стил болг. ца­ря Бо­ри­са I, бла­го­сло­вил мис­сию свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия в Мо­ра­вию. По­сле смер­ти имп. Ва­си­лия по тре­бо­ва­нию но­во­го имп. Льва VI Муд­ро­го Фотий в 886 году от­рёк­ся от пат­ри­ар­ше­ст­ва. Умер в ссыл­ке. По­чи­та­ние Фотия на­ча­лось в 10 в., в 1847 году ка­но­ни­зи­ро­ван Кон­стан­ти­но­поль­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью.[3]

Фотий счи­тал­ся од­ним из са­мых об­ра­зо­ван­ных лю­дей эпо­хи, ему при­над­ле­жит ряд со­чи­не­ний. «Биб­лио­те­ка», или «Ми­рио­биб­ли­он» (Μυριοβιβλίον) («Опись и пе­ре­чис­ле­ние про­чи­тан­ных на­ми книг…»), со­дер­жит 280 глав (ко­дек­сов) с кон­спек­та­ми и лит.-кри­тич. ана­ли­зом 386 про­из­ве­де­ний (мно­гие из них не сохр.) хри­сти­ан­ских и языч. ав­то­ров. В «Лек­си­кон» вклю­че­ны ци­та­ты из ан­тич­ных ав­то­ров и Свя­щен­но­го Пи­са­ния. В «Ам­фи­ло­хии» со­б­ра­ны от­ве­ты Фотия на во­про­сы по разл. те­мам митр. Ки­зи­че­ско­го Ам­фи­ло­хия. «Сло­во тай­но­вод­ствен­ное о Св. Ду­хе» («Мис­та­го­гия о Св. Ду­хе») раз­ви­ва­ет ар­гу­мен­ты про­тив Fi­lioque. В мно­го­числ. про­по­ве­дях Фотия от­ра­же­ны важ­ные ис­то­рич. со­бы­тия, в том числе на­ше­ст­вие «рос­сов» на Кон­стан­ти­но­поль (860). Со­хра­ни­лись не­сколь­ко его го­ми­лий (бе­сед), пись­ма и гим­но­гра­фич. про­из­ве­де­ния.[4]

Личные инструменты