Фотий
Материал из Documentation.
Фотий (Φώτιος) (ок. 820 — ок. 893) — патриарх Константинопольский, визант. богослов, ритор, святитель.[1]
[править] Биография
Происходил из высших кругов визант. общества, придерживавшихся иконопочитания, племянник свт. Тарасия Константинопольского. Получил прекрасное образование, участвовал в дипломатич. посольствах к арабам (838, 845 и 855), служил протоасикритом (1-м секретарём) императора.[2]
Имп. Михаил III, сместив патриарха Константинопольского Игнатия, 25.12.858 поставил Фотия патриархом. Смещение Игнатия и быстрое прохождение Фотия всех ступеней церковной иерархии — от мирянина до патриарха, вызвали церковный конфликт. После обращения сторонников Игнатия папа Римский Николай I в 863 отлучил Фотия от Церкви, что стало причиной возникновения раскола между вост. и зап. церквами — т. н. Фотиевой схизмы. В начале сент. 867 года на Соборе в Константинополе Фотий отлучил папу Николая от Церкви и осудил лат. учение об исхождении Св. Духа от Сына и ряд обрядовых особенностей Западной церкви. После убийства имп. Михаила (23.9.867), прихода к власти имп. Василия Македонянина и возвращения на патриаршество Игнатия Фотий был вскоре низложен и сослан, на Константинопольском соборе 869—870 предан анафеме, а все поставленные им епископы низложены. Ок. 875 Фотия вернули из ссылки и поручили воспитание сыновей императора, а после смерти Игнатия (877) он снова занял патриарший престол, на Соборе 879—880 был реабилитирован. Фотий способствовал распространению христианства среди славян, ок. 865 крестил болг. царя Бориса I, благословил миссию святых Кирилла и Мефодия в Моравию. После смерти имп. Василия по требованию нового имп. Льва VI Мудрого Фотий в 886 году отрёкся от патриаршества. Умер в ссылке. Почитание Фотия началось в 10 в., в 1847 году канонизирован Константинопольской православной церковью.[3]
Фотий считался одним из самых образованных людей эпохи, ему принадлежит ряд сочинений. «Библиотека», или «Мириобиблион» (Μυριοβιβλίον) («Опись и перечисление прочитанных нами книг…»), содержит 280 глав (кодексов) с конспектами и лит.-критич. анализом 386 произведений (многие из них не сохр.) христианских и языч. авторов. В «Лексикон» включены цитаты из античных авторов и Священного Писания. В «Амфилохии» собраны ответы Фотия на вопросы по разл. темам митр. Кизического Амфилохия. «Слово тайноводственное о Св. Духе» («Мистагогия о Св. Духе») развивает аргументы против Filioque. В многочисл. проповедях Фотия отражены важные историч. события, в том числе нашествие «россов» на Константинополь (860). Сохранились несколько его гомилий (бесед), письма и гимнографич. произведения.[4]