Фатьяновская культура

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Фатьяновская культура — ар­хео­ло­гическая куль­ту­ра сред­не­го брон­зо­во­го ве­ка (ка­либ­ро­ван­ные ра­дио­уг­ле­род­ные да­ты ок. 2600—1850 до н. э.) в основном в цен­тре Рус­ской рав­ни­ны. Вы­де­ле­на В. А. Городцовым в 1914 году. Назва­на по мо­гиль­ни­ку, от­кры­то­му в 1873 году у д. Фатьяново (ны­не не существует; Некрасовский район Яро­слав­ской области). Груп­пы: двин­ско-иль­мен­ская, мо­с­ков­ско-клязь­мин­ская, верх­не­волж­ская, ок­ско-дес­нин­ская; сур­ско-сви­яж­скую многие ис­сле­до­ва­те­ли от­но­сят к кру­гу Ба­ла­но­во.[1]

Грун­то­вые мо­гиль­ни­ки; про­сле­же­ны ук­ре­п­ле­ние пря­мо­уголь­ной ямы, лёг­кий на­стил свер­ху; скор­чен­ные тру­по­по­ло­же­ния (муж­чин на пра­вом бо­ку, го­ло­вой гл. обр. на за­пад, жен­щин — на ле­вом бо­ку, го­ло­вой на вос­ток); умер­ших обо­ра­чи­ва­ли шку­рой или бе­ре­стой, со­про­во­ж­да­ли час­тя­ми туш в осн. сви­ньи, ов­цы, из­ред­ка по­сы­па­ли ох­рой; око­ло че­ре­па и ног фик­си­ру­ют ко­ст­ри­ща, уг­ли. Есть по­гре­бе­ния куз­не­цов-ли­тей­щи­ков. За­хо­ро­не­ния жи­вот­ных. Круг­ло­дон­ные бом­бо­вид­ные и ша­ро­вид­ные ке­ра­мич. со­су­ды со штам­по­ван­ным и врез­ным ор­на­мен­том. Шли­фо­ван­ные свер­лё­ные и кли­но­вид­ные то­по­ры, др. ору­дия из кам­ня, а так­же кос­ти. Мед­ные то­по­ры, на­ко­неч­ни­ки ко­пий, ук­ра­ше­ния в сис­те­ме Цир­кум­пон­тий­ской ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции. Ве­щи фатьяновской культуры из­вест­ны на по­се­ле­ни­ях во­ло­сов­ской куль­ту­ры и других куль­тур Вол­го-Ок­ско­го ме­ж­ду­ре­чья. Ос­но­ва хо­зяй­ст­ва — раз­ве­де­ние ро­га­то­го ско­та, сви­ней, ло­ша­дей. В ан­тро­по­ло­гич. се­ри­ях — сев.-ев­роп. до­ли­хо­кран­ный и сре­ди­зем­но­мор­ский ти­пы.[2]

Фатьяновская культура вхо­дит в куль­тур­но-ис­то­ри­че­скую общ­ность шну­ро­вой ке­ра­ми­ки. Кон­фрон­та­ция с ме­ст­ным на­се­ле­ни­ем сме­ни­лась взаи­мо­дей­ст­ви­ем, в ре­зуль­та­те сло­жи­лась т. н. фать­яноидная культура, став­шая ком­по­нен­том куль­ту­ры сет­ча­той ке­ра­ми­ки.[3]

[править] Происхождение

А. А. Спицын и В. А. Городцов связывали фатьяновскую культуру с Кавказом.[4]

Так, А. А. Спицын считал, что могильники фатьяновского типа имеют ближайшие аналогии в южных курганных могильниках (особенно в некоторых кубанских) с погребениями скорченных костяков. Более всего, по его мнению, поражает сходство посуды как в форме и материале, так и в штриховом орнаменте, располагающемся на поверхности отдельными полотнищами. Существенна одна деталь: на днищах как фатьяновских, так и кубанских круглодонных сосудов нередко встречаются характерные углубления, иногда орнаментированные. Черты сходства фатьяновских погребений с кубанскими он видел также в находках как в тех, так и в других, ожерелий из звериных зубов и костяных трубочек, медных спиральных височных колечек, клиньев одинаковой формы, длинных кремневых ножей и т. д. Суммируя все эти наблюдения, А. А. Спицын пришёл к выводу, что фатьяновская культура была принесена на север каким-то южным населением.[5]

В. А. Городцов основал свою точку зрения преимущественно на данных распространения каменных сверленых и бронзовых вислообушных топоров, происхождение которых он связывал с Мессопотамией и Эламом. Одним из возможных путей проникновения этих топоров в Восточную Европу он считал Кавказ. По его мнению, элементы общности культур фатьяновцев и кавказских племён проявляются также в сходстве керамических изделий. Шаровидные сосуды, близкие по форме к фатьяновским, были найдены в Кубинском округе б. Бакинской губ. Там же был найден характерный для фатьяновской культуры медный или бронзовый топор с вислым обухом.[6]

[править] Данные краниологии

Основные выводы антропологов, изучивших краниологический материал фатьяновских погребений, сводятся к следующему: 1) население, оставившее на Верхней и Средней Волге фатьяновские могильники, генетически не связано с лапоноидным типом местного неолитического населения; 2) антропологический тип, представленный в верхне-волжских фатьяновских могильниках, — кроманьоидный, или протоевропейский (по Г. Ф. Дебецу); 3) население Верхней Волги по морфологическим признакам отличалось от средне-волжского (балановского), характеризовавшегося более узким и высоким лицом и относящегося, по мнению Т. А. Трофимовой, к восточно-средиземноморской (понтийской) расе.[7]

[править] Литература

  • Кожин П. М. Происхождение фатьяновской культуры: диссертация … кандидата исторических наук: 07.00.00. — Москва, 1967
Личные инструменты