Транспорт во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Транспортный прогресс стал одним из важнейших факторов, положивших конец тысячелетней эпохе Средневековья и, начиная с эпохи Великих географических открытий, открывший перед человечеством путь к формированию глобального, открытого рыночного общества.[1]

XVIII век отмечен существенным прогрессом внутренних путей сообщения — дорог и каналов.[2]

Одним из ключевых элементов промышленной революции начала XIX века стало создание современных видов транспорта — железнодорожного и пароходного сообщения.[3]

Содержание

[править] Виды транспорта

[править] Сухопутный транспорт

В области сухопутного транспорта крупнейшей инновацией Средневековья стала распространившаяся в начале второго тысячелетия так называемая «новая запряжка», которая, в отличие от античной, не затрудняла дыхание лошади. Это позволило лучше использовать тягловую силу лошадей.[4]

В XVIII веке начали строить мостовые, по конструкции почти не отличавшиеся от современных.[5]

[править] Рельсовый транспорт

[править] Железнодорожный транспорт

Ключевым событием, обусловившим появление современных транспортных систем, надежного регулярного транспорта, стало создание железных дорог.[6]

[править] Метро

1863 год — создание и запуск первого в мире метрополитена с паровой тягой (Великобритания).[7]

[править] Фуникулёр

Один из первых фуникулёров в мире появился в 1854 году в Генуе, где этот транспорт соединял два «этажа» города: нижний этаж с историческим центром и портом с верхним «жилым» уровнем.[8]

[править] Автомобильный транспорт

[править] Троллейбусный транспорт

Первый троллейбус был запущен в предместье Берлина Вернером фон Сименсом 29 апреля 1882 года.

В 1930-1940-е гг. троллейбус получил широчайшее распространение по всему миру, наибольшее количество троллейбусных систем тогда имелось в США и Германии, немало их было в Великобритании и Франции. Тогдашний троллейбус был более эффективен в городских условиях сравнительно с автобусом — за счет более мощных и компактных электродвигателей сравнительно с двигателями внутреннего сгорания. При этом троллейбус получался более вместительным, комфортным и динамичным.[9]

В 1960-е годы начался «закат» троллейбуса в развитых странах Запада. Это совпало по времени и с появлением более совершенных автобусов нового поколения, и с моральным и техническим устареванием троллейбусов второго поколения, произведённых в 1930-х — начале 1950-х. Фактически, вместо замены старых троллейбусов на новые их заменяли на автобусы.[10]

[править] Дороги

В XX веке ситуация в дорожном хозяйстве кардинально изменилась в связи с появлением автомобильного транспорта.[11]

В 1920-е годы появились первые дороги, предназначенные специально для автотранспорта.[12]

В 1923 году в Италии была открыта первая автомагистраль современного типа — дорога для скоростного движения автомобилей. Она представляла собой одну проезжую часть, состояла из двух полос движения в каждом направлении и была платной.[13]

К 1960 году общая протяжённость автодорог в мире превысила 14 млн км, в том числе с твёрдым покрытием — 8 млн км.[14]

[править] Трубопроводный транспорт

В начале 1970-х годов в мире общая протяжённость магистральных нефтепроводов достигала 258 тыс. км, а газопроводов 609 тыс. км.[15]

[править] Водный транспорт

[править] Морской транспорт

Важнейший коммуникационный прорыв был осуществлен в начале XV века португальскими корабелами, которые приспособили конструкцию парусных судов (каравелл) к условиям плавания в Атлантике. Тем самым была создана основа для перемещения коммуникаций с внутренних морей на океанские просторы, освоения новых земель и обеспечения устойчивого межконтинентального товарообмена.[16]

Великие географические открытия XV—XVI вв. переместили основные мировые пути сообщения на океанические просторы, где основную роль играли сначала португальские и испанские, а затем голландские и английские мореплаватели.[17]

[править] Внутренний водный транспорт

В 1304 г. в условиях засухи было прекращено судоходство на Рейне.[18]

[править] Воздушный транспорт

Со второй половины XX века полёт на самолёте перестал быть услугой, доступной лишь состоятельной элите. Причём одной из первых стран, сделавшей полёты массовой услугой, был СССР.[19]

[править] Регионы

[править] Азия

[править] Япония

В Японии несколько крупных монополистических объединений заняли господствующее положение в железнодорожном транспорте и морском судоходстве.

[править] Америка

[править] США

Промышленный переворот в США вызвал развитие речного транспорта, строительство каналов, интенсивное сооружение железных дорог. Одним из главных движущих факторов радикальных изменений в этих сферах была экспансия на Запад и его быстрое хозяйственное освоение.

Личные инструменты