Транспорт во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Транспортный прогресс стал одним из важнейших факторов, положивших конец тысячелетней эпохе Средневековья и, начиная с эпохи Великих географических открытий, открывший перед человечеством путь к формированию глобального, открытого рыночного общества.[1]
XVIII век отмечен существенным прогрессом внутренних путей сообщения — дорог и каналов.[2]
Одним из ключевых элементов промышленной революции начала XIX века стало создание современных видов транспорта — железнодорожного и пароходного сообщения.[3]
Содержание |
[править] Виды транспорта
[править] Сухопутный транспорт
В области сухопутного транспорта крупнейшей инновацией Средневековья стала распространившаяся в начале второго тысячелетия так называемая «новая запряжка», которая, в отличие от античной, не затрудняла дыхание лошади. Это позволило лучше использовать тягловую силу лошадей.[4]
В XVIII веке начали строить мостовые, по конструкции почти не отличавшиеся от современных.[5]
[править] Рельсовый транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
Ключевым событием, обусловившим появление современных транспортных систем, надежного регулярного транспорта, стало создание железных дорог.[6]
[править] Метро
1863 год — создание и запуск первого в мире метрополитена с паровой тягой (Великобритания).[7]
[править] Фуникулёр
Один из первых фуникулёров в мире появился в 1854 году в Генуе, где этот транспорт соединял два «этажа» города: нижний этаж с историческим центром и портом с верхним «жилым» уровнем.[8]
[править] Автомобильный транспорт
[править] Троллейбусный транспорт
Первый троллейбус был запущен в предместье Берлина Вернером фон Сименсом 29 апреля 1882 года.
В 1930-1940-е гг. троллейбус получил широчайшее распространение по всему миру, наибольшее количество троллейбусных систем тогда имелось в США и Германии, немало их было в Великобритании и Франции. Тогдашний троллейбус был более эффективен в городских условиях сравнительно с автобусом — за счет более мощных и компактных электродвигателей сравнительно с двигателями внутреннего сгорания. При этом троллейбус получался более вместительным, комфортным и динамичным.[9]
В 1960-е годы начался «закат» троллейбуса в развитых странах Запада. Это совпало по времени и с появлением более совершенных автобусов нового поколения, и с моральным и техническим устареванием троллейбусов второго поколения, произведённых в 1930-х — начале 1950-х. Фактически, вместо замены старых троллейбусов на новые их заменяли на автобусы.[10]
[править] Дороги
В XX веке ситуация в дорожном хозяйстве кардинально изменилась в связи с появлением автомобильного транспорта.[11]
В 1920-е годы появились первые дороги, предназначенные специально для автотранспорта.[12]
В 1923 году в Италии была открыта первая автомагистраль современного типа — дорога для скоростного движения автомобилей. Она представляла собой одну проезжую часть, состояла из двух полос движения в каждом направлении и была платной.[13]
К 1960 году общая протяжённость автодорог в мире превысила 14 млн км, в том числе с твёрдым покрытием — 8 млн км.[14]
[править] Трубопроводный транспорт
В начале 1970-х годов в мире общая протяжённость магистральных нефтепроводов достигала 258 тыс. км, а газопроводов 609 тыс. км.[15]
[править] Водный транспорт
[править] Морской транспорт
Важнейший коммуникационный прорыв был осуществлен в начале XV века португальскими корабелами, которые приспособили конструкцию парусных судов (каравелл) к условиям плавания в Атлантике. Тем самым была создана основа для перемещения коммуникаций с внутренних морей на океанские просторы, освоения новых земель и обеспечения устойчивого межконтинентального товарообмена.[16]
Великие географические открытия XV—XVI вв. переместили основные мировые пути сообщения на океанические просторы, где основную роль играли сначала португальские и испанские, а затем голландские и английские мореплаватели.[17]
[править] Внутренний водный транспорт
В 1304 г. в условиях засухи было прекращено судоходство на Рейне.[18]
[править] Воздушный транспорт
Со второй половины XX века полёт на самолёте перестал быть услугой, доступной лишь состоятельной элите. Причём одной из первых стран, сделавшей полёты массовой услугой, был СССР.[19]
[править] Регионы
[править] Азия
[править] Япония
В Японии несколько крупных монополистических объединений заняли господствующее положение в железнодорожном транспорте и морском судоходстве.
[править] Америка
[править] США
Промышленный переворот в США вызвал развитие речного транспорта, строительство каналов, интенсивное сооружение железных дорог. Одним из главных движущих факторов радикальных изменений в этих сферах была экспансия на Запад и его быстрое хозяйственное освоение.