Торговля в I тысячелетии
Материал из Documentation.
С середины VI века в систему геополитических отношений крупнейших государств того времени и в борьбу за контроль на торговых путях включаются государства-каганаты тюркских кочевников Центральной Азии, а с середины VII века — арабский Халифат.
Содержание |
[править] Торговые пути
[править] Великий шёлковый путь
В III—IV веках в системе дорог Великого шёлкового пути происходили значительные перемены, связанные с изменением политической обстановки в Центральной Азии и с влиянием климатических факторов.[1]
Расцвет Великого шёлкового пути пришёлся на IV—VIII века нашей эры. В результате ирано-византийских войн VI—VII веков один из маршрутов пути был проложен по территории Северного Кавказа. В первой половине VIII века все западные маршруты пути попали под контроль Арабского халифата.[2]
[править] Регионы
[править] Азия
[править] Китай
Ван Ман в начале I в. н. э. ввел в Чанъани и других важнейших «пяти городах» должности чиновников, заведовавших торговлей. Эти пять городов включали: Лоян, Ханьдань, Линьцзы, Вань, Чэнду.
При императоре Вэнь-ди (династия Суй) благодаря стабильному транспортному сообщению в городах развивалась торговля.
Первый танский император Ли Юань активно поощрял развитие торговли.
[править] Империя Северная Вэй
При Тоба Хуне и во многом благодаря проведённым им преобразованиям Северное Вэй достигло пика своего расцвета. К этому времени оно уже ничем не напоминало государство, не так давно основанное кочевой народностью. Расцвели города, торговля и ремесла, установились прочные дипломатические и торговые связи с Югом, а также торговые контакты с Западным краем по маршруту Великого шёлкового пути. Речь идёт об оазисах Кашгарии, из которых в Китай поступали верблюды, кони, высококачественный войлок и предметы роскоши, а также о Согде, достигшем зенита славы в международной торговле к VI веку: согдийский язык стал языком международного общения на пространстве от Мерва до монгольских степей.
[править] Царство Вэй
Пагубным для экономики последствиям привела реформа денежной системы, проведенная Цао Пи в 221 г.: отменили денежные знаки (монеты-цянь) с приказом использовать при торговле зерно и шелк, что означало легализацию господства натурального хозяйствования.
[править] Царство Ранняя Лян
Во внешнеторговых связях царства царства Ранняя Лян главную роль играла караванная торговля предметами роскоши, продукцией скотоводства и сырьём (например, солью).
[править] Центральная Азия
Интересные сведения о торговых путях в Центральной Азии V—VII веков содержатся в жизнеописании Пэй Цзюя (история династии Суй 589—621 гг.). Созданные Пэем «Описания и карты Западных земель» утеряны, но в жизнеописании сохранились выдержки, одна из которых гласит: «От Дуньхуана к Западному морю идут три дороги, и у каждой дороги имеются ответвления. Северная дорога из Хами проходит у озера Баркуль, племя теле, ставку тюркского кагана (близ оз. Иссык-Куль), идёт через Люхэшуй, доходит до Византии и достигает Западного моря. Средняя дорога из Турфана через Карашар, Кучу, Тэле и далее через Памир проходит через Кабудан, Ура-Тюбе, Бухару, Самарканд и Мерв, доходит до Ирана и достигает Западного моря. Южная дорога из района Лобнора идет через Хотан, Каргадык, Ташкурган, Памир и далее через Вахан, Тохаристан, эфталитов, Бамиан, Газни ведет в Северо-Западную Индию и достигает Западного моря. От каждой страны также отходят дороги, которые, в свою очередь, пересекаются на юге и севере. Таким образом, следуя (по этим дорогам), можно попасть в любое место. Поэтому считается, что Хами, Турфан и Лобнор являются воротами на Запад.»[3]
[править] Тюркский каганат
Важнейшим фактором, который связывал Тюркский каганат в единое целое, была торговля шёлком. Восточные тюрки получали шёлк как военную добычу или в виде «подарков» от северокитайских правителей, а западные сбывали его в Иран и Византию через главных посредников в международной торговле шёлком — согдийцев.