Культура полей погребальных урн

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Культура полей погребальных урн — ряд ар­хео­ло­гич. куль­тур и групп па­мят­ни­ков, сме­нив­ших в позд­нем брон­зо­вом ве­ке (ок. 13 в. до н. э.) куль­ту­ру кур­ган­ных по­гре­бе­ний и ряд близ­ких ей куль­тур. Мно­гие мо­гиль­ни­ки на­счи­ты­ва­ют сот­ни, ино­гда бо­лее ты­ся­чи по­гре­бе­ний; кро­ме гос­под­ствую­щих по­гре­бе­ний в ур­нах, встре­ча­ют­ся и без­ур­но­вые за­хо­ро­не­ния, ре­же — тру­по­по­ло­же­ния, ис­поль­зо­ва­ние ка­мен­ных и др. кон­ст­рук­ций, не­боль­ших на­сы­пей. Из­вест­ны кур­га­ны (в том числе с тру­по­по­ло­же­ния­ми), в осн. свя­зан­ные с пред­ста­ви­те­ля­ми ме­ст­ных элит. По­се­ле­ния (в том числе го­ро­ди­ща) мо­гут на­счи­ты­вать бо­лее сот­ни по­стро­ек. Мно­го­чис­лен­ны и не­ред­ко бо­га­ты кла­ды брон­зо­вых из­де­лий. От­ме­ча­ет­ся уси­ле­ние ро­ли зем­ле­де­лия, осед­ло­сти, воз­рас­та­ние плот­но­сти на­се­ле­ния. Ме­тал­лур­гия куль­тур П. п. у. вхо­дит в сис­те­му Ев­ро­пей­ской ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции. Про­сле­жи­ва­ют­ся свя­зи с куль­ту­ра­ми Сре­ди­зем­но­мо­рья, вплоть до Егип­та.[1]

В общ­но­сти П. п. у. вы­де­ля­ют ряд зон, об­лас­тей, куль­тур, групп (у раз­ных ис­сле­до­ва­те­лей их но­менк­ла­ту­ра и груп­пи­ров­ка мо­жет от­ли­чать­ся). Зап. зо­на куль­тур П. п. у. вклю­ча­ет рейн­ско-швей­цар­скую, майн­скую, вос­точ­но­фран­цуз­скую груп­пы, позд­нее воз­ник­ли ниж­не­рейн­ская, юж­но­фран­цуз­ская, ка­та­лон­ская, се­ве­ро­италь­ян­ская и др. груп­пы, от­ра­жаю­щие экс­пан­сию но­си­те­лей куль­тур П. п. у. до юго-вос­то­ка Бри­тан­ских о-вов, сев.-вост. час­ти Пи­ре­ней­ско­го п-ова, сев. час­ти Апен­нин­ско­го п-ова (за­фик­си­ро­ва­но куль­ту­ра­ми тер­ра­мар, Эс­те, Го­ла­сек­ка, Про­то­вил­ла­но­ва, Вил­ла­но­ва и др.). Юж­но­не­мец­кая об­ласть вклю­ча­ет ми­ла­вич­скую куль­ту­ру (груп­пу) на тер­ри­то­рии Юж. Че­хии и час­ти Ба­ва­рии, бо­гем­ско-ба­вар­скую (в том числе кно­виз­скую куль­ту­ру) на тер­ри­то­рии Сев.-Зап. и Центр. Че­хии, Сев.-Вост. Ба­ва­рии. В сред­не­ду­най­скую об­ласть вхо­дят куль­ту­ры или груп­пы Бай­ер­дорф и позд­нее Штилль­ф­рид на тер­ри­то­рии Ниж­ней Ав­ст­рии, Ве­ла­ти­це и По­до­ли — Мо­ра­вии, Ча­ка и Хо­тин — Зап. Сло­ва­кии, Валь — Зап. Венг­рии, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра, на­зы­вае­мая «ил­ли­рий­ской», — на се­ве­ре быв. Юго­сла­вии. На се­ве­ро-вос­то­ке (до Юж. Прибалтики и Зап. Во­лы­ни) в общ­ность куль­тур П. п. у. вхо­дит лу­жиц­кая куль­ту­ра, ока­зав­шая влия­ние и на бо­лее юж. зем­ли в Кар­пат­ской кот­ло­ви­не. Влия­ние общ­но­сти куль­тур П. п. у. (в ря­де слу­ча­ев — ин­фильт­ра­ция не­боль­ших групп её но­си­те­лей) про­сле­жи­ва­ет­ся до час­ти ат­лан­тич. по­бе­ре­жья Фран­ции, Юж. Скан­ди­на­вии, юга Апен­нин­ско­го п-ова, вос­то­ка Кар­пат­ской кот­ло­ви­ны, се­ве­ра Бал­кан­ско­го п-ова. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли пред­по­ла­га­ют уча­стие но­си­те­лей куль­тур П. п. у. в по­хо­дах вплоть до Пе­ред­ней Азии.[2]

В эпо­ху Галь­штат С на б. ч. тер­ри­то­рии куль­ту­ры П. п. у. сме­ни­лись куль­ту­рой (общ­но­стью куль­тур) Зап. и Вост. Галь­шта­та; в Ита­лии — куль­ту­ра­ми, на ос­но­ве ко­то­рых сло­жи­лись ад­риа­ти­че­ские ве­не­ты, ита­ли­ки. На се­ве­ре с воз­дей­ст­ви­ем П. п. у. свя­зы­ва­ют тра­ди­ции, по­вли­яв­шие на фор­ми­ро­ва­ние яс­торф­ской куль­ту­ры. На ос­но­ве лу­жиц­кой куль­ту­ры сло­жи­лась по­мор­ская куль­тура.[3]

Содержание

[править] Этноязыковая интерпретация

Австр. ар­хео­лог Р. Питтони, чеш. ар­хео­лог Я. Бём, нем. ар­хео­лог В. Киммиг, В. В. Седов и др., опи­ра­ясь на на­блю­де­ния ря­да лин­гвис­тов (Х. Краэ, О. Н. Трубачёв и др.), со­пос­тав­ля­ют общ­ность куль­тур П. п. у. с на­се­ле­ни­ем, го­во­рив­шим на древ­не­ев­ро­пей­ских диа­лек­тах ин­до­ев­ро­пей­ско­го язы­ка и став­шим ос­но­вой для фор­ми­ро­ва­ния кель­тов, ил­ли­рий­цев, ита­ли­ков, гер­ман­цев, сла­вян, бал­тов. Др. ис­сле­до­ва­те­ли от­но­сят­ся к по­пыт­кам эт­ноя­зы­ко­вой ин­тер­пре­та­ции куль­тур П. п. у. скеп­ти­че­ски.[4]

По мнению В. В. Седова, ранние древности исторических кельтов, иллирийцев, италиков и некоторых других европейских этносов генетически восходят к среднеевропейской общности полей погребальных урн.[5]

[править] Промышленность

Внутри среднеевропейской общности полей погребальных урн, очевидно, сформировались отдельные общины из рудокопов, металлургов и кузнецов-медников, которые снабжали готовыми изделиями другие, более многочисленные общины, занятые сельскохозяйственной деятельностью.[6]

[править] Могильники

Могильники культуры полей погребальных урн часто весьма обширны. Многие из них насчитывают по нескольку сотен могил (наиболее крупные — свыше 1000) и функционировали продолжительное время.[7]

[править] Духовная культура

Несомненна близость духовной культуры населения, создавшего среднеевропейскую культуру полей погребальных урн. Повсеместное распространение на всей ее территории однотипного погребального обряда и обряда трупосожжения свидетельствует о господстве единых представлений о загробной жизни, согласно которым огонь помогал душам умерших освободиться от тела и вознестись на небо.[8]

[править] История

Новая обрядность — захоронение останков кремации в урнах на бескурганных могильниках («полях погребений») — дала название новому крупному образованию — среднеевропейской культурно-исторической общности полей погребальных урн, датируемой XIII—VIII/VII вв. до н. э.[9]

Картография памятников среднеевропейской общности полей погребальных урн достаточно определённо свидетельствует о повышенной плотности заселения её ареала, особенно это касается поздних стадий её развития. Избыток населения стал одной из основных причин начавшейся миграции его в разных направлениях. В частности, носители культуры полей погребальных урн расселяются в глубь территории современной Франции, достигая Атлантического побережья, и осваивают северные районы Испании. Проникновение отдельных групп племен этой культуры фиксируется археологией также на Британских островах, в Нидерландах и на смежных землях.[10]

Среднеевропейская историко-культурная общность полей погребальных урн целостно существовала до начала железного века (VIII—VII вв. до н. э.). Дальнейшее развитие культуры в разных регионах ее территории протекало уже неодинаково. Это было обусловлено широкими миграциями населения общности и взаимодействиями с субстратными племенами. В результате этноязыковая общность древнеевропейцев дифференцировалась, в разных областях её расселения начался процесс становления самостоятельных этносов — кельтов, италиков, иллирийцев, германцев, славян и других.[11]

[править] История изучения

Попытки определить этноязыковую принадлежность населения среднеевропейской общности полей погребальных урн восходят к 1920-м — 1930-м годам. Тогда считалось, что основой этой общности была лужицкая культура, а другие культуры этой общности образовались в результате расселения лужицких племен. Лужицкие же древности исследователи относили гипотетично и к германцам, и к фракийцам, и к иллирийцам.[12]

В конце 1930-х годов австрийский ученый Р. Питтиони попытался на основе археологических материалов показать, что наиболее ранние древности кельтов, италиков, германцев и иллирийцев, известных по античным памятникам письменности, восходят к среднеевропейской общности полей погребальных урн и, следовательно, названные этносы сформировались на единой основе, которую исследователь именовал иллирийской. В те годы весьма популярной была теория паниллиризма, согласно которой в древней истории Европы иллирийцам приписывалась исключительная роль. Очевидно, под ее воздействием и формировались выводы Р. Питтиони.[13]

Личные инструменты