Культура полей погребальных урн
Материал из Documentation.
Культура полей погребальных урн — ряд археологич. культур и групп памятников, сменивших в позднем бронзовом веке (ок. 13 в. до н. э.) культуру курганных погребений и ряд близких ей культур. Многие могильники насчитывают сотни, иногда более тысячи погребений; кроме господствующих погребений в урнах, встречаются и безурновые захоронения, реже — трупоположения, использование каменных и др. конструкций, небольших насыпей. Известны курганы (в том числе с трупоположениями), в осн. связанные с представителями местных элит. Поселения (в том числе городища) могут насчитывать более сотни построек. Многочисленны и нередко богаты клады бронзовых изделий. Отмечается усиление роли земледелия, оседлости, возрастание плотности населения. Металлургия культур П. п. у. входит в систему Европейской металлургической провинции. Прослеживаются связи с культурами Средиземноморья, вплоть до Египта.[1]
В общности П. п. у. выделяют ряд зон, областей, культур, групп (у разных исследователей их номенклатура и группировка может отличаться). Зап. зона культур П. п. у. включает рейнско-швейцарскую, майнскую, восточнофранцузскую группы, позднее возникли нижнерейнская, южнофранцузская, каталонская, североитальянская и др. группы, отражающие экспансию носителей культур П. п. у. до юго-востока Британских о-вов, сев.-вост. части Пиренейского п-ова, сев. части Апеннинского п-ова (зафиксировано культурами террамар, Эсте, Голасекка, Протовилланова, Вилланова и др.). Южнонемецкая область включает милавичскую культуру (группу) на территории Юж. Чехии и части Баварии, богемско-баварскую (в том числе кновизскую культуру) на территории Сев.-Зап. и Центр. Чехии, Сев.-Вост. Баварии. В среднедунайскую область входят культуры или группы Байердорф и позднее Штилльфрид на территории Нижней Австрии, Велатице и Подоли — Моравии, Чака и Хотин — Зап. Словакии, Валь — Зап. Венгрии, археологич. культура, называемая «иллирийской», — на севере быв. Югославии. На северо-востоке (до Юж. Прибалтики и Зап. Волыни) в общность культур П. п. у. входит лужицкая культура, оказавшая влияние и на более юж. земли в Карпатской котловине. Влияние общности культур П. п. у. (в ряде случаев — инфильтрация небольших групп её носителей) прослеживается до части атлантич. побережья Франции, Юж. Скандинавии, юга Апеннинского п-ова, востока Карпатской котловины, севера Балканского п-ова. Некоторые исследователи предполагают участие носителей культур П. п. у. в походах вплоть до Передней Азии.[2]
В эпоху Гальштат С на б. ч. территории культуры П. п. у. сменились культурой (общностью культур) Зап. и Вост. Гальштата; в Италии — культурами, на основе которых сложились адриатические венеты, италики. На севере с воздействием П. п. у. связывают традиции, повлиявшие на формирование ясторфской культуры. На основе лужицкой культуры сложилась поморская культура.[3]
Содержание |
[править] Этноязыковая интерпретация
Австр. археолог Р. Питтони, чеш. археолог Я. Бём, нем. археолог В. Киммиг, В. В. Седов и др., опираясь на наблюдения ряда лингвистов (Х. Краэ, О. Н. Трубачёв и др.), сопоставляют общность культур П. п. у. с населением, говорившим на древнеевропейских диалектах индоевропейского языка и ставшим основой для формирования кельтов, иллирийцев, италиков, германцев, славян, балтов. Др. исследователи относятся к попыткам этноязыковой интерпретации культур П. п. у. скептически.[4]
По мнению В. В. Седова, ранние древности исторических кельтов, иллирийцев, италиков и некоторых других европейских этносов генетически восходят к среднеевропейской общности полей погребальных урн.[5]
[править] Промышленность
Внутри среднеевропейской общности полей погребальных урн, очевидно, сформировались отдельные общины из рудокопов, металлургов и кузнецов-медников, которые снабжали готовыми изделиями другие, более многочисленные общины, занятые сельскохозяйственной деятельностью.[6]
[править] Могильники
Могильники культуры полей погребальных урн часто весьма обширны. Многие из них насчитывают по нескольку сотен могил (наиболее крупные — свыше 1000) и функционировали продолжительное время.[7]
[править] Духовная культура
Несомненна близость духовной культуры населения, создавшего среднеевропейскую культуру полей погребальных урн. Повсеместное распространение на всей ее территории однотипного погребального обряда и обряда трупосожжения свидетельствует о господстве единых представлений о загробной жизни, согласно которым огонь помогал душам умерших освободиться от тела и вознестись на небо.[8]
[править] История
Новая обрядность — захоронение останков кремации в урнах на бескурганных могильниках («полях погребений») — дала название новому крупному образованию — среднеевропейской культурно-исторической общности полей погребальных урн, датируемой XIII—VIII/VII вв. до н. э.[9]
Картография памятников среднеевропейской общности полей погребальных урн достаточно определённо свидетельствует о повышенной плотности заселения её ареала, особенно это касается поздних стадий её развития. Избыток населения стал одной из основных причин начавшейся миграции его в разных направлениях. В частности, носители культуры полей погребальных урн расселяются в глубь территории современной Франции, достигая Атлантического побережья, и осваивают северные районы Испании. Проникновение отдельных групп племен этой культуры фиксируется археологией также на Британских островах, в Нидерландах и на смежных землях.[10]
Среднеевропейская историко-культурная общность полей погребальных урн целостно существовала до начала железного века (VIII—VII вв. до н. э.). Дальнейшее развитие культуры в разных регионах ее территории протекало уже неодинаково. Это было обусловлено широкими миграциями населения общности и взаимодействиями с субстратными племенами. В результате этноязыковая общность древнеевропейцев дифференцировалась, в разных областях её расселения начался процесс становления самостоятельных этносов — кельтов, италиков, иллирийцев, германцев, славян и других.[11]
[править] История изучения
Попытки определить этноязыковую принадлежность населения среднеевропейской общности полей погребальных урн восходят к 1920-м — 1930-м годам. Тогда считалось, что основой этой общности была лужицкая культура, а другие культуры этой общности образовались в результате расселения лужицких племен. Лужицкие же древности исследователи относили гипотетично и к германцам, и к фракийцам, и к иллирийцам.[12]
В конце 1930-х годов австрийский ученый Р. Питтиони попытался на основе археологических материалов показать, что наиболее ранние древности кельтов, италиков, германцев и иллирийцев, известных по античным памятникам письменности, восходят к среднеевропейской общности полей погребальных урн и, следовательно, названные этносы сформировались на единой основе, которую исследователь именовал иллирийской. В те годы весьма популярной была теория паниллиризма, согласно которой в древней истории Европы иллирийцам приписывалась исключительная роль. Очевидно, под ее воздействием и формировались выводы Р. Питтиони.[13]