Лужицкая культура
Материал из Documentation.
Лужицкая культура — археологич. культура (культурно-историческая общность) 2-й пол. бронзового века и начала раннего железного века (13-4 вв. до н. э.), распространённая от р. Заале на западе до бассейна Зап. Буга и Зап. Волыни на востоке, от юж. побережья Балтийского м. (от р. Одер до р. Преголя) на севере до сев. кромки Карпатской котловины на юге. Входит в круг культур полей погребальных урн. Название введено во 2-й пол. 19 в. Р. Вирховом по находкам в обл. Лужица. В рамках Л. к. выделяются ряд культурных групп; периодизация основана на хронологии бронзового века Сев. или Центр. Европы и Гальштата, есть локальные шкалы.[1]
Наряду с селищами известны городища (в осн. раннего железного века), на некоторых исследованы дерев. клети, вышки, ворота. В ряде случаев прослежены улицы, на городищах — мостовые. Прямоугольные дома каркасно-столбовой конструкции (известны стены из плах, из плетня, обмазанного глиной), с очагом, рядом с которым иногда закопан сосуд для хранения продуктов; фиксировались дерев. полы, обмазанные глиной, чурбаны в качестве мебели, чердачные лестницы. Дома часто двухкамерные, иногда они образуют секции большого дома. В сравнении с предшествующими культурами отмечается существенный рост плотности населения. Характерны грунтовые могильники (иногда до 2 тыс. погребений); трупосожжения, останки и инвентарь помещали в урну (иногда покрытую миской, камнем и др.; бывают обкладки камнями или деревом; лицевые урны характерны для Вост. Поморья), реже — в ямку, нередко сопровождали наборами посуды, орудиями, оружием. Есть каменные выкладки. В некоторых группах встречаются трупоположения, в осн. вытянуты на спине, головой на юг; бывают захоронения голов. Известны курганы, в том числе связанные с погребениями элиты, напр. «королевский курган» у Зеддина (Вост. Германия; выс. 11 м; в яме — круглая каменная камера, украшенная росписью, со ступенчатым сводом; бронзовая урна с останками 40-летнего мужчины вложена в глиняную, в 2 урнах — останки 2 молодых женщин; неск. бронзовых сосудов, меч и др.; ряд изделий италийские). Многочисленны клады бронзовых изделий, в том числе изделий одной категории, есть клады золотых вещей (напр., в Эберсвальде, северо-восточнее Берлина, 81 предмет, в том числе обломки, мотки проволоки; масса 2,5 кг). Лепная керамика высокого качества (выделяются локальные варианты форм и наборов): сосуды с вытянутой цилиндрич. или усечённо-конич. верхней частью («амфоровидные»), яйцевидные, реповидные, биконические, птицевидные, нередко с ушками и др.; горшки, корчаги, миски, кружки, «черпаки», кубки и др. Есть сосуды лощёные, украшенные сосковидными выступами (характерно для ранних фаз), каннелюрами, др. пластической и врезной орнаментацией, известны специально ошершавленные (хроповатые), для отд. групп и периодов — расписные и инкрустированные белой массой. Есть керамич. пряслица, грузила ткацких станков, погремушки, зооморфные фигурки и др. Орудия и оружие в осн. из бронзы (изучались бронзолитейные мастерские), для небольших изделий использовалась и кость, иногда камень, с 7 в. распространилась металлургия железа. О всадниках свидетельствуют удила и псалии, известны колёса, в Подунавье — колесницы. Характерны бронзовые (есть золотые) височные подвески, разл. булавки, фибулы, гривны, браслеты, перстни, разнообразные подвески и нашивки, ожерелья из трубочек и стеклянных, роговых, глиняных бус. В основе хозяйства — пашенное земледелие и животноводство.[2]
В формировании Л. к. прослеживаются традиции т. н. предлужицкой культуры (сложилась на основе традиций унетицкой культуры, наложившихся на местные: шнуровой керамики культурно-исторической общности и др.), тшинецкой культуры, ряда культур Подунавья (круга курганных погребений культуры) и др.; фиксируются внутр. миграции и влияния (в частности, с территории Силезии). На протяжении развития Л. к. важны контакты с культурами Подунавья (через них — до Средиземноморья), Скандинавии и п-ова Ютландия (в осн. для сев. групп), Прикарпатья (в осн. на юго-востоке) и др. В начале раннего железного века отмечается появление элементов, связанных с культурами «киммерийского периода» и скифской археологической культуры; теория о их существенной роли в гибели Л. к. иногда принимает слишком прямолинейные формы. Среди причин упадка Л. к. называют и экологич. изменения. Л. к. на осн. части её территории сменяется поморской культурой, сложившейся в ходе эволюции и экспансии кашубской группы лужицкой культуры.[3]
Содержание |
[править] Экономика
Основой хозяйства лужицкого населения были земледелие и скотоводство. Возделывались просо, пшеница четырех разновидностей, многорядный ячмень, рожь, горох, чечевица, бобы. На Бискупинском городище найдено два деревянных рала, которыми обрабатывались пахотные земли. Среди домашних животных главное место занимал крупный рогатый скот, затем овцы, свиньи, лошади и собаки.[4]
Важную роль в экономике населения лужицкой культуры играло бронзолитейное ремесло, базировавшееся на привозном сырье. Из бронзы изготавливались орудия труда (топоры, серпы, долота, шилья, ножи и другое), предметы вооружения и украшения. Первые изделия из железа были импортированы из Восточноальпийского региона, потом они стали делаться собственными ремесленниками из местного сырья.[5]
[править] Поселения
Проживало лужицкое население преимущественно на неукрепленных поселениях, состоящих из сравнительно небольшого числа наземных жилищ столбовой конструкции. Устраивались они обычно по берегам рек, иногда на всхолмлениях в их поймах.[6]
В конце бронзового века, в основном уже в эпоху железа, в ареале лужицкой культуры появляются и укрепленные поселения, которые строились на мысовых возвышениях, холмах или приозерных островах. Они невелики по размерам и были защищены валами из глины с деревянными, реже каменными конструкциями внутри. Такие городища были плотно застроены жилыми и хозяйственными сооружениями. Как и на селищах, стены их имели столбовую конструкцию, а изредка устраивались из плетня, обмазанного глиной.[7]
[править] Могильники
Могильники лужицкой культуры насчитывают по нескольку сот захоронений и функционировали столетиями. Так, некрополь в Лясках насчитывал свыше 1800 погребений. Останки трупосожжений, собранные с погребальных костров, хоронились в круглых или овальных ямах. Выделяется три основные разновидности погребений: 1) помещение остатков кремации в глиняных сосудах-урнах, обсыпанных остатками погребальных костров; 2) безурновые захоронения, в которых кальцинированные кости перемешаны с золой и углями; 3) помещение остатков кремации без урн и без остатков погребального костра. В отдельных случаях могильные обставлялись камнями. Погребальные урны иногда покрывались мисками. Изредка встречаются так называемые подклёшевые захоронения — урны в них накрывались большим сосудом, опрокинутым вверх дном.[8]
[править] Территориальные группы
Лужицкая культура не была единой на всей территории распространения, а ее локальные группы не были стабильными. Так, в начальной стадии эволюции культуры выявляются западнопольская, верхнесилезско-малопольская, константиновская и саксонско-лужицкая группы. В последующий период число их увеличивается, теперь выделяются: ниж- несилезская, западновеликопольская, восточновеликопольская, среднепольская, келецкая, тарнобжегская и ульвовекская группы. В позднее время образуются ещё бяловицкая, среднесилезская, горицкая, гужицкая, биллендорфская (белинская), чешско-силезская, или силезско-платенская, и моравская группы.[9]
[править] История
Около 1200 г. до н. э. племена лужицкой культуры расширили свою территорию на восток до водораздела Вислы с Днепром и Днестром.[10]
В VI—V в. до н. э. на земли лужицкой культуры и соседних с ней культур Чехии и Словакии неоднократно совершали набеги скифы. Вслед за набегами скифов в висло-одерские области лужицкой культуры началась широкая инфильтрация племен поморской культуры, что привело к формированию славян.[11]
Расселение носителей поморской культуры в Висленском и Одерском бассейнах не сопровождалось какими-либо ощутимыми перемещениями местного лужицкого населения. Оно не покидало мест своего проживания. На первом этапе поселения и синхронные им могильники носителей лужицких и поморских древностей сосуществовали на одной территории параллельно. Но очень скоро начался процесс метисации пришлого населения с аборигенами: образуются общие поселения и могильники. Этому способствовали одинаковые хозяйственные уклады, быт и уровни общественного развития лужицких и поморских племен, их этническая близость.[12]
В той части ареала лужицкой культуры, где расселились переселенцы из Польского Поморья, наблюдается процесс смешения культурных элементов, их нивелировка. Так, в могильниках постепенно уменьшается число коллективных захоронений, что было свойственно обрядности поморской культуры. Доминирующими становятся характерные для лужицкого населения индивидуальные погребения. Постепенно исчезает обычай сооружать для погребений каменные ящики, что было типично для поморской культуры, зато широко распространяется типично лужицкая особенность — захоронения в грунтовых ямах в глиняных урнах или без них. Подобная ситуация смешения выявляется и в развитии керамики, и в металлических изделиях. В погребальной обрядности все большее и большее распространение получает обычай накрывать остатки захоронений крупным колоколовидным сосудом — клёшем (от польского klosz). Результатом внутрирегионального взаимодействия лужицкого и поморского населения стало становление нового образования — культуры подклёшевых погребений.[13]