Лужицкая культура

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Лужицкая культура — ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра (куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская общ­ность) 2-й пол. брон­зо­во­го ве­ка и на­ча­ла ран­не­го же­лез­но­го ве­ка (13-4 вв. до н. э.), рас­про­стра­нён­ная от р. За­але на за­па­де до бас­сей­на Зап. Бу­га и Зап. Во­лы­ни на вос­то­ке, от юж. по­бе­ре­жья Бал­тий­ско­го м. (от р. Одер до р. Пре­го­ля) на се­ве­ре до сев. кром­ки Кар­пат­ской кот­ло­ви­ны на юге. Вхо­дит в круг куль­тур по­лей по­гре­баль­ных урн. На­зва­ние вве­де­но во 2-й пол. 19 в. Р. Вир­хо­вом по на­ход­кам в обл. Лу­жи­ца. В рам­ках Л. к. вы­де­ля­ют­ся ряд куль­тур­ных групп; пе­рио­ди­за­ция ос­но­ва­на на хро­но­ло­гии брон­зо­во­го ве­ка Сев. или Центр. Ев­ро­пы и Галь­шта­та, есть ло­каль­ные шка­лы.[1]

На­ря­ду с се­ли­ща­ми из­вест­ны го­ро­ди­ща (в осн. ран­не­го же­лез­но­го ве­ка), на не­ко­то­рых ис­сле­до­ва­ны де­рев. кле­ти, вы­ш­ки, во­ро­та. В ря­де слу­ча­ев про­сле­же­ны ули­цы, на го­ро­ди­щах — мос­то­вые. Пря­мо­уголь­ные до­ма кар­кас­но-стол­бо­вой кон­ст­рук­ции (из­вест­ны сте­ны из плах, из плет­ня, об­ма­зан­но­го гли­ной), с оча­гом, ря­дом с ко­то­рым ино­гда за­ко­пан со­суд для хра­не­ния про­дук­тов; фик­си­ро­ва­лись де­рев. по­лы, об­ма­зан­ные гли­ной, чур­ба­ны в ка­че­ст­ве ме­бе­ли, чер­дач­ные ле­ст­ни­цы. До­ма час­то двух­ка­мер­ные, ино­гда они об­ра­зу­ют сек­ции боль­шо­го до­ма. В срав­не­нии с пред­ше­ст­вую­щи­ми куль­ту­ра­ми от­ме­ча­ет­ся су­ще­ст­вен­ный рост плот­но­сти на­се­ле­ния. Ха­рак­тер­ны грун­то­вые мо­гиль­ни­ки (ино­гда до 2 тыс. по­гре­бе­ний); тру­по­сож­же­ния, ос­тан­ки и ин­вен­тарь по­ме­ща­ли в ур­ну (ино­гда по­кры­тую мис­кой, кам­нем и др.; бы­ва­ют об­клад­ки кам­ня­ми или де­ре­вом; ли­це­вые ур­ны ха­рак­тер­ны для Вост. По­мо­рья), ре­же — в ям­ку, не­ред­ко со­про­во­ж­да­ли на­бо­ра­ми по­су­ды, ору­дия­ми, ору­жи­ем. Есть ка­мен­ные вы­клад­ки. В не­ко­то­рых груп­пах встре­ча­ют­ся тру­по­поло­же­ния, в осн. вы­тя­ну­ты на спи­не, го­ло­вой на юг; бы­ва­ют за­хо­ро­не­ния го­лов. Из­вест­ны кур­га­ны, в том числе свя­зан­ные с по­гре­бе­ния­ми эли­ты, напр. «ко­ро­лев­ский кур­ган» у Зед­ди­на (Вост. Гер­ма­ния; выс. 11 м; в яме — круг­лая ка­мен­ная ка­ме­ра, ук­ра­шен­ная рос­пи­сью, со сту­пен­ча­тым сво­дом; брон­зо­вая ур­на с ос­тан­ка­ми 40-лет­не­го муж­чи­ны вло­же­на в гли­ня­ную, в 2 ур­нах — ос­тан­ки 2 мо­ло­дых жен­щин; неск. брон­зо­вых со­су­дов, меч и др.; ряд из­де­лий ита­лий­ские). Мно­го­чис­лен­ны кла­ды брон­зо­вых из­де­лий, в том числе из­де­лий од­ной ка­те­го­рии, есть кла­ды зо­ло­тых ве­щей (напр., в Эберс­валь­де, се­ве­ро-вос­точ­нее Бер­ли­на, 81 пред­мет, в том числе об­лом­ки, мот­ки про­во­ло­ки; масса 2,5 кг). Леп­ная ке­ра­ми­ка вы­со­ко­го ка­че­ст­ва (вы­де­ля­ют­ся ло­каль­ные ва­ри­ан­ты форм и на­бо­ров): со­су­ды с вы­тя­ну­той ци­лин­д­рич. или усе­чён­но-ко­нич. верх­ней ча­стью («ам­фо­ро­вид­ные»), яй­це­вид­ные, ре­по­вид­ные, би­ко­ни­че­ские, пти­це­вид­ные, не­ред­ко с уш­ка­ми и др.; горш­ки, кор­чаги, мис­ки, круж­ки, «чер­па­ки», куб­ки и др. Есть со­су­ды ло­щё­ные, ук­ра­шен­ные сос­ко­вид­ны­ми вы­сту­па­ми (ха­рак­тер­но для ран­них фаз), кан­не­лю­ра­ми, др. пла­сти­че­ской и врез­ной ор­на­мен­та­ци­ей, из­вест­ны спе­ци­аль­но ошер­шав­лен­ные (хро­по­ва­тые), для отд. групп и пе­рио­дов — рас­пис­ные и ин­кру­сти­ро­ван­ные бе­лой мас­сой. Есть ке­ра­мич. пряс­ли­ца, гру­зи­ла ткац­ких стан­ков, по­гре­муш­ки, зоо­морф­ные фи­гур­ки и др. Ору­дия и ору­жие в осн. из брон­зы (изу­ча­лись брон­зо­ли­тей­ные мас­тер­ские), для не­боль­ших из­де­лий ис­поль­зо­ва­лась и кость, ино­гда ка­мень, с 7 в. рас­про­стра­ни­лась ме­тал­лур­гия же­ле­за. О всад­ни­ках сви­де­тель­ст­ву­ют уди­ла и пса­лии, из­вест­ны ко­лё­са, в По­ду­на­вье — ко­лес­ни­цы. Ха­рак­тер­ны брон­зо­вые (есть зо­ло­тые) ви­соч­ные под­вес­ки, разл. бу­лав­ки, фи­булы, грив­ны, брас­ле­ты, пер­ст­ни, раз­но­об­раз­ные под­вес­ки и нашивки, оже­ре­лья из тру­бо­чек и стек­лян­ных, ро­го­вых, гли­ня­ных бус. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва — па­шен­ное зем­ле­де­лие и жи­вот­но­вод­ст­во.[2]

В фор­ми­ро­ва­нии Л. к. про­сле­жи­ва­ют­ся тра­ди­ции т. н. пред­лу­жиц­кой куль­ту­ры (сло­жи­лась на ос­но­ве тра­ди­ций уне­тиц­кой куль­ту­ры, на­ло­жив­ших­ся на ме­ст­ные: шну­ро­вой ке­ра­ми­ки куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской общ­но­сти и др.), тши­нец­кой куль­ту­ры, ря­да куль­тур По­дуна­вья (кру­га кур­ган­ных по­гре­бе­ний куль­ту­ры) и др.; фик­си­ру­ют­ся внутр. ми­гра­ции и влия­ния (в ча­ст­но­сти, с тер­ри­то­рии Си­ле­зии). На про­тя­же­нии раз­ви­тия Л. к. важ­ны кон­так­ты с куль­ту­рами По­ду­на­вья (че­рез них — до Сре­дизем­но­мо­рья), Скан­ди­на­вии и п-ова Ют­лан­дия (в осн. для сев. групп), При­кар­па­тья (в осн. на юго-вос­то­ке) и др. В на­ча­ле ран­не­го же­лез­но­го ве­ка от­ме­ча­ет­ся по­яв­ле­ние эле­мен­тов, свя­зан­ных с куль­ту­ра­ми «ким­ме­рий­ско­го пе­рио­да» и скиф­ской ар­хео­ло­ги­че­ской куль­ту­ры; тео­рия о их су­ще­ст­вен­ной ро­ли в ги­бе­ли Л. к. ино­гда при­ни­ма­ет слиш­ком пря­мо­ли­ней­ные фор­мы. Сре­ди при­чин упад­ка Л. к. на­зы­ва­ют и эко­ло­гич. из­ме­не­ния. Л. к. на осн. час­ти её тер­ри­то­рии сме­ня­ет­ся по­мор­ской куль­ту­рой, сло­жив­шей­ся в хо­де эво­лю­ции и экс­пан­сии ка­шуб­ской груп­пы лу­жиц­кой куль­ту­ры.[3]

Содержание

[править] Экономика

Основой хозяйства лужицкого населения были земледелие и скотоводство. Возделывались просо, пшеница четырех разновидностей, многорядный ячмень, рожь, горох, чечевица, бобы. На Бискупинском городище найдено два деревянных рала, которыми обрабатывались пахотные земли. Среди домашних животных главное место занимал крупный рогатый скот, затем овцы, свиньи, лошади и собаки.[4]

Важную роль в экономике населения лужицкой культуры играло бронзолитейное ремесло, базировавшееся на привозном сырье. Из бронзы изготавливались орудия труда (топоры, серпы, долота, шилья, ножи и другое), предметы вооружения и украшения. Первые изделия из железа были импортированы из Восточноальпийского региона, потом они стали делаться собственными ремесленниками из местного сырья.[5]

[править] Поселения

Проживало лужицкое население преимущественно на неукрепленных поселениях, состоящих из сравнительно небольшого числа наземных жилищ столбовой конструкции. Устраивались они обычно по берегам рек, иногда на всхолмлениях в их поймах.[6]

В конце бронзового века, в основном уже в эпоху железа, в ареале лужицкой культуры появляются и укрепленные поселения, которые строились на мысовых возвышениях, холмах или приозерных островах. Они невелики по размерам и были защищены валами из глины с деревянными, реже каменными конструкциями внутри. Такие городища были плотно застроены жилыми и хозяйственными сооружениями. Как и на селищах, стены их имели столбовую конструкцию, а изредка устраивались из плетня, обмазанного глиной.[7]

[править] Могильники

Могильники лужицкой культуры насчитывают по нескольку сот захоронений и функционировали столетиями. Так, некрополь в Лясках насчитывал свыше 1800 погребений. Останки трупосожжений, собранные с погребальных костров, хоронились в круглых или овальных ямах. Выделяется три основные разновидности погребений: 1) помещение остатков кремации в глиняных сосудах-урнах, обсыпанных остатками погребальных костров; 2) безурновые захоронения, в которых кальцинированные кости перемешаны с золой и углями; 3) помещение остатков кремации без урн и без остатков погребального костра. В отдельных случаях могильные обставлялись камнями. Погребальные урны иногда покрывались мисками. Изредка встречаются так называемые подклёшевые захоронения — урны в них накрывались большим сосудом, опрокинутым вверх дном.[8]

[править] Территориальные группы

Лужицкая культура не была единой на всей территории распространения, а ее локальные группы не были стабильными. Так, в начальной стадии эволюции культуры выявляются западнопольская, верхнесилезско-малопольская, константиновская и саксонско-лужицкая группы. В последующий период число их увеличивается, теперь выделяются: ниж- несилезская, западновеликопольская, восточновеликопольская, среднепольская, келецкая, тарнобжегская и ульвовекская группы. В позднее время образуются ещё бяловицкая, среднесилезская, горицкая, гужицкая, биллендорфская (белинская), чешско-силезская, или силезско-платенская, и моравская группы.[9]

[править] История

Около 1200 г. до н. э. племена лужицкой культуры расширили свою территорию на восток до водораздела Вислы с Днепром и Днестром.[10]

В VI—V в. до н. э. на земли лужицкой культуры и соседних с ней культур Чехии и Словакии неоднократно совершали набеги скифы. Вслед за набегами скифов в висло-одерские области лужицкой культуры началась широкая инфильтрация племен поморской культуры, что привело к формированию славян.[11]

Расселение носителей поморской культуры в Висленском и Одерском бассейнах не сопровождалось какими-либо ощутимыми перемещениями местного лужицкого населения. Оно не покидало мест своего проживания. На первом этапе поселения и синхронные им могильники носителей лужицких и поморских древностей сосуществовали на одной территории параллельно. Но очень скоро начался процесс метисации пришлого населения с аборигенами: образуются общие поселения и могильники. Этому способствовали одинаковые хозяйственные уклады, быт и уровни общественного развития лужицких и поморских племен, их этническая близость.[12]

В той части ареала лужицкой культуры, где расселились переселенцы из Польского Поморья, наблюдается процесс смешения культурных элементов, их нивелировка. Так, в могильниках постепенно уменьшается число коллективных захоронений, что было свойственно обрядности поморской культуры. Доминирующими становятся характерные для лужицкого населения индивидуальные погребения. Постепенно исчезает обычай сооружать для погребений каменные ящики, что было типично для поморской культуры, зато широко распространяется типично лужицкая особенность — захоронения в грунтовых ямах в глиняных урнах или без них. Подобная ситуация смешения выявляется и в развитии керамики, и в металлических изделиях. В погребальной обрядности все большее и большее распространение получает обычай накрывать остатки захоронений крупным колоколовидным сосудом — клёшем (от польского klosz). Результатом внутрирегионального взаимодействия лужицкого и поморского населения стало становление нового образования — культуры подклёшевых погребений.[13]

Личные инструменты