Силовые структуры России в XX веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Совет безопасности
В марте 1999 года Путин был назначен секретарём Совета Безопасности России.[1]
[править] Вооружённые силы
В 1924—1928 годах в СССР была осуществлена военная реформа. Для разработки проекта реформы и руководства ее проведением Центральный Комитет Коммунистической партии создал комиссию во главе с выдающимся советским полководцем М. В. Фрунзе, назначенным в январе 1925 г. народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета. Важнейшим элементом военной реформы явилось теперь создание смешанной системы строительства Красной Армии — сочетание постоянной кадровой армии ограниченной численности с милиционными формированиями. Такая система позволяла, не увеличивая значительно военного бюджета, дать первоначальную военную подготовку большим призывным контингентам людей. В ходе военной реформы подверглась перестройке организационно-штатная структура и вся система управления Красной Армии. Резко сократилось количество служащих аппарата управления.[2]
7 сентября 1930 года И. В. Сталин из Сочи писал В. М. Молотову: «Чтобы обеспечить наш отпор поляко-румынам и балтийцам, нам надо создать условия, необходимые для развертывания (в случае войны) не менее 150—160 пехот. дивизий, то есть на 40-50 (по крайней мере) больше, чем при нынешней нашей установке. Это значит, что нынешний мирный состав нашей армии с 640 тысяч придется довести до 760 тысяч. Без этой „реформы“ нет возможности гарантировать (в случае блока поляков с балтийцами) оборону Ленинграда и Правобережной Украины. Это не подлежит, по-моему, никакому сомнению. Этой „реформой“ мы наверняка обеспечим победоносную оборону СССР. Но для „реформы“ потребуются немаленькие суммы денег (большее количество „выстрелов“, большее количество техники, дополнительное количество комсостава, дополнительные расходы на вещевое и продснабжение).»[3]
13 ноября 1941 года вышло постановление Государственного комитета обороны о создании ряда национальных дивизий.
В 1950 году Сталин принял решение создать ВМФ, способный действовать на просторах мирового океана.
Во второй половине 1952 года СССР начал перебрасывать войска на Дальний Восток.[4]
17 декабря 1959 года вышло постановление Совета Министров СССР, в соответствии с которым в структуре вооруженных сил была учреждена должность главнокомандующего ракетными войсками.[5]
Формирование системы предупреждения о ракетном нападении началось в 1961 году, когда Министерство обороны СССР сформировало новую концепцию противодействия ракетно-ядерной угрозе.[6]
Последним законодательным актом СССР по воинской обязанности был закон «О всеобщей воинской обязанности», принятый 12 октября 1967 года.[7]
Количественный и качественный состав носителей ядерного оружия и боезарядов РВСН (как и других компонентов стратегических ядерных сил) начиная с 1972 строго ограничен предельными уровнями, установленными договорами между СССР и США.[8]
В 1989 году все размещённые в Европе советские силы и средства находились в составе следующих соединений: Западной группы войск (ЗГВ, ранее Группа советских войск в Германии, ГСВГ; ГДР), Северной группы войск (СГВ, Польша), Центральной группы войск (ЦГВ, Чехословакия) и Южной группы войск (ЮГВ, Венгрия).[9]
В период с сентября 1991 по июнь 1992 года происходила трансформация Советской армии в Объединенные Вооруженные силы СНГ. Главнокомандующим Вооруженными силами СНГ стал последний министр обороны СССР маршал авиации Евгений Шапошников (29 августа 1991 по 14 февраля 1992). Можно сказать, что Шапошников занимался не созданием новой военной доктрины, а мирным разделом военных ресурсов при создании национальных армий стран СНГ. Он фактически исполнял обязанности третейского судьи при приватизации бывшими республиками Союза тех соединений и частей бывшей Советской армии, которые дислоцировались на их территории. Он занимался не военной доктриной, а мирным разводом группировок, когда создавались национальные армии стран СНГ.[10]
МО РФ было создано Указом Президента РФ от 16.3.1992 «О Министерстве обороны РФ и Вооружённых силах РФ» на базе МО СССР.[11]
Министры обороны России: Б. Н. Ельцин (март — май 1992, временно); П. С. Грачёв (май 1992 — июль 1996); И. Н. Родионов (июль 1996 — май 1997); И. Д. Сергеев (с мая 1997).[12]
26 марта 1992 года был упразднен Госкомитет России по оборонным вопросам.[13]
ВС РФ созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 7.5.1992 № 446, согласно которому в их состав были включены органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военно-учебные заведения ВС СССР, дислоцировавшиеся на территории РФ, а также за её пределами, но находившиеся к моменту подписания Указа под её юрисдикцией.[14][15]
В соответствии с Указом Президента РФ от 7.5.1992 МО РФ осуществляет функции правопреемника МО СССР в отношении объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций Советской Армии и Военно-Морского Флота быв. СССР, дислоцированных на этот момент на территории России либо находящихся под её юрисдикцией на территории др. государств.[16]
Начальники ГШ ВС РФ: В. П. Дубынин (май — нояб. 1992); М. П. Колесников (дек. 1992 — окт. 1996); В. Н. Самсонов (окт. 1996 — май 1997); А. В. Квашнин (с мая 1997).[17]
15 июля 1992 года на заседании Совета безопасности Российской Федерации министр обороны РФ генерал армии Павел Грачев сделал доклад «Структуры Вооруженных сил, группировки войск и их боевой состав на переходный период (1993—1995 годы) и на период после 1995 года, а также Структура Министерства обороны РФ».[18]
Указом от 27.7.1992 утверждены структура и Положение о МО РФ.[19]
В 1992 году Приволжско-Уральский ВО был разделён на Приволжский и Уральский.[20]
11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ был принят закон «О воинской обязанности и военной службе».[21]
2 ноября 1993 года был представлен документ «Об основных положениях военной доктрины РФ». Доктрина утверждала принцип партнерства со всеми государствами, которые не имеют агрессивных планов против России и действуют в рамках Устава ООН.[22]
Доля оборонных расходов в России составляла в 1994 году 5,6 % ВВП.[23]
Оборонные расходы в России в 1995 году — 3,8 % ВВП.[24]
Сменивший в июле 1996 года Павла Грачева на посту министра обороны РФ генерал армии Игорь Родионов предложил свой вариант военной реформы, основанный на резком увеличении финансирования Вооруженных сил.[25]
Летом 1997 года президентом страны Борисом Ельциным был подписан указ о приведении военной организации государства в соответствие с потребностями обороны и безопасности, а также реальными экономическими возможностями страны.[26]
В 1997 году ранее отдельный род войск — ВКС — был включён в состав РВСН.[27]
Вопросы раздела ЧФ между РФ и Украиной, статуса и условий пребывания ЧФ на территории Украины решены соглашением сторон от 28.5.1997 (вступило в силу 12.7.1999).[28]
Закон «О воинской обязанности и военной службе» был подписан президентом РФ 28 марта 1998 года.[29]
Указом Президента РФ от 11.11.1998 утверждено новое Положение о МО РФ.[30]
В 1998 году была принята новая версия «Основных направлений военной доктрины Российской Федерации», где «ядерный статус Российской Федерации как историческая реальность и результат существовавшего в период холодной войны глобального противостояния двух систем сохраняется на обозримый период до тех пор, пока существуют другие ядерные государства и угроза распространения как ядерного оружия, так и других средств массового поражения».[31]
Главное командование СВ в 1998 году было расформировано.[32]
В 1998 году ВВС и ВПВО были объединены в новый вид ВС — ВВС.[33]
В 1998 в составе ТОФ было создано оперативное объединение — войска и силы на северо-востоке РФ.[34]
2000 год — Военная доктрина РФ.[35]
2000 год — Основы политики РФ в области военно-морской деятельности до 2010.[36]
[править] ВВС
22 февраля 1941 года Гальдер писал в своём дневнике:[37]
Русские военно-воздушные силы [доклад генерала Конрада]:
а. ВВС не являются самостоятельной частью вооруженных сил (организация).
б. Размещение и количество авиации: 1100 аэродромов, из них годны для использования 200. Оборудование хуже, чем у нас. Мы считаем, что русская авиация насчитывает 4-5 тыс. бомбардировщиков и истребителей, из них:
- севернее Припяти — 1530 разведчиков и бомбардировщиков, а также 2200 истребителей;
- южнее Припяти — 675 разведчиков и бомбардировщиков, а также 1260 истребителей.
Всего — 5655 самолетов; главные силы авиации — севернее Припяти.
Командование ВВС считает, что такая группировка указывает на окончание стратегического развертывания русских войск на Западе (см. новый выпуск разведывательного бюллетеня о России). Транспортные самолеты и парашютисты — район Киева.
Можно считать, что летом в боевой готовности будет 60 % вышеуказанных самолетов.
в. Типы самолетов. Разведывательные самолеты — устаревших типов; радиус действия — около 300 км (у немногих самолетов новых типов — до 640 км). Скорость — 150—250 км/час.
Штурмовики, большей частью устаревших марок, взаимодействуют с подвижными войсками. Имеется 100—200 штурмовиков новейших типов (скорость — 380 км/час; радиус действия — 700 км; вооружение — только пулеметы; впереди — четыре неподвижных пулемета).
Истребители типа И-16 — хорошие. Вооружение — четыре пулемета или два пулемета и две пушки. По вооружению уступают немецким истребителям (опыт Испании), в скорости — уступают не намного. Строятся машины новых типов. В 1941 году, очевидно, они еще не будут выпущены.
Бомбардировщики: 2/3 — хорошие: СБ-1, СБ-3, а также ТБ-3 [они составляют] — 2/3 всего количества. СБ-1 и СБ-3 имеют радиус действия 600 км и приспособлены для действий ночью и при плохой погоде.
Нами были захвачены в виде трофеев ТБ-3 (радиус действия 1000. км; груз бомб — 2000 кг) и ДБ-3 (радиус действия — 1500 км; груз бомб — 800 кг).
Транспортных самолетов ожидается немного.
Парашютисты — также в незначительном количестве.
г. Боевая подготовка, руководство, использование: Истребители и бомбардировщики в составе соединений действуют хорошо. Сильная зависимость от ведущего. Обученность слепому полету и действиям в условиях плохой погоды — недостаточная. Истребители обучены действиям против наземных целей, однако их главная задача состоит в борьбе с авиацией в воздухе и на земле. Взаимодействие истребителей и бомбардировщиков отработано недостаточно.
Руководство авиацией — твердое и решительное, но не обученное новейшей тактике; в своих Действиях схематично и недостаточно гибко.
д. Наземная организация, войска связи ВВС: Войск связи ВВС в нашем смысле нет. Только радиосвязь. Радиопереговоры в критические моменты ведутся открытым текстом. Наземная организация громоздка. Крупные наземные технические части приданы авиасоединениям. Обеспеченность запасами, по-видимому, плохая.
е. Предположительные действия (см. п. «б»). Требуется длительное время для подготовки. При полетах самолеты будут находиться под наблюдением [немецкой радиоразведки]. Истребители взаимодействуют со своими войсками и атакуют наземные войска противника. Штурмовики используются против войск, находящихся в движении.
Бомбардировщики имеют задачу действовать по тылам противника. Необходимы светлые ночи. Цели: база снабжения у Восточной Пруссии, силезская промышленность, румынская нефтяная база, балтийские порты, Берлин.
[править] ВМС
Военно-морские силы Дальнего Востока были переименованы в 1935 году в Тихоокеанский флот.[38]
[править] Военнослужащие
29 мая 1918 года было издано постановление ВЦИК «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную армию». Первоначальный срок службы был установлен не менее 6 месяцев. В октябре 1918 года срок службы был увеличен до 1 года.[39]
Дальнейшим шагом по законодательному регулированию вопросов комплектования армии явился декрет ВЦИК и СНК об обязательной воинской повинности для граждан РСФСР от 28 сентября 1922 года. Он устанавливал: обязательную воинскую повинность; призыв всех мужчин в 20-летнем возрасте (позднее декретом ВЦИК и СНК 21 марта 1924 года призывной возраст был установлен 21 год). Срок службы был определен следующий: в пехоте и артиллерии — 1,5 года (с 1924 по 1939 год — 2 года); в Воздушном флоте — 3,5 года (3 года); в Военно-Морском Флоте — 4,5 года (4 года).[40]
Советское правительство к весне 1924 г. сократило численность Красной Армии до 562 тыс. человек.[41]
18 сентября 1925 года был принят закон «Об обязательной военной службе» — первый закон Советского государства, регулирующий исполнение обязанностей военной службы. В нём сохранялись прежние сроки призыва и призывной возраст; предоставлялись льготы по призыву для граждан с учетом их семейного положения. Учащиеся учебных заведений получали отсрочку от призыва до завершения образования.[42]
Закон от 13 августа 1930 года предоставлял отсрочки от призыва по религиозным убеждениям.[43]
Закон «О всеобщей воинской обязанности», регламентирующий формирование советской армии, был принят 1 сентября 1939 года. Он устанавливал, что граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать военную службу. Определенные документом сроки военной службы составляли: для рядового состава сухопутных войск — 2 года; для рядового и младшего начальствующего состава кораблей ВМФ — 5 лет; для сухопутных частей пограничных войск — 3 года. Призыв на службу проводился с 15 сентября по 15 октября.[44]
Законом от 9 мая 1996 года срок службы по призыву во всех войсках был увеличен до 2 лет (для имеющих высшее образование — 1 год).[45]
31 мая 1996 года Ельцин подписал закон «Об обороне». В статье 4 документа было зафиксировано, что в полномочия главы государства входит утверждение штатной численности военнослужащих ВС, других войск, воинских формирований и органов. С этого момента штатная численность военнослужащих устанавливается указами президента РФ.[46]
1998 год — закон «О статусе военнослужащих».[47]
[править] НКВД/МВД
10 июля 1934 года постановлением ЦИК СССР был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел СССР с включением в его состав ОГПУ.
[править] Спецслужбы
[править] ГПУ
22 декабря 1922 года контрразведывательный отдел Государственного политического управления при НКВД РСФСР подготовил для членов Политбюро ЦК РКП(б) И. В. Сталина и Л. Д. Троцкого предложения об организации в составе ГПУ нового подразделения. «С переходом нашей республики на мирное положение,— констатировалось в документе,— с открытием границ для иностранцев разведывательные органы буржуазных государств, пользуясь открывшимися для них возможностями, усилили свою работу. Поскольку в военный период вражеские разведки главным образом интересовались расположением и состоянием нашей Красной Армии, постольку теперь свое внимание они направляют по преимуществу на освещение состояния нашей промышленности, на добывание сведений о политической работе наших партийных и советских органов, работу НКИД и т. д.». Авторы документа — зампредседателя ГПУ И. С. Уншлихт и замначальника контрразведки Р. А. Пилляр — предлагали сделать дезинформацию организованной и массированной: «Для республики в данный период передышки, в период дипломатических переговоров с капиталистическими государствами является чрезвычайно важным дезориентировать своих противников, ввести их в заблуждение. Умелое, систематическое окружение наших противников сетью дезинформации позволит нам оказывать некоторое влияние в желательном для нас смысле на их политику, позволит нам заставить их строить практические выводы на неверных расчетах. Помимо этого дезинформация помогает нашей непосредственной борьбе с иностранными разведками, облегчает проникновение в разведывательные органы буржуазных государств наших агентов и т. п.».[48]
11 января 1923 года Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение о создании в составе ГПУ особого бюро для «постановки систематической дезинформационной работы».[49]
[править] КГБ
В 1976 г. Комитет государственной безопасности (КГБ) был преобразован в орган союзно-республиканского значения.[50]
[править] Министерство безопасности
Указом Президента РФ от 24.1.1992 № 42 «в целях обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, защиты суверенитета и территориальной целостности государства, прав и свобод личности» на базе упразднённых Агентства федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанской службы безопасности было образовано Министерство безопасности Российской Федерации.[51]
21.12.1993 Министерство безопасности России было упразднено.[52]
[править] ФСБ
23.6.1995 Президент РФ подписал Указ № 633 «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона „Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации“», в соответствии с которым с 12.4.1995 ФСК России была переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России).[53]
В июле 1998 года Путин был назначен директором Федеральной службы безопасности.[54]
Центр специального назначения ФСБ был сформирован в 1998 году по инициативе Владимира Путина, который тогда возглавлял ФСБ.[55]
В январе 1999 года один из высших чиновников ФСБ рассказал, что в 1998 году были арестованы 13 иностранных шпионов. Среди них не только граждане ведущих западных держав, но и представители стран бывшего Варшавского договора. Кроме того, были раскрыты 19 попыток завербоваться в иностранные спецслужбы со стороны российских граждан, что сэкономило России, по словам этого чиновника, 140 млн долларов. Относительно убийства Галины Старовойтовой чиновник сказал, что ФСБ принимает сейчас все возможные меры для обнаружения исполнителей и организаторов. Ещё было отмечено, что коррупция внутри ФСБ остаётся серьёзной проблемой.
[править] Государственная охрана
Евгений Муров в мае 2000 года стал начальником Федеральной службы охраны.[56]
[править] Внутренние войска
20 октября 1991 года Президент РСФСР подписал Указ № 146 «О передаче внутренних войск Министерства внутренних дел СССР, дислоцирующихся на территории РСФСР, под юрисдикцию Российской Советской Федеративной Социалистической Республики».
[править] Пограничники
В 1901 году численность пограничной стражи в России составляла около 36 тыс. нижних чинов и 1080 офицеров.[57]
Указом имп. Николая II от 1(14).1.1917 ОКПС переименован в Отд. пограничный корпус (ОПК), чины которого стали официально именоваться пограничниками.[58]
Первая мировая война, Февр. и Окт. революции 1917 разрушили систему охраны гос. границы России.[59]
30 марта 1918 года на базе ликвидированного Управления ОПК было образовано Главное управление пограничной охраны (ГУПО) при Нар. комиссариате финансов. Задачей ГУПО была охрана границы с Эстонией, Финляндией и побережья Белого моря.
СНК РСФСР принял декрет от 28.5.1918 «Об учреждении пограничной охраны», согласно которому пограничная охрана вошла в состав НКФ и должна была решать ряд задач: среди них — борьба с контрабандой и нарушениями гос. границы; защита от расхищения водных богатств в пограничных и территориальных водах; надзор за соблюдением на пограничных реках правил междунар. судоходства; охрана рыбаков и промышленников в пограничных морях, озёрах и реках; защита населения от нападения банд и кочевых племён. Декретом определялись порядок охраны границы, структура пограничных частей и их центр. органов управления. Войсковая охрана границы оставалась в ведении воен. ведомства. Непосредств. руководство пограничной охраной возлагалось на ГУПО, которое 29.6.1918 передано в подчинение Наркомата торговли и пром-сти.[60]
До июня 1918 пограничная охрана имела следующую структуру: Совет пограничной охраны, ГУПО, 3 пограничных округа, включавшие районы, подрайоны, дистанции, заставы, посты. В авг. 1918, в связи с разрастанием Гражд. войны 1917-22, части пограничной охраны в отношении укомплектования, устройства, обучения, вооружения, боевой подготовки и использования переданы в ведение Наркомата по воен. делам. В кон. 1918 пограничные округа преобразованы в пограничные дивизии, районы — в полки, подрайоны — в батальоны, дистанции — в роты.[61]
В начале февр. 1919 пограничная охрана преобразована в пограничные войска, а ГУПО — в Гл. управление пограничных войск (ГУПВ). В июле 1919 погранвойска переданы в полное подчинение Наркомату по воен. делам и влились в состав действующей армии, а 15.9.1919 ГУПВ расформировано.[62]
14.7.1920 СТО принял постановление о войсковой охране границы, а с 24.11.1920 вся ответственность за охрану границы РСФСР возложена на Особый отдел ВЧК. В янв. 1921 созданы Войска Всероссийской чрезвычайной комиссии, которые в числе др. задач несли охрану гос. границы РСФСР. Постановлением СТО от 21.10.1921 войска ВЧК, охранявшие границу, расформированы, а для охраны границы выделены части РККА с передачей их в распоряжение органов ВЧК.[63]
После Гражд. войны 1917-22 постановлением СТО от 27.9.1922 охрана сухопутной и мор. границы РСФСР передана Гос. политическому управлению (ГПУ) при НКВД РСФСР и сформирован ОПК войск ГПУ в составе 7 пограничных округов.[64]
С образованием СССР (дек. 1922) и преобразованием ГПУ в ОГПУ (нояб. 1923) при СНК СССР погранвойска перешли в подчинение ОГПУ.[65]
25 февраля 1924 года приказом ОГПУ «О реорганизации пограничной охраны» пограничные органы и войска были объединены в единый аппарат пограничной охраны ОГПУ.
В кон. 1926 организац. структура погранвойск включала: Гл. управление пограничной охраны и войск (ГУПОиВ) ОГПУ, округа, отряды, комендатуры, мор. части и др. В июне 1927 ЦИК и СНК СССР утвердили Положение об охране гос. границ СССР. С сер. 1937 руководство погранвойск осуществляло Гл. управление пограничных и внутр. войск (ГУПиВВ) НКВД СССР, с февр. 1939 — Гл. управление пограничных войск (ГУПВ) НКВД СССР.[66]
По приказу НКВД Советского Союза от 8 марта 1939 года Главное управление пограничных и внутренних войск было разделено на шесть отдельных управлений.
Подразделения и части погранвойск принимали активное участие в борьбе с басмачеством в Ср. Азии, совм. с частями РККА — в вооруж. конфликтах на КВЖД, в районе оз. Хасан, р. Халхин-Гол, в советско-финляндской войне 1939-40.[67]
Накануне Вел. Отеч. войны охрану гос. границы СССР осуществляли 18 пограничных округов, включавших 85 пограничных отрядов и 18 отд. комендатур, всего ок. 168,2 тыс. чел. В начале войны П. в. вместе с частями прикрытия РККА первыми приняли на себя удар герм. войск, показав примеры массового героизма, как, напр., 500 пограничников — защитников Брестской крепости. Постановлением СНК СССР от 25.6.1941 на НКВД СССР была возложена задача охраны тыла действующей Красной Армии. Для её решения из состава П. в. было выделено 48 пограничных отрядов, 2 отд. резервных батальона, 23 отд. части спец. службы. Кроме того, воины-пограничники вели борьбу с противником в партизанских отрядах, подпольных организациях на оккупированной территории, в составе разведывательно-диверсионных групп. По мере освобождения сов. территории П. в. вновь взяли под охрану гос. границу. За боевые заслуги в Вел. Отеч. и сов.-япон. 1945 войнах 158 воинов-пограничников удостоены звания Героя Сов. Союза.[68]
В послевоенный период П. в. СССР охраняли гос. границу, отражали вооруж. вторжения на территорию СССР войсковых групп и банд националистич. подполья, защищая население; не допускали незаконного пересечения гос. границы; осуществляли пограничный контроль в пунктах пропуска через гос. границу; боролись с контрабандой; совм. с органами милиции следили за соблюдением пограничного режима, с 1977 совм. с органами рыбоохраны охраняли рыбные и живые ресурсы в мор. территориальных водах, следили за соблюдением всеми судами объявленного в «Извещениях мореплавателям» режима плавания в пределах территориальных и внутр. морских вод СССР; с 1984 охраняли экономич. зону СССР. Организационно П. в. состояли из округов, отрядов, комендатур, манёвренных групп, застав, контрольно-пропускных пунктов, морских и авиационных, инженерных, связи и др. спец. частей и подразделений. На вооружении П. в. состояли совр. виды стрелк. оружия, боевой техники, автомобили, корабли, самолёты, вертолёты и спец. технич. средства. Кадры для П. в. готовили в учебных заведениях П. в., Мин-ва обороны и ВМФ СССР. Руководство П. в. с 1946 осуществляло ГУПВ МВД (в 1949-53 МГБ) СССР, с 1956 — ГУПиВВ МВД СССР, с 1957 — ГУПВ КГБ при СМ (с 1978 КГБ) СССР. Для улучшения руководства войсками в 1963 созданы военные советы в пограничных округах, в 1969 — Воен. совет П. в. Подразделения и части П. в. СССР принимали участие в боевых действиях в советско-китайском приграничном конфликте 1969-70, Афганском конфликте 1979-89. Только за 1965-89 воины П. в. задержали св. 40 тыс. нарушителей гос. границы СССР. К 1989 в П. в. проходили службу ок. 200 тыс. чел. В 1989 П. в. были выведены из состава Вооруж. Сил СССР. В дек. 1991 Указом Президента СССР ГУПВ упразднено и образован К-т по охране гос. границы СССР с Объединённым командованием П. в.; введены должности пред. комитета — главнокоманд. П. в. СССР, гос. советника РСФСР по вопросам охраны гос. границы, после распада СССР — главнокоманд. П. в. стран Содружества Независимых Государств.[69]
Указом Президента РФ от 12.6.1992 за счёт численности К-та по охране границ и подчинённых ему войск в составе Мин-ва безопасности (МБ) РФ созданы П. в. РФ. В их состав вошли пограничные части, расположенные на территории России, а также соединения, находившиеся под её юрисдикцией (гл. обр. войска Сев.-Зап., Забайкальского, Дальневосточного, Тихоокеанского, Сев.-Вост., Прибалтийского, Закавказского пограничных округов и Арктич. пограничного отряда). С упразднением МБ РФ (дек. 1993) непосредств. руководство П. в. возложено на Федеральную пограничную службу (ФПС) — Гл. командование П. в. РФ (с дек. 1994 Федеральная пограничная служба РФ), главнокоманд. П. в. стал директор ФПС. В состав П. в. входили 6 пограничных округов, Калининградская группа войск, Отд. Арктич. отряд и Отд. отряд пограничного контроля «Москва»; за пределами РФ дислоцировались отд. соединения и части рос. П. в. в Белоруссии, Казахстане, Армении и Грузии, группы П. в. РФ в Таджикистане и Киргизии, оперативная группа в Туркмении. Указом Президента РФ от 29.8.1997 сформирована Мор. охрана ФПС РФ для обеспечения охраны биологич. ресурсов территории моря, исключит. экономич. зоны и континентального шельфа РФ. Указом Президента РФ от 8.12.1997 пограничные округа и пограничные группы, дислоцированные на территории Рос. Федерации, преобразованы в региональные управления ФПС. Задачи, права и обязанности П. в., их взаимодействие с др. воинскими формированиями определялись Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» (1993), федеральными законами «О Пограничной службе Российской Федерации» (2000), «О статусе военнослужащих» (1998), «О воинской обязанности и военной службе» (1998) и др.[70]
Погранвойска возглавляли: командиры ОКПС; воен. руководитель ГУПО А. Л. Певнев (июль 1918 — сент. 1919); управляющий отделом пограничного надзора В. А. Степанов (сент. 1919 — окт. 1920); нач. Особого отдела ВЧК В. Р. Менжинский (нояб. 1920 — янв. 1921); нач. управления войск ВЧК П. К. Студеникин (янв. 1921 — февр. 1922); нач. войск ГПУ Э. С. Кадомцев (февр. — сент. 1922); нач. ОПК А. Х. Артузов (окт. 1922 — июнь 1923); нач. отдела охраны ОГПУ Я. К. Ольский (Куликовский) (июль 1923 — нояб. 1926); нач. пограничной охраны ОГПУ З. Б. Кацнельсон (дек. 1926 — апр. 1929); начальники пограничной охраны и войск ОГПУ С. Г. Вележев (апр. — нояб. 1929), И. А. Воронцов (нояб. 1929 — дек. 1931), Н. М. Быстрых (дек. 1931 — апр. 1932), с 1935 корпусной комиссар М. П. Фриновский (апр. 1932 — февр. 1937); нач. Гл. управления пограничной и внутр. охраны НКВД СССР комдив Н. К. Кручинкин (апр. 1937 — янв. 1938); нач. пограничных и внутр. войск НКВД СССР комдив А. А. Ковалёв (янв. 1938 — март 1939); нач. ГУПВ НКВД СССР комбриг, с сент. 1939 комдив, с июня 1940 ген.-л. Г. Г. Соколов (март 1939 — июль 1941); нач. П. в. НКВД (с марта 1946 МВД, с окт. 1949 МГБ) СССР ген.-м., с нояб. 1944 ген.-л. Н. П. Стаханов (февр. 1942 — март 1952); нач. ГУПВ МГБ (с марта 1953 МВД) СССР ген.-м. П. И. Зырянов (май 1952 — май 1956); нач. ГУПиВВ МВД СССР ген.-л. Т. А. Строкач (май 1956 — март 1957); нач. ГУПВ КГБ при СМ СССР ген.-л., с февр. 1961 ген.-полк. П. И. Зырянов (июль 1957 — дек. 1972); с дек. 1972 нач. П. в. КГБ при СМ (с 1978 КГБ) СССР ген.-л., с мая 1974 ген.-полк., с дек. 1978 ген. армии В. А. Матросов (дек. 1972 — дек. 1989); с 1991 пред. К-та по охране Гос. границы СССР, главнокоманд. П. в. СССР (с дек. 1991 главнокоманд. П. в. СНГ) ген.-полк. И. Я. Калиниченко (окт. 1989 — дек. 1992); зам. мин. безопасности РФ — команд. П. в. РФ ген.-полк. В. И. Шляхтин (июнь 1992 — авг. 1993); с авг. 1993 зам. мин. безопасности РФ, команд. П. в. РФ, с дек. 1993 директор ФПС — главнокоманд. П. в. РФ, с дек. 1994 директор ФПС РФ ген.-полк., с нояб. 1995 ген. армии А. И. Николаев (авг. 1993 — дек. 1997); директора ФПС РФ: ген.-полк. Н. Н. Бордюжа (янв. — сент. 1998); ген.-полк. К. В. Тоцкий (с сент. 1998).[71]
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ [35]
- ↑ [36]
- ↑ [37]
- ↑ [38]
- ↑ [39]
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ [40]
- ↑ [41]
- ↑ [42]
- ↑ [43]
- ↑ [44]
- ↑ [45]
- ↑ [46]
- ↑ [47]
- ↑ Современная история международных отношений: 1991—2016: Учеб. пособие / А. В. Фененко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017
- ↑ [48]
- ↑ [49]
- ↑ [50]
- ↑ [51]
- ↑ [52]
- ↑ [53]
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ Пограничные войска
- ↑ Пограничные войска
- ↑ Пограничные войска
- ↑ Пограничные войска
- ↑ Пограничные войска
- ↑ Пограничные войска
- ↑ Пограничные войска
- ↑ Пограничные войска
- ↑ Пограничные войска
- ↑ Пограничные войска
- ↑ Пограничные войска
- ↑ Пограничные войска
- ↑ Пограничные войска
- ↑ Пограничные войска