Русские летописи
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Новгородская первая летопись
По мнению Т. Л. Вилкул, начальная часть Новгородской I летописи представляет собой переработанный текст ПВЛ, несколько сокращённый и одновременно дополненный вставками из хронографических сочинений. Такую точку зрения в той или иной степени разделяют некоторые современные авторитетные исследователи древнерусского летописания (А.Г. Бобров, Д. Островский, А.П. Толочко и др.).[1]
На основе тщательного текстологического сличения текста начальной части Новгородской первой летописи с текстом Хроники Георгия Амартола Т. Л. Вилкул пришла к выводу, что новгородский летописец использовал эту хронику. Мало того, в ходе сравнения летописей с дошедшими до нашего времени хронографическими компиляциями ею установлено, что в Новгородской первой летописи присутствуют цитаты, отдельные выражения и сюжетные заимствования из хронографов, следы которых в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях (т.е. в Повести временных лет) проследить не удаётся.[2]
[править] Синодальный список
Синодальный список Новгородской I летописи состоит из частей, написанных в XIII и XIV вв., имеет сделанные разными почерками приписки о событиях XIV в., а кроме того, в нём кем-то произведены два политических (промосковских) исправления.[3]
[править] Исследования
Раннее древнерусское летописание изучается представителями смежных, но различных наук: с одной стороны, это филологи (литературоведы) и лингвисты, с другой — историки. Объект их изучения один и тот же, но предметы — разные. Первых интересует прежде всего форма: тексты как таковые и их история, историческая лексика, грамматика и морфология, а также образная система, используемая летописцами. Вторые же пытаются за этими образами, за внешней оболочкой текста разглядеть реальные события прошлого. Исходя из описания, историки стараются понять, что происходило «на самом деле», а что является формой, способом, с помощью которых автор источника пытался зафиксировать увиденное или услышанное им. И здесь на помощь приходят литературоведы и лингвисты. Изучая историю, генеалогию текста, они закладывают основу исторических построений: позволяют историкам установить, может ли тот или иной текст рассматриваться в качестве исторического источника, а также какой вид ретроспективной информации имеется в их распоряжении (верифицируемая, уникальная, или же это прямые или косвенные цитаты из других произведений).[4]
[править] История исследований
В конце XIX — начале XX в. трудами А. А. Шахматова исследование летописей поднялось на высокий уровень.[5]