Георгий Амартол

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Георгий Амартол, Ге­ор­гий Мо­нах (Γεώργιος Μοναχός, ‘Αμαρτωλός , букв. — Греш­ник) — ви­зант. хро­нист сер. 9 в., ав­тор «Крат­кой хро­ни­ки» от Ада­ма до 843, поль­зо­вав­шей­ся боль­шой по­пу­ляр­но­стью в Ви­зан­тии и слав. ми­ре. Со­чи­не­ние Г. А. со­хра­ни­лось в двух осн. ре­дак­ци­ях: од­на — «вуль­га­та», по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние (бо­лее 30 греч. ру­ко­пи­сей и др.-слав. пе­ре­вод, т. н. Вре­мен­ник), дру­гая со­хра­ни­лась в единств. не­из­дан­ной греч. ру­ко­пи­си 11 в. — Pa­ri­sin. Coisl. gr. 305 (Па­риж, Нац. б-ка Фран­ции), а так­же в пе­ре­во­дах: юж­но­сла­вян­ском 14 в. (т. н. Ле­тов­ник) и гру­зин­ском, ве­ро­ят­но, 11 в. Имен­но по­след­нюю ре­дак­цию, по мне­нию рос. учё­но­го Д. Е. Афи­но­гено­ва, сле­ду­ет при­знать пер­во­на­чаль­ным ва­ри­ан­том хро­ни­ки Г. А., соз­дан­ным вско­ре по­сле 845 года. В вер­сии «вуль­га­ты» (вы­пол­нен­ной по­сле 867 года) со­кра­ще­ны ци­та­ты из Биб­лии и со­чи­не­ний Св. От­цов, ис­клю­че­ны или пе­ре­став­ле­ны мес­та­ми не­ко­то­рые сю­же­ты, име­ет­ся ряд ин­тер­по­ля­ций.[1]

При со­став­ле­нии хро­ни­ки Г. А. поль­зо­вал­ся бо­га­той биб­лио­те­кой ис­то­рич., агио­гра­фич., бо­го­слов­ских и апок­ри­фич. со­чи­не­ний. Ве­ро­ят­но, это бы­ла б-ка пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ме­фо­дия (843—847), по­пав­шая по­сле его кон­чи­ны в Сту­дий­ский мон. в Кон­стан­ти­но­по­ле. Соб­ст­вен­но ис­то­рич. ма­те­ри­ал Г. А. чер­пал, по­ми­мо Биб­лии, из со­чи­не­ний Ио­си­фа Фла­вия, цер­ков­ных ис­то­ри­ков 5 в., Ио­ан­на Ма­ла­лы, Фео­фа­на Ис­по­вед­ни­ка и из не­ко­то­рых ут­ра­чен­ных со­чи­не­ний, в ча­ст­но­сти т. н. Historia Leo­nis (Ис­то­рии Льва) — ан­ти­ико­но­борч. со­чи­не­ния кон. 8 в. и ан­тимо­но­фе­лит­ско­го трак­та­та 7 в. Воль­но ком­по­нуя ма­те­ри­ал ис­точ­ни­ков, Г. А. при этом поч­ти до­слов­но вос­про­из­во­дит ци­та­ты и не ме­ня­ет по­ве­ст­во­ва­тель­ную струк­ту­ру ори­ги­на­ла. В цен­тре его вни­ма­ния не столь­ко ис­то­рич. ма­те­ри­ал, сколь­ко мо­ра­ли­за­тор­ские на­зи­да­ния. Соб­ст­вен­ной ин­фор­ма­ции очень ма­ло (напр., о вос­ста­нии Фо­мы Сла­вя­ни­на). Хро­ни­ка Г. А. бы­ла осн. ис­точ­ни­ком све­де­ний о все­мир­ной ис­то­рии для мн. по­ко­ле­ний пра­во­слав­ных чи­та­те­лей.[2]

Древ­ней­ший славянский пе­ре­вод хро­ни­ки («Вре­мен­ник») вы­пол­нен ли­бо в Бол­гарии (хро­но­ло­ги­че­ски та­кая воз­мож­ность ог­ра­ни­че­на 963—967), ли­бо на Ру­си болг. и др.-рус. книж­ни­ка­ми в 11 в. Ори­ги­нал был снаб­жён ми­ниа­тю­ра­ми. По­ми­мо древ­ней­ше­го Твер­ско­го (Тро­иц­ко­го) ли­це­во­го спи­ска, «Вре­мен­ник» со­хра­нил­ся в бо­лее чем 20 ру­ко­пи­сях 14-16 вв. На рус. поч­ве хро­ни­ка слу­жи­ла ос­но­вой для всех хро­но­гра­фич. сво­дов, на­чи­ная с «Хро­но­гра­фа по ве­ли­ко­му из­ло­же­нию», и под­вер­га­лась ре­дакц. из­ме­не­ни­ям. Др.-слав. вер­сия («Ле­тов­ник») вы­пол­не­на в Бол­га­рии (или бол­га­ра­ми в Сер­бии) не позд­нее 2-й четв. 14 в. и со­хра­ни­лась в серб. спи­сках 14-16 вв.[3]

Личные инструменты