Иоанн Малала

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Иоанн Малала (’Ιωᾴννης Μαλᾴλας) (ок. 490, Си­рия — ок. 578, Кон­стан­ти­но­поль) — ви­зант. ис­то­рик.[1]

[править] Биография

Про­ис­хо­дил из си­роя­зыч­ной сре­ды (сир. «ма­ла­ла» — крас­но­ре­чи­вый, ри­тор). По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Ан­ти­охии, здесь же, ве­ро­ят­но, слу­жил чи­нов­ни­ком. Не­за­дол­го до или сра­зу по­сле раз­ру­ше­ния Ан­ти­охии пер­са­ми (540) пе­ре­ехал в Кон­стан­ти­но­поль.[2]

В со­став­лен­ной И. М. «Хро­но­гра­фии» пер­вые 17 книг со­дер­жат ис­то­рию от Со­тво­ре­ния ми­ра до 530-х гг., при этом осо­бое вни­ма­ние уде­ле­но Ан­ти­охии, про­сле­жи­ва­ют­ся мо­но­фи­зит­ские сим­па­тии. По­след­няя, 18-я кни­га, ох­ва­ты­ваю­щая прав­ле­ние имп. Юс­ти­ниа­на I (527—565), ед­ва упо­ми­на­ет о ка­та­ст­ро­фе Ан­ти­охии, от­ли­ча­ет­ся стро­го пра­во­слав­ной по­зи­ци­ей и бо­гат­ст­вом све­де­ний из жиз­ни Кон­стан­ти­но­по­ля, из­ло­жен­ных в хро­но­ло­гич. по­сле­до­ва­тель­но­сти. В свя­зи с этим вы­дви­ну­то мне­ние о при­над­леж­ности 18-й кни­ги др. ав­то­ру. Со­чи­не­ние И. М. со­хра­ни­лось на греч. яз. в един­ст­вен­ной ру­ко­пи­си (Bodleianus Baroccia­nus, т. 182, без 1-й и кон­ца 18-й кн.), в не­сколь­ких от­рыв­ках и ци­та­тах у др. пи­са­те­лей (Еваг­рий Схо­ла­стик, Ио­анн Эфес­ский, «Пас­халь­ная хро­ни­ка», Фео­фан Ис­по­вед­ник, Ге­ор­гий Кед­рин и др.). Эти ци­та­ты, а так­же со­хра­нив­ший­ся в раз­роз­нен­ном ви­де древ­ний слав. пе­ре­вод (вы­пол­нен­ный в Бол­га­рии в нач. 10 в.) пред­став­ля­ют бо­лее пол­ный ва­ри­ант тек­ста, чем греч. ру­ко­пись. Ис­точ­ни­ки хро­ни­ки вы­яв­ле­ны сла­бо, сре­ди них за­мет­ное ме­сто за­ни­ма­ют апок­ри­фич. тек­сты, ут­ра­чен­ные все­мир­ные и го­род­ские хро­ни­ки, уст­ные пре­да­ния. Ав­тор ис­пы­ты­ва­ет ин­те­рес к чу­де­сам, при­род­ным яв­ле­ни­ям, слу­хам, ле­ген­дар­ным све­де­ни­ям из др.-рим. ис­то­рии. Хро­ни­ка И. М. да­ёт важ­ную ин­фор­ма­цию о цир­ко­вых пар­ти­ях, вос­ста­нии «Ни­ка» (532) и за­го­во­ре про­тив Юс­ти­ниа­на I (562). Ги­по­те­за нем. учё­но­го Й. Хау­ри, ото­жде­ст­вив­ше­го И. М. с пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Ио­ан­ном III Схо­ла­сти­ком (565—577), не на­шла под­держ­ки у ис­сле­до­ва­те­лей.[3]

Личные инструменты