Производство Ми-8 в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Производство Ми-8 в России — отрасль российского вертолётостроения.

Средний транспортный вертолёт Ми-8 выпускается уже более 40 лет и является «рабочей лошадкой» отечественных вооруженных сил и народного хозяйства и визитной карточкой отечественного авиационного экспорта. Производство различных вариантов модификации Ми-8 МТВ (экспортное обозначение Ми-17) с двигателями серии ТВ3—117 продолжается на Казанском вертолётном и Улан-Удэнском авиационном заводах. Машина постоянно совершенствуется (в том числе параллельно силами обоих предприятий), в результате чего создано большое количество вариантов, включая транспортно-боевые, как, например, Ми-171Ш. С 90-х годов ежегодно обоими заводами суммарно выпускалось от 70 до 100 машин семейства, подавляющая часть которых (около 90 процентов) шла на экспорт для военных либо гражданских заказчиков. В последние годы объем поставок рос, и суммарный выпуск в 2009—2010 годах превышает 150 вертолётов в год, причём с перспективой роста.[1]

Мощные, грузоподъемные, неприхотливые и относительно недорогие вертолёты Ми-8/Ми-17 остаются широко востребованными военными и гражданскими заказчиками во многих регионах мира. В западной печати вертолёты Ми-8/17 по популярности, распространённости и простоте иногда сравнивают с другим «знаковым» продуктом российской оборонки — автоматом Калашникова.[2]

Основной причиной популярности вертолётов Ми-8 МТВ/Ми-17 на мировом рынке (особенно в развивающихся странах) является их низкая цена. Стоят они менее $10 млн за машину в зависимости от комплектации, что в два-три-четыре раза дешевле западных аналогов (Sikorsky S-70 Blackhawk и S-92, Eurocopter EC225 Super Puma и EC725 Cougar), которых Ми-17 к тому же превосходит по грузоподъёмности. В связи с недавней закупкой трёх Ми-17 Таиландом (за $29 млн) один таиландский военный привел такое сравнение: «Мы купили три Ми-17 по цене одного Blackhawk. При этом один Ми-17 может перевозить более 30 солдат, в то время как Blackhawk — только 13».[3]

На концептуальном уровне успешное продолжение и расширение продаж Ми-8/17 связано с тем, что он является одной из немногих остающихся в производстве машин, противостоящих современным тенденциям стремительного роста стоимости вертолётной техники. Вместо простых и относительно дешёвых вертолётов, символами которых, помимо Ми-8, были американский UH-1H и французские Alouette II и III, в производство и на вооружение сейчас на Западе поступают всё более дорогостоящие машины специальной конструкции. Они выполнены с широким применением композиционных материалов, оснащены мощными двигателями, круглосуточными и навигационными системами, цифровой авионикой, развитыми комплексами самообороны, различным дополнительным оборудованием и вооружением. Стоимость таких машин приближается к стоимости эскадрильи UH-1H или Ми-8 МТВ. В результате армии многих даже развитых стран не могут позволить себе закупки достаточного количества вертолётов нового поколения, а сами вертолёты утрачивают важную роль дешёвого транспортного средства поля боя — своего рода «расходного материала» войны.[4]

В итоге вооружённые силы многих стран (не исключая такую не последнюю в этом мире страну, как, например, Великобритания) переживают «вертолётный кризис», особенно обострившийся в связи с участием в войнах в Ираке и Афганистане. Неудивительно, что именно военные кампании США и их союзников в Ираке и Афганистане дали толчок ренессансу продаж машин серии Ми-8/17. В операциях в этих странах «летающие Калашниковы» зарекомендовали себя с лучшей стороны, в результате чего вертолётный парк восстанавливаемых весьма многочисленных ВВС Ирака и Афганистана формируется за счёт закупок новых вертолётов Ми-17.[5]

Первоначально американцы прикрывали начатые массовые закупки российских Ми-17 для военной авиации Ирака и Афганистана путём использования всяких посреднических фирм с Украины, из Польши или ОАЭ. Однако в последнее время маски были сброшены, и для Афганистана Пентагон начал осуществлять прямые закупки этих машин в России за свой счёт, подписав в начале 2011 года контракт на приобретение 21 вертолёта Ми-17. Последнее вызвало негодование в конгрессе США, но выбирать американцам попросту не из чего — свои Blackhawk многократно дороже.[6]

Вертолёты Ми-17 начали активно брать и другие участники афганской кампании — от члена НАТО Канады до ещё недавно воротивших нос от «советской» техники Польши и других стран бывшего Варшавского договора.[7]

Таким образом, продажи Ми-17 сейчас переживают значительный подъём. При этом стабильными крупными заказчиками машин этой серии остаются такие их традиционные потребители, как Китай, Индия и Пакистан (последнему, как и частично Китаю, российские машины деликатно поставляются под «гражданской» вывеской). Особенно следует указать на Индию, подписавшую в 2008 году контракт на закупку 80 новых вертолётов Ми-17, поставки которых были начаты из Казани в 2011 году. Сейчас ведутся переговоры о заказе ещё 59 машин. Начаты закупки новых машин серии Ми-17 республиками СНГ — Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией. Наконец, вертолёты Ми-17 прокладывают себе дорогу во все новые страны — достаточно упомянуть недавние контракты с Аргентиной, Боливией, Индонезией, Кенией, Таиландом.[8]

Ожидается, что при условии постоянного совершенствования машины серии Ми-8/17 будут продаваться примерно до 2035 года. Ведутся работы и по созданию радикально обновлённой версии этой машины, обозначаемой как Ми-171М.[9]

[править] Перспективы

В январе 2014 года Игорь Коротченко заявил, что вертолёт Ми-17 ещё как минимум 30-40 лет будет оставаться хитом на мировом рынке. «Для целого ряда стран это безальтернативная техника, особенно для стран Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, там, где сложные климатические и природные условия. Вертолетов такого класса на Западе в принципе нет, их отличает простота конструкции и одновременно высокая надежность. Эта платформа будет, конечно, модернизироваться и совершенствоваться, но отказываться от нее никто не будет», — сказал Коротченко.[10]

[править] Примечания

  1. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[1]
  2. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[2]
  3. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[3]
  4. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[4]
  5. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[5]
  6. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[6]
  7. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[7]
  8. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[8]
  9. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[9]
  10. Есть куда лететь. Появились новые данные о разработке перспективного российского вертолета
Личные инструменты