Продажа и сдача в аренду российскими предприятиями своего имущества

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



[править] 1992—1999 годы

Резкое ухудшение финансовой ситуации в 1992 году подтолкнуло многие предприятия к продаже и сдаче в аренду части своего имущества.[1] Кроме того, этот процесс во многом стимулировался долговременным производственным спадом практически во всех отраслях, в результате которого значительная часть ресурсного потенциала предприятий не могла быть использована ими по прямому назначению и фактически высвободилась.[1] Деньги, полученные в результате подобных действий, позволяли предприятиям в какой-то мере компенсировать дефицит оборотных средств.[1]

Таким образом, продажа капитальных ресурсов, хотя и выглядела сомнительно с точки зрения интересов долгосрочного развития производства, помогала предприятиям избежать краха в ближайшей перспективе.[1]

Объектами продажи стали, прежде всего, основные фонды (производственные и непроизводственные помещения, различные машины и оборудование, земельные участки, скот), а также накопленные запасы относительно дорогих и пользующихся спросом материалов, например, металлопроката.[1] Кроме того, в некоторых ситуациях, не имея возможности прямо продать принадлежащие им материальные ценности, предприятия брали банковские кредиты под залог своего имущества и не возвращали их, обходным путём достигая своей цели по пополнению оборотных средств.[1]

Однако далеко не все предприятия могли существенно поправить своё финансовое положение, даже если они и имели возможность продать какую-то часть своего имущества.[1] В условиях глубокого экономического спада значительная часть высвобождаемых ресурсов не пользовалась никаким спросом и потому не могла быть продана или, в крайнем случае, продавалась по очень низким ценам.[1] Скажем, Трубчевский механический (авиационный) завод (Брянская область) в начале 1990-х годов неоднократно пытался продать или отдать в залог часть своих современных, но простаивающих производственных помещений со всем установленным там новым оборудованием.[1] Однако, удалённый ото всех крупных центров экономической активности, завод не привлёк ничьего внимания, и текущая рыночная цена его неиспользуемых основных фондов фактически оказалась равной нулю.[1]

Тем не менее, некоторым предприятиям продажа собственного имущества серьёзно помогла в кризисных ситуациях.[1] Это было наиболее заметно в отраслях, где доходы от основного производства упали особенно сильно.[1] Например, каждый десятый из опрошенных сельских руководителей Новосибирской области считал, что их хозяйства выжили в 1992—1994 годах благодаря распродаже производственных фондов.[1] А многие подмосковные сельхозпредприятия в эти же годы, чтобы расплачиваться за топливо и энергию, выдавать зарплату работникам и т. д., периодически продавали на сторону по 2-3 гектара земли.[1]

Иногда, в некоторых узких сегментах рынка, продажа своего имущества приносила предприятиям очень большие доходы.[1] К числу подобных примеров, прежде всего, относится продажа пустующих производственных помещений в центральной части Москвы и некоторых других больших городов, где цены на недвижимость поднялись чрезвычайно высоко, а также продажа земельных участков в непосредственной близости от этих же городов.[1] Например, сельхозпредприятия, расположенные в радиусе 50-60 км от Москвы, начиная примерно с 1993 года, продав всего 1-2 % своей земли, могли получить денежные суммы, превышающие годовой доход от их основной деятельности.[1] Хотя местные власти в этот период времени постарались стать основным получателем доходов от торговли землёй, фактически забрав в свои руки значительную часть земельного фонда, ранее принадлежавшего сельхозпредприятиям, а также вынуждая последние отдавать в местные бюджеты до 50-70 % выручки (сверх законных налоговых поступлений) от продажи земли, у предприятий оставалось достаточно денег, чтобы решать и свои финансовые проблемы.[1]

В то же время практически не было примеров, свидетельствовавших о том, что какие-либо предприятия сумели развернуть масштабную инвестиционную деятельность благодаря средствам, вырученным от продажи своих ресурсов.[1] В этом случае деньги попадали не в те сектора экономики, где они могли быть использованы с высокой эффективностью.[1]

Другой разновидностью получения предприятиями доходов от своего имущества стала его сдача в аренду.[1] В определённом смысле это являлось более выгодным вариантом для предприятий, так как позволяло получать регулярный доход на протяжении длительного периода времени.[1] Суммарная величина дохода от аренды была, как правило, гораздо выше, чем доход от единовременной продажи этого же имущества (например, годовая стоимость аренды нежилых помещений в Москве в 1995—1996 годах была всего лишь в 2-4 раза ниже, чем их продажная стоимость).[1] Кроме того, сдаваемое в аренду имущество остаётся собственностью предприятия и в дальнейшем, по мере выхода из неблагоприятной экономической ситуации, может быть использовано для развития основного производства.[1] В некоторых случаях доходы от сдачи предприятиями своих помещений в аренду также достигали значительной величины (в Москве — до $300—500 за квадратный метр в год) и становились вполне сопоставимыми с доходами от основной деятельности или даже превышали их.[1] Подобная ситуация была характерна для крупных городов, где существует большой спрос на офисные, торговые и складские помещения, который проще всего было удовлетворить за счет переоборудования площадей, находившихся в распоряжении различных предприятий и учреждений.[1] Стабильный характер доходов, получаемых от аренды, позволял эффективно использовать их для достижения долгосрочных целей, в том числе и для инвестиционных программ.[1]

Вместе с тем сегмент рынка, где имели место нормальные арендные отношения, был очень узок, и, соответственно, лишь очень немногие предприятия могли получать заметные доходы от сдачи своего имущества в аренду.[1] В сущности, в тот период в России была достаточно развита только аренда жилых и нежилых помещений в больших городах.[1] Аренда же земли, машин и прочего имущества не приносила стабильных доходов арендодателям.[1]

Если рассматривать макроэкономические последствия широкомасштабной продажи и сдачи в аренду предприятиями своего имущества в последние годы, то, на первый взгляд, это могло показаться вполне нормальным процессом перегруппировки ресурсов, избавления от ненужных мощностей и реструктуризации производства. Однако в целом подобная структурная перестройка вела к отрицательным результатам.[1] Во-первых, предприятия в результате подобных действий утрачивали значительную часть своих материальных накоплений, которые были необходимы для обеспечения развития производства в послекризисный период.[1] Во-вторых, многие высокотехнологичные предприятия (например, оборонные заводы и НИИ, сосредоточенные в больших городах и бывшие едва ли не основными продавцами имущества и арендодателями помещений) дробили при этом на части свои производственные комплексы, способствуя их дальнейшей деградации.[1] В-третьих, подобные доходы рентного характера сильно искажали истинную картину эффективности производства предприятий.[1] Поэтому часто администрации предприятий, ориентируясь на текущую экономическую конъюнктуру и стремясь заработать больше денег, уделяли существенно меньше времени основному производству, что не могло не сказаться на перспективах развития.[1]

[править] 2000-е годы

Продажа и сдача в аренду собственного имущества стали использоваться российскими предприятиями гораздо реже.[2] Во-первых, благодаря послекризисному увеличению масштабов производства у предприятий появилась возможность эффективно загружать ранее простаивавшие мощности.[2] Такое развитие событий естественным образом повысило потребность предприятий в зданиях, помещениях, оборудовании и прочих капитальных активах.[2] В этих обстоятельствах передача основных фондов другим пользователям наносила прямой ущерб производственным интересам предприятий.[2]

Во-вторых, финансовая привлекательность сделок по продаже и сдаче имущества в аренду существенно снизилась.[2] С одной стороны, это было связано с тем, что с каждым годом увеличивался объём соответствующего рыночного предложения — строились новые офисные и торговые центры с большими площадями под аренду, высвобождались производственные площадки, разворачивали свою деятельность компании по лизингу машин и оборудования.[2] С другой стороны, у наиболее значительной группы платёжеспособных арендаторов — торговых и посреднических компаний, финансовых организаций, сервисных фирм и т. п. — постепенно снижалась норма прибыли.[2] В этих условиях арендаторы не могли соглашаться на сохранение высоких арендных платежей.[2] И хотя номинальные арендные ставки, назначаемые в долларах, в 2000-е годы менялись незначительно, с учётом укрепления реального курса рубля их фактическая величина довольно заметно упала.[2] Таким образом, с каждым годом у предприятий появлялось всё больше экономических оснований использовать свои основные фонды по прямому назначению, а не для сдачи в аренду или продажи.[2]

[править] Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28 1,29 1,30 1,31 1,32 1,33 1,34 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Особенности поведения российских предприятий в годы экономического подъёма» // М.: МАКС Пресс, 2009
Личные инструменты