Миграционная политика России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



По данным МИД России, на сегодня российская диаспора превысила 25 млн человек, из которых около 17 млн проживают в странах СНГ. Ещё в 1994 году федеральная власть взяла курс на установление связей и оказание помощи организациям соотечественников за рубежом. Под «установлением связей» подразумевается, прежде всего, поддержка в сфере образования и культуры: поддержка учебных заведений, ведущих преподавание на русском языке, российских культурных центров и русскоязычных СМИ; предоставление грантов и стипендий обучающимся и ведущим обучение на русском языке; организация культурно-массовых мероприятий, проводимых на русском языке и связанных с русской культурой, и т. д.

В 2001 году в Москве прошла конференция «Москва и российские соотечественники: от поддержки к сотрудничеству», на которой присутствовали соотечественники из 47 стран мира, а в 2002 г. — круглый стол «Зарубежная диаспора — экономический потенциал России» [Круглый стол 2002]. В ходе этих мероприятий были поставлены задачи превратить русскую диаспору во влиятельную общественно-политическую силу, наладить экономические связи между фирмами соотечественников за рубежом, реализовать совместные экономические проекты. Впрочем, экономическая составляющая договоренностей так и осталась на бумаге.

В законах, принимавшихся в России в конце 1990-х — начале 2000-х годов, экономическому сотрудничеству также уделялось внимание. В частности, подчеркивалось, что федеральные и региональные органы государственной власти должны стимулировать сотрудничество российских организаций с хозяйствующими субъектами соотечественников за рубежом, содействовать созданию совместных организаций, товариществ и обществ, поощрять соотечественников вкладывать средства в российскую экономику. Меры, направленные на улучшение социально-экономического положения соотечественников в странах проживания и содействие их возвращению в Россию, содержались в «Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации», одобренной правительством в 2003 г. [Концепция регулирования миграционных процессов… 2003].

В феврале 2006 года президент России Владимир Путин распорядился создать межведомственную рабочую группу по разработке Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006—2008 годы была утверждена правительством РФ 2 октября 2006 г. [Программа работы с соотечественниками … 2006]. Основные направления Программы — юридическая защита прав соотечественников, организация отдыха детей, лечение ветеранов, поставка учебной и методической литературы, поддержка русских театров, переподготовка педагогов и тех, кто работает в средствах массовой информации. Примечательно, что в этом документе экономическим вопросам взаимодействия с соотечественниками уделены только три пункта из 75, объединенные в раздел VIII «Социально-экономические вопросы и совершенствование механизмов финансовой поддержки работы с соотечественниками». В частности, в пункте 59 подчеркивается необходимость содействовать «развитию приграничного и межрегионального сотрудничества с сопредельными странами с целью налаживания торгово-экономических связей бизнес-структур соотечественников с хозяйствующими субъектами Российской Федерации» [Программа работы с соотечественниками… 2006]. Это означает, что Россия собирается не столько привлекать инвестиции соотечественников, сколько сама спонсировать их объединения. Такая ориентация кардинально отличается от позиции других государств, имеющих обширную сеть диаспор по всему миру, например, Китая или Армении, для которых диаспоры — главный источник внешней финансовой поддержки и инвестиций в национальную экономику. 24-25 октября 2006 г. в Санкт-Петербурге состоялся Всемирный конгресс соотечественников, в котором участвовали более 600 соотечественников из 78 стран мира, а также руководители органов законодательной и исполнительной власти РФ, ряда российских регионов, религиозных конфессий, общественных организаций, исследовательских институтов, СМИ. По словам организаторов, главной целью конгресса была выработка эффективных решений, направленных на консолидацию соотечественников, защиту их законных прав и интересов, сохранение русскоязычного пространства и этнокультурной самобытности. Обсуждались три основных документа: Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006—2008 гг., Федеральная целевая программа «Русский язык (2006—2010 гг.)» и Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом [Дом Отечества 2006]. Выступая c заключительным словом, В. Путин отметил: «Российская диаспора за рубежом — это в известной степени часть России, вынесенная на периферию, если иметь в виду, что центром российской цивилизации является многонациональное Российское государство» [Заключительное слово Президента Российской Федерации В. В. Путина на Всемирном конгрессе соотечественников 2006]. Иными словами, под соотечественниками подразумеваются представители любого коренного для России этноса, для которых русский язык и русская культура являются частью самоидентификации. Стремление постсоветской России всемерно поддерживать соотечественников за рубежом было впервые отражено в указе президента РФ от 11 августа 1994 г. «Об основных направлениях государствен ной по ли тики Российской Федерации в от ношении соотечественников, прожи ва ющих за рубежом» [Об основных направлениях… 1994]. Однако этот документ касался поддержки не всех соотечественников, а только тех, которые проживают в государствахчленах СНГ и странах Балтии. В. Путин начал активно заявлять о проблемах соотечественников с 2001 г. В одном из своих выступлений в США он назвал бывших граждан России, покинувших ее пределы, «нашим неиспользованным потенциалом, работа с которым обязательно будет продолжена» [Выступление и ответы на вопросы Президента России В. В. Путина в Колумбийском университете 2003]. Как заявила первый заместитель министра иностранных дел РФ Э. Митрофанова, «Россия не требует для соотечественников каких-либо особых льгот и привилегий, но твердо настаивает на предоставлении им в государствах проживания гражданских, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод в полном объеме, в строгом соответствии с общепризнанными международными нормами и стандартами» [Россия опекает «русский мир»… 2003]. В «Основных направлениях поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002—2005 годы», утвержденных правительством России 28 ноября 2002 г., указывалось, что российская политика в отношении соотечественников за рубежом должна быть направлена, в числе прочего, на формирование механизмов их законной и контролируемой миграции в Россию [Основные направления поддержки… 2002]. Россия «в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством намерена принимать на своей территории соотечественников, переселяющихся на добровольной основе или вследствие возникновения чрезвычайных обстоятельств в странах их проживания». Кроме того, подчеркивалась необходимость не только развивать и распространять за рубежом русскую культуру и русский язык, но и поддерживать меры «по сохранению в среде соотечественников иных родных для них языков и культурных традиций» [Основные направления поддержки… 2002]. В документе отмечалось, что миграция на постсоветском пространстве нередко вызывается нарушениями прав человека и дискриминацией по этническому, языковому и религиозному признакам, в связи с чем была подчеркнута важность мониторинга соблюдения этих прав. Правительство взяло на себя обязательство информировать отечественную и мировую общественность о положении российской диаспоры в зарубежных государствах. На МИД и МВД РФ была возложена обязанность информировать соотечественников о ситуации на российских региональных рынках труда и о потребностях в рабочей силе для постоянной, временной и сезонной работы, а также об условиях добровольного переселения в Россию. Федеральный Закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», пытаясь снять ряд исторических, правовых и политических коллизий, определил, что современная Российская Федерация является «правопреемником и правопродолжателем Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР)» [О государственной политике… 1999]. Институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности. Это означает, что любое лицо, эмигрировавшее из Российской империи, Российской республики, независимых государств, образовавшихся на ее территории в годы гражданской войны, из СССР или из Российской Федерации (имевшее/имеющее гражданство любого из этих образований либо потомок этого лица), либо лицо, имевшее гражданство СССР, но проживавшее в момент распада СССР за пределами РСФСР и принявшее иностранное гражданство, по определению является соотечественником. Исключение составляют лица, принадлежащие к титульным нациям иностранных государств. По всей вероятности, исключение относится и к лицам, принадлежащим к титульным нациям государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, а также к некоренным/нетрадиционным для России национальным меньшинствам, чья историческая родина расположена за пределами России.

В указе президента России от 22 июня 2006 года «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, про жи вающих за рубежом» говорится, что принадлежность к соотечественникам подтверждается специальным документом (свидетельством) установленного правительством образца и выдается дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации. Для потомков соотечественников необходимо доказать родство по прямой восходящей линии с лицами, имевшими подданство Российского государства или гражданство Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации. Выдаваемый документ не предоставляет особых прав при нахождении на территории России, но необходим в случаях участия соотечественника в работе представительных общественно-консультативных органов — советов (комиссий) соотечественников при федеральных и региональных органах государственной власти [О мерах по оказанию содействия… 2006]. Закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении сооте чественников за рубежом» предусматривает преимущественно культурное сотрудничество: поддержку российских центров науки и культуры, культурнопросветительских организаций; помощь в сохранении соотечественниками знания родных языков национальностей Российской Федерации; создание необходимых условий для передачи соотечественникам информации из России посредством телеи радиовещания; распространение печатных изданий, кинопродукции, аудиои видеоматериалов на родных языках. В случаях установления квоты на прием иностранных граждан в учебные заведения в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников [О государственной политике… 1999].

[править] Ссылки

Личные инструменты