Метро в России в 2000-х годах
Материал из Documentation.
[править] Крупные проекты
[править] Станция Геологическая Екатеринбургского метрополитена
Станция «Геологическая» построенной ранее первой линии Екатеринбургского метрополитена была фактически открыта в конце декабря 2002 г. (официальное открытие уже обслуживавшей пассажиров станции состоялось в январе 2003 г.). Станция технически сложная — глубокого заложения, пересадочная, имеет дополнительный этаж, на котором расположена станция проектируемой третьей линии[1], поэтому, по-видимому, является достаточно дорогой для крупного проекта.
Достройка первой линии Екатеринбургского метрополитена продолжалась и позднее.
[править] Строительство Московского метрополитена
Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 г., хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:
- Участок Пражская — Бульвар Дмитрия Донского Серпуховско-Тимирязевской линии. Длина 5,5 км, введён в строй в 2000…2002 гг., содержит три новых станции: «Улица академика Янгеля» — открыта 31 августа 2000 года, «Аннино» — открыта 12 декабря 2001 года и «Бульвар Дмитрия Донского» — открыта 26 декабря 2002 года.
- Реконструкция станции Воробьевы горы. Завершена 14 декабря 2002 года, подробнее см. Реконструкция Лужнецкого метромоста.
- Станция Парк Победы. 6 мая 2003 года на Арбатско-Покровской линии, введена в строй самая глубокая и, по некоторым оценкам, самая дорогая станция Московского метрополитена — Парк Победы, имеющая две платформы для организации в последующем пересадочной станции.
- Бутовская линия. Первая линия лёгкого метро в России и двенадцатая линия Московского метрополитена. Введена в строй 27 декабря 2003 года. Длина — 5,6 километра, включает 5 станций, в основном выполнена в виде надземной эстакады. Стоимость строительства составила 6,6 млрд рублей в ценах 2003 года, когда линия была открыта. [2][3]
[править] Казанский метрополитен
Строившийся с 27 августа 1997 года пусковой участок Горки — Кремлёвская метрополитена введён в строй в составе пяти станций из семи изначально запланированных 27 августа 2005 года к празднованию 1000-летия Казани. Метрополитен стал седьмым в границах России этого времени. До 2005 года в проект было вложено по разным оценкам 12…17 млрд рублей в ценах тех лет[4].
Оставшиеся две станции первой очереди были достроены в 2008 и 2010 гг.
[править] Третий пусковой участок Самарского метрополитена
Самарский метрополитен был введён в строй в составе четырёх станций на одной линии в 1987 году, второй пусковой участок с тремя станциями был открыт в 1991—1992 гг. Две станции третьего пускового участка первой линии были постепенно достроены в 2002—2007 гг.[5]. Станция Московская была открыта 27 декабря 2002 года, а станция Российская — 26 декабря 2007 года.
На начало 2013 г. самарский метрополитен продолжает медленно строиться.
[править] Строительство Петербургского метрополитена
Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как до, так и после описываемого периода.
26 июня 2004 года завершён крупный проект по ликвидации последствий аварии и отстройке заново участка тоннелей на открытом в 1975 году перегоне Лесная — Площадь Мужества 1-й (Кировско-Выборгской) линии, который был затоплен из-за действия плывунов в 1995 году (эта авария известна как «размыв»). Только за работу иностранного подрядчика по собственно проходке тоннеля с помощью нового щита было заплачено 141 млн долларов в ценах тех лет[6]. Также в этот период были введены в строй две отдельные станции на разных линиях метрополитена — «Комендантский проспект» и «Парнас» (каждая в отдельности менее 10 млрд рублей в ценах 2012 года).
[править] Строительство Московского метрополитена
Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 г., хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:
- Участок Киевская — Международная Филёвской линии, представляющий собой отдельное ответвление с двумя станциями к деловому центру «Москва-Сити» введён в строй в 2005—2006 гг. Станция «Деловой центр» (ныне «Выставочная») была открыта 10 сентября 2005 года, а станция «Международная» — 30 августа 2006 года. При этом в районе станции «Деловой центр» были выполнены значительные заделы под будущий пересадочный узел метрополитена.
- Участок Чкаловская — Трубная Люблинско-Дмитриевской линии с двумя станциями введён в строй в 2007 году: 30 августа была открыта станция «Трубная», а 30 декабря того же года на уже действующем участке Чкаловская — Трубная открыли станцию «Сретенский бульвар».
- Западная часть Арбатско-Покровской линии (Митинско-Строгинская линия). 7 января 2008 года в линию был включён участок Кунцевская-Крылатское, ранее входивший в Филевскую линию и открыты фактически две новые станции — совершенно новая «Строгино» и радикально перестроенная из одноплатформенной в кроссплатформенную пересадочную между двумя линиями «Кунцевская».
[править] Московская монорельсовая транспортная система
Первая в стране общедоступная линия монорельсовой дороги строилась в Москве с августа 2001 года и была введена в строй изначально в экскурсионном режиме 20 ноября 2004 года, а с 10 января 2008 года линия была переведена постоянный в транспортный режим работы. Длина линии с шестью станциями составила 4,7 км. Московский монорельс является единственным в мире колёсным монорельсом, оснащённым линейным электродвигателем, который отечественным инженерам пришлось разработать для обеспечения надёжной работы поездов при обледенении пути. Стоимость проекта составила 6,34 млрд рублей в ценах 2005 года.
[править] Вторая очередь Волгоградского скоростного трамвая
В этот период 1 декабря 2011 года на открытой в 1984 году единственной линии Волгоградского скоростного трамвая, широко известного также как «метротрам», была введена в строй вторая очередь. Введённый в строй участок состоит из трёх подземных станций мелкого заложения, построенных по стандартам метрополитена и, таким образом, допускающих в дальнейшем их быстрое переоборудование под линию метро.
[править] Достройка первой очереди Казанского метрополитена
Первый пусковой участок Казанского метрополитена был введён в строй в составе 5 станций из 7 запланированных в 2005 г. В этот период достроены ещё две станции[7] — Проспект Победы 29 декабря 2008 года и Козья Слобода 30 декабря 2010 года, чем завершён ввод первой очереди метрополитена. Позднее строилась вторая очередь.
[править] Вторая очередь Новосибирского метрополитена
Новосибирский метрополитен[8] был открыт в 1986 году. Достройка первой очереди была завершена в 1992 году. Вторая очередь метрополитена в составе трёх новых станций Дзержинской линии строилась с 1990 года. Поэтапно открыта на всем протяжении к концу 2010 года, затем одна из станций была закрыта на несколько месяцев для доработок и окончательно открыта в феврале 2011 года. В целом вторая очередь строилась по следующим этапам:
- Участок Сибирская — Маршала Покрышкина — участок с одной новой станцией был открыт 28 декабря 2000 года.
- Участок Маршала Покрышкина — Берёзовая роща — участок с одной новой станцией был открыт 25 июня 2005 года, второй путь на перегоне открыт 23 июня 2007 года.
- Участок Берёзовая роща — Золотая Нива — участок с одной новой станцией был открыт 7 октября 2010 года. Временно закрыт 26 октября 2010 года и снова открыт 9 февраля 2011 года.
В 2012 году продолжалась достройка вестибюлей на станциях второй очереди, на начало 2013 года линия полностью функционирует, но с одним тоннелем на некоторых перегонах.
[править] Строительство Петербургского метрополитена
Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как до, так и после описываемого периода. В это время был введена в строй 5-я (Фрунзенско-Приморская) линия. Открытие проходило в следующей последовательности:
- участок Звенигородская — Волковская с двумя новыми станциями открыт 20 декабря 2008 года.
- 7 марта 2009 года открыты участок Звенигородская — Садовая и новая конечная станция 4-й (Правобережной линии) «Спасская», вся северо-западная часть 4-й (Правобережной линии) от Садовой до Комендантского проспекта переведена в состав 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии.
Также на действующих участках линии введены в строй станции «Обводный канал» 30 декабря 2010 года и «Адмиралтейская» 28 декабря 2011 года. Последняя является самой глубокой станцией метро в России.
[править] Примечания