Метро в России в 2000-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Крупные проекты

[править] Станция Геологическая Екатеринбургского метрополитена

Станция «Геологическая» построенной ранее первой линии Екатеринбургского метрополитена была фактически открыта в конце декабря 2002 г. (официальное открытие уже обслуживавшей пассажиров станции состоялось в январе 2003 г.). Станция технически сложная — глубокого заложения, пересадочная, имеет дополнительный этаж, на котором расположена станция проектируемой третьей линии[1], поэтому, по-видимому, является достаточно дорогой для крупного проекта.

Достройка первой линии Екатеринбургского метрополитена продолжалась и позднее.

[править] Строительство Московского метрополитена

Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 г., хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:

  • Участок Пражская — Бульвар Дмитрия Донского Серпуховско-Тимирязевской линии. Длина 5,5 км, введён в строй в 2000…2002 гг., содержит три новых станции: «Улица академика Янгеля» — открыта 31 августа 2000 года, «Аннино» — открыта 12 декабря 2001 года и «Бульвар Дмитрия Донского» — открыта 26 декабря 2002 года.
  • Реконструкция станции Воробьевы горы. Завершена 14 декабря 2002 года, подробнее см. Реконструкция Лужнецкого метромоста.
  • Станция Парк Победы. 6 мая 2003 года на Арбатско-Покровской линии, введена в строй самая глубокая и, по некоторым оценкам, самая дорогая станция Московского метрополитена — Парк Победы, имеющая две платформы для организации в последующем пересадочной станции.
  • Бутовская линия. Первая линия лёгкого метро в России и двенадцатая линия Московского метрополитена. Введена в строй 27 декабря 2003 года. Длина — 5,6 километра, включает 5 станций, в основном выполнена в виде надземной эстакады. Стоимость строительства составила 6,6 млрд рублей в ценах 2003 года, когда линия была открыта. [2][3]

[править] Казанский метрополитен

Строившийся с 27 августа 1997 года пусковой участок Горки — Кремлёвская метрополитена введён в строй в составе пяти станций из семи изначально запланированных 27 августа 2005 года к празднованию 1000-летия Казани. Метрополитен стал седьмым в границах России этого времени. До 2005 года в проект было вложено по разным оценкам 12…17 млрд рублей в ценах тех лет[4].

Оставшиеся две станции первой очереди были достроены в 2008 и 2010 гг.

[править] Третий пусковой участок Самарского метрополитена

Самарский метрополитен был введён в строй в составе четырёх станций на одной линии в 1987 году, второй пусковой участок с тремя станциями был открыт в 1991—1992 гг. Две станции третьего пускового участка первой линии были постепенно достроены в 2002—2007 гг.[5]. Станция Московская была открыта 27 декабря 2002 года, а станция Российская — 26 декабря 2007 года.

На начало 2013 г. самарский метрополитен продолжает медленно строиться.

[править] Строительство Петербургского метрополитена

Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как до, так и после описываемого периода.

26 июня 2004 года завершён крупный проект по ликвидации последствий аварии и отстройке заново участка тоннелей на открытом в 1975 году перегоне Лесная — Площадь Мужества 1-й (Кировско-Выборгской) линии, который был затоплен из-за действия плывунов в 1995 году (эта авария известна как «размыв»). Только за работу иностранного подрядчика по собственно проходке тоннеля с помощью нового щита было заплачено 141 млн долларов в ценах тех лет[6]. Также в этот период были введены в строй две отдельные станции на разных линиях метрополитена — «Комендантский проспект» и «Парнас» (каждая в отдельности менее 10 млрд рублей в ценах 2012 года).

[править] Строительство Московского метрополитена

Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 г., хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:

  • Участок Киевская — Международная Филёвской линии, представляющий собой отдельное ответвление с двумя станциями к деловому центру «Москва-Сити» введён в строй в 2005—2006 гг. Станция «Деловой центр» (ныне «Выставочная») была открыта 10 сентября 2005 года, а станция «Международная» — 30 августа 2006 года. При этом в районе станции «Деловой центр» были выполнены значительные заделы под будущий пересадочный узел метрополитена.
  • Участок Чкаловская — Трубная Люблинско-Дмитриевской линии с двумя станциями введён в строй в 2007 году: 30 августа была открыта станция «Трубная», а 30 декабря того же года на уже действующем участке Чкаловская — Трубная открыли станцию «Сретенский бульвар».
  • Западная часть Арбатско-Покровской линии (Митинско-Строгинская линия). 7 января 2008 года в линию был включён участок Кунцевская-Крылатское, ранее входивший в Филевскую линию и открыты фактически две новые станции — совершенно новая «Строгино» и радикально перестроенная из одноплатформенной в кроссплатформенную пересадочную между двумя линиями «Кунцевская».

[править] Московская монорельсовая транспортная система

Первая в стране общедоступная линия монорельсовой дороги строилась в Москве с августа 2001 года и была введена в строй изначально в экскурсионном режиме 20 ноября 2004 года, а с 10 января 2008 года линия была переведена постоянный в транспортный режим работы. Длина линии с шестью станциями составила 4,7 км. Московский монорельс является единственным в мире колёсным монорельсом, оснащённым линейным электродвигателем, который отечественным инженерам пришлось разработать для обеспечения надёжной работы поездов при обледенении пути. Стоимость проекта составила 6,34 млрд рублей в ценах 2005 года.

[править] Вторая очередь Волгоградского скоростного трамвая

В этот период 1 декабря 2011 года на открытой в 1984 году единственной линии Волгоградского скоростного трамвая, широко известного также как «метротрам», была введена в строй вторая очередь. Введённый в строй участок состоит из трёх подземных станций мелкого заложения, построенных по стандартам метрополитена и, таким образом, допускающих в дальнейшем их быстрое переоборудование под линию метро.

[править] Достройка первой очереди Казанского метрополитена

Первый пусковой участок Казанского метрополитена был введён в строй в составе 5 станций из 7 запланированных в 2005 г. В этот период достроены ещё две станции[7] — Проспект Победы 29 декабря 2008 года и Козья Слобода 30 декабря 2010 года, чем завершён ввод первой очереди метрополитена. Позднее строилась вторая очередь.

[править] Вторая очередь Новосибирского метрополитена

Новосибирский метрополитен[8] был открыт в 1986 году. Достройка первой очереди была завершена в 1992 году. Вторая очередь метрополитена в составе трёх новых станций Дзержинской линии строилась с 1990 года. Поэтапно открыта на всем протяжении к концу 2010 года, затем одна из станций была закрыта на несколько месяцев для доработок и окончательно открыта в феврале 2011 года. В целом вторая очередь строилась по следующим этапам:

  • Участок Сибирская — Маршала Покрышкина — участок с одной новой станцией был открыт 28 декабря 2000 года.
  • Участок Маршала Покрышкина — Берёзовая роща — участок с одной новой станцией был открыт 25 июня 2005 года, второй путь на перегоне открыт 23 июня 2007 года.
  • Участок Берёзовая роща — Золотая Нива — участок с одной новой станцией был открыт 7 октября 2010 года. Временно закрыт 26 октября 2010 года и снова открыт 9 февраля 2011 года.

В 2012 году продолжалась достройка вестибюлей на станциях второй очереди, на начало 2013 года линия полностью функционирует, но с одним тоннелем на некоторых перегонах.

[править] Строительство Петербургского метрополитена

Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как до, так и после описываемого периода. В это время был введена в строй 5-я (Фрунзенско-Приморская) линия. Открытие проходило в следующей последовательности:

  • участок Звенигородская — Волковская с двумя новыми станциями открыт 20 декабря 2008 года.
  • 7 марта 2009 года открыты участок Звенигородская — Садовая и новая конечная станция 4-й (Правобережной линии) «Спасская», вся северо-западная часть 4-й (Правобережной линии) от Садовой до Комендантского проспекта переведена в состав 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии.

Также на действующих участках линии введены в строй станции «Обводный канал» 30 декабря 2010 года и «Адмиралтейская» 28 декабря 2011 года. Последняя является самой глубокой станцией метро в России.

[править] Примечания


История метро в России
XX век  1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты