Катастрофа Ту-154 над Чёрным морем в 2016 году
Материал из Documentation.
Катастрофа Ту-154 над Чёрным морем в 2016 году — катастрофа самолёта Ту-154Б-2, произошедшая над Чёрным морем неподалёку от Сочи 25 декабря 2016 года.
Самолёт должен был доставить в Сирию Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, съёмочные группы «Первого канала», НТВ и «Звезды», а также исполнительного директора фонда «Справедливая помощь» Елизавету Глинку.[1]
Всего на борту самолёта находились 92 человека (84 пассажира и 8 членов экипажа), все они погибли.[2][3]
Эта катастрофа стала одной из крупнейших с участием самолётов Минобороны России.[4]
Содержание |
[править] Характеристики самолёта
Самолёт Ту-154Б-2 с бортовым номером RA-85572 построен в 1983 году на Куйбышевском авиазаводе (ныне — «Авиакор»). В эксплуатации находился с 12 мая 1983 года (более 33 лет). После постройки поступил в состав ВВС. В 1994—2008 годах эксплуатировался совместно ВВС РФ и 223-м летным отрядом Минобороны РФ, несколько лет провел на хранении. Общий налет составил 6689 часов. В сентябре 2016 года самолет прошел плановое обслуживание.[5]
[править] Полёт
Самолёт Ту-154Б-2 (бортовой номер RA-85572) с восемью членами экипажа и 84 пассажирами вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский около 1:30 по московскому времени. Чтобы осуществить перелёт до авиабазы Хмеймим (сирийская провинция Латакия), ему требовалось дозаправиться — для российских военных самолётов воздушное пространство Турции закрыто, поэтому лайнеру предстояло сделать большой крюк, огибая эту страну. Предполагалось, что дозаправка будет проведена на аэродроме Моздок (Северная Осетия), однако из-за плохих погодных условий командиру воздушного судна (КВС) Роману Волкову было рекомендовано приземлиться в Адлере.[6]
Судя по появившимся в интернете фрагментам переговоров диспетчера и КВС, серьезных нештатных ситуаций при выруливании на взлетно-посадочную полосу сочинского аэропорта не было, лишь в самом начале обратили внимание на не убранный от колеса тормозной башмак. Пилот запросил полный разбег, напомнив, что самолет «тяжелый», после чего, примерно в 5:20, получил разрешение на взлет.[7]
Примерно в 5:24 самолёт взлетел с сочинского аэропорта.[8] Отрыв от взлётной полосы Ту-154 осуществил на штатной скорости — 345 км/ч и начал подниматься. Однако затем самолёт, по данным экспертов, стал терять скорость и, соответственно, высоту.[9]
При взлёте из Адлера метеоусловия были практически идеальными.[10]
[править] Расследование
По факту катастрофы Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия). По словам официального представителя СКР Светланы Петренко, по поручению Александра Бастрыкина, который сам вылетел в Сочи, чтобы координировать действия подчиненных, дело передано в центральный аппарат комитета СК России «для проведения наиболее полного и объективного расследования».[11]
[править] Свидетели
26 декабря 2016 года ФСБ России сообщила о том, что «установлены очевидцы падения авиалайнера». По данным близких к расследованию источников «Ъ», которые сейчас проверяют показания этих свидетелей, одним из них стал сотрудник береговой охраны погранвойск ФСБ, находившийся в момент аварии на катере в акватории Сочи. Пограничник рассказал, что ранним утром 25 декабря 2016 года стал невольным очевидцем ЧП. По его словам, самолет, вылетевший из аэропорта Адлер, вместо того чтобы набрать высоту, стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто собирался совершить на нее посадку. Свидетель отметил, что даже для посадки положение лайнера в пространстве показалось ему странным. Якобы Ту-154 шел на небольшой скорости с неестественно задранным вверх носом. Очевидец, по словам источника, даже сравнил положение самолета в этот момент с мотоциклом, поставленным его водителем на заднее колесо. Ещё через мгновение, по его словам, самолёт задел поверхность моря хвостом, который отвалился при ударе, рухнул в волны и быстро затонул.[12]