История в России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
О том, что знали в Киеве накануне создания Повести временных лет о начальной истории Руси, достоверных сведений сохранилось крайне мало. Это и естественно, учитывая чрезвычайную скудость дошедших до нас от XI века источников. Но, видимо, и знали не так много, и не в таком изобилии подробностей, как то позднее представит летопись. Несомненно, помнили, на некоторую глубину, генеалогию правящего княжеского дома. Знали, например, что бабкой Владимира I была Ольга и что она приняла крещение в Константинополе, о чём упоминал Иларион в Слове о законе и благодати (середина XI века). Тот же Иларион, обращаясь к Ярославу, напоминал ему, что происходит князь из доблестного рода: его отец Владимир был сыном Святослава и внуком Игоря, которые «во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются». Быть воинственным и оставить память благодаря победам, разумеется, одна из ожидаемых доблестей вообще всякого правителя, и Иларион не ошибся бы, даже если говорил наугад. Но в его словах можно усмотреть, как кажется, намёк на то, что и эта информация имела книжное происхождение: о войнах Игоря и Святослава рассказывается в иноземных источниках («поминаются ныне в иных странах»), скорее всего византийских. Это, между прочим, объяснило бы давнее недоумение исследователей, почему Иларион не обмолвился об Олеге и Рюрике: они неизвестны в византийской хронографии.[1][2]
Помимо памяти о прошлом в различных её видах — перечнях князей, названиях местностей, легендарных преданиях — во второй половине XI века были доступны уже и некоторые образцы писания истории. То были произведения византийских историков, переведённые на славянский язык. Некоторые из них, как Продолжатель Амартола, к тому же содержали важные сведения: например, о нападении руси на Константинополь в 860 году или о войне с Византией в 941 году.[3][4]
Повесть временных лет была составлена на рубеже XI—XII веков.
Повесть временных лет была завершена в 1116 году игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром. Вероятно, и ранее этого времени в Киеве бытовали какие-то представления о древнейшем прошлом (например, в виде генеалогической легенды княжеского дома или преданий, сохраняемых в устной памяти), но только Сильвестр собрал воедино эти разрозненные фрагменты, дополнил их вычитанными из византийских хроник известиями и расположил вдоль оси христианской хронологии. Он предварил свой рассказ ветхозаветной историей Вавилонского столпотворения, разделения языков и расселения народов «по лицу земли», определив место своего народа и государства в грандиозной картине истории человечества. Получившийся таким образом рассказ о народе русь, первоначально проживавшем в Скандинавии, а затем вместе со своими князьями мигрировавшем в Восточную Европу и через Новгород (или Ладогу) достигшем Киева, где — среди славян — устроил себе государство, представляет собой классическое origo gentis, жанр средневековых повестей «о происхождении народов».[5]
Нет сомнения, что и до Сильвестра существовали какие-то записи исторического характера, вероятнее всего, в форме отрывочных анналистических заметок о недавних событиях. Они вошли в ПВЛ, составив её известия за середину — вторую половину XI века.[6]
Рассказ Повести временных лет о происхождении народов с XII по XVII век был растиражирован во множестве летописных компиляций и стал единственной версией происхождения Руси, а с возникновением в XVIII веке светской историографии был естественно положен в основу изложения древнейшей истории Восточной Европы. В структурно неизменном виде его унаследовала научная историография XIX века, уточнявшая детали, но по сути воспроизводившая всё тот же рассказ о призвании варягов, их водворении в Новгороде, походе Олега на Киев, основании здесь нового государственного центра, из которого князья затем совершают походы на соседние славянские племена и на Византию.[7]
Для развития исторических знаний большое значение имели указы Петра I 1721—1722 годов, предписывавшие присылать в Санкт-Петербург различные редкости, рукописи и старопечатные книги.
Содержание |
[править] Летописание
В XIV-ХV веках центрами летописания на Руси были крупные города: Новгород, Псков, Тверь, Москва, Ростов, Нижний Новгород, Рязань, Смоленск.
В первых десятилетиях XV века летописание в Новгороде пережило взрывообразное развитие, произведя на свет, по крайней мере, три огромных компиляции — Новгородскую первую летопись младшего извода, Софийскую первую и Новгородскую четвёртую летописи. Совместными усилиями эти три компиляции навсегда изменили облик летописания. Новый тип летописи, позже названный А. А. Шахматовым сводом, был решительным разрывом с безраздельно царящим в предыдущей новгородской письменности типом непрерывно ведущейся летописи (представленным, например, Синодальным списком). Своды, вызванные к жизни технологическим новшеством XV века — «бумажной революцией» — изготовлялись в бóльшем количестве копий, разрабатывали бóльшее количество источников и задумывались с учётом гораздо более целостного представления о смысле прошлого, доносимого посредством летописного рассказа. В отличие от своих предшественников-анналистов, видевших задачу летописца в том, чтобы довести рассказ до современности прибавкой нескольких сообщений в конце рукописи, авторы сводов рассматривали всю протяжённость летописи как подверженную модификациям. Они решительно вторгались в сообщения об отдалённом прошлом, внося новые тексты из дополнительных источников, либо редактируя уже существующие рассказы. В некоторых же случаях они прибегали к вымышленным сообщениям или даже целым документам. Ещё одной, резко отличительной, чертой этих новых летописей было внесение (либо в текст, либо в приложения к летописи) значительного числа юридических и исторических памятников: перечней князей, митрополитов, епископов, посадников, русских городов и епископий, а также копий важнейших юридических памятников, имевших историческое и идеологическое значение для истории Новгорода.[8]
[править] Московское летописание
Московское летописание выросло из отрывочных записей летописного характера, фиксировавших важнейшие события в жизни правящей династии, города и княжества. По-видимому, привычка делать такие записи появилась только в правление князя Юрия Даниловича (1303—1325). Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что летописные известия, относящиеся ко времени его отца Даниила Александровича, крайне скудны и носят характер припоминаний.[9]
Начало систематического летописного труда в Москве одни исследователи связывают с постройкой каменного Успенского собора в Московском Кремле в 1326—1327 годах, другие — с основанием в 1330 году придворного Спасского монастыря.[10]
[править] Тверское летописание
Тверское летописание, по-видимому, началось в связи с постройкой Спасского собора в 1285—1290 годах. От кратких записей о событиях местного значения тверичи постепенно перешли к систематической работе.[11]
[править] История внешней торговли России
Со второй половины XVIII века вопросы торговых связей России с сопредельными странами Востока стали привлекать внимание российских историков.[12]
В 1830—1850-х годах появилось несколько крупных работ, посвященных истории внешней торговли России.[13]