Евразийское экономическое сообщество
Материал из Documentation.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.[1]
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в 2000 году и вступил в силу в 2001 году. Членами ЕврАзЭС с момента его образования являются пять государств — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В 2006—2008 годах членом ЕврАзЭС был также Узбекистан.[2]
Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и обладает международной правосубъектностью. Это чётко структурированная система с жёстким механизмом принятия и реализации решений.[3]
ЕврАзЭС и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в ЕврАзЭС.[4]
ЕврАзЭС — открытая организация. Её членом может стать любое государство, которое примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении ЕврАзЭС и других договоров ЕврАзЭС по списку, определяемому решением Межгссовета ЕврАзЭС.[5]
Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации по запросу. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, знакомиться с документами и решениями, принимаемыми органами ЕврАзЭС, но не имеет права голоса при принятии решений и права подписи документов органов ЕврАзЭС.[6]
В соответствии с уставными целями и задачами ЕврАзЭС и руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, Белоруссия, Казахстан и Россия в 2007—2010 годах создали Таможенный союз и планомерно формируют следующий интеграционный этап — Единое экономическое пространство ЕврАзЭС, к которым другие государства ЕврАзЭС будут присоединяться по мере готовности.[7]
Содержание |
[править] История
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 года после его ратификации всеми государствами-членами.[8]
Членами ЕврАзЭС с момента его образования являются пять государств — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.[9]
25 января 2006 году был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана. В октябре 2008 года Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС.[10]
С мая 2002 года статус наблюдателей при ЕврAзЭС имеют Украина и Молдавия, с января 2003 года — Армения. Им также обладают Межгосударственный авиационный комитет (МАК), Евразийский банк развития (ЕАБР).[11]
В 2003 году ЕврАзЭС получило статус наблюдателя в Генеральной ассамблее ООН.[12]
В условиях мирового финансового и экономического кризиса 2008 года главы государств ЕврАзЭС в ходе неформального саммита на казахском курорте Боровое 21 декабря 2008 года приняли решение создать Антикризисный фонд ЕврАзЭС, целью которого является оказание финансовой помощи государствам — членам Фонда в преодолении последствий мирового кризиса.[13]
4 февраля 2009 года Межгосударственный совет ЕврАзЭС (на уровне глав государств) принял решение о создании Центра высоких технологий ЕврАзЭС и одобрил основные принципы деятельности центра.[14]
[править] Цели и задачи
ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.[15]
Один из главных векторов деятельности организации — обеспечение динамичного развития членов ЕврАзЭС путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.[16]
Основные задачи Сообщества:[17]
- завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
- обеспечение свободы движения капитала;
- формирование общего финансового рынка;
- согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;
- установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
- создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
- разработка и реализация межгосударственных целевых программ;
- создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
- формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
- формирование общего энергетического рынка;
- создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки государств Сообщества;
- обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества;
- согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.;
- сближение и гармонизация национальных законодательств; обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.
[править] Структура
[править] Межгоссовет
Межгосударственный Совет ЕврАзЭС — высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и главы правительств.[18]
Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. Председательство в Межгоссовете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством-членом Сообщества в течение одного года. Межгоссовет принимает решения консенсусом. Исполнение решений происходит путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов.[19]
Межгоссовет принимает решения по вопросам:[20]
- регулирования условий взаимной торговли между государствами Сообщества;
- таможенной политики Сообщества по отношению к третьим государствам;
- упрощения и унификации таможенных правил и процедур, применяемых в членах Сообщества;
- гармонизации (сближения и унификации) национального законодательства государств ЕврАзЭС и др.
Межгоссовет даёт поручения Интеграционному Комитету, обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и с запросами к Суду Сообщества, а также рассматривает проекты основ законодательства в базовых сферах правоотношений и рекомендации МПА ЕврАзЭС.[21]
Межгоссоветом ЕврАзЭС:[22]
- утверждены концепции:
- сотрудничества в валютной сфере;
- агропромышленной политики;
- согласованной социальной политики;
- формирования Единого транспортного пространства;
- формирования общего энергетического рынка;
- продовольственной безопасности;
- создания межгосударственного банка данных о трудящихся-мигрантах;
- международной деятельности ЕврАзЭС;
- приняты концепции межгосударственных целевых программ:
- «Создание Единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита»;
- «Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств»;
- «Создание системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств-членов ЕврАзЭС»;
- «Создание Единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств-членов ЕврАзЭС»;
- «Инновационные биотехнологии» и др.
[править] Интеграционный комитет
Интеграционный Комитет ЕврАзЭС — постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества, подотчетный Межгосударственному Совету ЕврАзЭС.[23]
В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств государств Сообщества. Интеграционный Комитет рассматривает ключевые вопросы в различных областях интеграции, принимает решения в сфере своей компетенции и обеспечивает деятельность Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств и глав государств. Председательство в Интеграционном Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством Сообщества в течение одного года. Председателя Интеграционного Комитета назначает Межгоссовет ЕврАзЭС.[24]
Интеграционный Комитет:[25]
- анализирует состояние и тенденции развития интеграционных процессов в Сообществе, вырабатывает предложения по их продвижению;
- рассматривает вопросы и вносит на Межгоссовет проекты решений по регулированию условий взаимной торговли и согласованию таможенной политики государств-членов Сообщества по отношению к третьим государствам, гармонизации национального законодательства, выработке правил взаимоотношений ЕврАзЭС с третьими государствами и международными организациями; разработке и реализации межгосударственных инвестиционных проектов, экономических, социальных и других программ, планов проведения совместных мероприятий в государствах-членах ЕврАзЭС;
- поддерживает контакты с исполнительными органами других международных организаций, по поручению Межгоссовета представляет интересы Сообщества в отношениях с другими субъектами международного права;
- вносит предложения относительно предоставления государству или международной организации статуса наблюдателя при ЕврАзЭС;
- осуществляет функций депозитария договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, и принятых решений Межгоссовета, ведёт постоянный контроль их выполнения, а также исполнения бюджета ЕврАзЭС, и др.
[править] Комиссия постоянных представителей при ЕврАзЭС
Комиссия Постоянных представителей государств-членов Евразийского экономического сообщества при ЕврАзЭС (Комиссия Постпредов) обеспечивает текущую работу Сообщества в период между заседаниями Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. В состав Комиссии входят Постоянные представители стран-членов ЕврАзЭС, назначаемые главами государств Сообщества.[26]
Функции Комиссии:[27]
- сближение и согласование позиций государств-членов по вопросам укрепления сотрудничества и углубления интеграции в рамках ЕврАзЭС;
- осуществление взаимодействия между Сообществом и соответствующими органами, ведомствами и организациями государств-членов Сообщества;
- рассмотрение позиций, предложений государств-членов Сообщества по вопросам сотрудничества и проектам документов, вносимых на заседания Интеграционного Комитета ЕврАзЭС и подготовленных Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС, вспомогательными органами Сообщества, комиссиями и советами, созданными Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС, а также вопросов, касающихся текущей деятельности Сообщества, и принятие по ним решений;
- изучение предложений и запросов, полученных Сообществом от государств-наблюдателей, а также третьих государств и международных организаций, и др.
[править] Ссылки
- Официальный сайт
- Брошюра «ЕврАзЭС сегодня — 2011»
- Раздел «Аналитика и публикации» на сайте Евразийского банка развития
- Журнал «Евразийская экономическая интеграция»
[править] Примечания
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ Совместные проекты
- ↑ Совместные проекты
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ Структура
- ↑ Структура
- ↑ Структура
- ↑ Структура
- ↑ Структура
- ↑ Структура
- ↑ Структура
- ↑ Структура
- ↑ Структура
- ↑ Структура