Дизельное танковое двигателестроение России в XX веке
Материал из Documentation.
Организация производства танковых дизелей на востоке СССР во время Великой Отечественной войны повсеместно сопровождалась огромными трудностями военного времени. Производства, эвакуированные из Харькова, Ленинграда, Москвы, а позднее и ив Сталинграда, прибывали на новые места в неполном составе. Оборудование эвакуируемых заводов демонтировалось в спешке, не всегда удавалось погрузить в эшелоны все необходимое и в сохранности доставить на новое место. Размещать производство приходилось либо на уже освоенных производственных площадях, свернув или потеснив налаженное изготовление других .изделий, либо на голом месте, начиная с возведения временных сооружений и зданий.[1]
Содержание |
[править] Модели
[править] В-2
1930-е годы в танковом двигателестроении СССР ознаменовались созданием быстроходного дизеля В-2, снискавшего впоследствии славу одного из лучших танковых дизелей времён Второй мировой войны.[2]
Приказом по Наркомату от 5 сентября 1939 г. № 115 дизель В-2 был рекомендован для серийного производства.[3]
В первые же дни Великой Отечественной войны было принято правительственное решение о переводе производства Харьковского тракторного завода (ХТЗ) на выпуск танковых двигателей В-2. Однако быстро меняющаяся обстановка на фронте вскоре заставила изменить эти планы. Государственный Комитет Обороны (ГКО) решил все производство двигателей ХТЗ с оборудованием и персоналом перебазировать на Сталинградский тракторный завод, где к этому времени уже начиналось изготовление танков Т-34.[4]
За время Великой Отечественной войны двигателестроителями было изготовлено для танков более 80 тыс. дизелей семейства В-2.[5]
[править] В-2-34
Май 1940 года. На заводе № 75 начат серийный выпуск двигателя В-2-34 для танка Т-34.[6]
В начале 1941 года стал выпускаться дизель В-2-34 для танка Т-34 с установленной для него гарантийной наработкой 150 ч.[7]
Первый дизель В-2-34 в Свердловске был собран 12 октября 1941 г. бригадой Н. Ф. Мурашко.[8]
[править] В-2ИС
В 1943 г. коллективом СКБ-75 была выдана в производство документация на двигатель В-2ИС для нового поколения тяжёлых танков «ИС».[9]
[править] Завод № 76
11 августа 1945 года заводом № 76 был выпущен юбилейный 25-тысячный танковый дизель В-2.[10]
[править] Завод № 77
Государственный Комитет Обороны 13 октября 1941 г. принял решение о строительстве на Алтае в Барнауле двух заводов: одного — по производству легких танков Т-50 и второго — по изготовлению для этих танков 6-цилиндровых дизелей В-4 (модификация двигателя В-3, разработанного перед войной харьковским КБ). Строить эти новые предприятия обязали трест «Стройгаз» Наркймстроя СССР, который возводил, а затем и реконструировал Горьковекий автозавод (ГАЗ). Строительство заводов в Барнауле было объявлено стройкой первостепенной важности. Непосредственное осуществление этой задачи было поручено особой строительно-монтажной части (ОСМЧ) треста «Стройгаз». После получения решения ГКО на место строительства была направлена группа специалистов во главе с главным инженером ОСМЧ А. А. Головчиновым для организации стройки, приемки на месте материалов, техники, людей — всего, что должно было прибыть из Горького. Для перевозки строителей, ИТР, их семей, строительной техники, автотранспорта и материалов, необходимых для начала работ, в распоряжение ОСМЧ на IV квартал 1941 г. было выделено 1 000 вагонов. Первый эшелон вышел из Горьклго уже в конце октября, а перебазирование основных сил ОСМЧ в Барнаул закончилось в январе 1942 г.[11]
В конце января 1942 г. было принято новое решение ГКО — вместо намеченного строительства в Барнауле завода по производству легких танков Т-50 и двигателей В-4 построить завод по изготовлению танкового дизеля В-2. Этот завод проектировался на основе оборудования двигательных производств заводов ХТЗ и Московского ЗИСа. Так начинал зарождаться будущий завод для производства двигателей.[12]
17 сентября 1942 г. предприятие получило официальное название — завод № 77 Наркомата танковой промышленности СССР.[13]
[править] Сталинградский тракторный завод
Сталинградскому тракторному заводу было предписано готовить производство и выпускать танковые дизели В-2.[14]
Коллективы сталинградских и харьковских двнгателестроителей с помощью специалистов завода № 75 проделали огромную работу по подготовке и освоению производства дизеля В-2. Работу СТЗ в это время фактически возглавил заместитель наркома А. А. Горегляд. Выпуск дизелей В-2 на СТЗ начался в ноябре 1941 г. За ноябрь и декабрь 1941 года заводом было изготовлено 197 двигателей.[15]
[править] Харьковский завод № 75
Харьковский завод № 75, пока единственный, освоивший серийное производство танкового дизеля В-2, вынужден был прекращать производство и эвакуироваться в восточные районы СССР.[16]
[править] Челябинский тракторный завод
С прибытием харьковских двигателестроителей началась организация производства танковых дизелей В-2 на ЧТЗ.[17]
В 1942 году уверенно набирал темпы по выпуску дизелей В-2 Кировский завод в Челябинске — основной изготовитель двигателей для танков Т-34, KB и других машин на их базе.[18]
[править] Предприятия
[править] Завод № 76
Завод № 76 в Свердловске, работая по документации СКБ-75, являлся заводом-дублером головного Кировского завода в Челябинске по серийному производству танковых дизелей.[19]
В связи с прекращением выпуска дизелей В-2 на Сталинградском тракторном заводе к коллективу завода № 76 обратился с призывом Председатель ГКО И. В. Сталин о необходимости изготовления заводом сверхплановых дизелей для танков.[20]
[править] Показатели
Выпуск танковых дизелей типа В-2 в СССР (штук):[21]
- 1939 год: 477
- 1940 год: 1933
- 1941 год: 4874
- 1942 год: 16890
- 1943 год: 22955
- 1944 год: 28120
- I квартал 1945 года: 6963
Выпуск танковых дизелей типа В-2 на заводе № 75 в Харькове (штук):[22]
- 1939 год: 477
- 1940 год: 1933
- 1941 год: 4293
Выпуск танковых дизелей типа В-2 на Кировском заводе в Челябинске (штук):[23]
- 1941 год: 180
- 1942 год: 9115
- 1943 год: 13868
- 1944 год: 15292
- I квартал 1945 года: 3800
Выпуск танковых дизелей типа В-2 на Сталинградском тракторном заводе в Сталинграде (штук):[24]
- 1941 год: 197
- 1942 год: 2553
- 1943 год: 40
- 1944 год: 551
- I квартал 1945 года: 203
Выпуск танковых дизелей типа В-2 на заводе № 76 в Свердловске (штук):[25]
- 1941 год: 204
- 1942 год: 5165
- 1943 год: 6667
- 1944 год: 7846
- I квартал 1945 года: 1860
Выпуск танковых дизелей типа В-2 на заводе № 77 в Барнауле (штук):[26]
- 1942 год: 57
- 1943 год: 2380
- 1944 год: 4431
- I квартал 1945 года: 1100