Грузовой морской транспорт России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Порты

В 2019 году в России реализовывался ряд инвестиционных проектов, в результате которых были увеличены производственные мощности морских портов на 25,95 млн тонн:[1]

  • строительство причала № 38 в морском порту Новороссийск (ООО «Контейнерный терминал НУТЭП») (+ 3,5 млн тонн);
  • реконструкция контейнерного терминала в г. Балтийске, Калининградская область (ООО «Балтийская стивидорная компания») (+ 1,5 млн тонн);
  • реконструкция объектов второго грузового района морского порта Мурманск (ПАО «Мурманский морской торговый порт») (+ 2 млн тонн).
  • Также по информации ФКУ «Ространсмодернизация» осуществлён ввод в эксплуатацию мощностей в объёме 16,5 млн тонн в рамках комплексного развития транспортного узла «Восточный-Находка». Согласно представленным документам ПАО «Газпром» введен в эксплуатацию регазификационный терминал в Калининградской области мощностью 2 млн тонн.
  • Кроме того, частично реализовано мероприятие по строительству угольного терминала в районе м. Открытый (Приморский край) мощностью 20 млн тонн (ООО «Порт Вера») — в 2019 году прирост производственной мощности составил 0,45 млн тонн.

[править] Виды грузов

[править] Навалочные грузы

В июне 2020 года было сообщено, что группа «ОТЭКО» Мишеля Литвака завершила строительство второго причала на терминале навалочных грузов (ТНГ) в морском порту «Тамань».[2]

[править] Пища

В мае 2019 года группа ВТБ приобрела 99,99 % обыкновенных акций ЗАО «Новороссийский зерновой терминал» за общее вознаграждение в размере 35,8 млрд руб.[3]

[править] Растительное масло

В 2017 году о намерении построить маслоналивной терминал в Новороссийске сообщал Новороссийский морской торговый порт (НМТП).[4]

[править] СПГ

29 марта 2017 года президент России Владимир Путин принял участие в видеоконференции по случаю первого рейса арктического танкера-газовоза в порт Сабетта.

В июле 2019 года было сообщено, что правительство России постановило выделить из бюджета 103,6 миллиарда рублей на строительство СПГ-терминала «Утренний» в Сабетте (ЯНАО) для проекта компании «Новатэк».[5]

[править] Уголь

По состоянию на июнь 2019 года в Мурманской области велось строительство угольного терминала «Лавна».[6]

[править] Удобрения

В июне 2020 года терминал по перевалке удобрений кампании ООО «Ультрамар» в Усть-Луге принял первый грузовой состав по новой железнодорожной ветке.[7]

В январе 2021 года было сообщено, что ФГУП «Росморпорт» ввело в эксплуатацию акваторию специализированного терминала по перевалке минеральных удобрений «Ультрамар» в морском порту Усть-Луга (III этап).[8]

[править] Внутренние перевозки

Объём внутренних российских грузовых морских перевозок вырос с 17,4 млн т в 2005 до 37,0 млн т в 2010, после чего резко сократился — до 15,8 млн т в 2014, а затем немного возрос — до 23 млн т в 2018; грузооборот упал со 100,3 млрд т·км в 2010 до 32,1 млрд т·км в 2014 и немного возрос — до 45 млрд т·км в 2018.[9]

В 2019 году атомный лихтеровоз «Севморпуть» совершил переход из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург, доставив в Санкт-Петербург 5 тыс. тонн продукции камчатских рыбохозяйственных компаний.[10]

[править] Морские пути

[править] Севморпуть

Объём грузопотока по Северному морскому пути (СМП) в 2023 году составил рекордные 36,254 миллиона тонн, при этом транзитные грузоперевозки также вышли на новый рубеж в 2,129 миллиона тонн. Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачёв так прокомментировал эти данные: "Рекордных показателей грузопотока по Северному морскому пути удалось достичь благодаря нашим партнерам — в первую очередь ПАО «Новатэк», чей СПГ составляет больше половины грузопотока. Большую роль в увеличении объема перевозок сыграли также ПАО «Газпром нефть», ПАО «Лукойл», ПАО «ГМК „Норникель“», которые перенаправили свои грузы с западного на восточное направление."[11]

[править] Ссылки

Личные инструменты