Грузовые морские порты России в XXI веке
Материал из Documentation.
Объём переработки внешнеторговых грузов в морских портах России в 2002 году по сравнению с 2001 увеличился на 29 %.[1]
В 2006 году российские морские порты достигли рекордного уровня грузооборота — 420 млн тонн.[2]
Суммарный грузооборот портового комплекса России за 2007 год превысил 451 млн тонн (сухих — 187 млн тонн, наливных — 264 млн тонн). Этот показатель за десять лет вырос почти в 3,5 раза (131 млн тонн — 1997 г.).
По данным Ассоциации морских портов России (АСОП), в 2009 году российские морские порты обработали 496,4 млн тонн грузов, что на 9,2 % больше, чем в 2008 году.[3]
В 2013 году морские порты России увеличили оборот грузов на 3,9 % по сравнению с прошлым годом. Он составил 590 млн тонн, из них на долю экспортных грузов пришлось 78 % (460,1 млн тонн), а на долю импортных — 8 % (48,4 млн тонн). Транспортировка транзитных грузов увеличилась на 4,6 % по сравнению с предыдущим годом и составила 44,5 млн тонн.[4]
В 2014 году российские морские порты прибавили к объёму перевалки 2013 года 5 % — 619 млн тонн грузов. При этом основной вклад в положительную динамику внесли порты Дальневосточного (+12,3 %) и Азово-Черноморского (+11,2 %) бассейнов.[5]
В 2017 году общие мощности российских морских портов увеличились на 25 млн тонн — до 1025 млн тонн, их загрузка выросла на 64 млн тонн — до 786 млн тонн. Таким образом, в 2017 году российские морские порты нарастили свою загрузку до 76,7 %, этот уровень стал наивысшим за последние десять лет.[6]
О строительстве второго маслоналивного терминала в Тамани мощностью перевалки 3 млн т масла и 3,5 млн т насыпных грузов в год один из крупнейших игроков масложирового рынка компания «Эфко» объявила весной 2019 года.[7]
Грузооборот морских портов России в январе-октябре 2020 года снизился на 3 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — до 681,87 миллиона тонн в связи со снижением объема перевалки наливных грузов, сообщила пресс-служба Росморречфлота. Так, объем перевалки наливных грузов снизился на 10,2 %, до 348,57 миллиона тонн, сухих — вырос на 5,7 %, составив 333,3 миллиона тонн.[8]
Содержание |
[править] Бассейны
[править] Арктический бассейн
В 2018 году грузооборот морских портов Арктического бассейна составил 92,73 млн тонн (+26,4 %), из них объём перевалки сухих грузов составил 30,45 млн тонн (+4,3 %), наливных грузов 62,28 млн тонн (+41 %).[9]
[править] Балтийский бассейн
В 2018 году грузооборот морских портов Балтийского бассейна составил 246,32 млн тонн (-0,5 %), из них объём перевалки сухих грузов составил 109,78 млн тонн (+4,5 %), наливных грузов — 136,54 млн тонн (-4,1 %).[10]
[править] Азово-Черноморский бассейн
В 2018 году грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 272,16 млн тонн (+0,9 %), из них объём перевалки сухих грузов составил 119,04 млн тонн (+0,4 %), наливных грузов — 153,12 млн тонн (+1,3 %).[11]
[править] Каспийский бассейн
В 2018 году грузооборот морских портов Каспийского бассейна составил 4,8 млн тонн (+21,6 %), из них объём перевалки сухих грузов составил 2,64 млн тонн (-6,9 %), наливных грузов — 2,16 млн тонн (в 1,9 раза больше).[12]
[править] Дальневосточный бассейн
В 2018 году грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна составил 200,46 млн тонн (+4,5 %), из них объём перевалки сухих грузов составил 125,44 млн тонн (+6,7 %), наливных грузов — 75,03 млн тонн (+1 %).[13]
[править] НМТП
В 2018 году на долю группы НМТП пришлось 17 % общего грузооборота российских морских портов. За 2018 год грузооборот достиг 140,2 млн тонн.[14]