Государственный дефолт на Украине

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Государственный дефолт на Украине — выборочный дефолт по государственному долгу Украины, произошедший осенью 2015 года.

По данным Минфина Украины, на 1 апреля 2015 года внешний госдолг Украины составляет $42 млрд.[1]

Содержание

[править] Признание дефолта со стороны ISDA

23 сентября 2015 года организация ISDA признала технический дефолт Украины с оговоркой, что окончательное решение по данному вопросу будет принято позже, после вступления данного распоряжения в силу. Таким образом, у Киева была возможность до начала действия моратория оплатить свои долги, однако этого не случилось.[2]

2 октября 2015 года ISDA единогласно приняла официальное решение о признании дефолта Украины. Основанием для признания на Украине технического дефолта послужил мораторий на выполнение внешних долговых обязательств, введенный в действие премьером Украины Яценюком распоряжением № 978 от 22 сентября 2015 года. Киев должен был 22 сентября выплатить $500 млн долга по еврооблигациям, однако отказался от выполнения внешних обязательств.[3]

[править] Кредитные рейтинги Украины

[править] S&P

По состоянию на 10 октября 2014 года, суверенный рейтинг Украины по версии агентства S&P находился на преддефолтном уровне «ССС». Такое снижение было сделано агентством в феврале 2014 года.[4]

28 августа 2015 года служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s подтвердила долгосрочный суверенный рейтинг Украины по обязательствам в иностранной валюте на уровне «СС». Прогноз изменения рейтингов оставлен «негативным». S&P «практически уверено» (virtual certainty) в дефолте Украины по долговым обязательствам в иностранной валюте. Агентство будет считать как мораторий на выплаты, так и обмен подобных долговых обязательств случаями дефолта.[5]

25 сентября 2015 года агентство S&P понизило рейтинг Украины до выборочного дефолта «SD» с уровня «СС».[6]

[править] Fitch

23 августа 2014 года рейтинговое агентство Fitch снизило суверенный рейтинг Украины в национальной валюте с «B-» до «CCC». Этот рейтинг означает, что в стране возможен дефолт.[7]

В конце августа 2015 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings снизило рейтинг Украины по обязательствам в иностранной валюте до «С» с «СС» с учётом объявленного 27 августа 2015 года Киевом соглашения с кредиторами о реструктуризации еврооблигаций. Агентство квалифицирует операцию с долгом как Distressed Debt Exchange, так как она приведет к финансовым потерям для кредиторов.[8]

В начале октября 2015 года агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Украины в иностранной валюте до уровня «RD» («ограниченный дефолт») с «С». «10-дневный льготный период закончился без оплаты Украиной 500 миллионов долларов еврооблигаций со сроком погашения 23 сентября. Поэтому Fitch оценивает Украину, как находящуюся в состоянии дефолта по своим суверенным обязательствам еврооблигаций», — говорится в сообщении агентства. Долгосрочный рейтинг в национальной валюте подтверждён на уровне «ССС».[9]

[править] Оценки возможности дефолта

22 июля 2013 года было сообщено, что Украина заняла 7-е место в рейтинге стран, которым грозит дефолт в ближайшие 5 лет. Рейтинг составило экономическое агентство Standard & Poor’s. Аналитики компании увеличили шансы украинского дефолта с 34,8 % до 44,25 %.[10]

13 сентября 2014 года глава НБУ Валерия Гонтарева заявила: «Эта программа [сотрудничества с МВФ] принимает во внимание, что нам придется обслуживать, платить. Это дает нам основания отвергать даже дискуссию о дефолте… Поэтому не говорим о дефолте.»[11]

25 сентября 2014 года Арсений Яценюк заявил: «Мы уверены, что Украина не объявит дефолт».[12]

21 октября 2014 года бывший заместитель председателя НБУ Александр Савченко заявил: «Угроза дефолта в следующем году достаточно вероятна… Я оцениваю даже в 50 %, к сожалению. Если мы не изменим этот тренд, и не начнём реформы, не „реформы-2020“, а 2015.»[13]

29 ноября 2014 года Андрей Илларионов заявил: «Я напомню, что за последний месяц валютные резервы Украины упали на $4 миллиарда. Сейчас они составляют немногим более $12 миллиардов. Если таким образом будет все продолжаться, через четыре месяца валютных резервов у Украины не будет — будет дефолт. Он может наступить и раньше.»[14]

1 декабря 2014 года президент Центра экономического развития Александр Пасхавер заявил: «Дефолта в Украине не будет в силу того, что мы кредитоспособны и нам придёт финансовая помощь. Только по этой причине. Потому что если бы Украине не оказывали помощь, то мы давно имели бы проблемы с внешними обязательствами. А пока дают деньги на то, чтобы мы отдавали долги, дефолт не предвидится. Такая помощь — это политические деньги.»[15]

1 декабря 2014 года управляющий партнёр инвесткомпании Capital Times Эрик Найман заявил: «В следующем году такой сценарий [украинский дефолт] возможен, если Украина перестанет получать международную финансовую помощь от МВФ и других организаций. Ждём решения МВФ в конце этого года. Я почти уверен, что они утвердят условия сотрудничества. Более того, сейчас стоит вопрос об увеличении программы помощи Украине, поэтому я лично не верю в дефолт Украины, это будет большая глупость.»[16]

1 декабря 2014 года исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко заявил: «Будет ли дефолт — все зависит от того, какой объём резервов есть в стране и какой приток валюты может быть в страну на протяжении ближайших трёх месяцев, и какие выплаты будут. <…> Если бюджет будет популистский, если бюджет будет иметь высокую отметку дефицитности (высокую — это не на уровне около 10 % ВВП), если проблема с рекапитализацией банков не будет решена, что еще больше расширит дефицит государственного бюджета, то есть риск дефолта в 2015 году. Пока мне трудно верить, что это легко реализуемые риски, но при этом у них есть значительный шанс. Если посмотреть, например, на страховку на риск на работы в Украине, то мы занимаем третью позицию с конца, хуже нас выглядят Венесуэла и Аргентина, но хуже — это меньше, чем в два раза хуже. У них страховка на риск 22-24 %, у нас страховка на риск 16-18 %, в общем-то, мы неприглядно выглядим. И если дефицит бюджета будет высоким, если бюджет будет популистским, то вероятность на реализацию рисков требования $3 млрд [украинские евробонды, купленные Россией в декабре 2013 года] к оплате, невозможность рефинансирования большей части внешнего долга украинского частного сектора, могут толкнуть страну в дефолт.»[17]

30 декабря 2014 года президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев заявил: «Украина находится на грани масштабного дефолта, сопоставимого с событиями августа 1998 года в России. С вероятностью более 50 % он произойдёт до конца этой зимы и будет сопровождаться банкротством большей части банковской системы. Лишь 5-6 украинских банка не нуждаются в значительной докапитализации. Гигантский бюджетный дефицит в 10 % ВВП полностью монетизируется за счёт эмиссии Центрального Банка. Поступления валюты в страну не обеспечивают выплат по внешним долгам. Помощь ЕС и США недостаточна. Новое коалиционное правительство уже продемонстрировало готовность к радикальным антикризисным мерам: проводить необходимые реформы, снизить госрасходы на 10 % ВВП, отменить газовые и угольные субсидии. Но ему придётся действовать наперегонки с ускоряющимся кризисом, и даже решительные меры могут оказаться недостаточными, чтобы предотвратить панику инвесторов и дефолт по долгам.»[18]

30 декабря 2014 года президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко заявил: «Если за счёт золотовалютных резервов мы продолжим покупать газ, то девальвация гривны продолжится в течение всего 2015 года. Немного затормозить эту девальвацию могут кредитные транши МВФ. Если же кредитов не будет, а „Нафтогаз“ продолжит расчёты перед „Газпромом“, то будет дефолт и резкая девальвация. Ведь у Украины сейчас нет валюты для расчётов по долгам.»[19]

2 января 2015 года Андрей Илларионов заявил: «[Дефолт на Украине] практически неизбежен. Есть, правда, ничтожный шанс, что Украине удастся избежать дефолта, но для этого в течение трёх-четырёх недель Кабинет Министров должен кардинально пересмотреть, а Верховная Рада переутвердить бюджет 2015 года. <…> При бюджетном дефиците, утверждённом Верховной Радой, с учётом дефицита бюджета „Нафтогаза“ и расходных статей, не вошедших в бюджет-2015, свои последние международные резервы Украина израсходует в феврале 2015 года. В этом случае наступление дефолта будет отложено лишь на несколько недель. Теоретически это [отсутствие дефолта] возможно в двух случаях. Первый вариант: Кабмин кардинально пересматривает бюджет-2015 года и радикально сокращает госрасходы. Второй вариант: МВФ и зарубежные кредиторы предоставляют финансовую помощь Украине. По базовому сценарию, Украина нуждается в помощи в размере не менее 17 миллиардов долларов. Правда, МВФ озвучивал эту цифру еще до принятия бюджета 2015 года. Если главный финансовый документ страны соответствует тем параметрам, о которых написал Виктор Пинзеник, тогда Украине потребуется больше средств. <…> МВФ демонстрирует свою готовность помочь Украине. Но он сможет предоставить кредиты только при наличии правительственной программы, вызывающей доверие. Не уверен, что МВФ согласится на программу с таким бюджетным дефицитом, какой был только что утвержден. Кроме того, может оказаться, что и 17 миллиардов долларов будет недостаточно. Тогда переговоры с МВФ затянутся, и февраль наступит без кредитов МВФ. <…> Вероятнее всего, миссия МВФ, приезжающая 8 января, повторит своим партнерам еще раз: международные финансовые институты не смогут начать кредитование государства с таким бюджетным дефицитом. Это значит, что надо пересматривать бюджет.»[20]

2 января 2015 года главный эксперт Совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский заявил: «Такая угроза [дефолта] для Украины в 2015 году усилится из-за необходимости возврата внешнего долга около 20 млрд долл., а также ограниченного внешнего финансирования. Чтобы избежать возможного дефолта нам необходимо, в первую очередь, заручиться поддержкой международных финансовых организаций, не допустить дальнейшей эскалации конфликта с Россией, „вскрыть“ внутренние инвестиционные резервы, которые лежат в области реальной борьбы с коррупционными схемами (госзакупки, деятельность крупных госпредприятий и монополий и т. п.).»[21]

2 января 2015 года президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило заявил: «Этот риск [дефолта] реален, но, думаю, правительство в состоянии ее решить, если не будет обострения внешней агрессии и политически катаклизмов внутри страны.»[22]

2 января 2015 года аналитик агентства «MPP Consulting» Павел Мельник заявил: «Этот риск [дефолта] будет оставаться в 2015 году, но вероятность даже меньше, чем весной 2014 года. Чтобы гарантированно избежать дефолта, необходимо привлечь в страну как можно больше инвестиций.»[23]

[править] Возможные последствия дефолта

1 декабря 2014 года исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко заявил: «В Украине неправильно понимают дефолт. Дефолт — это не жизнь с чистого листа, дефолт — это абсолютное отрезание любого государства, в данном случае Украины, от финансовых внешних рынков. Притом, отрезание не на 1-2 года, а на 5-10 лет. Ситуация может быть очень плохой. На 5 лет отрезанные от внешнего финансирования страны, которым объявляли дефолт, не могли себе позволить вообще наличие никакого дефицита. Если это произойдет, то тогда все строгие меры, которые должен принять Верховный Совет и новый состав Кабмина по урезанию дефицита государственного бюджета, покажутся ничем, по сравнению с тем, что надо будет сделать, и какие жесткие меры надо будет предпринять для того, чтобы выжить в условиях объявления дефолта. Тогда надо будет свести к нулю дефицит вообще, а это будет колоссальная катастрофа.»[24]

2 января 2015 года Андрей Илларионов заявил: «Дефолт по внешним обязательствам будет означать начало реструктуризации внешнего долга государства: перенесение сроков платежей, капитализация процентов в основное тело долга, дополнительная стоимость переоформления долга. Такие переговоры никогда не бывают легкими и быстрыми. Даже если в стране есть необходимые квалифицированные кадры, такие переговоры займут несколько месяцев. До тех пор, пока переговоры о реструктуризации долга не закончатся, нового внешнего финансирования не будет. Возможно, кредитование Украины возобновится к началу лета 2015 года, но за это время и гривна упадет в разы, и долговая нагрузка радикально увеличится. Украинский ВВП, измеряемый в гривнах, по новому валютному курсу уменьшится в число раз, соответствующее глубине девальвации, а внешний долг, измеряемый в долларах, в лучшем случае останется прежним, но на самом деле, конечно, возрастет. <…> Дефолт и последующий социально-политический кризис создадут исключительно благоприятные условия для завершения программы господина Путина по установлению контроля над всей Украиной. Эта программа станет реализацией проекта „Руина № 2“, фактором активизации пятой колонны Кремля в вашей стране [Украине]. Россия сможет возобновить наступательные военные действия на Украину не только со стороны восточных границ, но и из Крыма. К тому же в последнее время подозрительно активизировался господин Янукович, в отношении которого начата мощная кампания по имиджевой реабилитации.»[25]

В июле 2015 года британская газета The Financial Times писала, что в случае дефолта Украины страна лишится возможности брать новые займы. Инвестиции в промышленной сектор также прекратятся, а они крайне необходимы Украине для того, чтобы прекратить упадок экономики. Тысячи украинцев начнут эмигрировать в соседние Польшу, Словакию, Румынию и Венгрию. «Если Европа не может справиться с ограниченным потоком людей, пересекающих Средиземное море, то остается лишь догадываться, какие паника и хаос последуют за исходом с Украины», — пишет издание.[26]

[править] Законодательство

В мае 2015 года Верховный совет Украины принял в первом чтении и сразу окончательно законопроект «Об особенностях совершения сделок с государственным, гарантированным государством долгом и местным долгом», который наделяет правительство правом «приостанавливать выплаты по некоторым внешним обязательствам». Соответствующие поправки внесены в бюджет. Законопроект внесло правительство. Премьер Арсений Яценюк во время представления законопроекта пояснил депутатам, что речь исключительно о частных кредиторах, которые являются держателями внешнего государственного долга.[27]

[править] Долг России

В декабре 2013 года Кремль принял решение выделить кредит Украине, вложив в её еврооблигации до $15 млрд. Выделен был только первый транш, который составил $3 млрд — сроком обращения два года со ставкой купона 5 % годовых с выплатой купонного дохода с периодичностью один раз в полгода. Долг должен быть погашен Украиной в декабре 2015 года.[28]

Россия отказалась участвовать в реструктуризации украинского долга и хочет получить свои деньги назад в срок. Это неоднократно подчеркивали российские власти. «Мы ни на какие реструктуризации согласия давать не будем. Мы будем ждать выполнения Украиной своих обязательств», — заявил глава российского Минфина Антон Силуанов.[29]

В случае невыполнения обязательств Украиной Россия обратится в арбитраж в соответствии с английским законодательством, как это предусмотрено при дефолте или невыполнении обязательств Украины перед Россией, пояснял Силуанов.[30]

[править] Договорённость с клубом кредиторов о реструктуризации долга

27 августа 2015 года было объявлено, что Украина и клуб кредиторов договорились о списании 20 % украинского долга. Реструктуризация предполагает выпуск новых евробондов с погашением в 2019—2027 годах и обмен их на существующие еврооблигации со сроком обращения до 2015—2023 годов. При этом ставка купона повышается до 7,75 % годовых с нынешних 7,22 % годовых.[31]

Помимо этого, будут выпущены ценные бумаги, выплаты по которым будут привязаны к динамике ВВП Украины (или так называемые инструменты восстановления стоимости — value recovery instruments, VRI). Они призваны компенсировать потери кредиторов от списания долга в том случае, если экономика Украины будет восстанавливаться быстрее, чем прогнозировалось. В рамках сделки будут выпущены 20-летние VRI.[32]

[править] Факторы за и против возможности дефолта

Факторы в пользу возможности дефолта:

Факторы против возможности дефолта:

  • Сотрудничество с МВФ, высокая готовность этой организации давать кредиты на погашение долгов Украины.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Украина не вернет долги. Украина может отказаться платить по долгам, в том числе российским. 19 мая 2015
  2. С 4 октября 2015 ISDA официально признала в Украине технический дефолт
  3. С 4 октября 2015 ISDA официально признала в Украине технический дефолт
  4. Рейтинговое агентство S&P повысило кредитный рейтинг Украины. 10 октября 2014
  5. S&P заявило о возможности дефолта на Украине. 28 августа 2015
  6. S&P понизило рейтинг Украины до дефолтного. 25 сентября 2015
  7. Агентство Fitch снизило долгосрочный суверенный рейтинг Украины до переддефолтного. 23 августа 2014
  8. [1]
  9. [http://korrespondent.net/business/economics/3572879-vozmozhen-defolt-Fitch-snyzylo-reitynh-ukrayny Возможен дефолт. Fitch снизило рейтинг Украины. 6 октября 2015]
  10. Украине грозит дефолт, — рейтинг Standard & Poor’s. 22 июля 2013
  11. В Украине не рассматривают возможность дефолта — председатель НБУ. 13 сентября 2014
  12. Яценюк: Украина не объявит дефолт. 25 сентября 2014
  13. Дефолт в Украине возможен на 50 %, — экс-заместитель главы НБУ. 21 октября 2014
  14. Илларионов: Дефолт в Украине может наступить через четыре месяца. 29 ноября 2014
  15. Пасхавер: Если не начнутся реформы, нам грозит даже не дефолт, а коллапс экономики. 1 декабря 2014
  16. Экономист Найман: У Украины один критический долг — российские евробонды на $3 млрд, которые украл Янукович. 1 декабря 2014
  17. Экономист Устенко: Если бюджет будет популистским и не решится проблема с рекапитализацией банков — есть риск дефолта в 2015 году. 1 декабря 2014
  18. Американские горки: что будет после кризиса. 30 декабря 2014
  19. У Киева нет валюты на погашение долгов «Нафтогаза» — Охрименко. 30 декабря 2014
  20. Илларионов: Дефолт в Украине практически неизбежен. Он наступит в конце января, максимум февраля 2015 года. 2 января 2015
  21. Экономические прогнозы-2015: Какой будет инфляция, безработица и грозит ли Украине дефолт. 2 января 2015
  22. Экономические прогнозы-2015: Какой будет инфляция, безработица и грозит ли Украине дефолт. 2 января 2015
  23. Экономические прогнозы-2015: Какой будет инфляция, безработица и грозит ли Украине дефолт. 2 января 2015
  24. Экономист Устенко: Если бюджет будет популистским и не решится проблема с рекапитализацией банков — есть риск дефолта в 2015 году. 1 декабря 2014
  25. Илларионов: Дефолт в Украине практически неизбежен. Он наступит в конце января, максимум февраля 2015 года. 2 января 2015
  26. Украинский дефолт ударит по Европе сильнее греческого — FT. 13 июля 2015
  27. Украина не вернет долги. Украина может отказаться платить по долгам, в том числе российским. 19 мая 2015
  28. Украина не вернет долги. Украина может отказаться платить по долгам, в том числе российским. 19 мая 2015
  29. Украина не вернет долги. Украина может отказаться платить по долгам, в том числе российским. 19 мая 2015
  30. Украина не вернет долги. Украина может отказаться платить по долгам, в том числе российским. 19 мая 2015
  31. [2]
  32. [3]
Личные инструменты