Государственная экономическая политика во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Во многих странах во время Великой депрессии шёл напряжённый поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Были созданы различные модели регулируемого капитализма: от либерально-реформистской модели в США до тоталитарной в Германии, Италии, Японии.

В 1970-е — 1980-е годы центральные банки столкнулись с дилеммой, связанной с шоками предложения: 1) меры, направленные на сдерживание инфляции, неизбежно способствуют рецессии; 2) меры, направленные на предотвращение рецессии, приводят к росту инфляции. Центробанкам пришлось сделать трудный выбор. В конце концов, они решили бороться с инфляцией, но за это пришлось заплатить высокую цену: безработица продолжала расти. Регуляторам пришлось подтолкнуть экономику к рецессии, чтобы «задушить» инфляцию.[1]

Содержание

[править] Регионы

[править] Азия

[править] Япония

В 1880-х годах правительство Японии перешло к осуществлению новой экономической политики. Её цель состояла в создании условий для активизации частного предпринимательства путём приватизации государственной собственности. В ноябре 1881 года был издан указ о передаче государственных предприятий в частные руки. Департамент промышленности был упразднен, а вместо него учрежден Департамент сельского хозяйства и торговли. Продажа государственных объектов осуществлялась на льготных условиях, цены устанавливались в 2-3 раза ниже фактических, практиковалась рассрочка платежей на длительные сроки. Государственные предприятия сдавались в аренду, передавались в счет погашения долгов правительственным кредиторам. Основная часть государственной собственности оказалась в руках торгово-ростовщических домов и высших слоев самураев. Государственные медные рудники перешли к фирме «Фурукава», самый крупный судостроительный завод в Нагасаки, угольные шахты, серебряные рудники Икуно — к «Мицубиси» и т. д.

[править] Америка

[править] США

Франклин Рузвельт предложил для выхода из экономического кризиса комплекс реформ, вошедших в историю под названием «Новый курс». В осуществлении нового курса выделяют два этапа: первый — 1933—1935 годы, второй — 1935—1938 годы. В «Новом курсе» воплотились черты либерально-реформистского варианта регулируемого капитализма. Важнейшим инструментом правительственных мероприятий стал государственный бюджет, за счёт средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ.

[править] Европа

[править] Германия

Главным содержанием экономической политики в Германии при Адольфе Гитлере стала всеобщая милитаризация. Она проводилась ускоренными темпами и рассматривалась нацистами как главное средство выхода из кризиса. Перестройка экономики осуществлялась по пяти основным линиям: подготовка военно-сырьевой базы; форсированное развитие военной промышленности; осуществление после ликвидации безработицы мероприятий по обеспечению военной промышленности рабочей силой; подготовка продовольственной базы; совершенствование органов регулирования и милитаризации страны.

В июне 1933 года при министерстве экономики Германии был организован Генеральный совет хозяйства, призванный вырабатывать и направлять экономическую политику государства. Генеральный совет играл ведущую роль в руководстве экономикой Германии. Здесь обсуждались планы хозяйственного развития Германии. Генеральному совету были подчинены хозяйственные группы, возглавлявшие промышленность, торговлю, финансы, а тем, в свою очередь, отраслевые группы — химическая, авиационная и другие отрасли промышленности. Совет состоял из 16 членов, девять из которых представляли крупный капитал, четверо — крупные банки и двое — крупных аграриев. Решающее слово в нём принадлежало Круппу и Сименсу.

В 1933 году в Германии был принят Закон о принудительном синдицировании, согласно которому предприятия должны были входить в состав существующих картелей и синдикатов.

Отличительной особенностью государственного регулирования в Германии стал так называемый «фюрер-принцип», закрепленный законом 1934 года об «Органическом построении германского хозяйства». По этому закону все предпринимательские союзы переходили в подчинение министерства экономики Германии и возглавлялись фюрером германского хозяйства. Им был назначен Ф. Кесслер — глава электропромышленников.

В сентябре 1936 года в Германии был утверждён второй четырехлетний план, основной задачей которого являлось обеспечение экономической независимости Германии от импорта, ускоренное развитие отраслей, составлявших основу военной промышленности, мобилизация экономических ресурсов, накопление дефицитных материалов.

В 1940 году в Германии был принят третий четырёхлетний план, согласно которому основной экономической задачей являлось развитие военного производства и военно-промышленного потенциала.

Поддержка оккупационных властей позволила Людвигу Эрхарду (1897–1977) провести свою знаменитую экономическую реформу. Он начал проводить её в 1948 году в качестве директора Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации. Впоследствии он был в 1949–1963 годах министром экономики в правительстве Аденауэра (1949–1963), заместителем федерального канцлера (с 1957 года), канцлером (1963–1966 годы).

[править] Россия

В руках Минфина России до образования в 1905 году Министерства торговли и промышленности России сосредоточивалось управление не только денежным обращением, кредитами, но и промышленностью, торговлей, железнодорожным строительством.

Личные инструменты