Государственная экономическая политика в России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Пётр I воз­вёл меркантилизм в прин­цип государственной по­ли­ти­ки, соз­дав российский флот, ра­ди­каль­но об­но­вив (с учё­том опы­та Английского мо­нет­но­го дво­ра) де­неж­ную сис­те­му, на­са­ж­дая ткац­кие ма­ну­фак­ту­ры («не по­ку­пать мун­ди­ра за­мор­ско­го») и другие им­пор­то­за­ме­щаю­щие про­из­вод­ст­ва, до­би­ва­ясь рос­та экс­пор­та промыленных из­де­лий (гру­бый тек­стиль, же­ле­зо). Во­пло­ще­ни­ем меркантилизма стал про­тек­цио­ни­ст­ский та­риф 1724 года.[1]

Пётр I повелел указом от 20 октября 1705 года провести кадастровую оценку торговли и промыслов. Для этого во всех российских городах, слободах и селах, подведомственных ратуше, проведена перепись всех купцов, а также посадских и слободских людей.[2]

В первой половине XIX столетия государственная политика России в области промышленности и торговли формировалась в условиях противоборства двух основных подходов — покровительственного по отношению к этому сектору экономики и фритредерства.[3]

Молодой российский император Александр I и лица из его близкого окружения увлекались идеями А. Смита. Эти увлечения первых лет нового царствования были особенно заметны в области внешнеторговой и таможенной политики России.[4]

После прихода к власти Александра I в его окружении была выработана и провозглашена программа деятельности правительства в области экономической политики, охватывавшая вопросы промышленности и внешней торговли. Эту программу, выдержанную в духе экономического либерализма, провозгласил один из друзей императора, член Негласного комитета В. П. Кочубей, ставший министром внутренних дел. В ведении этого министерства находились промышленность и земледелие. Среди видных разработчиков программы были П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, М. М. Сперанский. В области внешней торговли умеренно либеральная программа была выдвинута Н. П. Румянцевым, который был назначен министром коммерции.[5]

После отмены крепостного права министром финансов России (1862—1878) был назначен М. Х. Рейтерн. Им была подготовлена долгосрочная программа экономического развития России. Она основывалась на принципе смешанной экономики и предусматривала сочетание государственных и частных интересов под патронажем Министерства финансов и Государственного банка.

В 1887 году министром финансов России (1887—1892 годы) был назначен известный учёный, опытный биржевик и руководитель нескольких акционерных обществ И. А. Вышнеградский. Программа нового министра финансов предусматривала расширение государственного вмешательства в экономику, рост косвенных налогов.

В 1892 году пост министра финансов России (1892—1903) занял С. Ю. Витте. Он продолжил претворение в жизнь программ хозяйственного развития своих предшественников. Его экономическая программа была направлена на достижение Россией полной экономической независимости. Для достижения поставленных целей программа предусматривала увеличение инвестиций в промышленность, расширение промышленного кредита, стимулирование частного предпринимательства, улучшение торгового и платёжного балансов, развитие сети общего и профессионального образования и т. д. Учитывая, что внутренних источников финансирования индустриализации было недостаточно, программа предусматривала широкое привлечение иностранного капитала и обеспечение гарантий иностранным инвесторам. Узловым пунктом экономической программы стало проведение денежной реформы.

Все составы российского Временного правительства сходились на необходимости государственного регулирования экономики и усиления контроля за деятельностью частных торговцев и предпринимателей. Каждый состав правительства заявлял о решимости остановить падение экономики, наладить хозяйственную деятельность в условиях продолжавшейся войны. Все обещали «крайнюю бережливость в расходовании народных денег», «установление твердых цен на предметы первой необходимости» (железо, ткани, керосин, кожи и т. д.) и доставку их населению «по возможно пониженным ценам».

За пер­вое де­ся­ти­ле­тие су­ще­ст­во­ва­ния ком­му­ни­сти­че­ской сис­те­мы бы­ли при­ме­не­ны два диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ных эко­но­ми­че­ских ме­ха­низ­ма: «военный коммунизм», пре­ду­смат­ри­вав­ший пол­ный от­каз от к.-л. эле­мен­тов рын­ка и кре­дит­но-де­неж­ных от­но­ше­ний, и Новая экономическая политика (НЭП), со­че­тав­шая гос. кон­троль над клю­че­вы­ми сек­то­ра­ми эко­но­ми­ки с раз­ви­ти­ем ча­ст­но­пред­при­ни­ма­тель­ской ини­циа­ти­вы и ры­ноч­ных от­но­ше­ний. По­ли­ти­ка «во­ен­но­го ком­му­низ­ма» ока­за­лась чре­ва­той не толь­ко пол­ным па­ра­ли­чом эко­но­ми­че­ской сис­те­мы, но и на­рас­та­ни­ем по­ли­ти­че­ско­го кри­зи­са в стра­не.[6]

Ленинское видение нэпа как долговременной политики разделялось до конца 1920-х годов всеми советскими вождями.[7]

Результатом победы сталинской фракции было принятие и реализация политики «большого скачка». В значительной мере под воздействием Сталина в экономическую сферу переносились методы «классовой борьбы» и революционного штурма. Индустриальные планы и капитальные вложения в индустрию наращивались в той мере, в какой это считалось необходимым. Ставка делалась на масштабные закупки западного оборудования и целых заводов, быстрое их освоение и затем столь же быстрое наращивание собственного производства.[8]

В начале 1957 года Н. С. Хрущёв пред­ло­жил ре­орга­ни­зо­вать управ­ле­ние про­мыш­лен­но­стью и строи­тель­ст­вом, соз­дав со­ве­ты на­род­но­го хо­зяй­ст­ва (сов­нар­хо­зы) на мес­тах вме­сто от­рас­ле­вых ми­ни­стерств. На­ру­шая ус­та­нов­лен­ный по­ря­док со­гла­со­ва­ний, Хру­щёв до­бил­ся ут­вер­жде­ния сво­их пред­ло­же­ний на сес­сии ВС СССР.[9]

В 1957 году новым руководителем Госплана стал И. И. Кузьмин, который вскоре после своего назначения выступил в «Вестнике АН СССР» с программной статьей «О задачах развития комплексной механизации и автоматизации в СССР», где объявил о создании в Госплане Научно-технического совета по комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Заместителем председателя Совета стал М. Е. Раковский, занимавшийся ранее развитием приборостроения и автоматизации.[10]

В июле 1959 года на Пленуме ЦК КПСС рассматривались вопросы ускорения технического прогресса в промышленности и строительстве. Было принято решение: «Учитывая большие возможности электронной техники в деле автоматизации производственных процессов, поручить Госплану СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению с участием Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике и по согласованию с союзными республиками утвердить план внедрения радиоэлектронной техники во все отрасли народного хозяйства».[11]

Приказ № 597 о создании Вычислительного центра при Госплане СССР «в целях использования электронно-вычислительной техники для выполнения планово-экономических работ» был подписан 1 октября 1959 года председателем Госплана А. Н. Косыгиным.[12]

В 1959 г. в СССР был принят новый семилетний план развития народного хозяйства (1959—1965 гг.).[13]

В 1960 году для подготовки экономической части новой программы КПСС был создан Госэкономсовет СССР, которому был переподчинен ВЦ.[14]

ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление от 21 мая 1963 года «Об улучшении руководства внедрением вычислительной техники и автоматизированных систем управления в народное хозяйство». Постановление предусматривало создание специализированной организации — Главного управления по внедрению вычислительной техники при Государственном комитете по координации научно-исследовательских работ СССР (ГУВВТ), которое бы координировало работы по созданию ведомственных и общегосударственных информационных систем, разработку и производство новых компьютеров и программ для них, организацию перехода на электронный документооборот, изменение способов планирования и управления, их оптимизацию и рационализацию на базе цифровизации.[15]

В мае 1963 года был образован Главный вычислительный центр Госплана СССР, просуществовавший 28 лет. Его главным достижением можно считать первую в мировой практике разработку расчетов межотраслевых балансов производства и распределения продукции в натуральном измерении, основанную на математической модели (до этого баланс был чисто статистическим документом).[16]

В Госплане в 1963 году был создан отдел по внедрению экономико-математических методов в планирование народного хозяйства. Возглавил его Я. А. Обломский. Начальником подотдела планирования стал Ю. Р. Лейбкинд, который, в свою очередь, пригласил на работу О. М. Юня, ставшего позднее одним из основных сотрудников Госплана, ответственных за внедрение ЭВМ в планирование.[17]

Мас­штаб­ной попыткой при­да­ния ди­на­миз­ма сов. эко­но­ми­ке ста­ла ре­фор­ма 1965 года — «ре­фор­ма Ко­сы­ги­на» (по име­ни од­но­го из её ини­циа­то­ров, пред­се­да­те­ля СМ СССР в 1964-80). В раз­ра­бот­ке осн. идей ре­фор­мы уча­ст­во­ва­ли ве­ду­щие сов. эко­но­ми­сты (В. С. Нем­чи­нов, В. В. Но­во­жи­лов, Е. Г. Ли­бер­ман, А. М. Бир­ман и др.). Ре­фор­ма пред­по­ла­га­ла рас­ши­ре­ние са­мо­стоя­тель­но­сти пред­при­ятий, со­кра­ще­ние чис­ла ус­та­нав­ли­вае­мых им свер­ху пла­но­вых по­ка­за­те­лей, пе­ре­ори­ен­та­цию сис­те­мы сти­му­ли­ро­ва­ния с по­ка­за­те­лей вы­пол­не­ния пла­на, под­тал­ки­ваю­щих к за­ни­же­нию за­да­ний и за­вы­ше­нию по­треб­но­стей в ре­сур­сах, на ко­неч­ные по­ка­за­те­ли дея­тель­но­сти — при­быль и объ­ём реа­ли­за­ции.[18]

В 1965 году Госплан сформировал Комплексную группу по созданию и внедрению АСПР. В её состав вошли сотрудники Госплана, ГВЦ Госплана, НИИПиНа при Госплане, ЦЭМИ АН СССР, МГУ им. М. В. Ломоносова. Был учрежден специальный пост заместителя председателя Госплана для руководства работами по планированию и контролю за внедрением экономико-математических методов, вычислительной техники и АСУ.[19]

К началу 1968 года были сформированы автоматизированные подсистемы баланса денежных доходов и расходов населения, кормов, производства и использования общественного продукта и национального дохода, трудовых ресурсов, объема продукции связи и т. д.[20]

На состоявшемся в мае 1968 года Всесоюзном совещании по совершенствованию народно-хозяйственного планирования и улучшению экономической работы в народном хозяйстве была поставлена задача создания сети вычислительных центров Госплана СССР и госпланов союзных республик с учетом ее взаимодействия с государственной, отраслевыми и ведомственными системами.[21]

В октябре 1970 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию управления в народном хозяйстве на основе широкого использования средств вычислительной техники», в котором появился термин «Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации (ОГАС)». Для разработки проекта ОГАС был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем организации и управления (ВНИИПОУ), который еще через 10 лет выпустил эскизный проект ОГАС.[22]

Заседание Госплана СССР по разработке автоматизированной системы плановых расчетов состоялось 5 мая 1972 года с участием руководителей министерств, ведомств и научных институтов. Участники обсуждали дизайн АСПР в контексте желаемой конфигурации плановой системы в целом.[23]

В 1972 году постановлением Госплана № 70 было одобрено техническое задание на создание в Госплане СССР, Госпланах союзных республик, министерствах и ведомствах Автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР) и координационный план ее разработки и внедрения. В качестве головной организации был утвержден ГВЦ, главным конструктором стал Лебединский.[24]

Фактически в 1972 году была поставлена задача создания Национальной системы управления данными (НСУД), к необходимости формирования которой заново пришли в 2018 году. Только тогда задача была еще более амбициозной, так как компьютерной сети, по которой могла бы проходить передача данных от отраслевых систем в единый банк данных, не существовало.[25]

В 1974 году Госплан СССР выпустил «Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР». В них было заявлено: «АСПР должна стать главным звеном Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством, создаваемой по решению XXIV съезда КПСС».[26]

Первая очередь АСПР была введена в эксплуатацию в 1977 году. Она делилась на функциональные и обеспечивающие подсистемы. Среди 50 функциональных подсистем главной была подсистема «Сводный народно-хозяйственный план», которая объединяла остальные блоки в единое целое. Сводно-функциональные подсистемы («Уровень жизни народа», «Внешнеэкономические связи» и т. п.) характеризовали основные аспекты социально-экономического развития, сводно-ресурсные («Капитальные вложения», «Труд и кадры», материальные и финансовые балансы) показывали обеспеченность ресурсами. Те и другие использовали данные отраслевых подсистем, одновременно корректируя и увязывая их.[27]

После 1977 года стала разрабатываться вторая очередь АСПР.[28]

В марте 1980 года Госплан СССР постановлением № 53 «Об организации работ по завершению в одиннадцатой пятилетке внедрения автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР) и дальнейшему ее развитию» утвердил Задание на проектирование и внедрение второй очереди АСПР.[29]

Вторая очередь АСПР была введена в 1985 году.[30]

Важным отличием второй очереди АСПР стало создание Центрального комплекса задач. По существу, ЦКЗ представлял собой первую в стране межотраслевую динамическую модель советской экономики, базирующуюся на реальных данных.[31]

В июне 1985 года коллегия Госплана СССР рассмотрела и одобрила «Основные направления развития АСПР в 1986—1990 годах и на период до 2000 года».[32]

Клю­че­вой вклад в раз­ра­бот­ку экономической ре­фор­мы в СССР 2-й половины 1980-х гг. вне­сли, в ча­ст­но­сти, Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. И. Анчишкин, Н. Я. Петраков, С. Д. Шаталов, Е. Г. Ясин. В со­от­вет­ст­вии с их идея­ми осн. эле­мен­та­ми эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки пе­ре­строй­ки ста­ло зна­чи­тель­ное рас­ши­рение са­мо­стоя­тель­но­сти пред­при­ятий, а так­же до­пу­ще­ние ча­ст­но­пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти в фор­ме коо­пе­ра­ти­вов и ин­ди­ви­ду­аль­ной тру­до­вой дея­тель­но­сти. В 1987-88 бы­ли при­ня­ты со­от­вет­ст­вую­щие нор­ма­тив­ные ак­ты. Позд­нее к этим ме­рам до­ба­ви­лись: раз­ви­тие аренд­ных от­но­ше­ний вплоть до воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи арен­до­ван­но­го иму­ще­ст­ва в ча­ст­ные ру­ки, раз­го­су­дар­ст­вле­ние (при­ва­ти­за­ция) пред­при­ятий, соз­да­ние ча­ст­ных бан­ков.[33]

В кон. 1980-х гг. в СССР на­ча­лась «вой­на про­грамм» эко­но­ми­че­ских ре­форм и вы­хо­да из кри­зи­са. Су­ще­ст­во­ва­ло 3 осн. ва­ри­ан­та ан­ти­кри­зис­ных ме­ро­прия­тий: 1. Кон­сер­ва­тив­ный ва­ри­ант («ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная ста­би­ли­за­ция») пред­по­ла­гал ос­та­нов­ку и по­во­рот вспять про­цес­сов по­ли­ти­че­ской де­мо­кра­ти­за­ции, по­вы­ше­ние уров­ня управ­ляе­мо­сти на­род­ным хо­зяй­ст­вом и на этой ос­но­ве — мед­лен­ное ре­фор­ми­ро­ва­ние и мо­дер­ни­за­цию сов. эко­но­ми­ки. 2. Ры­ноч­но-ли­бе­раль­ный ва­ри­ант пре­ду­смат­ри­вал при­ва­ти­за­цию соб­ст­вен­но­сти и ли­бе­ра­ли­за­цию цен. В рус­ле это­го под­хо­да раз­ра­ба­ты­ва­лась про­грам­ма «500 дней» С. С. Ша­та­ли­на и Г. А. Яв­лин­ско­го (осень 1990), а так­же про­грам­ма Е. Т. Гай­да­ра (осень 1991). 3. Уме­рен­ный ва­ри­ант пра­ви­тель­ст­ва СССР («про­грам­ма Н. И. Рыж­ко­ва — Л. И. Абал­ки­на»), со­дер­жав­ший на­бор ком­про­мисс­ных ме­ро­прия­тий, не на­шёл по­ли­ти­че­ской под­держ­ки.[34]

1 июля 1991 года Верховный совет СССР после почти полугодового рассмотрения принял закон «Об основах разгосударствления и приватизации в СССР».[35]

20 сентября 1991 года был создан Межреспубликанский экономический комитет СССР (председатель — премьер РСФСР Иван Силаев). Он подотчетён президенту СССР, Госсовету и Верховному совету СССР.[36]

Содержание

[править] Планы

План ГОЭЛРО предусматривал первоочередное развитие машиностроения, металлургии, топливно-энергетической базы, химии и железнодорожного строительства — отраслей, призванных обеспечить технический прогресс всей экономики. В течение 10 лет предполагалось почти удвоить промышленное производство при увеличении численности рабочих всего на 17 %. Намечалось строительство 30 крупных электростанций. Но речь шла не просто об электрификации народного хозяйства, а о том, чтобы на этой основе перевести экономику на интенсивный путь развития.

Принятые в апреле 1929 года задания экономического роста на предстоящие пять лет ставили очень высокую планку, но несмотря на это они почти сразу были пересмотрены. Планы увеличивались в полтора, два, три раза. Пятилетка превращалась в четырёх- и даже трёхлетку.[37]

31 июля 1990 года президент СССР Михаил Горбачёв, председатель Верховного совета РСФСР Борис Ельцин, председатель Совмина СССР Николай Рыжков и председатель Совмина РСФСР Иван Силаев подписали соглашение о разработке единой экономической программы. Это был первый документ, подписанный Горбачёвым и Ельциным. В состав группы по разработке программы было включено 12 человек — представителей президентского совета, Совмина РСФСР, а также экспертов Совмина СССР и независимых экономистов.[38]

В России правительственная антикризисная программа была разработана в марте 1992 г. под руководством первого заместителя председателя правительства Егора Гайдара. Она носила название «Основные направления экономической политики Российской Федерации». Ее целью было резкое снижение темпов инфляции к концу 1992 г., противодействие падению производства, а также привлечение иностранных инвестиций. Однако этот антикризисный план утвержден правительством не был.[39]

16 ноября 1992 г. правительство РФ (исполняющий обязанности председателя правительства — Егор Гайдар) одобрило «Программу неотложных мер по оздоровлению экономической ситуации». В ней были перечислены 10 целей: остановка падения уровня жизни; предоставление гарантий прожиточного минимума слабозащищенным группам населения; борьба с ростом цен и безработицей; восстановление дееспособности государства, стабильности курса рубля; поддержка предпринимательства; предотвращение тотальной коммерциализации социально-культурной сферы; социальная и экспортная переориентация промышленности и др. Это была первая в современной России утвержденная правительством антикризисная программа, список мероприятий в рамках её реализации состоял из 19 направлений и 222 пунктов. План действовал несколько лет.[40]

Федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» определил цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок их разработки.[41]

В марте 1997 года в России была одобрена среднесрочная программа «Структурная перестройка и экономический рост 1997—2000».[42]

«План первоочередных мер Правительства Российской Федерации» был утверждён постановлением кабинета министров России 22 мая 1998 года. Целью документа было «преодоление негативных явлений в социально-экономической сфере и создание условий для достижения экономического роста». Антикризисный план включал в себя 7 направлений деятельности и 77 пунктов.[43]

10 июля 1998 г. правительством России был принят новый антикризисный план «О мерах по стабилизации социально- экономического положения в стране». Задачей документа было предотвращение кризисных явлений на финансовых рынках, преодоление кризиса доверия граждан России и инвесторов к государственным институтам, создание условий для оживления производства. Стабилизационный план состоял из 7 направлений и 133 пункта.[44]

20 декабря 1998 года правительством Евгения Примакова был утверждён очередной антикризисный документ «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране». План предусматривал поддержание доходов и смягчение последствий кризиса для населения, создание условий устойчивого функционирования экономики и денежной системы, укрепление государственности и системы исполнительной власти, совершенствование бюджетного процесса и др. Всего в план были включены 94 первоочередные меры по преодолению кризиса.[45]

[править] Гражданский кодекс

Госдумой первого созыва были приняты первая и вторая части Гражданского кодекса России — экономической конституции России.[46]

Первая часть Гражданского кодекса России была введена в действие с 1 января 1995 года.[47]

Вторая часть Гражданского кодекса России была введена в действие с 1 марта 1996 года.[48]

[править] Отрасли

Май 1929 года. На V Съезде Советов СССР Совнаркому поручено при исполнении 5-летнего плана принять конкретные меры, гарантирующие развитие тех отраслей народного хозяйства, которые неразрывно связаны с обороноспособностью страны.[49]

[править] Показатели

В период становления ГВЦ Госплана СССР наблюдался существенный количественный рост численности работников — с 56 в 1960 году до 924 в 1971 году.[50]

Личные инструменты