Государственная экономическая политика в России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Пётр I возвёл меркантилизм в принцип государственной политики, создав российский флот, радикально обновив (с учётом опыта Английского монетного двора) денежную систему, насаждая ткацкие мануфактуры («не покупать мундира заморского») и другие импортозамещающие производства, добиваясь роста экспорта промыленных изделий (грубый текстиль, железо). Воплощением меркантилизма стал протекционистский тариф 1724 года.[1]
Пётр I повелел указом от 20 октября 1705 года провести кадастровую оценку торговли и промыслов. Для этого во всех российских городах, слободах и селах, подведомственных ратуше, проведена перепись всех купцов, а также посадских и слободских людей.[2]
В первой половине XIX столетия государственная политика России в области промышленности и торговли формировалась в условиях противоборства двух основных подходов — покровительственного по отношению к этому сектору экономики и фритредерства.[3]
Молодой российский император Александр I и лица из его близкого окружения увлекались идеями А. Смита. Эти увлечения первых лет нового царствования были особенно заметны в области внешнеторговой и таможенной политики России.[4]
После прихода к власти Александра I в его окружении была выработана и провозглашена программа деятельности правительства в области экономической политики, охватывавшая вопросы промышленности и внешней торговли. Эту программу, выдержанную в духе экономического либерализма, провозгласил один из друзей императора, член Негласного комитета В. П. Кочубей, ставший министром внутренних дел. В ведении этого министерства находились промышленность и земледелие. Среди видных разработчиков программы были П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, М. М. Сперанский. В области внешней торговли умеренно либеральная программа была выдвинута Н. П. Румянцевым, который был назначен министром коммерции.[5]
После отмены крепостного права министром финансов России (1862—1878) был назначен М. Х. Рейтерн. Им была подготовлена долгосрочная программа экономического развития России. Она основывалась на принципе смешанной экономики и предусматривала сочетание государственных и частных интересов под патронажем Министерства финансов и Государственного банка.
В 1887 году министром финансов России (1887—1892 годы) был назначен известный учёный, опытный биржевик и руководитель нескольких акционерных обществ И. А. Вышнеградский. Программа нового министра финансов предусматривала расширение государственного вмешательства в экономику, рост косвенных налогов.
В 1892 году пост министра финансов России (1892—1903) занял С. Ю. Витте. Он продолжил претворение в жизнь программ хозяйственного развития своих предшественников. Его экономическая программа была направлена на достижение Россией полной экономической независимости. Для достижения поставленных целей программа предусматривала увеличение инвестиций в промышленность, расширение промышленного кредита, стимулирование частного предпринимательства, улучшение торгового и платёжного балансов, развитие сети общего и профессионального образования и т. д. Учитывая, что внутренних источников финансирования индустриализации было недостаточно, программа предусматривала широкое привлечение иностранного капитала и обеспечение гарантий иностранным инвесторам. Узловым пунктом экономической программы стало проведение денежной реформы.
Все составы российского Временного правительства сходились на необходимости государственного регулирования экономики и усиления контроля за деятельностью частных торговцев и предпринимателей. Каждый состав правительства заявлял о решимости остановить падение экономики, наладить хозяйственную деятельность в условиях продолжавшейся войны. Все обещали «крайнюю бережливость в расходовании народных денег», «установление твердых цен на предметы первой необходимости» (железо, ткани, керосин, кожи и т. д.) и доставку их населению «по возможно пониженным ценам».
За первое десятилетие существования коммунистической системы были применены два диаметрально противоположных экономических механизма: «военный коммунизм», предусматривавший полный отказ от к.-л. элементов рынка и кредитно-денежных отношений, и Новая экономическая политика (НЭП), сочетавшая гос. контроль над ключевыми секторами экономики с развитием частнопредпринимательской инициативы и рыночных отношений. Политика «военного коммунизма» оказалась чреватой не только полным параличом экономической системы, но и нарастанием политического кризиса в стране.[6]
Ленинское видение нэпа как долговременной политики разделялось до конца 1920-х годов всеми советскими вождями.[7]
Результатом победы сталинской фракции было принятие и реализация политики «большого скачка». В значительной мере под воздействием Сталина в экономическую сферу переносились методы «классовой борьбы» и революционного штурма. Индустриальные планы и капитальные вложения в индустрию наращивались в той мере, в какой это считалось необходимым. Ставка делалась на масштабные закупки западного оборудования и целых заводов, быстрое их освоение и затем столь же быстрое наращивание собственного производства.[8]
В начале 1957 года Н. С. Хрущёв предложил реорганизовать управление промышленностью и строительством, создав советы народного хозяйства (совнархозы) на местах вместо отраслевых министерств. Нарушая установленный порядок согласований, Хрущёв добился утверждения своих предложений на сессии ВС СССР.[9]
В 1957 году новым руководителем Госплана стал И. И. Кузьмин, который вскоре после своего назначения выступил в «Вестнике АН СССР» с программной статьей «О задачах развития комплексной механизации и автоматизации в СССР», где объявил о создании в Госплане Научно-технического совета по комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Заместителем председателя Совета стал М. Е. Раковский, занимавшийся ранее развитием приборостроения и автоматизации.[10]
В июле 1959 года на Пленуме ЦК КПСС рассматривались вопросы ускорения технического прогресса в промышленности и строительстве. Было принято решение: «Учитывая большие возможности электронной техники в деле автоматизации производственных процессов, поручить Госплану СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению с участием Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике и по согласованию с союзными республиками утвердить план внедрения радиоэлектронной техники во все отрасли народного хозяйства».[11]
Приказ № 597 о создании Вычислительного центра при Госплане СССР «в целях использования электронно-вычислительной техники для выполнения планово-экономических работ» был подписан 1 октября 1959 года председателем Госплана А. Н. Косыгиным.[12]
В 1959 г. в СССР был принят новый семилетний план развития народного хозяйства (1959—1965 гг.).[13]
В 1960 году для подготовки экономической части новой программы КПСС был создан Госэкономсовет СССР, которому был переподчинен ВЦ.[14]
ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление от 21 мая 1963 года «Об улучшении руководства внедрением вычислительной техники и автоматизированных систем управления в народное хозяйство». Постановление предусматривало создание специализированной организации — Главного управления по внедрению вычислительной техники при Государственном комитете по координации научно-исследовательских работ СССР (ГУВВТ), которое бы координировало работы по созданию ведомственных и общегосударственных информационных систем, разработку и производство новых компьютеров и программ для них, организацию перехода на электронный документооборот, изменение способов планирования и управления, их оптимизацию и рационализацию на базе цифровизации.[15]
В мае 1963 года был образован Главный вычислительный центр Госплана СССР, просуществовавший 28 лет. Его главным достижением можно считать первую в мировой практике разработку расчетов межотраслевых балансов производства и распределения продукции в натуральном измерении, основанную на математической модели (до этого баланс был чисто статистическим документом).[16]
В Госплане в 1963 году был создан отдел по внедрению экономико-математических методов в планирование народного хозяйства. Возглавил его Я. А. Обломский. Начальником подотдела планирования стал Ю. Р. Лейбкинд, который, в свою очередь, пригласил на работу О. М. Юня, ставшего позднее одним из основных сотрудников Госплана, ответственных за внедрение ЭВМ в планирование.[17]
Масштабной попыткой придания динамизма сов. экономике стала реформа 1965 года — «реформа Косыгина» (по имени одного из её инициаторов, председателя СМ СССР в 1964-80). В разработке осн. идей реформы участвовали ведущие сов. экономисты (В. С. Немчинов, В. В. Новожилов, Е. Г. Либерман, А. М. Бирман и др.). Реформа предполагала расширение самостоятельности предприятий, сокращение числа устанавливаемых им сверху плановых показателей, переориентацию системы стимулирования с показателей выполнения плана, подталкивающих к занижению заданий и завышению потребностей в ресурсах, на конечные показатели деятельности — прибыль и объём реализации.[18]
В 1965 году Госплан сформировал Комплексную группу по созданию и внедрению АСПР. В её состав вошли сотрудники Госплана, ГВЦ Госплана, НИИПиНа при Госплане, ЦЭМИ АН СССР, МГУ им. М. В. Ломоносова. Был учрежден специальный пост заместителя председателя Госплана для руководства работами по планированию и контролю за внедрением экономико-математических методов, вычислительной техники и АСУ.[19]
К началу 1968 года были сформированы автоматизированные подсистемы баланса денежных доходов и расходов населения, кормов, производства и использования общественного продукта и национального дохода, трудовых ресурсов, объема продукции связи и т. д.[20]
На состоявшемся в мае 1968 года Всесоюзном совещании по совершенствованию народно-хозяйственного планирования и улучшению экономической работы в народном хозяйстве была поставлена задача создания сети вычислительных центров Госплана СССР и госпланов союзных республик с учетом ее взаимодействия с государственной, отраслевыми и ведомственными системами.[21]
В октябре 1970 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию управления в народном хозяйстве на основе широкого использования средств вычислительной техники», в котором появился термин «Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации (ОГАС)». Для разработки проекта ОГАС был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем организации и управления (ВНИИПОУ), который еще через 10 лет выпустил эскизный проект ОГАС.[22]
Заседание Госплана СССР по разработке автоматизированной системы плановых расчетов состоялось 5 мая 1972 года с участием руководителей министерств, ведомств и научных институтов. Участники обсуждали дизайн АСПР в контексте желаемой конфигурации плановой системы в целом.[23]
В 1972 году постановлением Госплана № 70 было одобрено техническое задание на создание в Госплане СССР, Госпланах союзных республик, министерствах и ведомствах Автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР) и координационный план ее разработки и внедрения. В качестве головной организации был утвержден ГВЦ, главным конструктором стал Лебединский.[24]
Фактически в 1972 году была поставлена задача создания Национальной системы управления данными (НСУД), к необходимости формирования которой заново пришли в 2018 году. Только тогда задача была еще более амбициозной, так как компьютерной сети, по которой могла бы проходить передача данных от отраслевых систем в единый банк данных, не существовало.[25]
В 1974 году Госплан СССР выпустил «Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР». В них было заявлено: «АСПР должна стать главным звеном Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством, создаваемой по решению XXIV съезда КПСС».[26]
Первая очередь АСПР была введена в эксплуатацию в 1977 году. Она делилась на функциональные и обеспечивающие подсистемы. Среди 50 функциональных подсистем главной была подсистема «Сводный народно-хозяйственный план», которая объединяла остальные блоки в единое целое. Сводно-функциональные подсистемы («Уровень жизни народа», «Внешнеэкономические связи» и т. п.) характеризовали основные аспекты социально-экономического развития, сводно-ресурсные («Капитальные вложения», «Труд и кадры», материальные и финансовые балансы) показывали обеспеченность ресурсами. Те и другие использовали данные отраслевых подсистем, одновременно корректируя и увязывая их.[27]
После 1977 года стала разрабатываться вторая очередь АСПР.[28]
В марте 1980 года Госплан СССР постановлением № 53 «Об организации работ по завершению в одиннадцатой пятилетке внедрения автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР) и дальнейшему ее развитию» утвердил Задание на проектирование и внедрение второй очереди АСПР.[29]
Вторая очередь АСПР была введена в 1985 году.[30]
Важным отличием второй очереди АСПР стало создание Центрального комплекса задач. По существу, ЦКЗ представлял собой первую в стране межотраслевую динамическую модель советской экономики, базирующуюся на реальных данных.[31]
В июне 1985 года коллегия Госплана СССР рассмотрела и одобрила «Основные направления развития АСПР в 1986—1990 годах и на период до 2000 года».[32]
Ключевой вклад в разработку экономической реформы в СССР 2-й половины 1980-х гг. внесли, в частности, Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. И. Анчишкин, Н. Я. Петраков, С. Д. Шаталов, Е. Г. Ясин. В соответствии с их идеями осн. элементами экономической политики перестройки стало значительное расширение самостоятельности предприятий, а также допущение частнопредпринимательской деятельности в форме кооперативов и индивидуальной трудовой деятельности. В 1987-88 были приняты соответствующие нормативные акты. Позднее к этим мерам добавились: развитие арендных отношений вплоть до возможности передачи арендованного имущества в частные руки, разгосударствление (приватизация) предприятий, создание частных банков.[33]
В кон. 1980-х гг. в СССР началась «война программ» экономических реформ и выхода из кризиса. Существовало 3 осн. варианта антикризисных мероприятий: 1. Консервативный вариант («административная стабилизация») предполагал остановку и поворот вспять процессов политической демократизации, повышение уровня управляемости народным хозяйством и на этой основе — медленное реформирование и модернизацию сов. экономики. 2. Рыночно-либеральный вариант предусматривал приватизацию собственности и либерализацию цен. В русле этого подхода разрабатывалась программа «500 дней» С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского (осень 1990), а также программа Е. Т. Гайдара (осень 1991). 3. Умеренный вариант правительства СССР («программа Н. И. Рыжкова — Л. И. Абалкина»), содержавший набор компромиссных мероприятий, не нашёл политической поддержки.[34]
1 июля 1991 года Верховный совет СССР после почти полугодового рассмотрения принял закон «Об основах разгосударствления и приватизации в СССР».[35]
20 сентября 1991 года был создан Межреспубликанский экономический комитет СССР (председатель — премьер РСФСР Иван Силаев). Он подотчетён президенту СССР, Госсовету и Верховному совету СССР.[36]
Содержание |
[править] Планы
План ГОЭЛРО предусматривал первоочередное развитие машиностроения, металлургии, топливно-энергетической базы, химии и железнодорожного строительства — отраслей, призванных обеспечить технический прогресс всей экономики. В течение 10 лет предполагалось почти удвоить промышленное производство при увеличении численности рабочих всего на 17 %. Намечалось строительство 30 крупных электростанций. Но речь шла не просто об электрификации народного хозяйства, а о том, чтобы на этой основе перевести экономику на интенсивный путь развития.
Принятые в апреле 1929 года задания экономического роста на предстоящие пять лет ставили очень высокую планку, но несмотря на это они почти сразу были пересмотрены. Планы увеличивались в полтора, два, три раза. Пятилетка превращалась в четырёх- и даже трёхлетку.[37]
31 июля 1990 года президент СССР Михаил Горбачёв, председатель Верховного совета РСФСР Борис Ельцин, председатель Совмина СССР Николай Рыжков и председатель Совмина РСФСР Иван Силаев подписали соглашение о разработке единой экономической программы. Это был первый документ, подписанный Горбачёвым и Ельциным. В состав группы по разработке программы было включено 12 человек — представителей президентского совета, Совмина РСФСР, а также экспертов Совмина СССР и независимых экономистов.[38]
В России правительственная антикризисная программа была разработана в марте 1992 г. под руководством первого заместителя председателя правительства Егора Гайдара. Она носила название «Основные направления экономической политики Российской Федерации». Ее целью было резкое снижение темпов инфляции к концу 1992 г., противодействие падению производства, а также привлечение иностранных инвестиций. Однако этот антикризисный план утвержден правительством не был.[39]
16 ноября 1992 г. правительство РФ (исполняющий обязанности председателя правительства — Егор Гайдар) одобрило «Программу неотложных мер по оздоровлению экономической ситуации». В ней были перечислены 10 целей: остановка падения уровня жизни; предоставление гарантий прожиточного минимума слабозащищенным группам населения; борьба с ростом цен и безработицей; восстановление дееспособности государства, стабильности курса рубля; поддержка предпринимательства; предотвращение тотальной коммерциализации социально-культурной сферы; социальная и экспортная переориентация промышленности и др. Это была первая в современной России утвержденная правительством антикризисная программа, список мероприятий в рамках её реализации состоял из 19 направлений и 222 пунктов. План действовал несколько лет.[40]
Федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» определил цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок их разработки.[41]
В марте 1997 года в России была одобрена среднесрочная программа «Структурная перестройка и экономический рост 1997—2000».[42]
«План первоочередных мер Правительства Российской Федерации» был утверждён постановлением кабинета министров России 22 мая 1998 года. Целью документа было «преодоление негативных явлений в социально-экономической сфере и создание условий для достижения экономического роста». Антикризисный план включал в себя 7 направлений деятельности и 77 пунктов.[43]
10 июля 1998 г. правительством России был принят новый антикризисный план «О мерах по стабилизации социально- экономического положения в стране». Задачей документа было предотвращение кризисных явлений на финансовых рынках, преодоление кризиса доверия граждан России и инвесторов к государственным институтам, создание условий для оживления производства. Стабилизационный план состоял из 7 направлений и 133 пункта.[44]
20 декабря 1998 года правительством Евгения Примакова был утверждён очередной антикризисный документ «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране». План предусматривал поддержание доходов и смягчение последствий кризиса для населения, создание условий устойчивого функционирования экономики и денежной системы, укрепление государственности и системы исполнительной власти, совершенствование бюджетного процесса и др. Всего в план были включены 94 первоочередные меры по преодолению кризиса.[45]
[править] Гражданский кодекс
Госдумой первого созыва были приняты первая и вторая части Гражданского кодекса России — экономической конституции России.[46]
Первая часть Гражданского кодекса России была введена в действие с 1 января 1995 года.[47]
Вторая часть Гражданского кодекса России была введена в действие с 1 марта 1996 года.[48]
[править] Отрасли
Май 1929 года. На V Съезде Советов СССР Совнаркому поручено при исполнении 5-летнего плана принять конкретные меры, гарантирующие развитие тех отраслей народного хозяйства, которые неразрывно связаны с обороноспособностью страны.[49]
[править] Показатели
В период становления ГВЦ Госплана СССР наблюдался существенный количественный рост численности работников — с 56 в 1960 году до 924 в 1971 году.[50]