Городецкая культура

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Городецкая культура — ар­хео­ло­гическая куль­ту­ра ран­не­го же­лез­но­го ве­ка в Среднем и Ниж­нем По­очье, Среднем По­вол­жье (от Ни­же­го­род­ской обл. до гра­ниц Са­ра­тов­ской обл.), По­су­рье, Верх­нем По­до­нье (близ Во­ро­не­жа и се­вер­нее). Вы­де­ле­на В. А. Го­род­цо­вым, на­зва­на по рас­коп­кам в 1898 на го­ро­ди­ще у с. Го­ро­дец Спас­ско­го у. Ря­зан­ской губ. Раз­ли­ча­ют сев.-за­пад­ный (сред­не­ок­ский), сев.-вос­точ­ный (ниж­не­ок­ский), цен­траль­ный (мок­шан­ско-цнин­ский), вос­точ­ный (сред­не­волж­ский), юго-вос­точ­ный, юго-за­пад­ный (верх­не­дон­ской) ло­каль­ные ва­ри­ан­ты. Го­ро­ди­ща и се­ли­ща; по­гре­баль­ный об­ряд не ясен. Пря­мо­уголь­ные зем­лян­ки и, ве­ро­ят­но, на­зем­ные по­строй­ки, в том числе с оча­га­ми, «жерт­вен­ни­ки» (оваль­ные уг­луб­ле­ния с от­вес­ны­ми бор­та­ми и мно­го­числ. яма­ми или пло­щад­ки, со сле­да­ми ог­ня, зо­лой, уг­ля­ми, кос­тя­ми, ке­ра­ми­кой). Ха­рак­тер­на «ро­гож­ная» (точ­нее — «псев­до­ро­гож­ная», с плот­но рас­по­ло­жен­ны­ми пря­мо­уголь­ны­ми от­пе­чат­ка­ми круп­но­го штам­па), сла­бо про­фи­ли­ро­ван­ная плос­ко­дон­ная ке­ра­ми­ка, есть и глад­ко­стен­ная, на ран­них эта­пах — «сет­ча­тая» («тек­стиль­ная») и др. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва ско­то­вод­ст­во, зем­ле­де­лие, при ве­со­мой ро­ли охо­ты (в том числе пуш­ной) и ры­бо­лов­ст­ва, мно­го­чис­лен­ны сле­ды цвет­ной ме­тал­ло­об­ра­бот­ки и чёр­ной ме­тал­лур­гии.[1]

Городецкая культура сфор­ми­ро­ва­лась к VI веку до н. э. в По­очье, при уча­стии тек­стиль­ной ке­ра­ми­ки куль­тур и др. (по об­ли­ку близ­ка ран­ней дья­ков­ской куль­ту­ре), позд­нее, в неск. эта­пов, рас­про­стра­ни­лась на юг и вос­ток. В на­ча­ле н. э. городецкая культура пре­кра­ща­ет су­ще­ст­во­ва­ние, в чём, ве­ро­ят­но, су­ще­ст­вен­ную роль сыг­ра­ли про­цес­сы, свя­зан­ные с по­яв­ле­ни­ем куль­ту­ры ти­па Ан­д­ре­ев­ско­го кур­га­на, про­дви­же­ние на­се­ле­ния с юга и др. Ря­дом ис­сле­до­ва­те­лей вы­ска­зы­ва­лась точ­ка зре­ния об уча­стии по­том­ков городецкой культуры в эт­но­ге­не­зе морд­вы.[2]

Личные инструменты