Военное авиастроение России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Виды летательных аппаратов

[править] Истребители

[править] И-1

В 1923 г. на Государственном авиационном заводе (ГАЗ) № 1 группа конструкторов во главе с Н. Н. Поликарповым создала истребитель И-1. Вскоре его запустили в серийное производство.

[править] И-3

Проект истребителя И-3 с BMW-VI рассматривался в Техническом Совете Авиатреста 1 июня 1927 г.

[править] И-9

Осенью 1930 г. проект истребителя И-9 исключили из плана опытного строительства.

[править] И-14

В 1932 г. ЦАГИ получил задание на проектирование и постройку нового истребителя, обозначенного И-14 (заводской его номер был 31, отсюда и внутризаводское название самолета — AHT-31).

26 января 1934 года начались Государственные испытания доработанного опытного истребителя И-14.

[править] И-16

В 1934 году истребитель И-16 был принят на вооружение ВВС Красной армии.

В 1934 году истребитель И-16 полностью вытесняет из производства устаревший И-5.

[править] МиГ-3

В 1940 г. изготовили всего 20 истребителей МиГ-3.

МиГ-3 приблизился к боевым характеристикам «Мессершмитта-109», однако он не имел пушечного вооружения.[1]

[править] Як-1

Як-1 в основном не уступал «Мессершмитту-109».[2]

[править] ЛаГГ-3

В марте 1940 г. первый опытный образец ЛаГГ-3 вышел на испытания. Самолет выделялся своей конструкцией, в которой широко применялся новый тогда материал дельта-древесина. Другая отличительная черта ЛаГГ-3 — необычайно мощное вооружение.

ЛаГГ-3 в основном не уступал «Мессершмитту-109».[3]

[править] БИ-1

В мае 1942 г. проводились испытания реактивного истребителя БИ-1 конструктора В. Ф. Болховитинова.[4]

[править] Ла-7

В 1943 году начались испытания советского истребителя Ла-7.

[править] Як-3

1944 год. На фронт прибыли истребители Як-3.[5]

[править] МиГ-9

В 1946 г. был запущен в серийное производство истребитель МиГ-9 с турбореактивным двигателем, созданный коллективом ученых под руководством А. И. Микояна и М. И. Гуревича.[6]

[править] Як-15

1946 год. В войска поступили реактивные истребители Як-15.[7]

[править] МиГ-19

В 1952 году начались испытания опытных образцов серии СМ (будущего МиГ-19).

[править] Су-7

Первый сверхзвуковой истребитель Су-7 был продемонстрирован на авиационном параде в Тушино в 1956 году.

Осенью 1956 г. начались государственные испытания истребителя Су-7.

[править] МиГ-25

1964 год. Серийный истребитель МиГ-25 установил рекорд скорости — 3000 км/ч.[8]

[править] МиГ-31

1975 год. Принят на вооружение истребитель МиГ-31.[9]

[править] Су-27

Истребитель Су-27
Истребитель Су-27

Первый полет Су-27 совершил 20 мая 1977 года.

Серийное производство Су-27 было развернуто на авиазаводе им. Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году.

В 1984 году истребитель под обозначением Су-27 принят на вооружение Советской Армии.

В 1985 году начались испытания экспериментального самолета Т-10-24.

В марте 1991 г. начались Государственные испытания корабельного истребителя Су-27К (Су-33).

[править] Су-30

1989 год. В войска поступил Су-30 — многоцелевой тяжёлый истребитель, обладающий сверхманевренностью.[10]

Су-30 серийно производится Иркутским авиационным заводом с 1992 года.

Первый полет серийного Су-30 состоялся 14 февраля 1992 года.

[править] Штурмовики

[править] Ил-2

Конструкторским бюро С. В. Ильюшина был создан специальный тип самолёта — штурмовик Ил-2, который не имел аналога в мире.[11]

Штурмовик — это тихоходный по сравнению с истребителем самолёт, оптимизированный для полета на предельно малой высоте — бреющий полёт. Самолёт имел хорошо бронированный корпус.[12]

В январе 1940 года опытный штурмовик Ил-2 прошёл государственные испытания.

Разнообразный состав вооружения (два пулемета калибра 7,62 мм, две 20-мм или 23-мм пушки, восемь реактивных снарядов калибра 82 мм или 132 мм и 400—600 кг бомб) обеспечивал поражение самых различных целей: колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских батарей, пехоты, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов и т. д.[13]

Боевое применение Ил-2 выявило и крупный его недостаток — уязвимость от огня истребителей противника, атаковавших штурмовик с задней незащищенной полусферы.[14]

Ил-2 оказался не приспособлен к пикированию более 30 градусов. В этих режимах было сложно пилотировать — мешала недостаточная прочностная нагрузка. На самолете находился бомбардировочный прицел ПБП-1б, который обычно устанавливался на бомбардировщиках, но он был практически бесполезен в режимах бреющего полета. Чаще всего для прицеливания использовались прицельные метки на лобовом стекле фонаря кабины. Наиболее эффективным вооружением штурмовика стало применение противотанковых кумулятивных бомб.[15]

На Ил-2 также отсутствовало надежное радиооборудование, до 1943 г. радиостанции устанавливались только на командирских машинах. Все это затрудняло организацию больших групп, Ил-2 чаще всего летали тройками, четверками или восьмерками.[16]

Первые серийные бронированные штурмовики, получившие марку Ил-2, начали выходить из заводских цехов в 1941 г.[17]

В КБ С. В. Ильюшина провели модификацию самолета, и осенью 1942 г. на фронте впервые появились Ил-2 в двухместном варианте. Большую роль в увеличении огневой мощи штурмовика при атаке наземных целей сыграли реактивные снаряды класса «воздух — земля», принятые на вооружение Ил-2 в 1942 г.[18]

С 1943 г. Ил-2 выпускался с более мощным мотором.[19]

В 1943 г. на Ил-2 стали устанавливать под крылом две пушки калибра 37 мм. Оснащение этих пушек 37-мм бронебойно-зажигательными снарядами БЗТ-37 авиапушек НС-37 позволяло выводить из строя любой немецкий танк. Кроме того, создание в 1943 г. противотанковой авиабомбы кумулятивного действия ПТАБ-2,5-1,5 конструкции И. А. Ларионова с использованием донного взрывателя АДА значительно расширило возможности штурмовиков Ил-2 в борьбе с танками и другой бронетехникой. При сбросе таких бомб одним штурмовиком с высоты 75-100 м под удар попадали практически все танки в полосе 15x75 м, бомба ПТАБ пробивала броню толщиной до 70 мм.[20]

За время Великой Отечественной войны в СССР на четырёх авиазаводах построили 3,6 тыс. самолётов Ил-2.[21]

Ил-2 стал наиболее знаменитым самолетом КБ С. В. Ильюшина в период Великой Отечественной войны.[22]

[править] Ил-10

Штурмовик Ил-10 приняли на вооружение в 1944 г. К 1 мая 1945 г. действующей армии было передано 630 штурмовиков Ил-10, которые выпускали на двух заводах вместо Ил-2.[23]

Ил-10, по сравнению с Ил-2, имел меньшие размеры, существенно лучшую аэродинамику и более мощный мотор жидкостного охлаждения АМ-42. На самолеты были установлены четыре пушки: на первом этапе — калибром 20 мм, позже — калибром 23 мм, на крыльевых балках располагались восемь реактивных снарядов РС-82. Бомбоотсек и внешняя подвеска допускали использование разнокалиберных бомб общей массой до 600 кг. При максимальной горизонтальной скорости Ил-10 обошел своего предшественника на 150 км/ч.[24]

[править] Ил-18

Тяжёлый штурмовик Ил-18 был построен), но его испытания затянулись, и серийно он не выпускался.[25]

[править] Бомбардировщики

[править] У-2

В 1928 г. был создан многоцелевой самолет У-2, использовавшийся в том числе в качестве бомбардировщика.

[править] ДБ-3

Спроектированный в 1933 г. самолет ДБ-3 в ходе серийного производства постоянно совершенствовался. Новый самолет ДБ-3Ф, ставший основным дальним бомбардировщиком авиации и торпедоносцем авиации ВМФ, нес 1000 кг бомб на высоте 8500 м со скоростью 445 км/ч.

[править] СБ

В 1936 г. на базе одного из АНТ группа А. А. Архангельского создала скоростной бомбардировщик (СБ), несший 500 кг бомб. Его максимальная скорость достигала 424 км/ч, а потолок — 9500 м. Он стал первым фронтовым бомбардировщиком.

[править] Пе-2

В 1940 г. изготовили всего 2 пикирующих бомбардировщика Пе-2.

Самолёт Пе-2 имел довольно слабую бомбовую нагрузку — 600 кг, основной причиной являлось то, что Пе-2 переделывался из истребителя. Советский бомбардировщик использовал в основном бомбы малого калибра 100—250 кг и максимальный калибр 500 кг. Немецкие фронтовые бомбардировщики «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111» могли брать на борт до 2-3 тыс. кг.[26]

Пе-2 применялся на всех фронтах Великой Отечественной войны и постоянно совершенствовался. В первую очередь было улучшено и усилено его стрелковое вооружение, затем поставлены более мощные моторы.[27]

Всего за 1941—1945 гг. на четырех авиазаводах изготовили более 11 тыс. бомбардировщиков Пе-2.[28]

[править] Ту-2

Весной 1940 года А. Н. Туполеву руководство страны поручило спроектировать фронтовой пикирующий бомбардировщик. Осенью 1940 года самолёт Ту-2 построили, а в январе 1941 г. испытали.

Ту-2, несмотря на меньший, чем у «Юнкерса-88» и «Хейнкеля-111», вес (11 400-11 700 кг против 12 500-15 000 кг), обладал аналогичной бомбовой нагрузкой. По дальности полёта Ту-2 также находился на уровне немецких бомбардировщиков. Ту-2 мог брать в бомбоотсек 1 тыс. кг бомб, а «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111» — только на внешней подвеске.[29]

В 1942 г. начался выпуск фронтового пикирующего бомбардировщика Ту-2. С конвейера только что построенного авиазавода № 166 в Омске сошли первые серийные машины. Завод изготовил 80 самолетов Ту-2, после чего в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны, вызванным острой нехваткой истребителей, его производство было прекращено, и завод приступил к выпуску истребителя Як-9. Производство Ту-2 было возобновлено через год на московском авиазаводе № 23.[30]

Выпускавшийся с конца 1943 г. Ту-2 с более мощными моторами, усиленным оборонительным вооружением и упрощенной конструкцией превосходил все бомбардировщики, применявшиеся на советско-германском фронте.[31]

За период 1942—1945 гг. всего построили 1,2 тыс. Ту-2. Выпуск этих самолетов продолжался еще несколько лет и после войны, пока их не сменили реактивные бомбардировщики.[32]

Ту-2 остался в истории как один из выдающихся самолетов своего времени. Среди других аналогичных самолетов, как союзников, так и противника, Ту-2 не выделялся какими-то рекордными показателями. Его превосходство заключалось в исключительно удачном сочетании основных составляющих боевой эффективности, таких как скорость, дальность полета, обороноспособность, бомбовая нагрузка и возможность бомбометания бомбами одного из самых крупных тогда калибров. Это и определило очень высокую его боеспособность.[33]

[править] М-4

15 апреля 1954 года начались государственные испытания бомбардировщика, получившего официальное обозначение М-4.

[править] Ту-95

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС
Стратегический бомбардировщик Ту-95МС

1955 год — Принятие на вооружение тяжелого межконтинентального бомбардировщика Ту-95А.[34]

1981 год — Принят на вооружение тяжелый бомбардировщик Ту-95МС.[35]

[править] Як-28

14 сентября 1959 г. начались государственные испытания опытного бомбардировщика Як-28 (комиссию возглавлял Л. В. Жолудев).

[править] Самолёты-разведчики

В 1923 г. на Государственном авиационном заводе (ГАЗ) № 1 группа конструкторов во главе с Н. Н. Поликарповым создала разведчик Р-1. Вскоре его запустили в серийное производство.

В 1932 г. Г. М. Бериев построил морской разведчик МБР-2.

В 1939 г. конструктором А. С. Яковлевым создан двухмоторный самолёт Р-12. Он мог достичь скорости 567 км/ч и подняться на 10 800 м.

С лета 1943 г. для корректировки артиллерийской стрельбы и разведки использовались самолёты Ил-2КР, оснащенные фотоаппаратурой и более мощной, чем обычно, радиостанцией.[36]

[править] Транспортные самолёты

1965 год. На авиасалоне в Ле-Бурже представлен самолёт Ан-22 — транспортный самолёт грузоподъёмностью 100 тонн.[37]

1982 год. Запущен в серийное производство Ан-124, самый грузоподъёмный самолёт в мире.[38]

27 декабря 1986 г. Завершены государственные испытания самолёта Ан-124.

1987 год. Принят на вооружение Ан-124.[39]

[править] Вертолёты

[править] Ка-27

В 1969 г. ОКБ им. Н. И. Камова разрабатывало новый многоцелевой палубный вертолет Ка-27.

[править] Ка-31

Первый опытный полёт вертолёта Ка-31 состоялся в 1987 году. Доработки по устранению всех недостатков продолжались 8 лет. И, наконец, в 1995 году, вертолёт был принят на вооружение сил флота.[40]

[править] Ка-50

В конце 1976 года инженеры Ухтомского вертолетного завода (Опытное конструкторское бюро «Камова») начали по постановлению Совета Министров СССР разрабатывать перспективный ударный вертолет, предназначенный для уничтожения бронетехники на поле боя.[41]

Под руководством главного конструктора Сергея Михеева был создан прототип боевого вертолета. В мае 1981 года был построен первый летный экземпляр машины, который 17 июня 1982 года совершил свой первый полет. Серийное производство Ка-50 началось в 1991 году на арсеньевском заводе «Прогресс» в Приморском крае. А в 1995 году вертолет был принят на вооружение авиации Сухопутных войск России.[42]

[править] Ми-28

В 1991 году начались испытания двух образцов Ми-28А.

Личные инструменты