Военное авиастроение России в XX веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Виды летательных аппаратов
[править] Истребители
[править] И-1
В 1923 г. на Государственном авиационном заводе (ГАЗ) № 1 группа конструкторов во главе с Н. Н. Поликарповым создала истребитель И-1. Вскоре его запустили в серийное производство.
[править] И-3
Проект истребителя И-3 с BMW-VI рассматривался в Техническом Совете Авиатреста 1 июня 1927 г.
[править] И-9
Осенью 1930 г. проект истребителя И-9 исключили из плана опытного строительства.
[править] И-14
В 1932 г. ЦАГИ получил задание на проектирование и постройку нового истребителя, обозначенного И-14 (заводской его номер был 31, отсюда и внутризаводское название самолета — AHT-31).
26 января 1934 года начались Государственные испытания доработанного опытного истребителя И-14.
[править] И-16
В 1934 году истребитель И-16 был принят на вооружение ВВС Красной армии.
В 1934 году истребитель И-16 полностью вытесняет из производства устаревший И-5.
[править] МиГ-3
В 1940 г. изготовили всего 20 истребителей МиГ-3.
МиГ-3 приблизился к боевым характеристикам «Мессершмитта-109», однако он не имел пушечного вооружения.[1]
[править] Як-1
Як-1 в основном не уступал «Мессершмитту-109».[2]
[править] ЛаГГ-3
В марте 1940 г. первый опытный образец ЛаГГ-3 вышел на испытания. Самолет выделялся своей конструкцией, в которой широко применялся новый тогда материал дельта-древесина. Другая отличительная черта ЛаГГ-3 — необычайно мощное вооружение.
ЛаГГ-3 в основном не уступал «Мессершмитту-109».[3]
[править] БИ-1
В мае 1942 г. проводились испытания реактивного истребителя БИ-1 конструктора В. Ф. Болховитинова.[4]
[править] Ла-7
В 1943 году начались испытания советского истребителя Ла-7.
[править] Як-3
1944 год. На фронт прибыли истребители Як-3.[5]
[править] МиГ-9
В 1946 г. был запущен в серийное производство истребитель МиГ-9 с турбореактивным двигателем, созданный коллективом ученых под руководством А. И. Микояна и М. И. Гуревича.[6]
[править] Як-15
1946 год. В войска поступили реактивные истребители Як-15.[7]
[править] МиГ-19
В 1952 году начались испытания опытных образцов серии СМ (будущего МиГ-19).
[править] Су-7
Первый сверхзвуковой истребитель Су-7 был продемонстрирован на авиационном параде в Тушино в 1956 году.
Осенью 1956 г. начались государственные испытания истребителя Су-7.
[править] МиГ-25
1964 год. Серийный истребитель МиГ-25 установил рекорд скорости — 3000 км/ч.[8]
[править] МиГ-31
1975 год. Принят на вооружение истребитель МиГ-31.[9]
[править] Су-27

Первый полет Су-27 совершил 20 мая 1977 года.
Серийное производство Су-27 было развернуто на авиазаводе им. Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году.
В 1984 году истребитель под обозначением Су-27 принят на вооружение Советской Армии.
В 1985 году начались испытания экспериментального самолета Т-10-24.
В марте 1991 г. начались Государственные испытания корабельного истребителя Су-27К (Су-33).
[править] Су-30
1989 год. В войска поступил Су-30 — многоцелевой тяжёлый истребитель, обладающий сверхманевренностью.[10]
Су-30 серийно производится Иркутским авиационным заводом с 1992 года.
Первый полет серийного Су-30 состоялся 14 февраля 1992 года.
[править] Штурмовики
[править] Ил-2
Конструкторским бюро С. В. Ильюшина был создан специальный тип самолёта — штурмовик Ил-2, который не имел аналога в мире.[11]
Штурмовик — это тихоходный по сравнению с истребителем самолёт, оптимизированный для полета на предельно малой высоте — бреющий полёт. Самолёт имел хорошо бронированный корпус.[12]
В январе 1940 года опытный штурмовик Ил-2 прошёл государственные испытания.
Разнообразный состав вооружения (два пулемета калибра 7,62 мм, две 20-мм или 23-мм пушки, восемь реактивных снарядов калибра 82 мм или 132 мм и 400—600 кг бомб) обеспечивал поражение самых различных целей: колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских батарей, пехоты, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов и т. д.[13]
Боевое применение Ил-2 выявило и крупный его недостаток — уязвимость от огня истребителей противника, атаковавших штурмовик с задней незащищенной полусферы.[14]
Ил-2 оказался не приспособлен к пикированию более 30 градусов. В этих режимах было сложно пилотировать — мешала недостаточная прочностная нагрузка. На самолете находился бомбардировочный прицел ПБП-1б, который обычно устанавливался на бомбардировщиках, но он был практически бесполезен в режимах бреющего полета. Чаще всего для прицеливания использовались прицельные метки на лобовом стекле фонаря кабины. Наиболее эффективным вооружением штурмовика стало применение противотанковых кумулятивных бомб.[15]
На Ил-2 также отсутствовало надежное радиооборудование, до 1943 г. радиостанции устанавливались только на командирских машинах. Все это затрудняло организацию больших групп, Ил-2 чаще всего летали тройками, четверками или восьмерками.[16]
Первые серийные бронированные штурмовики, получившие марку Ил-2, начали выходить из заводских цехов в 1941 г.[17]
В КБ С. В. Ильюшина провели модификацию самолета, и осенью 1942 г. на фронте впервые появились Ил-2 в двухместном варианте. Большую роль в увеличении огневой мощи штурмовика при атаке наземных целей сыграли реактивные снаряды класса «воздух — земля», принятые на вооружение Ил-2 в 1942 г.[18]
С 1943 г. Ил-2 выпускался с более мощным мотором.[19]
В 1943 г. на Ил-2 стали устанавливать под крылом две пушки калибра 37 мм. Оснащение этих пушек 37-мм бронебойно-зажигательными снарядами БЗТ-37 авиапушек НС-37 позволяло выводить из строя любой немецкий танк. Кроме того, создание в 1943 г. противотанковой авиабомбы кумулятивного действия ПТАБ-2,5-1,5 конструкции И. А. Ларионова с использованием донного взрывателя АДА значительно расширило возможности штурмовиков Ил-2 в борьбе с танками и другой бронетехникой. При сбросе таких бомб одним штурмовиком с высоты 75-100 м под удар попадали практически все танки в полосе 15x75 м, бомба ПТАБ пробивала броню толщиной до 70 мм.[20]
За время Великой Отечественной войны в СССР на четырёх авиазаводах построили 3,6 тыс. самолётов Ил-2.[21]
Ил-2 стал наиболее знаменитым самолетом КБ С. В. Ильюшина в период Великой Отечественной войны.[22]
[править] Ил-10
Штурмовик Ил-10 приняли на вооружение в 1944 г. К 1 мая 1945 г. действующей армии было передано 630 штурмовиков Ил-10, которые выпускали на двух заводах вместо Ил-2.[23]
Ил-10, по сравнению с Ил-2, имел меньшие размеры, существенно лучшую аэродинамику и более мощный мотор жидкостного охлаждения АМ-42. На самолеты были установлены четыре пушки: на первом этапе — калибром 20 мм, позже — калибром 23 мм, на крыльевых балках располагались восемь реактивных снарядов РС-82. Бомбоотсек и внешняя подвеска допускали использование разнокалиберных бомб общей массой до 600 кг. При максимальной горизонтальной скорости Ил-10 обошел своего предшественника на 150 км/ч.[24]
[править] Ил-18
Тяжёлый штурмовик Ил-18 был построен), но его испытания затянулись, и серийно он не выпускался.[25]
[править] Бомбардировщики
[править] У-2
В 1928 г. был создан многоцелевой самолет У-2, использовавшийся в том числе в качестве бомбардировщика.
[править] ДБ-3
Спроектированный в 1933 г. самолет ДБ-3 в ходе серийного производства постоянно совершенствовался. Новый самолет ДБ-3Ф, ставший основным дальним бомбардировщиком авиации и торпедоносцем авиации ВМФ, нес 1000 кг бомб на высоте 8500 м со скоростью 445 км/ч.
[править] СБ
В 1936 г. на базе одного из АНТ группа А. А. Архангельского создала скоростной бомбардировщик (СБ), несший 500 кг бомб. Его максимальная скорость достигала 424 км/ч, а потолок — 9500 м. Он стал первым фронтовым бомбардировщиком.
[править] Пе-2
В 1940 г. изготовили всего 2 пикирующих бомбардировщика Пе-2.
Самолёт Пе-2 имел довольно слабую бомбовую нагрузку — 600 кг, основной причиной являлось то, что Пе-2 переделывался из истребителя. Советский бомбардировщик использовал в основном бомбы малого калибра 100—250 кг и максимальный калибр 500 кг. Немецкие фронтовые бомбардировщики «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111» могли брать на борт до 2-3 тыс. кг.[26]
Пе-2 применялся на всех фронтах Великой Отечественной войны и постоянно совершенствовался. В первую очередь было улучшено и усилено его стрелковое вооружение, затем поставлены более мощные моторы.[27]
Всего за 1941—1945 гг. на четырех авиазаводах изготовили более 11 тыс. бомбардировщиков Пе-2.[28]
[править] Ту-2
Весной 1940 года А. Н. Туполеву руководство страны поручило спроектировать фронтовой пикирующий бомбардировщик. Осенью 1940 года самолёт Ту-2 построили, а в январе 1941 г. испытали.
Ту-2, несмотря на меньший, чем у «Юнкерса-88» и «Хейнкеля-111», вес (11 400-11 700 кг против 12 500-15 000 кг), обладал аналогичной бомбовой нагрузкой. По дальности полёта Ту-2 также находился на уровне немецких бомбардировщиков. Ту-2 мог брать в бомбоотсек 1 тыс. кг бомб, а «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111» — только на внешней подвеске.[29]
В 1942 г. начался выпуск фронтового пикирующего бомбардировщика Ту-2. С конвейера только что построенного авиазавода № 166 в Омске сошли первые серийные машины. Завод изготовил 80 самолетов Ту-2, после чего в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны, вызванным острой нехваткой истребителей, его производство было прекращено, и завод приступил к выпуску истребителя Як-9. Производство Ту-2 было возобновлено через год на московском авиазаводе № 23.[30]
Выпускавшийся с конца 1943 г. Ту-2 с более мощными моторами, усиленным оборонительным вооружением и упрощенной конструкцией превосходил все бомбардировщики, применявшиеся на советско-германском фронте.[31]
За период 1942—1945 гг. всего построили 1,2 тыс. Ту-2. Выпуск этих самолетов продолжался еще несколько лет и после войны, пока их не сменили реактивные бомбардировщики.[32]
Ту-2 остался в истории как один из выдающихся самолетов своего времени. Среди других аналогичных самолетов, как союзников, так и противника, Ту-2 не выделялся какими-то рекордными показателями. Его превосходство заключалось в исключительно удачном сочетании основных составляющих боевой эффективности, таких как скорость, дальность полета, обороноспособность, бомбовая нагрузка и возможность бомбометания бомбами одного из самых крупных тогда калибров. Это и определило очень высокую его боеспособность.[33]
[править] М-4
15 апреля 1954 года начались государственные испытания бомбардировщика, получившего официальное обозначение М-4.
[править] Ту-95

1955 год — Принятие на вооружение тяжелого межконтинентального бомбардировщика Ту-95А.[34]
1981 год — Принят на вооружение тяжелый бомбардировщик Ту-95МС.[35]
[править] Як-28
14 сентября 1959 г. начались государственные испытания опытного бомбардировщика Як-28 (комиссию возглавлял Л. В. Жолудев).
[править] Самолёты-разведчики
В 1923 г. на Государственном авиационном заводе (ГАЗ) № 1 группа конструкторов во главе с Н. Н. Поликарповым создала разведчик Р-1. Вскоре его запустили в серийное производство.
В 1932 г. Г. М. Бериев построил морской разведчик МБР-2.
В 1939 г. конструктором А. С. Яковлевым создан двухмоторный самолёт Р-12. Он мог достичь скорости 567 км/ч и подняться на 10 800 м.
С лета 1943 г. для корректировки артиллерийской стрельбы и разведки использовались самолёты Ил-2КР, оснащенные фотоаппаратурой и более мощной, чем обычно, радиостанцией.[36]
[править] Транспортные самолёты
1965 год. На авиасалоне в Ле-Бурже представлен самолёт Ан-22 — транспортный самолёт грузоподъёмностью 100 тонн.[37]
1982 год. Запущен в серийное производство Ан-124, самый грузоподъёмный самолёт в мире.[38]
27 декабря 1986 г. Завершены государственные испытания самолёта Ан-124.
1987 год. Принят на вооружение Ан-124.[39]
[править] Вертолёты
[править] Ка-27
В 1969 г. ОКБ им. Н. И. Камова разрабатывало новый многоцелевой палубный вертолет Ка-27.
[править] Ка-31
Первый опытный полёт вертолёта Ка-31 состоялся в 1987 году. Доработки по устранению всех недостатков продолжались 8 лет. И, наконец, в 1995 году, вертолёт был принят на вооружение сил флота.[40]
[править] Ка-50
В конце 1976 года инженеры Ухтомского вертолетного завода (Опытное конструкторское бюро «Камова») начали по постановлению Совета Министров СССР разрабатывать перспективный ударный вертолет, предназначенный для уничтожения бронетехники на поле боя.[41]
Под руководством главного конструктора Сергея Михеева был создан прототип боевого вертолета. В мае 1981 года был построен первый летный экземпляр машины, который 17 июня 1982 года совершил свой первый полет. Серийное производство Ка-50 началось в 1991 году на арсеньевском заводе «Прогресс» в Приморском крае. А в 1995 году вертолет был принят на вооружение авиации Сухопутных войск России.[42]
[править] Ми-28
В 1991 году начались испытания двух образцов Ми-28А.