Владимир Путин и реформы силовых структур России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Военная реформа

Вступление в должность нового президента России — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Путина сказалось на замысле и дальнейшем осуществлении военной реформы. Никогда ещё за всё постсоветское время президент России не уделял столько внимания военному ведомству страны.[1]

18 апреля 2002 года в послании Федеральному собранию Путин заявил, что «одним из безусловных приоритетов является продолжение военной реформы и переход к профессиональной армии при сокращении срока службы по призыву». Далее в послании было сказано о соответствующих экспериментах на базе отдельных воинских соединений, по результатам которого будет определяться, как скоро весь армейский механизм сможет перейти на сокращенные сроки службы по призыву.[2]

В феврале 2002 года Генеральный штаб завершил работу над проектом программы перевода армии и военно-морских сил на контрактную основу и в июле 2002 года представил его Путину.[3]

В августе 2002 года Путиным были утверждены «Основы государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 года». Этим документом предписывалось разработать в 2003 году специальную федеральную целевую программу перехода на новую систему комплектования, начав переход с воинских частей постоянной готовности и несущих боевое дежурство, а призыв сохранить на срок до 1 года с единственным предназначением — для подготовки необходимого мобилизационного ресурса.[4]

16 мая 2003 года в послании Федеральному собранию Путин обозначил модернизацию Вооруженных Сил как одну из важнейших национальных задач. Путин сформулировал, что «в военной реформе ключевыми вопросами являются существенное перевооружение, совершенствование принципов комплектования и улучшение самой структуры Вооруженных Сил».[5][6] В послании Путин поставил задачу к 2008 году сократить срок службы по призыву до года и к 2009 году укомплектовать части постоянной готовности, внутренние и погранвойска контрактниками.[7] Путин сказал: «В соответствии с утверждёнными планами мы продолжим формирование в Сухопутных, Воздушно-десантных войсках, в морской пехоте частей постоянной готовности на профессиональной основе. Эта работа должна быть завершена в 2007 г. Кроме того, на профессиональных принципах будет основана служба во внутренних и Пограничных войсках. На простом и понятном языке (это не единственное, но очень важное последствие) это означает следующее: в горячих точках и локальных конфликтах, если Россия, не дай бог, будет сталкиваться с этими вызовами, участвовать должны только подготовленные, профессиональные части. Хочу также отметить, что опережающими темпами на профессиональную основу будет переводиться сержантский состав наших Вооруженных Сил (ВС). С 2008 г. продолжительность службы по призыву должна сократиться до одного года. Первые полгода призывники будут осваивать военные специальности в учебных подразделениях. После этого получат возможность выбора — либо дослужить полгода в линейных частях, либо перейти на контрактную, профессиональную службу. Отслужившие 3 года по контракту должны получить ряд преференций, в том числе гарантированное право на высшее образование за государственный счет».[8]

26 мая 2004 года в послании Федеральному собранию Путин заявил о разработке новых типов вооружений стратегического, тактического и операционного значения, о социальных гарантиях для военнослужащих и вопросе контроле за финансами, расходуемыми неповоротливым армейским механизмом.[9]

27 сентября 2005 года в ходе проведения «Прямой линии с президентом Российской Федерации» Путин, отвечая на один из вопросов, сообщил, что с 2008 года призывник полгода будет проводить в «учебке», а затем уже самостоятельно решать — идти на 6 месяцев в линейные войска или заключать контракт на 3 года. Также Путин заявил, что после контракта молодым людям будут предоставлены льготные условия для поступления в высшие учебные заведения.[10]

В начале ноября 2005 года Путин, выступая на совещании руководящего состава Вооруженных сил, заявил, что срок службы по призыву должен быть сокращён в России с 1 января 2008 года до 12 месяцев.[11]

В декабре 2005 года было сообщено, что Путин поручил доработать и внести в Госдуму проект федерального закона, предусматривающего, в частности, переход на 12-месячную военную службу по призыву с 1 января 2008 года. Кроме того, проект предполагает изменение и отмену ряда оснований для предоставления гражданам отсрочек от призыва на военную службу, а также освобождение от призыва на военную службу студентов, прошедших подготовку на военных кафедрах и окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования. Также Путин поручил правительству доработать и внести в Госдуму проект федерального закона, который обеспечит доступность высшего образования для лиц, проходивших военную службу (не менее трех лет) по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин. Поправки в законодательство включат в себя и предоставление указанным категориям права на внеконкурсное поступление в федеральные государственные высшие учебные заведения, на подготовку к вступительным испытаниям на подготовительных отделениях и на получение повышенной стипендии в период указанной подготовки и обучения. Все эти документы были подготовлены правительством по поручению Путина по итогам проведения «Прямой линии с президентом Российской Федерации» 27 сентября 2005 года.[12]

В марте 2006 года Путин подписал изменения в закон «О воинской обязанности и военной службе». Эти изменения, в частности, предусматривают сокращение с 2008 года срока военной службы по призыву с 24 до 12 месяцев. Также параллельно с переходом на годичную срочную военную службу предусматривается сокращение сроков альтернативной гражданской службы с 42 до 21 месяца.[13]

10 мая 2006 года в послании Федеральному собранию Путин уделил значительное место теме военной реформы. Основные тезисы:[14][15]

  • Подчинение всей логики модернизации армии возможностям современной российской экономики и социальной сферы.
  • Формирование единой системы заказов и поставок вооружений, военной техники и средств тылового обеспечения и реанимация массовых серийных закупок техники для нужд министерства обороны России.
  • Рост ассигнований на национальную оборону как часть постоянной и системной политики, провозглашение принципа паритетного расходования средств военного бюджета на развитие Вооруженных Сил и на их содержание.
  • Реабилитация понятий «потенциальный противник» и «асимметричный ответ» в смысловой связке с целями модернизации и повышения эффективности стратегических сил ядерного сдерживания и задачами преодоления систем ПРО противника.
  • Обозначение «оптимального предела» численности Вооруженных Сил и провозглашение принципа сокращения личного состава за счет уменьшения бюрократического аппарата.
  • Провозглашение нового принципа формирования и развертывания частей и соединений постоянной готовности по схеме специальных мобильных группировок.

В июле 2008 года Путин утвердил концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) по комплектованию контрактниками сержантских и солдатских должностей на период 2009—2015 гг. прогнозной стоимостью 243,4 млрд рублей. Хотя в программе предусмотрено и укомплектование контрактниками ряда солдатских должностей, главный упор будет сделан на создание профессионального корпуса сержантов — в случае успешной реализации программы он будет создан в 2015 году.[16]

15 февраля 2007 года Путин назначил министром обороны России А. Э. Сердюкова. Его назначение вызвало тогда весьма противоречивую реакцию в армейских рядах: многих удивил тот факт, что налоговик с коммерческим прошлым возглавил военное ведомство. Однако вскоре стало понятно, что Сердюков де-факто получил карт-бланш на выполнение важной задачи. Ему предстояло положить начало созданию принципиально новых вооружённых сил, сломав при этом в армии всё старое и давно никому не нужное. Изменения начались не сразу. Сердюкову требовалось время, чтобы понять, что ему досталось в наследство от предшественников. Требовалось время и для того, чтобы сформировать свою команду и свой аппарат и наладить отношения с военными.[17]

Осенью 2008 года было объявлено о начале создания нового облика российской армии.[18]

В 2008—2011 годах изменения затронули практически все элементы вооружённых сил. В ускоренном режиме было начато сокращение их численности до 1 млн человек, но все соединения и воинские части были переведены в категорию постоянной готовности и по состоянию на начало 2012 года почти полностью укомплектованы. Одновременно началась оптимизация офицерского корпуса: из 355 тыс. офицеров, составлявших до этого 34 % от общей численности военнослужащих, было оставлено примерно 150 тыс. человек. Полностью были исключены институты мичманов и прапорщиков, состоявших по большей части на хозяйственных должностях: их обязанности были перераспределены между гражданскими специалистами и контрактниками. Совершенно иначе было выстроено военно-административное деление. Вместо шести военных округов были образованы четыре укрупненных: Западный, Южный, Центральный и Восточный. Генштаб предложил новую, трёхзвенную систему управления: объединённое стратегическое командование—оперативное командование—бригада. Прежняя, шестиступенчатая система (через штабы армий, корпусов и дивизий) была упразднена. Изменилась структура видов и родов войск. Так, в сухопутных войсках была ликвидирована система кадрированных (не полностью укомплектованных, а ожидающих мобилизации населения) соединений, кроме того, все они были переведены на более компактную и мобильную бригадную основу. В ВВС были упразднены все армии, корпуса, дивизии и авиаполки, им на смену пришла система авиабаз, авиагрупп и эскадрилий со стоящими над ними командованиями. В результате реформы роль командований видами и родами войск в значительной степени снизилась, ведь многое из того, что раньше контролировалось исключительно главными штабами войск, отныне оказалось в командовании округов. Главкоматы же в полной мере сконцентрировались непосредственно на строительстве, боевой подготовке и развитии своего вида. Все функции, связанные с сервисным обслуживанием техники, содержанием военных городков, питанием, торгово-бытовым обслуживанием были переданы на аутсорсинг в ОАО «Оборонсервис». В результате проведённых преобразований Генштаб освободился от ряда дублирующих функций, став полноценным органом стратегического планирования.[19]

В феврале 2012 года Путин заявил, затронув тему состоявшихся преобразований в военной сфере: «Опыт всех предыдущих лет доказывал, что потенциал развития прежней военной структуры, доставшейся нам от СССР, полностью исчерпан. <...> Насыщать старую структуру людьми и техникой было бессмысленно: на это не хватило бы никаких ресурсов — ни финансовых, ни человеческих. Главное — она не отвечала не только перспективным, но и современным требованиям. Ничего не меняя, ограничиваясь постепенными и половинчатыми преобразованиями, мы могли рано или поздно окончательно утратить свой военный потенциал, потерять наши Вооружённые Силы как дееспособный организм. Выход был только один — строить Новую Армию. Армию современного типа — мобильную, находящуюся в состоянии постоянной боевой готовности.».[20]

[править] Реформа МВД

Подробнее см. также: Реформа МВД РФ (2000-е годы)

4 июня 2001 года Путин подписал указ о реформировании МВД. Министр получил право назначать руководителей подразделений в регионах без согласования с главами субъектов федерации.[21]

В 2003 году функции налоговой полиции были переданы в МВД. Указом Путина от 11 марта 2003 года Федеральная служба налоговой полиции упразднена. В центральном аппарате МВД образована федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.[22]

19 июля 2004 года Путин подписал указ о реформировании МВД РФ, и уже 20 октября структура министерства должна была быть приведена в соответствие с нормами в целом всей административной реформы. Однако процесс перестройки милицейского ведомства затянулся. Только к ноябрю стало понятно, как же будет выглядеть структура МВД: вместо 12 заместителей министра должно было остаться только четыре, вместо 37 управлений появилось 15 департаментов.[23]

[править] Реформа спецслужб

11 марта 2003 года Путин начал самую крупную реформу системы российских спецслужб за последнее десятилетие. Пограничники слиты с Федеральной службой безопасности (теперь ими будет командовать первый замдиректора службы Владимир Проничев), а ФСНП и ФАПСИ, как отдельные структуры, ликвидированы. Материальная база ФСНП передана новому Госкомитету по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. ФАПСИ будет разрезано между Минобороны и ФСБ. МВД потеряло ГУБНОН.[24]

[править] Примечания

  1. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  2. [1][2]
  3. [3][4]
  4. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы
  5. [5][6]
  6. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 года
  7. http://www.kommersant.ru/doc/762878
  8. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы
  9. [7][8]
  10. В.Путин инициировал сокращение срока службы по призыву[9]
  11. Президент России Владимир Путин поручил правительству доработать закон о сокращении срока службы в армии и отсрочек по призыву
  12. В.Путин инициировал сокращение срока службы по призыву[10]
  13. Путин сократил срок службы по призыву до года
  14. [11][12]
  15. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Сайт президента России, 10 мая 2006
  16. В России утверждена концепция программы по переходу армии на контрактную основу: цена — 243,4 млрд рублей
  17. Штабные мучения[13]
  18. http://ria.ru/defense_safety/20090930/186995919.html
  19. Штабные мучения[14]
  20. Владимир Путин: «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России»
  21. [15]
  22. [16][17]
  23. http://www.vremya.ru/2005/34/51/119588.html
  24. http://web.archive.org/web/20030801232038/http://www.agentura.ru/dossier/russia/people/soldatov/colonka/control/
Личные инструменты