Великобритания во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Внутренняя политика
Получив от премьер-мин. У. Питта Младшего широкие полномочия, Каслри способствовал подавлению Ирландского восстания 1798 года.[1]
Несмотря на сопротивление членов верхней палаты Дублина, Каслри добился утверждения Англо-ирландской унии 1801, упразднившей ирл. парламент.[2]
Джордж Каннинг добился проведения некоторых реформ в Великобритании (снижение таможенных пошлин на хлеб и сырьё, облегчение экспорта пром. товаров, смягчение уголовного законодательства).[3]
Чартизм — социальное и политич. движение за реформу избирательного права в Великобритании в 1830-1850-х гг. Назв. «чартизм» происходит от «Народной хартии» («People’s Charter», 1838), составленной Ф. Плейсом и У. Ловеттом. Хартия имела форму законопроекта, который предполагалось внести в парламент для принятия всеобщего избират. права. Движение было сформировано радикальными деятелями, имевшими длительный опыт политич. борьбы и позиционировавшими себя как защитники интересов рабочего класса. Социальной базой чартистов стали страдающие в условиях кризиса рабочие, как правило небольших городов. Лидеры и идеологи чартизма полагали, что парламент не принимает законы в интересах рабочего класса.[4]
После отставки британского премьера в декабре 1916 г. Ллойд Джордж, заручившись поддержкой консервативного крыла и провоенно настроенной части лейбористов, сформировал второе коалиционное правительство. Консерваторам досталось в нем 15 из 34 министерских постов. Во главе министерства стояла группа лиц, оформившаяся в «Военный Кабинет»: либерал Ллойд Джордж, консерваторы Милнер и Керзон и лейборист Гендерсон.
22 января 1924 года впервые в истории Великобритании было сформировано лейбористское правительство. Во главе его стал Макдональд, который занял также пост министра иностранных дел.
Чемберлен в мае 1937 года занял пост премьер-министра Великобритании.[5]
[править] Вооружённые силы
[править] Военнослужащие
Союзнические армии несли большие потери, поэтому вопрос о введении всеобщей воинской повинности (конскрипции) стал предметом многочисленных дискуссий в британском парламенте с июня 1915 г. по июнь 1916 г.
27 января 1916 года Закон о всеобщей воинской повинности в Великобритании получил королевскую санкцию.
Череда неудач и потерь на фронтах вынудила Асквита на заседании палаты общин 26 апреля 1916 г. заявить, что для исполнения обязательств перед союзниками, страна нуждается в 200 тыс. солдат. Было предложено внести поправку в закон о всеобщей воинской повинности и призывать на военную службу женатых мужчин в возрасте от 18 до 41 г. Лейбористы и либералы — пацифисты встретили данное предложение массой возражений. Но перевес оказался на другой стороне, и поправка в закон была одобрена в мае 1916 г.
[править] ВМФ
Каслри на посту главы МИД Великобритании выступал за усиление воен.-мор. мощи Великобритании.[6]
[править] Политические организации
[править] Тори
С 1812 года Каслри — глава фракции тори в Палате общин Великобритании.[7]
[править] Экономика
C началом промышленной революции XVIII–XIX веков Великобритания окончательно становится лидером по росту ВВП на душу населения.[8]
В Великобритании в начале Первой мировой войны ВВП на душу населения рос, но с резким сокращением государственных расходов после войны выпуск снизился.[9]
[править] Промышленность
[править] Обрабатывающая промышленность
[править] Машиностроение
[править] Автомобильная промышленность
История серийного автомобилестроения Великобритании началась в 1894 году, когда английский предприниматель Фредерик Симмс приобрёл у Готлиба Даймлера права на изготовление двигателей «Феникс» и бренд «Daimler». Первый «Daimler», созданный англичанами, появился в 1897 году. Он представлял собой копию модели «Panhard et Levassor», оснащенную двигателями «Daimler», которые первоначально импортировались из Германии.[10]
[править] Судостроение
В 1900 году один американец писал о британском кораблестроении так: «Нет сомнений, что большая часть оборудования английских верфей весьма устарела по сравнению с тем, что используют в Америке и Германии. На британских верфях используют допотопные паровые двигатели, токарные станки и прессы. Иностранные гости с трудом сдерживают изумление по поводу здешней отсталости.»[11]
[править] Металлургия
[править] Чёрная металлургия
В 1859 году в Великобритании был превышен докризисный максимум выплавки чугуна.[12]
[править] Добыча полезных ископаемых
[править] Уголь
В 1859 году в Великобритании был превышен докризисный максимум добычи угля.[13]
[править] Сельское хозяйство
В последней трети XV — первой четверти XVI вв. здесь произошел аграрный переворот, основным проявлением которого были насильственная экспроприация крестьянской поземельной общины и конверсия пашни — ее превращение в пастбище.
[править] Сухопутный транспорт
[править] Рельсовый транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
Поскольку в Британии почти любая точка внутри страны находится на расстоянии менее 100 км от побережья, создание сети железных дорог обеспечило дешевый доступ английским товарам к морским портам.[14]
В 1840-е годы железнодорожная горячка охватила Англию.[15]
[править] Метро
8 апреля 1953 года в метрополитене Лондона (Великобритания) на линии «Сентрал» произошла поломка сигнального оборудования, из-за которой светофоры показывали только запрещающий сигнал. Движение на аварийном участке не было остановлено, диспетчер требовал от машинистов вести составы с максимальной осторожностью. Однако на перегоне между станциями «Стратфорд» и «Лейтон» один из поездов не смог вовремя затормозить и на скорости около 30 км/ч врезался в хвост стоявшего впереди состава. В результате погибли 12 человек (девять на месте ЧП, трое скончались в больницах), еще около 40 получили ранения различной степени тяжести.[16]
В начале 1970-х годов в Лондонском метро было внедрено автоматическое вождение поездов.[17]
28 февраля 1975 года в лондонском метро на конечной станции «Моргейт» электропоезд линии «Норзерн-Сити» врезался в стену тупикового тоннеля на скорости, по разным оценкам, от 48 до 64 км/ч. В результате первые два вагона были значительно деформированы, жертвами катастрофы стали 43 человека, еще 74 пострадали. Всего в вагонах находились около 300 человек. Полностью очистить тоннель от обломков удалось только 5 марта. Расследование установило, что в момент крушения оборудование состава было исправно. Причину, по которой 56-летний машинист Лесли Ньюсон (был в числе погибших) не затормозил поезд, установить так и не удалось. После крушения лондонский метрополитен внедрил систему автоматической остановки состава в случае превышения установленной скорости в 16 км/ч при заезде на конечную станцию.[18]
18 ноября 1987 года в Лондоне на крупной пересадочной станции метро «Кингс-Кросс» произошел сильный пожар. Причиной возгорания была незатушенная спичка, которую один из пассажиров обронил на эскалаторе линии Пикадилли. Из-за скопившихся под лестничным полотном эскалатора пыли и мусора пламя распространилось по наклонному ходу, после чего поток огня и раскаленных газов вырвался в находившийся выше кассовый зал. В результате погиб 31 человек, в том числе один пожарный. Свыше 100 человек были госпитализированы. После ЧП было отправлено в отставку руководство метрополитена и системы городского общественного транспорта. Деревянные детали эскалаторов в 1987—1990 годы заменили металлическими. Виновник возникновения пожара так и не был установлен. Хотя запрет на курение на территории лондонского метро действовал еще с 1985 года, многие курильщики игнорировали его. После пожара на «Кингс-Кросс» наказание за курение ужесточили.[19]
В середине 1990‑х легкое метро дотянули через тоннели до лондонского Сити.[20]
В конце 1990‑х DLR протянули до Гринвича.[21]
[править] Трамвайный транспорт
Лондонский департамент транспорта в 2000 году возродил трамвай — в районе, где нет метро.[22]
[править] Троллейбусный транспорт
Троллейбус в Лондоне работал с 1931 по 1962 годы.[23]
Лондонская троллейбусная сеть в 1950‑х годах была крупнейшей в мире.[24]
[править] Гостиницы
С 1948 по 1984 год британское государство управляло собственной сетью гостиниц.[25]
[править] Финансы
Паника захлестнула Лондонский Сити 11 мая 1866 г., когда в «черную пятницу» обанкротился банковский дом Overend and Co. Он занимал ведущее положение, проводил широкие операции по финансированию строительства железных дорог и имел капитал в 10 млн ф. ст. Ломбарт-стрит быстро запрудили толпы людей, осаждавших двери самых почтенных банков, пытавшихся заполучить назад свои вклады.[26]
[править] Деньги
В Великобритании под влиянием денежной школы был принят акт Роберта Пиля (1844), предусматривавший 100%-ное золотое обеспечение банкнот, выпускавшихся сверх эмиссии 14 млн фунтов стерлингов, обеспеченных казначейскими векселями, что периодически обостряло экономич. кризисы и вызывало нехватку денег в стране.[27]
[править] Ценные бумаги
[править] Облигации
Первая «вечная» облигация в форме консолидированной ренты была выпущена Банком Англии в 1751 г. по инициативе премьер-министра Великобритании Генри Пелэма (Henry Pelham, 1694—1754) для финансирования Банком Англии войны за австрийское наследство и военных действий в британских колониях.[28]
[править] Государственные облигации
В 1981 г. М. Тэтчер вводит облигации, индексируемые с учётом инфляции, для привлечения дополнительных денежных средств в бюджет.[29]
[править] Банковская система
Билль об учреждении Банка Англии был разработан Чарльзом Монтегю в 1694 году.[30]
[править] Государственный долг
Впервые амортизационный фонд был создан премьер-министром Великобритании Робертом Уолполом (Robert Walpole, 1676—1745) в 1716 году для сокращения государственного долга. Фонд представлял собой запас денежных средств, используемый, в частности, для финансирования государственного долга. В последующем практика формирования резервов под выплаты эффективно повторялась в Великобритании в 1720-х и 1730-х гг.[31][32]
В начале 1770-х годов Ричард Прайс восстановил отложенный фонд в качестве средства для погашения государственного долга.[33]
В 1786 г., по настоянию премьер-министра Уильяма Питта, парламент принял Закон о сокращении национального долга, утвердивший отложенный фонд в размере 1 млн фунтов стерлингов ежегодно и передал его под контроль Комиссии по сокращению национального долга.[34]
В 1815 году государственный долг Великобритании достиг составил более 260 % от ВВП.[35]
С 1 апреля 1998 г. в Министерстве финансов Великобритании был организован Офис управления государственным долгом (Debt Management Office, DMO).[36]
[править] Государственные финансы
С 1274 по 1691 год английское правительство собирало менее 2 % ВВП в виде налогов. В XVIII и XIX веках ситуация изменилась, и налоговые и расходные возможности правительства значительно расширились, особенно во время войны.[37]
В Великобритании при принятии государственного бюджета на 1941 г. кейнсианская доктрина была принята как официальная.[38]
[править] Внешнеэкономические отношения
[править] Внешняя торговля
[править] Экспорт
В 1859 году был превышен докризисный максимум экспорта из Великобритании.[39]
[править] Импорт
В 1860 году был превышен докризисный максимум импорта в Великобританию.[40]
[править] Внешнефинансовые отношения
За десятилетие, с 1867 по 1876 г., Великобритания разместила в иностранные ценные бумаги около полумиллиарда фунтов стерлингов.[41]
[править] Футбол
В 1966 году чемпионат мира проходил в Англии с 11 по 30 июля.[42]
Матчи проводились в Лондоне, Бирмингеме, Ливерпуле, Манчестере, Шеффилде, Мидлсбро, Сандерленде.[43]
Участники: КНДР (Азия); Англия, Болгария, Венгрия, Италия, Испания, Португалия, СССР, Франция, ФРГ, Швейцария (Европа); Мексика (Северная и Центральная Америка); Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили (Южная Америка) – 16 команд, разбитых на четыре группы. Сборные, занявшие первые и вторые места в своих группах, сформировали пары 1/4 финала плей-офф.[44]
В финале англичане победили команду ФРГ – 4:2 (в дополнительное время). В матче за бронзу португальцы победили сборную СССР – 2:1.[45]
Лучший бомбардир: Эйсебио (Португалия), 9 голов. Лучший молодой игрок: Франц Беккенбауэр (ФРГ).[46]
[править] Блага
[править] Машиностроительная продукция
[править] Вооружения
[править] Танки
В 1917 году был выпущен британский танк «Рикардо» Мк. V.[47]
В 1928 году был выпущен британский танк «Карден-Лойд».[48]
Танк Challenger 2 находился на вооружении британской армии с 1994 года.[49]
[править] Пища
[править] Зерно
Британские аграрии во времена наполеоновских войн пролоббировали так называемые хлебные законы, вводившие высокие таможенные тарифы на ввоз зерна.[50]
В 1838 году Кобден и его единомышленники основали Лигу против хлебных законов, которая начала агитировать за понижение тарифов на зерно.[51]
В 1846 году британские хлебные законы были отменены парламентом.[52]
[править] Внешняя политика
С эпохи Тюдоров и до 1914 года внешняя политика Великобритании была направлена на поддержание баланса сил, путём насаждения соперничества между народами на континенте и установления баланса сил между ними. Такая роль автоматически проясняет вопрос, какую страну следует считать потенциальным противником. Это отнюдь не страна, пользующаяся самой дурной репутацией, а конкретная страна, политика которой представляет большую угрозу для Британской империи, чем любая другая.[53]
[править] Населённые пункты
[править] Лондон
К середине 1850-х годов население Лондона превысило цифру в 2 миллиона человек.[54]
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ Документы и материалы кануна Второй мировой войны. Том 1
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ История автомобилестроения: учебное пособие / В. В. Епифанов. — Ульяновск; УлГТУ, 2019
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ Общий технико-экономический курс железных дорог: Учебник / Под ред. Д. А. Мачерета — М.: РУТ (МИИТ), 2017
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ Государственная комиссия погашения долгов
- ↑ Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
- ↑ Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
- ↑ Государственная комиссия погашения долгов
- ↑ Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
- ↑ Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
- ↑ Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
- ↑ Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
- ↑ Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
- ↑ [25]
- ↑ Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ История чемпионатов мира по футболу. 14 июня 2018
- ↑ История чемпионатов мира по футболу. 14 июня 2018
- ↑ История чемпионатов мира по футболу. 14 июня 2018
- ↑ История чемпионатов мира по футболу. 14 июня 2018
- ↑ История чемпионатов мира по футболу. 14 июня 2018
- ↑ [E.A.Zubov_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]
- ↑ [E.A.Zubov_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ Дёниц К. Десять лет и двадцать дней. Воспоминания главнокомандующего военно-морскими силами Германии. 1935—1945 гг. — М.: Центрполиграф, 2004
- ↑ [33]