Великобритания во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Внутренняя политика

По­лу­чив от пре­мьер-мин. У. Пит­та Млад­ше­го ши­ро­кие пол­но­мо­чия, Каслри спо­соб­ст­во­вал по­дав­ле­нию Ир­ланд­ско­го вос­ста­ния 1798 года.[1]

Не­смот­ря на со­про­тив­ле­ние чле­нов верх­ней па­ла­ты Дуб­ли­на, Каслри до­бил­ся ут­вер­жде­ния Анг­ло-ир­ланд­ской унии 1801, уп­разд­нив­шей ирл. пар­ла­мент.[2]

Джордж Каннинг до­бил­ся про­ве­де­ния не­ко­то­рых ре­форм в Великобритании (сни­же­ние та­мо­жен­ных по­шлин на хлеб и сы­рьё, об­лег­че­ние экс­пор­та пром. то­ва­ров, смяг­че­ние уго­лов­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва).[3]

Чартизм — со­ци­аль­ное и по­ли­тич. дви­же­ние за ре­фор­му из­би­ра­тель­но­го пра­ва в Ве­ли­ко­бри­та­нии в 1830-1850-х гг. Назв. «чартизм» про­ис­хо­дит от «На­род­ной хар­тии» («People’s Charter», 1838), со­став­лен­ной Ф. Плей­сом и У. Ло­вет­том. Хар­тия име­ла фор­му за­ко­но­про­ек­та, ко­то­рый пред­по­ла­га­лось вне­сти в пар­ла­мент для при­ня­тия все­об­ще­го из­би­рат. пра­ва. Дви­же­ние бы­ло сфор­ми­ро­ва­но ра­ди­каль­ны­ми дея­те­ля­ми, имев­ши­ми дли­тель­ный опыт по­ли­тич. борь­бы и по­зи­цио­ни­ро­вав­ши­ми се­бя как за­щит­ни­ки ин­те­ре­сов ра­бо­че­го клас­са. Со­ци­аль­ной ба­зой чар­ти­стов ста­ли стра­даю­щие в ус­ло­ви­ях кри­зи­са ра­бо­чие, как пра­ви­ло не­боль­ших го­ро­дов. Ли­де­ры и идео­ло­ги чартизма по­ла­га­ли, что пар­ла­мент не при­ни­ма­ет за­ко­ны в ин­те­ре­сах ра­бо­че­го клас­са.[4]

После отставки британского премьера в декабре 1916 г. Ллойд Джордж, заручившись поддержкой консервативного крыла и провоенно настроенной части лейбористов, сформировал второе коалиционное правительство. Консерваторам досталось в нем 15 из 34 министерских постов. Во главе министерства стояла группа лиц, оформившаяся в «Военный Кабинет»: либерал Ллойд Джордж, консерваторы Милнер и Керзон и лейборист Гендерсон.

22 января 1924 года впервые в истории Великобритании было сформировано лейбористское правительство. Во главе его стал Макдональд, который занял также пост министра иностранных дел.

Чемберлен в мае 1937 года занял пост премьер-министра Великобритании.[5]

[править] Вооружённые силы

[править] Военнослужащие

Союзнические армии несли большие потери, поэтому вопрос о введении всеобщей воинской повинности (конскрипции) стал предметом многочисленных дискуссий в британском парламенте с июня 1915 г. по июнь 1916 г.

27 января 1916 года Закон о всеобщей воинской повинности в Великобритании получил королевскую санкцию.

Череда неудач и потерь на фронтах вынудила Асквита на заседании палаты общин 26 апреля 1916 г. заявить, что для исполнения обязательств перед союзниками, страна нуждается в 200 тыс. солдат. Было предложено внести поправку в закон о всеобщей воинской повинности и призывать на военную службу женатых мужчин в возрасте от 18 до 41 г. Лейбористы и либералы — пацифисты встретили данное предложение массой возражений. Но перевес оказался на другой стороне, и поправка в закон была одобрена в мае 1916 г.

[править] ВМФ

Каслри на посту главы МИД Великобритании вы­сту­пал за уси­ле­ние во­ен.-мор. мо­щи Ве­ли­ко­бри­та­нии.[6]

[править] Политические организации

[править] Тори

С 1812 года Каслри — гла­ва фрак­ции то­ри в Палате общин Великобритании.[7]

[править] Экономика

C началом промышленной революции XVIII–XIX веков Великобритания окончательно становится лидером по росту ВВП на душу населения.[8]

В Великобритании в начале Первой мировой войны ВВП на душу населения рос, но с резким сокращением государственных расходов после войны выпуск снизился.[9]

[править] Промышленность

[править] Обрабатывающая промышленность

[править] Машиностроение
[править] Автомобильная промышленность

История серийного автомобилестроения Великобритании началась в 1894 году, когда английский предприниматель Фредерик Симмс приобрёл у Готлиба Даймлера права на изготовление двигателей «Феникс» и бренд «Daimler». Первый «Daimler», созданный англичанами, появился в 1897 году. Он представлял собой копию модели «Panhard et Levassor», оснащенную двигателями «Daimler», которые первоначально импортировались из Германии.[10]

[править] Судостроение

В 1900 году один американец писал о британском кораблестроении так: «Нет сомнений, что большая часть оборудования английских верфей весьма устарела по сравнению с тем, что используют в Америке и Германии. На британских верфях используют допотопные паровые двигатели, токарные станки и прессы. Иностранные гости с трудом сдерживают изумление по поводу здешней отсталости.»[11]

[править] Металлургия
[править] Чёрная металлургия

В 1859 году в Великобритании был превышен докризисный максимум выплавки чугуна.[12]

[править] Добыча полезных ископаемых

[править] Уголь

В 1859 году в Великобритании был превышен докризисный максимум добычи угля.[13]

[править] Сельское хозяйство

В последней трети XV — первой четверти XVI вв. здесь произошел аграрный переворот, основным проявлением которого были насильственная экспроприация крестьянской поземельной общины и конверсия пашни — ее превращение в пастбище.

[править] Сухопутный транспорт

[править] Рельсовый транспорт

[править] Железнодорожный транспорт

Поскольку в Британии почти любая точка внутри страны находится на расстоянии менее 100 км от побережья, создание сети железных дорог обеспечило дешевый доступ английским товарам к морским портам.[14]

В 1840-е годы железнодорожная горячка охватила Англию.[15]

[править] Метро

8 апреля 1953 года в метрополитене Лондона (Великобритания) на линии «Сентрал» произошла поломка сигнального оборудования, из-за которой светофоры показывали только запрещающий сигнал. Движение на аварийном участке не было остановлено, диспетчер требовал от машинистов вести составы с максимальной осторожностью. Однако на перегоне между станциями «Стратфорд» и «Лейтон» один из поездов не смог вовремя затормозить и на скорости около 30 км/ч врезался в хвост стоявшего впереди состава. В результате погибли 12 человек (девять на месте ЧП, трое скончались в больницах), еще около 40 получили ранения различной степени тяжести.[16]

В начале 1970-х годов в Лондонском метро было внедрено автоматическое вождение поездов.[17]

28 февраля 1975 года в лондонском метро на конечной станции «Моргейт» электропоезд линии «Норзерн-Сити» врезался в стену тупикового тоннеля на скорости, по разным оценкам, от 48 до 64 км/ч. В результате первые два вагона были значительно деформированы, жертвами катастрофы стали 43 человека, еще 74 пострадали. Всего в вагонах находились около 300 человек. Полностью очистить тоннель от обломков удалось только 5 марта. Расследование установило, что в момент крушения оборудование состава было исправно. Причину, по которой 56-летний машинист Лесли Ньюсон (был в числе погибших) не затормозил поезд, установить так и не удалось. После крушения лондонский метрополитен внедрил систему автоматической остановки состава в случае превышения установленной скорости в 16 км/ч при заезде на конечную станцию.[18]

18 ноября 1987 года в Лондоне на крупной пересадочной станции метро «Кингс-Кросс» произошел сильный пожар. Причиной возгорания была незатушенная спичка, которую один из пассажиров обронил на эскалаторе линии Пикадилли. Из-за скопившихся под лестничным полотном эскалатора пыли и мусора пламя распространилось по наклонному ходу, после чего поток огня и раскаленных газов вырвался в находившийся выше кассовый зал. В результате погиб 31 человек, в том числе один пожарный. Свыше 100 человек были госпитализированы. После ЧП было отправлено в отставку руководство метрополитена и системы городского общественного транспорта. Деревянные детали эскалаторов в 1987—1990 годы заменили металлическими. Виновник возникновения пожара так и не был установлен. Хотя запрет на курение на территории лондонского метро действовал еще с 1985 года, многие курильщики игнорировали его. После пожара на «Кингс-Кросс» наказание за курение ужесточили.[19]

В середине 1990‑х легкое метро дотянули через тоннели до лондонского Сити.[20]

В конце 1990‑х DLR протянули до Гринвича.[21]

[править] Трамвайный транспорт

Лондонский департамент транспорта в 2000 году возродил трамвай — в районе, где нет метро.[22]

[править] Троллейбусный транспорт

Троллейбус в Лондоне работал с 1931 по 1962 годы.[23]

Лондонская троллейбусная сеть в 1950‑х годах была крупнейшей в мире.[24]

[править] Гостиницы

С 1948 по 1984 год британское государство управляло собственной сетью гостиниц.[25]

[править] Финансы

Паника захлестнула Лондонский Сити 11 мая 1866 г., когда в «черную пятницу» обанкротился банковский дом Overend and Co. Он занимал ведущее положение, проводил широкие операции по финансированию строительства железных дорог и имел капитал в 10 млн ф. ст. Ломбарт-стрит быстро запрудили толпы людей, осаждавших двери самых почтенных банков, пытавшихся заполучить назад свои вклады.[26]

[править] Деньги

В Ве­ли­ко­бри­та­нии под влия­ни­ем де­неж­ной шко­лы был при­нят акт Ро­бер­та Пи­ля (1844), пре­ду­смат­ри­вав­ший 100%-ное зо­ло­тое обес­пе­че­ние банкнот, вы­пус­кав­ших­ся сверх эмис­сии 14 млн фун­тов стер­лин­гов, обес­пе­чен­ных ка­зна­чей­ски­ми век­се­ля­ми, что пе­рио­ди­че­ски обо­ст­ря­ло эко­но­мич. кри­зи­сы и вы­зы­ва­ло не­хват­ку де­нег в стра­не.[27]

[править] Ценные бумаги

[править] Облигации

Первая «вечная» облигация в форме консолидированной ренты была выпущена Банком Англии в 1751 г. по инициативе премьер-министра Великобритании Генри Пелэма (Henry Pelham, 1694—1754) для финансирования Банком Англии войны за австрийское наследство и военных действий в британских колониях.[28]

[править] Государственные облигации

В 1981 г. М. Тэтчер вводит облигации, индексируемые с учётом инфляции, для привлечения дополнительных денежных средств в бюджет.[29]

[править] Банковская система

Билль об учреждении Банка Англии был разработан Чарльзом Монтегю в 1694 году.[30]

[править] Государственный долг

Впервые амортизационный фонд был создан премьер-министром Великобритании Робертом Уолполом (Robert Walpole, 1676—1745) в 1716 году для сокращения государственного долга. Фонд представлял собой запас денежных средств, используемый, в частности, для финансирования государственного долга. В последующем практика формирования резервов под выплаты эффективно повторялась в Великобритании в 1720-х и 1730-х гг.[31][32]

В начале 1770-х годов Ричард Прайс восстановил отложенный фонд в качестве средства для погашения государственного долга.[33]

В 1786 г., по настоянию премьер-министра Уильяма Питта, парламент принял Закон о сокращении национального долга, утвердивший отложенный фонд в размере 1 млн фунтов стерлингов ежегодно и передал его под контроль Комиссии по сокращению национального долга.[34]

В 1815 году государственный долг Великобритании достиг составил более 260 % от ВВП.[35]

С 1 апреля 1998 г. в Министерстве финансов Великобритании был организован Офис управления государственным долгом (Debt Management Office, DMO).[36]

[править] Государственные финансы

С 1274 по 1691 год английское правительство собирало менее 2 % ВВП в виде налогов. В XVIII и XIX веках ситуация изменилась, и налоговые и расходные возможности правительства значительно расширились, особенно во время войны.[37]

В Великобритании при принятии государственного бюджета на 1941 г. кейнсианская доктрина была принята как официальная.[38]

[править] Внешнеэкономические отношения

[править] Внешняя торговля

[править] Экспорт

В 1859 году был превышен докризисный максимум экспорта из Великобритании.[39]

[править] Импорт

В 1860 году был превышен докризисный максимум импорта в Великобританию.[40]

[править] Внешнефинансовые отношения

За десятилетие, с 1867 по 1876 г., Великобритания разместила в иностранные ценные бумаги около полумиллиарда фунтов стерлингов.[41]

[править] Футбол

В 1966 году чемпионат мира проходил в Англии с 11 по 30 июля.[42]

Матчи проводились в Лондоне, Бирмингеме, Ливерпуле, Манчестере, Шеффилде, Мидлсбро, Сандерленде.[43]

Участники: КНДР (Азия); Англия, Болгария, Венгрия, Италия, Испания, Португалия, СССР, Франция, ФРГ, Швейцария (Европа); Мексика (Северная и Центральная Америка); Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили (Южная Америка) – 16 команд, разбитых на четыре группы. Сборные, занявшие первые и вторые места в своих группах, сформировали пары 1/4 финала плей-офф.[44]

В финале англичане победили команду ФРГ – 4:2 (в дополнительное время). В матче за бронзу португальцы победили сборную СССР – 2:1.[45]

Лучший бомбардир: Эйсебио (Португалия), 9 голов. Лучший молодой игрок: Франц Беккенбауэр (ФРГ).[46]

[править] Блага

[править] Машиностроительная продукция

[править] Вооружения

[править] Танки

В 1917 году был выпущен британский танк «Рикардо» Мк. V.[47]

В 1928 году был выпущен британский танк «Карден-Лойд».[48]

Танк Challenger 2 находился на вооружении британской армии с 1994 года.[49]

[править] Пища

[править] Зерно

Британские аграрии во времена наполеоновских войн пролоббировали так называемые хлебные законы, вводившие высокие таможенные тарифы на ввоз зерна.[50]

В 1838 году Кобден и его единомышленники основали Лигу против хлебных законов, которая начала агитировать за понижение тарифов на зерно.[51]

В 1846 году британские хлебные законы были отменены парламентом.[52]

[править] Внешняя политика

С эпохи Тюдоров и до 1914 года внешняя политика Великобритании была направлена на поддержание баланса сил, путём насаждения соперничества между народами на континенте и установления баланса сил между ними. Такая роль автоматически проясняет вопрос, какую страну следует считать потенциальным противником. Это отнюдь не страна, пользующаяся самой дурной репутацией, а конкретная страна, политика которой представляет большую угрозу для Британской империи, чем любая другая.[53]

[править] Населённые пункты

[править] Лондон

К середине 1850-х годов население Лондона превысило цифру в 2 миллиона человек.[54]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. Документы и материалы кануна Второй мировой войны. Том 1
  6. [5]
  7. [6]
  8. [7]
  9. [8]
  10. История автомобилестроения: учебное пособие / В. В. Епифанов. — Ульяновск; УлГТУ, 2019
  11. [9]
  12. [10]
  13. [11]
  14. Общий технико-экономический курс железных дорог: Учебник / Под ред. Д. А. Мачерета — М.: РУТ (МИИТ), 2017
  15. [12]
  16. [13]
  17. [14]
  18. [15]
  19. [16]
  20. [17]
  21. [18]
  22. [19]
  23. [20]
  24. [21]
  25. [22]
  26. [23]
  27. [24]
  28. Государственная комиссия погашения долгов
  29. Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
  30. Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
  31. Государственная комиссия погашения долгов
  32. Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
  33. Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
  34. Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
  35. Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
  36. Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
  37. [25]
  38. Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
  39. [26]
  40. [27]
  41. [28]
  42. История чемпионатов мира по футболу. 14 июня 2018
  43. История чемпионатов мира по футболу. 14 июня 2018
  44. История чемпионатов мира по футболу. 14 июня 2018
  45. История чемпионатов мира по футболу. 14 июня 2018
  46. История чемпионатов мира по футболу. 14 июня 2018
  47. [E.A.Zubov_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]
  48. [E.A.Zubov_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]
  49. [29]
  50. [30]
  51. [31]
  52. [32]
  53. Дёниц К. Десять лет и двадцать дней. Воспоминания главнокомандующего военно-морскими силами Германии. 1935—1945 гг. — М.: Центрполиграф, 2004
  54. [33]
Личные инструменты