Беспилотные летательные аппараты в России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Беспилотные летательные аппараты в России в XXI веке — один из типов летательных аппаратов в России в XXI веке.

Содержание

[править] Объём рынка

Российский рынок беспилотников в 2023 году вырос на 129 % по сравнению с 2022 годом и достиг отметки в 33,7 млрд руб. Об этом говорится в исследовании российского рынка беспилотных авиационных систем (БАС) ассоциации «Аэронекст». Рынок БАС в гражданском секторе вырос год к году на 35 % до 19,8 млрд руб.[1]

[править] Виды

[править] Военные беспилотные летательные аппараты

10 октября 2021 года отмечалось: «В России разработан беспилотный летательный аппарат, способный выполнять функции самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления. /генеральный конструктор компании „Кронштадт“ Николай Долженков в эфире „Звезды“/»[2]

[править] Беспилотные летательные аппараты вертолётного типа

[править] БАС-200

Беспилотник вертолетного типа БАС-200 впервые представили на авиасалоне МАКС в 2021 году.[3]

К февралю 2022 года были готовы три опытных образца комплекса БАС-200, а в апреле 2022 года было объявлено об успешном окончании их производственных и приёмо-сдаточных испытаний.[4]

В мае 2022 года было сообщено, что на днях беспилотник БАС-200 приступил к сертификационным лётным испытаниям.[5]

16 марта 2023 года было сообщено, что БАС-200 впервые в России доставил почтовые отправления на Крайнем Севере.[6]

[править] Беспилотные летательные аппараты коптерного типа

28 декабря 2022 года отмечалось: «Реагируя на запросы [российской] армии для решения задач СВО, „Калашников“ начал поставки в российские войска новейших беспилотных летательных аппаратов (БЛА) коптерного типа. По его [президента „Калашникова“ Алана Лушникова] словам, это целая линейка. В качестве примера глава концерна привел коптер ZALA 421-24 компании ZALA AERO, представленный на форуме „Армия-2022“. Этот беспилотник способен работать в условиях радиоэлектронного противодействия и летать в режиме полного радиомолчания.»[7]

[править] Разведывательные беспилотные летательные аппараты

15 апреля 2021 года отмечалось: «В России разработан первый в мире легкий разведывательный БПЛА самолётного типа, оснащённый гибридной силовой установкой из ДВС и электромотора. Беспилотник получил название ZALA 421-16E5G. В перечень возможностей дрона входит радиотехническая разведка, ретрансляция связи и целеуказание. Разработкой занималась ZALA Aero, входящая в группу компаний „Калашников“. Подробнее о БПЛА рассказал руководитель направления специальных проектов ZALA Aero Никита Хамитов. Дрон работает по принципу последовательного гибрида: во время полета ДВС является не основным толкающим двигателем, а питает генератор и буферный аккумулятор, что в свою очередь дает электропитание всей электронике аппарата и самому электродвигателю. Подобное решение существенно увеличивает максимальное время полета (в настоящий момент оно составляет 16 часов), а также потенциально позволяет сделать БПЛА полностью бесшумным.»[8]

[править] FVP-дроны

Широкой публике FPV-дроны-камикадзе российской разработки представили в 2023 году на форуме «Армия-2023».[9]

[править] Модели

[править] Альтаир

Тяжёлый беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета «Альтаир» был разработан АО «НПО ОКБ имени М. П. Симонова» (Казань) сперва в рамках осуществлявшейся по контракту от октября 2011 года НИР «Альтиус-М», а затем заключенного в ноябре 2014 году государственного контракта на сумму 3,6 млрд рублей на ОКР «Альтиус-О» в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Строительство аппаратов «Альтаир» было осуществлено на АО «КАПО-Композит», созданном на основе одного из цехов Казанского авиационного завода. С 2014 по 2018 годы было построено три летных опытных образца БЛА «Альтаир» (один демонстратор по НИР «Альтиус-М» и два по ОКР «Альтиус-О»), осуществлявших ограниченные заводские летные испытания, фактические летные испытания первого прототипа-демонстратора БЛА «Альтаир» (бортовой номер «01») были начаты только в июле 2016 года.[10]

[править] Альтиус

Министерство обороны России 20 августа 2019 года опубликовало видеокадры, как сообщается первого полёта военного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полёта «Альтиус-У». В сопутствующем сообщении говорится, что полет проходил в течение 32 минут на высоте до 800 метров в полностью автоматическом режиме на одном из испытательных аэродромов.[11]

В 2021 году завершились испытания БЛА «Альтиус-РУ» — тяжелого беспилотника большой дальности и продолжительности полета.[12]

[править] Гром

«Гром» впервые был продемонстрирован широкой публике на форуме «Армия-2020». Полноразмерный макет был выставлен на статичной экспозиции.[13]

В августе 2021 года было сообщено, что на предприятии «Кронштадт» стартовало эскизное проектирование тяжёлого ударного беспилотника «Гром».[14]

[править] Застава

В 2012 году УЗГА начал лицензионную сборку израильских беспилотных комплексов BirdEye 400 (под названием «Застава»).[15]

[править] КУБ-БЛА

В конце 2021 года успешно прошли государственные испытания беспилотника «КУБ-БЛА».[16]

[править] Орион
Опытный образец беспилотного летательного аппарата «Орион»
Опытный образец беспилотного летательного аппарата «Орион»

В 2017 году БПЛА «Орион» демонстрировался на авиасалоне МАКС и форуме «Армия».[17]

В апреле 2019 года российские ВКС впервые применили ударные беспилотные летательные аппараты типа «Орион-Э» при атаке объектов боевиков в сирийской провинции Хама.[18]

В августе 2019 года было сообщено, что компания «Кронштадт» начала серийное производство многофункционального беспилотника собственной разработки «Орион».[19]

Первый серийный образец беспилотного авиационного комплекса средней дальности с беспилотными летательными аппаратами средней высотности и большой продолжительности полета «Орион» производства Группы «Кронштадт» был передан Министерству обороны России для опытной эксплуатации в апреле 2020 года.[20]

[править] Охотник

Разработка тяжелого БЛА С-70 в рамках НИР «Охотник-Б» ведется компанией «Сухой» в интересах Минобороны России с 2012 г.[21]

В самом начале 2019 года впервые были обнародованы фотографии российского разведывательно-ударного БПЛА С-70 «Охотник». Реактивная машина, чья взлетная масса составляет примерно 20 тонн, тогда начинала подготовку к своему первому полету.[22]

3 августа 2019 года первый опытный образец российского тяжёлого ударного беспилотного летательного аппарата «Охотник» совершил первый полёт.[23][24]

В 2021 г. был построен второй опытный образец тяжелого беспилотного летательного аппарата (БЛА) С-70 «Охотник».[25]

14 декабря 2021 г. состоялась выкатка из сборочного цеха НАЗ им. В. П. Чкалова (филиал ПАО "Компания «Сухой») второго опытного образца тяжелого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата С-70 (С-70-2).[26]

По состоянию на январь 2022 года НАЗ вёл строительство двух опытных образцов БЛА С-70 (третьего и четвертого).[27]

[править] Форпост

Как сообщило 22 августа 2019 года Министерство обороны России, беспилотный летательный аппарат «Форпост-Р» совершил первый полёт.[28]

[править] Транспортные беспилотные летательные аппараты

В 08:00 мск 8 февраля 2023 года отмечалось: «В России разработан дальний транспортный беспилотник самолетного типа ТрАМП (транспортная авиационная многофункциональная платформа), сообщает агентство РИА Новости со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Беспилотник способен перебросить до 250 килограммов груза на расстояние свыше 600 километров. Преимуществом беспилотника называют способность выполнять опасные для пилотируемых воздушных судов задачи в сложных метеоусловиях при минимальных затратах.»[29]

В 08:20 мск 17 февраля 2023 года отмечалось: «Разработчики дальнего транспортного беспилотника самолетного типа ТрАМП (транспортная авиационная многофункциональная платформа) начали его наземные испытания, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе (ОПК)».[30]

[править] Компании

[править] УЗГА

Казанский филиал УЗГА создали летом 2019 года, чтобы передать ему тему первого в России тяжёлого беспилотника, которую с 2011 года вело ОКБ им. Симонова. Причиной смены головного исполнителя назвали то, что бюро не справилось с задачей. Созданное в Казани подразделение УЗГА разместили рядом с КВЗ, на территории бывшего филиала № 1 Московского вертолетного завода — её взяли в долгосрочную аренду у КНПП «Вертолеты Ми».[31]

Личные инструменты