Авиационные РЛС в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Авиационные РЛС в России — один из видов РЛС в России.

Содержание

[править] Производство

НИИП им. В. В. Тихомирова осуществляет разработку авиационных РЛС.[1]

Компания «Фазотрон-НИИР» осуществляет разработку и серийное производство бортовых радиолокационных станций для авиационных комплексов фронтовой авиации.[2][3]

«ГРПЗ», входящий в состав АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» — производитель бортовых радиолокационных станций (БРЛС). В настоящее время освоено производство бортовых радиолокационных станций (БРЛС) на базе фазированных антенных решеток с электронным управлением лучом.[4]

[править] РЛС

[править] Барс

Радиолокационная система управления РЛСУ «Барс» применяется на модифицированных многоцелевых самолётах экспортного исполнения Су-30МКИ, Су-30МКИ(А), Су-30МКМ по контрактам инозаказчика.[5]

Режим «Воздух — Воздух». Дальность обнаружения истребителя типа МиГ-29 в зоне обзора 300 кв. град:[6]

  • на встречных курсах — до 140 км;
  • на догонных курсах — до 60 км.

Режим «Воздух — Поверхность». Дальность обнаружения:[7]

  • железнодорожный мост: 80..120 км;
  • группа танков: 40..50 км;
  • эсминец: 80..120 км;
  • авианосец: 250 км.

Максимальная разрешающая способность: 10..20 м.[8]

[править] Купол

Фронтовой бомбардировщик Су-34 оснащён РЛС «Купол» с неподвижной пассивной ФАР Б004 — авиационным вариантом РЛС самоходной огневой установки 9А310 ЗРК «Бук» разработки 1970—1980-х годов (НИИП).[9]

[править] Ирбис

Истребитель Су-35 оснащается РЛС Н035 «Ирбис» с пассивной ФАР и механическим двухстепенным (по азимуту и крену) электрогидроприводом.[10]

РЛС «Ирбис» работает в X-диапазоне. При этом дальность обнаружения воздушных целей «Ирбиса» достигает 400 км.[11]

Режим «Воздух-Воздух»:[12]

  • дальность обнаружения целей с ЭПР = 3м2 — 350 км

[править] Ирбис-Э

Радиолокационная система управления (РЛСУ) «Ирбис-Э» поколения 4++ разработки АО «НИИ приборостроения им. В. В. Тихомирова» предназначена для установки на многоцелевой истребитель Су-35С. В качестве антенны используется ФАР с электронным управлением лучом. Широкий угол обзора по азимуту (±120о) достигается путем поворота антенного полотна механическим приводом. РЛСУ «Ирбис-Э» обеспечивает обнаружение, сопровождение и одновременную атаку нескольких воздушных и наземных (морских) целей, определение государ-ственной принадлежности, картографирование подстилающей поверхности в сверхвысоком разрешении, определение количества воздушных целей в группе и определение их типа, работу в режиме огибания рельефа, обнаружение метеообразований на пути следования.[13]

Основные тактико-технические характеристики РЛСУ «Ирбис-Э»:[14]

  • Диапазон частот: 8-12 ГГц.
  • Дальность обнаружения воздушных целей с ЭПР 𝜎𝜎=3м2:
    • 400 км в передней полусфере;
    • 80 км в задней полусфере.
  • Дальность обнаружения наземных целей с ЭПР 𝜎𝜎=3000 м2: 500 км.
  • Дальность обнаружения наземных целей с ЭПР 𝜎𝜎=50 м2: 150 км.
  • Зона обзора по азимуту: ±120о.
  • Зона обзора по углу места: ±60о.
  • Количество одновременно сопровождаемых целей: 30.
  • Количество одновременно атакуемых целей воздушных целей: 8.
  • Средняя мощность излучаемого сигнала: 5 кВт.
  • Тип антенны: ФАР.

[править] Жук-А

БРЛС «Жук-А» разработки корпорации «Фазотрон-НИИР» предназначена для установки на многоцелевой истребитель поколения 4++ МиГ-35. БРЛС использует АФАР с электронным сканированием.[15]

Основные тактико-технические характеристики БРЛС «Жук-А»:[16]

  • Диапазон частот: 8-12 ГГц.
  • Дальность обнаружения воздушных целей с ЭПР 𝜎𝜎=3м2:
    • 148 км в передней полусфере;
    • 60 км в задней полусфере.
  • Дальность обнаружения наземных целей с ЭПР 𝜎𝜎=3000 м2: 300 км.
  • Дальность обнаружения наземных целей с ЭПР 𝜎𝜎=50 м2: 60 км.
  • Зона обзора по азимуту: ±60о .
  • Зона обзора по углу места: ±60о .
  • Количество одновременно сопровождаемых целей: 30.
  • Количество одновременно атакуемых целей воздушных целей: 8.
  • Тип антенны: АФАР.

[править] Жук-АЭ

Радар «Жук-АЭ», предназначенный для размещения на истребитель легкого класса, имеет уменьшенное количество ППМ (до 680), вес около 220—240 кг, антенну диаметром 575 мм. Ожидается, что дальность обнаружения воздушных целей составит 130 км, может сопровождать до 30 воздушных целей и обеспечить одновременный обстрел 8 из них.[17]

[править] Арбалет

На боевом вертолете Ка-52 «Аллигатор» установлен радиолокационный комплекс «Арбалет», работающий в восьмимиллиметровом Ка-диапазоне.[18]

[править] Н036

В состав БРЛС Н036 входят пять АФАР — активная фазированная антенная решётка Х-диапазона Н036-01-1, размещенная в передней части фюзеляжа, две АФАР бокового обзора Н036Б и Н036Б-01, и две АФАР Н036Л и Н36Л-01 L-диапазона в носках крыла, предназначенные для обнаружения и государственного опознавания целей. Также в состав РЛК входит универсальная вычислительная система Н036УВС.[19]

Основные тактико-технические характеристики БРЛС Н036:[20]

  • Диапазон рабочих частот: 8-12 ГГц.
  • Дальность обнаружения целей:
    • с ЭПР 𝜎𝜎=3 м2 — 400 км;
    • с ЭПР 𝜎𝜎=1 м2 — 300 км;
    • с ЭПР 𝜎𝜎=0,5 м2 — 240 км;
    • с ЭПР 𝜎𝜎=0,1 м2 — 165 км.
  • Угол обзора: ±120о.
  • Количество одновременно сопровождаемых целей:
    • воздушных — 30;
    • наземных — 4.
  • Количество одновременно атакуемых целей: 8.
  • Тип антенны: 3 АФАР Х-диапазона и 2 АФАР L-диапазона.

[править] Оса

Радиолокационный прицельный комплекс (РЛПК) «Оса» с ФАР «Скат-μ», разработки АО «НИИ приборостроения им. В. В. Тихомирова», предназначен для установки на легкие истребители типа МиГ-21, МиГ-АТ, Як-130, МиГ-29УБТ и др.[21]

БРЛС РЛПК в режиме «воздух-воздух» обеспечивает: обнаружение с определением дальности и скорости; дискретное сопровождение с изменяемой частотой обращения к цели; сопровождение при сканировании; полуавтоматическое управление при многолучевой атаке.[22]

БРЛС РЛПК в режиме «воздух-поверхность» обеспечивает: обнаружение морских целей при волнении свыше четырех баллов, картографирование местности реальным лучом, режим микроплана, режим доплеровского обужения луча, сопровождение на проходе до двух целей, измерение дальности до наземной цели, селекцию движущихся целей и измерение их скорости.[23]

Антенная система «Скат-μ» представляет собой ФАР проходного типа с волноводным питанием. Управление лучом ДН — электронное. ФАР является двухдиапазонной и обеспечивает работу БРЛС в диапа-зоне частот РЛС и в диапазоне госопознавания. ФАР L-диапазона состоит из шести излучателей вибраторного типа, образующих две горизонтальные линейки. В состав системы управления ФАР входят: блок управления лучом; устройства управления линейных подрешеток; усилители токов для управления и стирания фазовращателей.[24]

Основные тактико-технические характеристики РЛПК «Оса»:[25]

  • Диапазон частот: Х и L — диапазон.
  • Дальность обнаружения воздушных целей с ЭПР 𝜎𝜎=3м2:
    • 85 км в передней полусфере;
    • 40 км в задней полусфере.
  • Дальность захвата цели в режиме дискретного сопровождения: 35-65 км.
  • Зона обзора по азимуту: ±60о.
  • Зона обзора по углу места: ±60о.
  • Количество одновременно сопровождаемых целей:
    • 8 в режиме дискретного сопровождения;
    • 16 в режиме сопровождения при сканировании.
  • Количество одновременно атакуемых целей воздушных целей: 4.
  • Время перемещения луча — 0,3 мс.
  • Средняя мощность излучаемого сигнала: 700 Вт.

Характеристики ФАР «Скат-μ»:[26]

  • Тип ФАР: проходного типа с волноводным питанием.
  • Диаметр антенны: 460 мм.
  • Количество излучателей Х-диапазона: 334.
  • Коэффициент усиления: 28,5 дБ.
  • Ширина ДН: 5 град.
  • Число лучей специальной формы: 16 с расширением до 32.
  • Количество излучателей L-диапазона: 6.
  • Коэффициент усиления в L-диапазоне: 8 ед.
  • Ширина ДН:
    • 40 дБ в плоскости азимута;
    • 40 дБ в плоскости угла места.

[править] Шмель-2

БРЛС кругового обзора «Шмель-2» применяется в составе модернизированного АК ДРЛО А-50М. БРЛС обеспечивает: обнаружение и сопровождение воздушных (в том числе и малоразмерных) целей в свободном пространстве и условиях маловысотного полета на фоне подстилающей водной и земной поверхности; обнаружение и сопровождение надводных кораблей; наведение истребителей на воздушные цели; выведение фронтовой и морской авиации на наземные и надводные цели; пассивное обнаружение и идентификацию источников РЛ излучения.[27]

Основные тактико-технические характеристики БРЛС «Шмель-2»:[28]

  • Диапазон рабочих частот: сантиметровый.
  • Дальность обнаружения:
    • истребителей на малой высоте на фоне земли — 200—400 км;
    • истребителей на большой высоте — 300—600 км;
    • бомбардировщиков — до 650 км;
    • баллистических ракет — до 800 км;
    • крылатых ракет с ЭПР 𝜎𝜎=1 м2 — до 215 км;
    • наземных целей — 250—300 км;
    • крупных надводных целей — до 400 км.
  • Количество одновременно сопровождаемых целей — до 150.
  • Количество одновременно наводимых истребителей — 10-12.
  • Групповое наведение — до 30 единиц.

[править] История

[править] 1940-е годы

Первая советская бортовая радиолокационная станция под названием «Гнейс-2» была принята на вооружение в 1942 году.[29]

В 1945 году «Фазотрон-НИИР» начал серийный выпуск самолётной радиолокационной станции «Гнейс-5с».[30]

[править] 1950-е годы

В 1955 году на вооружение Советской армии была принята бортовая радиолокационная станция (радиоприцел) «Изумруд-2» для истребителя МиГ-17ПФУ. Разработка «Изумруда-2» началась в 1952 году в столичном НИИ-17 и была завершена в Филиале НИИ-17 в Жуковском.[31]

В 1957 году на вооружение была принята БРЛС РП-2У «Изумруд-2М» в составе системы вооружения К-5М истребителя МиГ-19ПМ. БРЛС «Изумруд-2М» обнаруживала воздушные цели с ЭПР=10 м2 на дальности 10 км.[32]

В середине 1950-х годов В. В. Тихомирову удалось добиться специального постановления СМ СССР по микроминиатюризации электрорадиоэлементов для создания БРЛС нового поколения.[33]

В 1958 году новая БРЛС «Алмаз-3» массой всего 160 кг успешно прошла государственные испытания и была рекомендована к принятию на вооружение в составе истребителя-перехватчика Т-3. БРЛС «Алмаз-3» имела две изолированные друг от друга антенны — обзорную и прицельную, что было естественным для «локаторщиков», но существенно усложняло жизнь «самолётчикам».[34]

[править] 1960-е годы

Работы по БРЛС «Ураган-5Б» в начале 1960-х годов были прекращены в связи с изменением идеологии построения систем ПВО. Задел был в дальнейшем использован при создании БРЛС для перехватчика МиГ-25П.[35]

[править] 1970-е годы

В СССР в конце 1970-х годов впервые в мире на боевом самолёте была внедрена РЛС с системой электронного сканирования.[36]

15 февраля 1978 года — Впервые в СССР лётный эксперимент по одновременному обнаружению и сопровождению 10 воздушных радиоуправляемых мишеней перехватчиком МиГ-31 с СУВ «Заслон», оснащенной ФАР. (НИИП имени В. В. Тихомирова).[37]

28 августа 1978 года — Впервые в мире лётный эксперимент по одновременному поражению четырех радиоуправляемых мишеней ракетами Р-33 с перехватчика МиГ-31 с СУВ «Заслон» с ФАР. (НИИП им. В. В. Тихомирова).[38]

[править] 1980-е годы

Эпохальной для НИИП работой стала разработка СУВ «Заслон» (главный конструктор А.Федотченко) для истребителя-перехватчика МиГ-31. «Тихомировцы» впервые в мировой практике в БРЛС истребителя применили фазированную антенную решетку (ФАР) с электронным управлением луча (главный конструктор ФАР Б. Сапсович), что позволило перехватчику одновременно атаковать множество целей.[39] 6 мая 1981 года — Принят на вооружение МиГ-31 — первый истребитель-перехватчик с СУВ «Заслон», оснащённой ФАР.[40]

Проектирование РЛС Н011 «Барс» было начато в 1980-х годах в рамках программы Су-27М.[41]

В 1985 году впервые в СССР в ходе выполнения НИЭР «Синтез» создана теоретическая база и разработана бортовая РЛС с цифровой обработкой сигнала.[42]

В СССР работы по созданию РЛС с АФАР были начаты в конце 1980-х годов для проектировавшегося в то время в ОКБ им. А. И. Микояна дальнего скоростного перехватчика «701». В связи с распадом СССР и последовавшим за ним резким сокращением военных расходов эти работы были прекращены в 1993 году.[43]

[править] 1990-е годы

23 августа 1990 года — Принята на вооружение СУВ «Меч» в составе Су-27. Главный конструктор В. К. Гришин. (НИИП им. В. В. Тихомирова).[44]

25 октября 1999 года — Принята на вооружение СУВ «Заслон-А» в составе МиГ-31Б. Главный конструктор А. И. Федотченко. (НИИП им. В. В. Тихомирова).[45]

К разработке РЛС с АФАР вновь вернулись в 1999 году с началом проектирования ПАК ФА.[46]

[править] 2000-е годы

В 2003 году по итогам конкурса НИИП был выбран головным разработчиком радиоэлектронной системы (РЭС) для истребителя пятого поколения в рамках программы ПАК ФА.[47] Технический проект был завершён в 2006 году.[48]

В 2004 году начались работы по АФАР в корпорации «Фазатрон-НИИР». РЛС получила название «Жук-АЭ» и предназначена для установки на экспортный истребитель МиГ-35.[49]

Разработка РЛС Н035 «Ирбис» началась в НИИП в 2004 году.[50]

19 ноября 2004 года — Принята на вооружение СУВ «Меч-М» в составе Су-27СМ. Главный конструктор В. А. Таганцев. (НИИП им. В. В. Тихомирова).[51]

В конце 2006 года опытный образец РЛС с АФАР «Жук-АЭ» (FGA-29) установлен на борт демонстрационного экземпляра самолета МиГ-35 (переоборудованный МиГ-29М2 с бортовым номером «154»).[52]

В 2008 году в НПП «Исток» запущен в производство специализированный участок по механообработке корпусных деталей для СВЧ субмодулей АФАР с проектной производительностью до 10 тыс. комплектов деталей в год.[53]

В 2009 году в НИИП на финишную прямую вышел процесс создания РЛСУ «Ирбис-Э» для истребителя Су-35.[54]

18 августа 2009 года — Министерство обороны России и компания «Сухой» на МАКС-2009 подписали контракт на поставку 48 истребителей Су-35С с РЛСУ «Ирбис».[55]

19 августа 2009 года — Впервые на МАКС-2009 представлен натурный образец АФАР Х-диапазона, разработанный для перспективных многофункциональных самолетов (в том числе истребителей 5-го поколения).[56]

[править] 2010-е годы

В ноябре 2011 года успешно завершены государственные совместные испытания вертолёта Ка-52 с РЛС FH01, входящей в состав комплекса «Арбалет».[57]

26 апреля 2012 года — Первый полёт истребителя Т-50 с включением РЛСУ с АФАР разработки НИИП им. В. В. Тихомирова.[58]

Лётно-конструкторские испытания опытных образцов РЛК Ш-121 начались в июле 2012 года.[59]

12 февраля 2014 года — В ВВС России переданы первые серийные 12 истребителей Су-35С, укомплектованных РЛСУ «Ирбис» разработки НИИП им. В. В. Тихомирова.[60]

19 декабря 2016 года — Получение 1-й национальной премии «Золотая идея» (по итогам 2015 года) в номинации «За вклад в области разработки продукции военного назначения» в номинации «Разработка и серийное освоение РЛСУ „Ирбис-Э“ для истребителя Су-35» (коллектив НИИП: Белый Ю. И., Таганцев В. А., Сусляков Д. Ю., Юрков М. В., Симунов С. Е., Глазков Д. М., Таркинский Е. Б., Поленов Н. И.).[61]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. Современные бортовые радиолокационные станции и антенные решетки многофункциональных авиационных комплексов военного назначения
  14. Современные бортовые радиолокационные станции и антенные решетки многофункциональных авиационных комплексов военного назначения
  15. Современные бортовые радиолокационные станции и антенные решетки многофункциональных авиационных комплексов военного назначения
  16. Современные бортовые радиолокационные станции и антенные решетки многофункциональных авиационных комплексов военного назначения
  17. [13]
  18. [14]
  19. [15]
  20. Современные бортовые радиолокационные станции и антенные решетки многофункциональных авиационных комплексов военного назначения
  21. Современные бортовые радиолокационные станции и антенные решетки многофункциональных авиационных комплексов военного назначения
  22. Современные бортовые радиолокационные станции и антенные решетки многофункциональных авиационных комплексов военного назначения
  23. Современные бортовые радиолокационные станции и антенные решетки многофункциональных авиационных комплексов военного назначения
  24. Современные бортовые радиолокационные станции и антенные решетки многофункциональных авиационных комплексов военного назначения
  25. Современные бортовые радиолокационные станции и антенные решетки многофункциональных авиационных комплексов военного назначения
  26. Современные бортовые радиолокационные станции и антенные решетки многофункциональных авиационных комплексов военного назначения
  27. Современные бортовые радиолокационные станции и антенные решетки многофункциональных авиационных комплексов военного назначения
  28. Современные бортовые радиолокационные станции и антенные решетки многофункциональных авиационных комплексов военного назначения
  29. [16]
  30. [17]
  31. Выверенная траектория «Созвездия Тихомирова»
  32. [18]
  33. [19]
  34. [20]
  35. [21]
  36. [22]
  37. [23]
  38. [24]
  39. Выверенная траектория «Созвездия Тихомирова»
  40. [25]
  41. [26]
  42. [27]
  43. [28]
  44. [29]
  45. [30]
  46. [31]
  47. Выверенная траектория «Созвездия Тихомирова»
  48. [32]
  49. [33]
  50. [34]
  51. [35]
  52. [36]
  53. [37]
  54. Выверенная траектория «Созвездия Тихомирова»
  55. [38]
  56. [39]
  57. [40]
  58. [41]
  59. [42]
  60. [43]
  61. [44]
РЛС в России
Виды  АвиационныеВоенныеЗагоризонтныеРЛС ПВО
Личные инструменты