Авиационная промышленность России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Периоды

[править] 1910-е годы

В 1918 году в России началась национализация авиационной промышленности.[1]

[править] 1920-е годы

26 января 1921 г. СТО РСФСР учредил комиссию по разработке программы по воздухоплаванию и авиастроительству.[2]

5 декабря 1922 г. СТО РСФСР утвердил трехлетнюю программу восстановления и расширения предприятий авиационной отрасли.[3]

КБ А. Н. Туполева создано в 1922 г.[4]

Советская авиационная промышленность передана в 1925 г. в ведение Государственного треста авиационной промышленности (Авиатрест) ВСНХ СССР.[5]

В 1926 г. правительство Советского Союза решило для координации опытных работ при Авиатресте образовать центральное конструкторское бюро (ЦКБ) с опытными отделами, базировавшимися на серийных заводах.[6]

Смоленский авиационный завод основан 8 ноября 1926 года.

В 1920-х годах началась деятельность А. С. Яковлева как авиаконструктора.[7]

[править] 1930-е годы

Новосибирский авиационный завод основан в 1931 году.

5 августа 1933 г. наркомвоенмор К. Е. Ворошилов, возглавлявший авиационную промышленность П. И. Баранов и С. В. Ильюшин отправились на дачу к И. В. Сталину, где состоялось совещание по авиационным вопросам. Сталин внимательно слушал специалистов и задавал технические вопросы, удивляя Ильюшина своей осведомленностью.[8]

В марте 1934 г. СТО СССР принял решение о децентрализации опытного конструирования в авиастроении, что способствовало расширению опытно-конструкторских работ в целом в отрасли.[9]

В 1936 г. КБ А. Н. Туполева с заводом опытных конструкций выделились из Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), образовав опытный завод № 156.[10]

В 1939 г. образовали ОКБ, которые возглавили А. И. Микоян, С. А. Лавочкин, П. О. Сухой.[11]

Ростовский вертолётный завод основан 1 июля 1939 года.

Улан-Удэнский авиационный завод основан в 1939 году.

[править] 1940-е годы

Во второй половине 1940 года наркомату авиационной промышленности было передано более 60 заводов из других отраслей промышленности.

К лету 1941 года по сравнению с 1937 годом производственная мощность авиазаводов СССР возросла на 75 %, превзойдя мощность авиазаводов Германии почти в 1,5 раза.

Всего к началу Великой Отечественной войны в систему авиационной промышленности входило свыше 100 предприятий.[12]

Перебазирование авиационной промышленности во время Великой Отечественной войны продолжалось боле двух лет. Наиболее интенсивно оно происходило в июле-декабре 1941 года. В 1942 году, в связи с наступлением немцев на юге проводилась эвакуация из районов Кавказа, Воронежской, Курской, Сталинградской, Ворошиловградской, Ростовской областей. В 1943 году, после прорыва блокады Ленинграда, происходил вывоз промышленного оборудования из Ленинграда.

Всего время эвакуации в годы Великой Отечественной войны Наркомат авиационной промышленности вывез 118 заводов, или 85 % своих мощностей.

После декабря 1941 года, явившегося в производстве авиационной продукции критическим месяцем, начался подъём. В январе 1942 года авиапром выпустил 760 самолетов, в феврале — 875, в марте — 1208, в мае 1942 года авиапромышленность выпустила 2239 самолётов.

Удельный вес авиазаводов, расположенных в Поволжье, на Урале, в Сибири, Средней Азии повысился с 6,6 % в июне 1941 г. до 77,3 % в июне 1942 г. Главными поставщиками самолётов-истребителей стали заводы No 21, No 31, No 292, No 153, No 166, расположенные в Горьком, Тбилиси, Саратове, Новосибирске, Омске, впитавшие в себя ряд эвакуированных заводов. Куйбышев, куда были эвакуированы из Воронежа и Москвы авиазаводы No 18 и No 1 и московский моторостроительный завод No 24, превратился в крупнейший центр по производству штурмовиков. Второй центр по изготовлению Ил-2 был организован в Нижнем Тагиле, куда перебазировались ленинградские самолетостроительные заводы No 380 и 381, объединившиеся в завод No 381. Московский завод No 22, эвакуированный в Казань, слился с местным заводом No 124 и стал основной базой по производству бомбардировщиков Пе-2. Иркутский завод No 39 и завод No 126 в Комсомольске-на-Амуре специализировались на производстве дальних бомбардировщиков ДБ-3Ф.

[править] 1990-е годы

В 1995 году произошла полная остановка серийного производства самолётов и вертолётов для российских ВВС.[13]

[править] Авиационные заводы

В 1920-х гг. мощности 11 авиационных заводов, вошедших во Всесоюзное авиационное объединение, были небольшими.[14]

В 1930-х гг. ввели в эксплуатацию авиационные заводы в Воронеже, Горьком, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре, Казани, Новосибирске.[15]

К лету 1941 г. советская авиационная промышленность по производственным мощностям вдвое превосходила германскую.[16]

[править] Управление авиапромом

В 1930-х гг. авиационная промышленность находилась в ведении наркоматов тяжелой, а затем и оборонной промышленности.[17]

11 января 1939 г. образовали Наркомат авиационной промышленности (НКАП). Первым наркомом авиационной промышленности стал М. М. Каганович, но уже 10 января 1940 г. наркомом назначили А. И. Шахурина. Первоначально в наркомат вошли 86 заводов, девять НИИ и КБ, пять строительных трестов, семь институтов и 15 техникумов. Затем в составе НКАП создали специальный главк, в подчинении которого находилось 25 строительно-монтажных трестов.[18]

[править] Отрасли

[править] Самолётостроение

Во время исключительно бурного роста авиапромышленности в 1934—1941 гг. советская авиаиндустрия построила свыше 6500 истребителей И-15, И-15бис и И-153, примерно столько же бомбардировщиков СБ и около 9 тыс. истребителей И-16.[19]

[править] Вертолётостроение

[править] Ми-24

Серийно Ми-24 выпускался с 1970 по 1989 год в городе Арсеньеве.[20]

[править] Трудовые ресурсы

В период 1936—1939 гг. численность инженеров-конструкторов в авиационных КБ увеличилась с 1370 до 3166 человек.[21]

В 1940 г. в авиационную отрасль перевели 30 тыс. высококвалифицированных рабочих из других наркоматов и 4 тыс. инженеров и техников из высших учебных заведений.[22]

[править] Показатели

В 1939 г. валовая продукция авиационной промышленности составляла более 40 % всего производства оборонки.[23]

[править] Оценки

В период с 7 по 16 апреля 1941 г. военно-воздушному атташе Германии в СССР подполковнику Г. Ашенбреннеру и десяти немецким инженерам разрешили посетить Экспериментальный институт в Москве, два моторных завода в Рыбинске, один — в Молотове, авиационный завод в Филях. Отчеты, представленные после поездки, позволили руководству люфтваффе взглянуть на советскую авиационную промышленность изнутри. В сводном отчете подчеркивалось: «1. Заводы практически полностью независимы от внешних поставщиков. 2. Работа прекрасно организована, все продумано до мелочей. 3. Оборудование современное, в хорошем состоянии. 4. Высокий уровень квалификации, трудолюбие и бережливость советских рабочих».[24]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. Вооружение и военная техника накануне войны
  3. Вооружение и военная техника накануне войны
  4. Вооружение и военная техника накануне войны
  5. Вооружение и военная техника накануне войны
  6. Вооружение и военная техника накануне войны
  7. [2]
  8. Вооружение и военная техника накануне войны
  9. Вооружение и военная техника накануне войны
  10. Вооружение и военная техника накануне войны
  11. Вооружение и военная техника накануне войны
  12. Вооружение и военная техника накануне войны
  13. [3]
  14. Вооружение и военная техника накануне войны
  15. Вооружение и военная техника накануне войны
  16. Вооружение и военная техника накануне войны
  17. Вооружение и военная техника накануне войны
  18. Вооружение и военная техника накануне войны
  19. Вооружение и военная техника накануне войны
  20. [4]
  21. Вооружение и военная техника накануне войны
  22. Вооружение и военная техника накануне войны
  23. Вооружение и военная техника накануне войны
  24. Вооружение и военная техника накануне войны
Личные инструменты