Редактирование: SaМ146
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Изображение:SSJ 100 Interjet.jpg|thumb|400px|right|Пассажирский самолёт [[Sukhoi Superjet 100]]]] '''SaМ146''' — самолётный двигатель. В настоящее время устанавливается на пассажирский самолёт [[SSJ 100]]. == Характеристики == SaM146 представляет собой интегрированную силовую установку, включающую двигатель и мотогондолу с реверсивным устройством.<ref>[http://www.take-off.ru/item/2489-odk-saturn-sovershenstvuet-sam146]</ref> Двигатель выполнен по двухконтурной двухвальной схеме, имеет степень двухконтурности 4,43, обладает широким диапазоном регулирования тяги.<ref>[http://www.take-off.ru/item/2489-odk-saturn-sovershenstvuet-sam146]</ref> Максимальная тяга двигателя на взлётном режиме (NTO) — 7 311 кгс, на чрезвычайном режиме (APR) — 7 900 кгс. Удельный расход топлива на крейсерском режиме — 0,629 кг/кгс.ч. Сухая масса (с мотогондолой) — 2150 кг.<ref>[http://www.npo-saturn.ru/?rssid=1480090942&sat=6&slang=0 Суммарная наработка парка двигателей SaM146 превысила 500 тысяч часов. 25 ноября 2016]</ref> == Производство == Двигатели SaМ146 производит совместное предприятие российской «[[ОДК-Сатурн]]» и французской [[Safran]] — [[Powerjet]]. Компания Powerjet может выпускать 60-70 двигателей в год.<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/11/21/787112-ssj100-malo-letaet]</ref> == Кооперация компаний == В рамках разделения зон ответственности российская компания [[НПО «Сатурн»]] отвечает за проектирование деталей контура низкого давления, их изготовление, проведение специальных испытаний данных деталей, а также отвечает за сборку двигателя, оснащение и проведение всех видов наземных испытаний, и отправку двигателя заказчику.<ref>[http://rostec.ru/news/1730]</ref> Французская компания [[Snecma]] отвечает за проектирование и изготовление деталей контура высокого давления, осуществляет общее руководство разработкой и интеграцией систем двигателя, а также несет ответственность за проведение летных испытаний силовой установки и обеспечение интеграции силовой установки с самолетом.<ref>[http://rostec.ru/news/1730]</ref> == Сертификация == SaM146 стал первым производимым в России газотурбинным двигателем, получившим международный сертификат типа Европейского агентства авиационной безопасности (EASA). Базовая версия [[SaM146‑1S17]] (тяга на взлетном режиме около 6,9 тс, на чрезвычайном — около 7,6 тс) сертифицирована EASA 23 июня 2010 г., модификация с повышенной тягой [[SaM146‑1S18]] (около 7,3 тс и 7,9 тс соответственно) — 17 января 2012 г.<ref>[http://www.take-off.ru/item/2489-odk-saturn-sovershenstvuet-sam146]</ref> Семейство SaM146 включает также сертифицированные 24 февраля 2014 г. варианты 1S17С и 1S18С той же тяги, предназначенные для установки на корпоративные, правительственные и VIP-версии SSJ100, учитывающие специфику эксплуатации таких самолетов (большее число «холодных» запусков.<ref>[http://www.take-off.ru/item/2489-odk-saturn-sovershenstvuet-sam146]</ref> == Цены == По состоянию на декабрь 2018 года каталожная цена одного SaM146 — примерно $6 млн. При крупном заказе скидка может достигать 30 %.<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/12/04/788384-rosteh-pozabotitsya-naleta-ssj100]</ref> == Двигатель для самолёта Бе-200 == [[Изображение:Be-200CHS.jpg|thumb|400px|right|Самолёт-амфибия [[Бе-200ЧС]]]] На самолёт [[Бе-200ЧС]] будет устанавливаться модификация двигателя SaМ146 с условным пока обозначением 1В18.<ref>[https://diana-mihailova.livejournal.com/2080864.html]</ref> == История == Разработка двигателя SаМ146 началась в 2004 году.<ref>[https://www.aviapanorama.ru/wp-content/uploads/2010/02/20.pdf Двигатели Д-436-148 и SаM146: «реверанс» — слово французское]</ref> Лётные испытания SaM146 начались в 2007 году.<ref>[https://www.aviapanorama.ru/wp-content/uploads/2010/02/20.pdf Двигатели Д-436-148 и SаM146: «реверанс» — слово французское]</ref> В июне 2010 года базовая версия SaM146 была сертифицирована Европейским агентством авиационной безопасности EASA, а затем и Авиарегистром МАК.<ref>[http://www.take-off.ru/item/2136-otechestvennoe-aviamotorostroenie-2016]</ref> Двигатель SaМ146 эксплуатируется с 2011 года, с момента первого коммерческого полета (21 апреля) самолета «Сухой Суперджет-100» по маршруту Москва — Ереван.<ref>[http://rostec.ru/news/1730]</ref> В феврале 2014 были сертифицированы модели двигателя SaM146 для корпоративного применения.<ref>[http://www.npo-saturn.ru/upload/docs/2016/1467975592_1_Godovoy_otchet_za_2015_god.pdf Годовой отчёт НПО «Сатурн» за 2015 год]</ref> Соглашение о разработке модификации силовой установки SaM146 для самолёта [[Бе-200ЧС]] заключили в мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме производители двигателя — ПАО «ОДК-Сатурн» и компания [[Safran Aircraft Engines]]. В декабре 2018 года директор проекта по ремоторизации самолета Бе-200 данными моторами [[Илья Конюхов]] на X Международной конференции «Среднемагистральная и региональная авиация России — 2018» заявил: «На сегодняшний момент французская сторона (а именно она является разработчиком „горячей“ части) провела доработку [двигателя SaМ146] — мероприятия, связанные с полным исправлением ситуации. То есть сейчас все новые двигатели, которые выпускаются, идут с доработанной камерой сгорания, заново испытанной, которая исключает какие-либо дефекты в эксплуатации.» По его словам, те дефекты, которые сегодня обнаруживаются, связаны с тем, что еще не на всех двигателях при ремонтах такая замена произведена.<ref>[http://www.ato.ru/content/safran-dorabotala-kameru-sgoraniya-dlya-sam146]</ref> == Проблемы с эксплуатацией двигателя == В ноябре 2018 года газета «Ведомости» опубликовала статью, согласно которой нормальный налёт самолёту SSJ 100 не удаётся показывать прежде всего из-за проблем с двигателями SaM146. Об этом рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры четырёх авиакомпаний, эксплуатирующих эти лайнеры, и три человека, близких к лизинговым компаниям, покупающим такие суда.<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/11/21/787112-ssj100-malo-letaet]</ref> Проблемы SaM146 возникают в так называемой горячей части двигателя, где сжигается топливо. Ее поставляет Safran, утверждают все собеседники «Ведомостей». В камерах сгорания или маслосборниках могут появляться трещины уже после 2000-4000 часов полета (то есть уже на втором году эксплуатации самолета), а иногда и после 1000 часов полета, поясняют четыре собеседника. Двигатель необходимо отправлять на капитальный ремонт. Хотя производитель обещает, что до капремонта двигатель должен работать 7500-8000 часов. Это конструктивный недостаток, говорит один из собеседников «Ведомостей».<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/11/21/787112-ssj100-malo-letaet]</ref> Ремонт вышедшего из строя двигателя стоит $2-5 млн и длится два месяца, говорят два собеседника. Так как это конструктивный недостаток, производитель ремонтирует двигатель за свой счёт. Но за аренду подменного двигателя платит сама авиакомпания вдобавок к лизинговым платежам за аренду самолета, объясняют топ-менеджер авиакомпании и человек, близкий к лизинговой компании.<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/11/21/787112-ssj100-malo-letaet]</ref> == Показатели == === Поставки заказчикам === Объём поставки заказчикам двигателей SaМ146 (штук): * 2014 год: 65<ref>[http://www.take-off.ru/item/2489-odk-saturn-sovershenstvuet-sam146]</ref> * 2015 год: 38<ref>[http://www.take-off.ru/item/2489-odk-saturn-sovershenstvuet-sam146]</ref> * 2016 год: 54<ref>[http://www.take-off.ru/item/2489-odk-saturn-sovershenstvuet-sam146]</ref> * 2017 год: 76<ref>[https://bmpd.livejournal.com/3148522.html]</ref> К июню 2013 года с момента начала серийного производства АО «НПО „Сатурн“» отгрузил компании «ГСС» 64 двигателя SaM146.<ref>[http://www.npo-saturn.ru/dload.php?fid=2688&slang=0 Суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила 43 647 часов. 10 июня 2013]</ref><ref>[http://www.npo-saturn.ru/dload.php?fid=2689&slang=0 В этом году «Сатурн» планирует выпустить 52 авиадвигателя для «Суперджета». 10 июня 2013]</ref> 28 февраля 2014 года НПО «Сатурн» отгружен 100-й серийный двигатель SaM146.<ref>[http://www.npo-saturn.ru/upload/docs/2016/1467975592_1_Godovoy_otchet_za_2015_god.pdf Годовой отчёт НПО «Сатурн» за 2015 год]</ref><ref>[http://www.npo-saturn.ru/dload.php?fid=3036&slang=0 НПО «Сатурн», входящее в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации», в следующем году сможет произвести более 100 двигателей SaM146 для Sukhoi Superjet 100. 21 февраля 2014]</ref> На 30 декабря 2016 года с ПАО «Сатурн» в АО «ГСС» и [[PowerJet]] отгружено 248 серийных двигателей SaM146.<ref>[http://www.uecrus.com/files/Annual_Report_ODK_2016.pdf Годовой отчёт «ОДК» за 2016 год]</ref> К июлю 2017 года изготовлено и поставлено заказчикам более 250 серийных SaM146 (включая запасные), из которых более 200 находятся в эксплуатации у коммерческих авиакомпаний и государственных заказчиков.<ref>[http://www.take-off.ru/item/2489-odk-saturn-sovershenstvuet-sam146]</ref> По состоянию на март 2018 года с «ОДК-Сатурн» отгружено 310 серийных двигателей SaM146.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/3148522.html]</ref> === Производство === Объём производства двигателей SaМ146 (штук):<ref>[http://www.take-off.ru/item/2136-otechestvennoe-aviamotorostroenie-2016]</ref> * 2010 год: 6 * 2011 год: 15 * 2012 год: около 25 * 2013 год: около 50 В сентябре 2017 года ПАО «ОДК-Сатурн» собран 300-й серийный двигатель SaM146.<ref>[http://www.npo-saturn.ru/upload/docs/2018/1530627015_1_Godovoy_otchet_za_2017_god.pdf Годовой отчёт «ОДК-Сатурн» за 2017 год]</ref> === Наработка парка двигателей === Суммарная наработка парка двигателей SaM146 на 22 апреля 2013 года составила 39772 часа, 25,21 тыс. циклов.<ref>[http://www.npo-saturn.ru/dload.php?fid=2665&slang=0 Европейское агентство по авиационной безопасности подтвердило надежность рыбинских авиамоторов. 13 мая 2013]</ref> По состоянию на начало июня 2013 года суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила 43 647 часов.<ref>[http://www.npo-saturn.ru/dload.php?fid=2688&slang=0 Суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила 43 647 часов. 10 июня 2013]</ref> По состоянию на 20 февраля 2014 года суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила свыше 78 тыс. часов и более 51 тыс. циклов.<ref>[http://www.npo-saturn.ru/dload.php?fid=3036&slang=0 НПО «Сатурн», входящее в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации», в следующем году сможет произвести более 100 двигателей SaM146 для Sukhoi Superjet 100. 21 февраля 2014]</ref><ref>[https://www.uecrus.com/rus/presscenter/odk_news/?ELEMENT_ID=2282&print=Y]</ref> По данным на 1 июля 2014 года, суммарная наработка парка двигателей SaM146, находящихся в коммерческой эксплуатации в составе SSJ 100, превысила 100 тыс. часов.<ref>[https://vpk.name/news/113044_dvigatel_sam146_100_tyisyach_chasov_naleta.html]</ref> По данным на 25 мая 2015 года, суммарная наработка парка двигателей SaM146 превысила 200 000 часов.<ref>[http://www.npo-saturn.ru/dload.php?fid=3562&slang=0 Суммарная наработка парка двигателей SaM146 превысила 200 тыс. часов. 25 мая 2015]</ref> В ноябре 2016 года двигатели SaM146 преодолели важный рубеж, проработав под крылом SSJ 100 полмиллиона часов.<ref>[http://www.take-off.ru/item/2489-odk-saturn-sovershenstvuet-sam146]</ref> По данным на 24 ноября 2016 года, суммарная наработка парка двигателей SaM146 в составе SSJ 100 составила 500 793 часов (336 027 циклов).<ref>[http://www.npo-saturn.ru/?rssid=1480090942&sat=6&slang=0 Суммарная наработка парка двигателей SaM146 превысила 500 тысяч часов. 25 ноября 2016]</ref> По состоянию на июнь 2017 года суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила более 620 тыс. лётных часов.<ref>[https://aviation21.ru/narabotka-parka-rossijsko-francuzskogo-dvigatelya-sam146-prevysila-600-tysyach-chasov/]</ref> По состоянию на август 2017 года наработка парка двигателей SaM146 превысила 650 тыс. лётных часов.<ref>[http://www.take-off.ru/item/3946-mark-sorel-my-ne-zanimaetsya-politikoj-my-vedem-proizvodstvo-i-biznes]</ref> Общая наработка находящихся в эксплуатации силовых установок SaM146 на март 2018 года превысила 830 тыс. лётных часов.<ref>[https://aviation21.ru/narabotka-dvigatelej-sam146-avialajnerov-ssj100-prevysila-830-tys-lyotnyx-chasov/]</ref> Суммарная наработка парка SaM146 на май 2018 года составляет свыше 875 тыс. лётных часов.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/3215030.html]</ref> По состоянию на октябрь 2018 года суммарная наработка турбовентиляторных двигателей SaM146, устанавливаемых на SSJ 100, превысила 1 млн лётных часов.<ref>[http://www.ato.ru/content/narabotka-dvigateley-dlya-ssj-za-dva-goda-udvoilas]</ref> На начало октября 2020 года общая суммарная наработка парка двигателей SaM146 достигла 1 млн полётных циклов, а в лётных часах превысила уровень в 1,6 млн лётных часов.<ref>[https://www.uecrus.com/rus/presscenter/odk_news/?ELEMENT_ID=3307]</ref> По состоянию на ноябрь 2021 года общая наработка парка двигателей SaM146 превысила 2 млн лётных часов.<ref>[https://www.interfax.ru/business/803224]</ref> === Двигатели в эксплуатации === По состоянию на 13 мая 2013 года в эксплуатации находились 32 двигателя SaM146, из них 30 на крыле, один на техническом обслуживании, один запасной.<ref>[http://www.npo-saturn.ru/dload.php?fid=2665&slang=0 Европейское агентство по авиационной безопасности подтвердило надежность рыбинских авиамоторов. 13 мая 2013]</ref> == Ссылки == * [http://www.take-off.ru/itemlist/tag/SaM146 SaМ146] == Примечания == <references /> [[Категория:Самолётные двигатели]] [[Категория:Газотурбинные двигатели]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы