Редактирование Экономическая политика России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== [[Экономика России в 1992 году|1992]] === Какого-либо официального документа, который можно было бы назвать полноценной программой [[экономические реформы в России|экономических реформ]], российское правительство в 1992 году так и не опубликовало.<ref name="kuvalin1">''[[Дмитрий Борисович Кувалин|Кувалин Д. Б.]]'' [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kuvalin/gl1-4 Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4]</ref> В феврале 1992 года был выпущен правительственный Меморандум об экономической политике Российской Федерации. Делались утверждения о том, что стратегия экономических реформ была сформулирована в этом меморандуме. Эти утверждения не слишком точны, поскольку текст меморандума был почти полностью посвящён краткосрочным аспектам текущей экономической ситуации.<ref name="kuvalin1" /> ==== [[Либерализация цен в России|Либерализация цен]] ==== Ключевым шагом экономической политики новых российских властей стало решение о [[либерализация цен в России|либерализации цен]], вступившее в силу со 2 января 1992 года. Этим действием всем экономическим агентам разрешалось самостоятельно устанавливать цены на продаваемую ими продукцию. Исключения были немногочисленными — государственное регулирование предполагалось осуществлять при установлении цен на основные виды топлива и энергии, на некоторые виды услуг транспорта и связи, а также на ряд потребительских товаров и услуг первой необходимости. При этом процесс государственного регулирования осуществлялся крайне неэффективно — во многих случаях «контролируемые» цены росли даже быстрее, чем свободные. Например, в 1992 году индекс цен на электроэнергию (55,1) и грузовые железнодорожные перевозки (35,6) был выше среднего индекса цен по промышленности в целом (33,8). Таким образом, либерализация цен была не только одномоментной, но и фактически тотальной.<ref name="kuvalin1" /> ==== [[Приватизация в России|Приватизация]] ==== 11 июня 1992 года постановлением Верховного совета РФ была утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год».<ref name="gprog92">[http://www.vcom.ru/cgi-bin/db/zakdoc?_reg_number=%D09202357 Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год]</ref> В программе говорилось, что главными целями приватизации являются:<ref name="gprog92" /> * формирование слоя частных собственников и содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики; * повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации; * социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации; * содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации; * создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; * привлечение иностранных инвестиций. Однако в действительности заявленные цели оказались чисто декларативными, ни одна из них не была достигнута.<ref name="kuvalin1" /> ==== [[Налогообложение в России|Налогообложение]] ==== В 1992 году произошло резкое усиление налогового бремени.<ref name="kuvalin1" /> В 1992 году были произведены следующие изменения в налогообложении:<ref name="kuvalin1" /> * Введены НДС и спецналог, совокупная ставка которых установлена в 28 % к добавленной стоимости * Начисления на фонд заработной платы установлены в размере 39 % от фонда заработной платы В 1992 году ставка налога на прибыль составляла 32 %, за исключением прибыли от посреднических операций, а также прибыли бирж и брокерских контор, для которых была установлена ставка 45 %. Сельскохозяйственные производители не платили налог на прибыль. Дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам облагаются у источника выплаты по ставке 15 %.<ref name="nalogprib" /> Эффективная ставка налога на прибыль составила 28,6 % в 1992 году. Низкая величина эффективной ставки налога на прибыль объясняется, во-первых, слабостью налоговых инспекций они не могли воспрепятствовать большому числу умышленных и неумышленных нарушений в учете. Кроме того, в условиях высокой инфляции (в 26 раз за год) должна была в значительной степени сказаться описанная выше практика неуплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.<ref name="nalogprib" /> В 1992 году происходило активное формирование основ российской налоговой системы, заложенных законами Российской Федерации, принятыми в конце 1991 года.<ref name="nalogprib" /> 27 декабря 1991 года был принят закон Российской Федерации «[[О налоге на прибыль предприятий и организаций]]».<ref name="nalogprib">[http://www.budgetrf.ru/Publications/Analysis/iet/an_iet_250902/an_iet_250902150.htm Изменения в технике взимания налога на прибыль и его динамика в 1992—1998 годах]</ref> В нём говорилось, что:<ref name="nalogprib" /> * налог на прибыль уплачивается всеми предприятиями, которые являются юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями и бюджетные предприятия (по действовавшему в 1991 году союзному законодательству последние не платили налог на прибыль), а также подpазделения пpедпpиятий, имеющие отдельный баланс и pасчетный счет. * особый порядок действует в отношении предприятий железнодорожного транспорта, связи и (с 1 июля 1992 года) предприятий газового хозяйства. * прибыль от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и (с 1 июля 1992 года) охотохозяйственной продукции не облагается налогом. Постановлением правительства России от 24 декабря 1991 года № 60 с 1 января 1992 года предприятиям было предоставлено право вводить индексацию амортизационных отчислений в связи с происшедшим изменением цен с коэффициентом 2.0 по основным фондам, введённым в эксплуатацию до 1 января 1992 года, с последующим отнесением этих сумм на резервы предстоящих расходов и платежей. Но с 1 июля 1992 года постановлением правительства России от 14 августа 1992 года № 595 индексация была отменена в связи с переоценкой основных фондов. На основании этого постановления разрешается применение повышающих коэффициентов амортизации (ускоренная амортизация) предприятиями, реализующими значительные инвестиционные программы по техническому перевооружению производства, по согласованию с министерством экономики России и министерством финансов России.<ref name="nalogprib" /> 20 марта 1992 года министерством финансов России было утверждено положение «О бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации», установившим единые методологические основы бухгалтерского учёта на территории России.<ref name="nalogprib" /> С 1 июля 1992 года была уменьшена налогооблагаемая прибыль на суммы, направленные на развитие средств связи, на ряд затрат, связанных с пенитенциарной системой, на суммы дивидендов физическим лицам при инвестировании этих средств внутри предприятия, на перевооружение и реконструкцию производства, включая НИОКР, а также на перевооружение и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры.<ref name="nalogprib" /> Законом «О внесении изменений…» от 16 июля 1992 года было введено увеличение валовой прибыли на сумму средств, перечисляемых покупателями продукции в специальные фонды предприятий. Эта норма вводилась с целью пресечения одной из форм уклонения от налогообложения, когда реализация продукции оформлялась договором по минимальной цене, а остальная сумма перечислялась в специальные фонды.<ref name="nalogprib" /> 5 августа 1992 года постановлением правительства России было утверждено «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», согласно которому определялся перечень затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), на величину которой уменьшается налогооблагаемая прибыль от реализации продукции. Это Положение было введено в действие с 1 июля 1992 года.<ref name="nalogprib" /> С 1992 года заработная плата полностью отражается в учете в составе себестоимости продукции. Объём заработной платы, превышающий четыре минимальных оклада, увеличенных в соответствии с числом работников, в 1992 году облагался налогом на прибыль.<ref name="nalogprib" /> Изменение налоговых льгот, связанных с капитальными вложениями, происходило следующим образом: в Законе от 27 декабря 1991 года разрешалось уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы, направленные на вложения в производственные мощности для ряда отраслей (нефтяной, угольной, конверсионных предприятий, производство медицинской техники, медикаментов, продовольствия и оборудования для переработки продуктов питания, товаров народного потребления). С 1 октября 1992 года законом от 16 июля 1992 года к этому списку присоединены техническое перевооружение производства в остальных отраслях и реконструкция объектов социальной инфраструктуры.<ref name="nalogprib" /> В 1992 году существовало множество налоговых льгот для инвестиций, предоставление которых зависело от вида деятельности, типа и размера предприятия и т. д. Анализ их использования показывает очевидную неэффективность подобных льгот. Их применение вызвало формирование различных фактических ставок налога на прибыль на различных предприятиях и в различных секторах, что искажало экономические критерии распределения ресурсов. Кроме того, они создавали многочисленные лазейки в нормативных документах, позволяющие практически любому предприятию уменьшать уровень налоговых изъятий.<ref name="nalogprib" /> С 1 января 1992 года авансовые взносы налога на прибыль следовало платить в размере 1/6 от прибыли за квартал до 10 и 25 числа каждого месяца (для предприятий с иностранными инвестициями определен особый порядок). Однако в 1992 году не существовало никаких санкций за неуплату авансовых платежей, если объявлялась нулевая предполагаемая прибыль, чем пользовалось большое число предприятий для перенесения уплаты налога на возможно более поздний срок, что в условиях высокой инфляции давало им немалый выигрыш и приводило к потерям доходов бюджета.<ref name="nalogprib" /> Налог на прибыль за I квартал 1992 года составил наибольшую часть (40,1 %) всех налоговых поступлений предприятий (6,7 % ВВП). Впрочем, определенная часть этих поступлений была обусловлена проведенной переоценкой запасов. Запасы готовой продукции были переоценены по состоянию на начало года, и половина величины переоценки подлежала перечислению в бюджет. Общие налоговые поступления за II квартал выросли до 21,3 % ВВП (в I квартале — 16,7 %). Рост поступлений налога на прибыль, который продолжался до июля 1992 года (9,9 % ВВП), объясняется во многом тем, что после либерализации цен в народном хозяйстве наблюдалась аномально высокая рентабельность, так как предприятия не имели возможности переоценивать затраты, которые быстро обесценивались в результате высокой инфляции. Это касалось и запасов материальных ресурсов, накопленных до либерализации цен. Часть затрат осуществлялась по-прежнему в старых ценах. В результате в первом полугодии доля налога на прибыль составила 44 % всех налоговых поступлений. В третьем квартале доля поступлений налога на прибыль (8,7 % ВВП или 38 % налоговых поступлений) снизилась за счет уменьшения инфляционного обесценения текущих затрат предприятий и проведения переоценки основных фондов в начале второго полугодия и соответствующего снижения рентабельности. Общая сумма налоговых поступлений за 9 месяцев составила 23,0 % ВВП. Поступления налога на прибыль в четвертом квартале сохранились на уровне третьего квартала — 8,7 % ВВП, хотя их доля в доходах бюджета снизилась до 30,7 %.<ref name="nalogprib" /> За 1992 год общая сумма налоговых поступлений составила 28,3 % ВВП. В последнем квартале наблюдался рост налоговых поступлений. Июльские изменения налогового законодательства, ограничивающие возможности легального уменьшения налогов, были опубликованы с опозданием и поэтому реальное увеличение сбора налогов пришлось на последние 3 месяца. В структуре налоговых поступлений за год можно отметить уменьшение доли налога на прибыль до 31,6 % после роста в I полугодии. Всего поступления налога на прибыль за 1992 год составили 8,9 % ВВП.<ref name="nalogprib" /> В 1992 году наблюдался рост доли поступлений налога на прибыль в ВВП в первые месяцы, следовавшие за окончанием каждого квартала. Так, например, с 6-8 % месячного ВВП в январе-марте доля налога выросла до 16,5 % месячного ВВП и 12,3 % в апреле и мае 1992 года соответственно. Июльские поступления налога на прибыль составили 11,1 % (в июне — 6,8 %), а октябрьские — 13,4 % месячного ВВП (в августе 7,8 %, в сентябре − 5,8 % ВВП).<ref name="nalogprib" /> Законом от 22 декабря 1992 года «О внесении изменений…» с 1 января 1993 года установлен порядок уточнения разницы между авансовыми взносами и фактически полученной прибылью.<ref name="nalogprib" /> В 1992 году большинство предприятий не стремилось уклоняться от налогов. Более того, нередко финансовые службы предприятий не предпринимали даже совершенно законных действий по снижению суммы уплачиваемых налогов за счёт оптимизации бухгалтерской отчётности. Первоначальное терпимое отношение к ужесточению налогового режима объяснялось несколькими причинами. Во-первых, большинство предприятий, в особенности из госсектора, привыкло быть законопослушными. Предприятия традиционно видели в государстве хотя и не идеального, но партнера, который в критическую минуту окажет помощь. Многие директора совершенно искренне полагали, что запредельные налоговые ставки являются временным «перегибом», который вскоре будет исправлен. Некоторые из них даже обращались с соответствующими призывами в правительство, ожидая, что к ним прислушаются. Во-вторых, в 1992 году в России ещё сохранялись некоторые элементы прямого государственного участия в экономических процессах. Благодаря этому довольно многие предприятия получали за счет бюджета льготные кредиты и индивидуальные налоговые скидки, им предоставлялись льготы во внешнеэкономической деятельности и т. д. Все это позволяло смягчать нехватку оборотных средств и более терпимо относиться к высоким налогам. В-третьих, утратив свои финансовые накопления, многие предприятия при этом сумели сохранить довольно значительные материальные резервы: парк машин и оборудования, земли, здания, сооружения, запасы сырья и полуфабрикатов. Эти ресурсы, благодаря тому, что их можно было продавать, обменивать и сдавать в аренду, тоже сыграли роль демпфера в сложной финансовой ситуации. Кроме того, внутренние цены на энергоресурсы и транспорт в 1992 году ещё были относительно низки и не столь сильно сказывались на уровне издержек, как впоследствии.<ref name="kuvalin5">''[[Дмитрий Борисович Кувалин|Кувалин Д. Б.]]'' [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kuvalin/gl5-7 Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 5-7]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы