Редактирование Транспорт Москвы (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== История == {{main|История транспорта Москвы}} На заре своей истории Москва стала важным стратегическим пунктом на юго западном порубежье Владимиро-Суздальской земли. Она находилась на очень удобном скрещении водных путей и проезжих дорог. От нее по реке Яузе, а потом по Клязьме шел путь во Владимир — крупнейший город Северо-Восточной Руси XII века. На водоразделе между Яузой и Клязьмой ещё в древности находилось село [[Мытищи]], где с купцов взимали проездную пошлину — мыт. С севера на юг дорога вела из далекого Новгорода через Волоколамск к Оке и Рязани. Другая сухопутная дорога шла с запада на юго-запад, связывая через Москву Черниговское и Смоленское княжества с Владимирской землёй.<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> На протяжении двух столетий (с XIV до конца XV века) шло становление Москвы как столицы единого Российского государства, что отразилось на всем облике города. Территория Москвы значительно выросла, главным образом в восточном направлении, и достигла современного [[Бульварное кольцо|Бульварного кольца]]. Её основой стали радиально расположенные улицы, ведущие к дорогам, связывавшим Москву с основными русскими землями. Старинные улицы Большого посада Варьская, или Варварская, и Никольская со Сретенкой, как её продолжением, начинались у стен Кремля и соответственно вели на Владимир и Переяславль.<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> В первой половине XVII века застройка Москвы шла по-прежнему стихийно, хаотично, особенно там, где проживал «черный» люд. И, тем не менее, наметившаяся ранее радиально-кольцевая система планировки города получила в XVII веке более отчётливое выражение. Улицы, вытянувшиеся вдоль старинных дорог к центру Москвы ([[Тверская]], [[Большая Дмитровка]] и [[Малая Дмитровка]], [[Мясницкая]] и другие), пересекались кольцами Белого города и Земляного города, потерявших со временем своё оборонное значение укреплений.<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> В 1876 году на Тверской улице началось усовершенствование мостовой (замена булыжника торцовым и асфальтовым покрытием).<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> Некоторые деревянные мосты стали заменяться железными: Дорогомиловский (1868), Москворецкий (1872), Большой Краснохолмский (1872), Крымский (1873), Большой Устьинский (1883). Появились новые мосты — Чугунный (1888) и Малый каменный (1890). Заметно улучшилось освещение улиц. В 1850-х годах улицы освещались в течение восьми месяцев в году, причем лишь в безлунные ночи (в среднем 18 дней в месяц). С появлением в 1860-х годах нового горючего (керосина) увеличилось число светильников. В 1867 году появилось газовое освещение.<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> В 1860-х годах из Москвы в различных направлениях уходили восемь шоссейных дорог: на [[Санкт-Петербург]], [[Ярославль]], [[Нижний Новгород]], [[Варшава|Варшаву]], [[Рязань]], [[Смоленск]] и др. Важнейшей из них была дорога, соединявшая Москву с всероссийским торжищем — [[Макарьевская ярмарка|Макарьевской]] (позже [[Нижегородская ярмарка|Нижегородской]]) ярмаркой.<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> Вслед за Николаевской (на Санкт-Петербург) одна за другой были проложены Ярославская, Брестская, Казанская, Нижегородская, Курская, Брянская, Савеловская, Виндавская, Павелецкая железные дороги. К концу XIX века Москва стала крупным железнодорожным узлом, куда сходилось 10 железных дорог, связывавших город с самыми различными уголками Европейской России.<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> На смену основному виду городского транспорта — «линейке» (экипажу с сиденьями по обе стороны разделявшей его доски) — постепенно приходила конная железная дорога ([[конка]]). К 1900 году протяжённость линий конки составляла около 100 км, причём на всех линиях курсировал 241 вагончик.<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> В 1899 году в Москве была проложена первая линия трамвая (от Страстного монастыря, находившегося на сегодняшней Пушкинской площади, до Бутырской заставы).<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> Медленная конка почти совершенно была вытеснена трамваем; его линии протянулись на 130 км. В 1907 году на московских улицах появился первый весьма своеобразный таксомотор автомобиль с объявлением «Извозчик. Такса по соглашению», а вскоре Марьину рощу и Останкино соединил автобус автомобиль с навесом и со скамейками в кузове. Но заметной роли в жизни горожан автотранспорт еще не играл.<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> Автомобилей было слишком мало. В 1913 году их насчитывалось всего 1300, а извозчиков — 14 тысяч. Из всех видов транспорта первое место принадлежало трамваю. В 1912 году московский трамвай перевез 274 млн человек (в 1904 году всего лишь 48 млн.).<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> В 1922 году Москва стала столицей СССР. В городе началось быстрое развитие транспортной инфраструктуры. Так, в 1924 году в Москве открылось автобусное движение, в 1933 году был запущен первый троллейбусный маршрут.<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> В ноябре 1931 года началось строительство [[Московское метро|московского метрополитена]]. В 1935 году для пассажиров открылась первая линия метро. В 1936 году московское метро по загруженности обогнало [[париж]]ское: ежедневно перевозилось 360—400 тыс. человек.<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> К 1938 году завершилась реконструкция центра Москвы. Красная площадь и прилегающие к ней улицы были освобождены от мелких торговых зданий, палаток, складов и одноэтажных деревянных домиков. Расширенные улицы покрывались асфальтом. Москву украсили заключенные в гранит Кремлевская, Москворецкая, Софийская, Крымская, Берсеневская, Фрунзенская, Бережковская, Дорогомиловская и другие набережные Москвы реки и Яузы.<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> 11 новых больших мостов связали районы Москвы между собой и с центром, улучшили транспортные связи.<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> В соответствии с Генеральным планом в последующие годы были реконструированы ул. Горького (Тверская), Большая Калужская (ныне Ленинский проспект), 1 я Мещанская (ныне проспект Мира), Можайское шоссе (ныне Кутузовский проспект) и многие другие улицы и площади, на которых широко велось жилищное строительство. Москва активно меняла свой облик «большой деревни», приобретая столичный масштаб.<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> Май 1942 — возобновление строительства Московского метрополитена. 14 марта 1954 года завершилось строительство кольцевой линии Московского метрополитена. В 1962—1968 годах был построен [[Новый Арбат]].<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> В 1971 году был принят новый Генеральный план развития Москвы. Он был рассчитан на 20 лет. Согласно этому плану прокладывались новые магистрали. В 1974—1986 годах улица Старый Арбат была объявлена заповедной и пешеходной зоной.<ref>[https://ria.ru/moscow_history/20090905/183709439.html]</ref> В мае 2013 года было сообщено о начале реконструкции [[МКМЖД]].<ref>[http://sdelanounas.ru/blogs/33732/ В Москве начата реконструкция МКМЖД]</ref> В октябре 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил Адресную инвестиционную программу (АИП) города на 2018—2020 годы. Большую долю финансирования (70 %) направят на развитие транспортной инфраструктуры. Всего за три года московские власти планируют ввести 296,3 км дорог, 42 пешеходных перехода и 81 искусственное сооружение — мосты, эстакады, путепроводы. Также построят 81,7 км новых линий метрополитена, 35 станций и шесть электродепо, закончат строительство Кожуховской линии и Третьего пересадочного контура, а также продлят Сокольническую ветку в Коммунарку.<ref>[https://realty.rbc.ru/news/5aa7d42e9a79475ba7643123]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы